Логопедическое занятие во 2 классе «Дифференциация з - ж»
Логопедическая тема: Дифференциация з-ж ( 2 класс)
Лексическая тема: Насекомые и животные.
Цель: дифференцировать звуки [з]-[ж]
Задачи:
Коррекционные:
- Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж;
- Развитие навыка словообразования;
-развивать фонематическое восприятие, анализ, представление;
-развивать подвижность артикуляторного аппарата.
Образовательные:
-закрепить графический образ букв з, ж;
-развивать зрительное внимание;
-развивать слуховое внимание и память;
-развивать общую моторику;
-соотносить звук и букву.
Воспитательные:
-вырабатывать усидчивость;
-формировать умение слушать логопеда и товарищей;
-развивать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Профили артикуляции;
предметные картинки;
зеркала;
кружки зелёные, жёлтые;
тетради, ручки.
Ход занятия:
I. Орг. момент
-Здравствуйте! Давайте повторим нашу речевку: «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Разминка. Артикуляционная гимнастика. Учащиеся работают с индивидуальными зеркалами, выполняя задания логопеда.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.
А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.
Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.
Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
II. Сообщение темы.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится (заяц). Приложение №1
Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук) Приложение №2
- Какой 1-й звук в слове заяц? (З)
Уточнить артикуляцию: губы в улыбке, кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы, воздушная струя длительная, холодная, идет по желобку, расположенному по середине языка (в помощь даётся картинка) Приложение №3
По звуковой схеме скажем про этот звук: согласный, так как есть преграда – язык, звонкий (горлышко дрожит, когда приложим ладонь), твердый.
- Какой 1-й звук в слове жираф? (Ж)
Уточнить артикуляцию: губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят кверху. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед (в помощь даётся картинка). Приложение №4.
По звуковой схеме скажем про звук Ж: согласный, так как есть преграда – язык, звонкий, твердый.
-Сегодня мы будем работать со звуками [з] и [ж].
III. Основная часть.
-Посмотрите на доску. У нас в гостях комарик и жучок. Какие песенки они нам споют? Приложение №5.
- Дифференциация З-Ж в слогах.
- Давайте вместе с героями прочитаем слоги по таблице. Учащиеся читают таблицы, представленные на доске.
За-за-за жа-жа-жа за-за-жа
Зу-зу-зу жу-жу-жу жу-зу-жу
Зо-зо-зо жо-жо-жо зо-зо-зо
Зы-зы-зы
- Дифференциация З-Ж в словах.
- Сегодня у нас гости. Назовите их, пожалуйста (показ картинок) Приложение №6. – Зебра, змея, журавль, жаба.
- Теперь назовите гостей, которые пришли к комарику, в названиях которых есть звук З.
– Назовите слова, которые пришли к жуку, в названиях которых есть звук Ж. Давайте распределим наших гостей в два столбика по наличию звуков ж и з.
– Кто с кем сидит?
з |
ж |
зебра |
журавль |
змея |
жаба |
Учащиеся записывают слова в два столбика в тетради.
Физминутка.
-Встаньте, немножко отдохнем и полетаем. Представим что мы комарики. Расправив крылышки будем петь песню «з-з-з». А теперь мы большие жуки: «ж-ж-ж»
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.
-Молодцы!
- Игра «Украсим коврик». Комарик и жучок приготовили вам задание.
Перед вами коврик, который надо украсить зелеными и желтыми кружками. Я называю слова, если вы услышите звук Ж, то выкладываете желтый кружочек, если звук З, то зеленый.(Лист бумаги разделен на 12 квадратиков: 3 слева направо и 4 сверху вниз). Сначала выкладываем 1-й столбик, затем второй, третий.
Узор, заря, кружил, пружина, лужа, запел, газон, кузов, пружина, корзина, сложение, коржи.
-А теперь посмотрите на мой коврик, если вы правильно все сделали, то ваш узор будет таким. (Показ образца). Приложение №7.
- Дифференциация З-Ж в предложениях.
Ответить на вопросы полным предложением.
Как называют сапоги из резины? Ответ: Сапоги из резины называются резиновые.
Как называют полку для книг?
Как называют ремень из кожи?
Как называют змея из бумаги?
Как называют одежду для зимы?
Как называют лопату из железа?
-Спишите, вставляя вместо картинок слова. Приложение №8.
Зоя нашла зеленого (жук). В зоопарке живет полосатая (зебра).
Проверка.
IV. Итог
-О каких звуках мы говорили сегодня? Какую песенку поёт комар? Какую песенку поёт жук? Что одинакового в этих звуках?
Что разное?
Отметить работу учеников.
Приложения.
№1
№ 2
№3 Звук [З]
№ 4 Звук [Ж].
№ 5
№ 6
№ 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образец:
№ 8
Зоя нашла зелёного |
В зоопарке живёт полосатая |