Статья «Особенности организации дистанционного обучения с целью обеспечения эффективности образования»
Особенности организации дистанционного обучения с целью обеспечения эффективности образования.
С понятием карантина, индивидуальный график и инклюзивное обучение знаком почти каждый. В каких формах может осуществляться обучение в такое время?
Преподаватели образовательной организации во время дистанционного обучения применяют различные методы обучения и самостоятельной работы. Образовательные организации вправе с положениями ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели.
- Полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
- Частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучаемого (слушателя). Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, реализует образовательную программу, при которой очные занятия чередуется с дистанционными.
Педагоги могут организовать два режима обучения:
1. Живое онлайн общение, когда в назначенный час Х, вы организуете видеоконференцию, общение в чате с учащимися.
2. Удалённое обучение, растянутое во времени, когда используя определённые цифровые инструменты, вы создаёте платформу для самостоятельного обучения при вашем активном опосредованном участии.
Сегодня поговорим о двух наиболее популярных платформах.
Zoom это сервис разработанный специально для проведения вебинаров, онлайн конференции и дистанционного обучения.
Перечислим возможности Zoom, которые позволяют организовать яркую, информационно насыщенную работу с детьми любого возраста в условиях удаленного проведения уроков:
1) создание конференции, в которой может принять участие весь класс (учитель является организатором);
2) возможность скрыть окна с изображением детей и демонстрировать всем одно окна, в котором всем будет виден ученик, отвечающий или задающий вопрос;
3) учитель может включать/отключать микрофоны учеников, что позволяет избежать лишнего шума на уроке;
4) демонстрация экрана позволяет видеть всем участникам презентацию или работать с электронной доской;
5) возможность работа с учебным материалом на доске одновременно всем участникам конференции;
6) комментирование происходящего в режиме реального времени не только голосом (аудио), но и написанием в «Чат» (есть возможность общения не только со всей группой, но с одним из участников);
7) возможность реагирования детей на происходящее с помощью специальной кнопки в беззвучном режиме (так учащийся может дать понять, что у него есть вопросы, что обсуждаемый момент ему не понятен);
8) возможность делать снимок экрана, который сохраняется в папку приложения на компьютере в формате обычной картинки;
9) возможность видеозаписи урока, которая может быть полезна для учеников, которые не смогли присоединиться к уроку своевременно.
Это основные достоинства данной платформы, которые могут не просто помочь «не сорвать» учебный год, но и способствовать большему вовлечению учеников. Также хочется добавить, что программу можно скачать и установить на компьютер, так работа будет мобильнее и удобнее в использовании (так как сайт не дает право на использование полного набора инструментов).
Безусловно, как и у любого ресурса, у Zoom есть свои минусы. И, пожалуй, один из самых весомых, который в начале пугает многих пользователей – это ограниченность проводимой конференции (урока) по времени, только сорок минут. Это ограничение действует только для бесплатной версии. Также к минусам Zoom относятся в первую очередь вопросы стабильности и безопасности.
С момента начала всеобщего карантина во многих странах мира количество пользователей Zoom стало стремительно расти, и очень многие люди начали сталкиваться с проблемами при звонках.
Сложности при установке соединения, «замерзшие» картинки, плохой звук и многое другое — все это стало неотъемлемой частью пользовательского опыта для Zoom.
Что касается безопасности, — здесь к Zoom много вопросов. На весь мир прогремели скандалы, когда посторонние пользователи могли «ворваться» в чужой зум-кол.
Конечно, пользоваться одной платформой как панацеей не стоит и занятие можно разделить, пользуясь бесплатной версией Zoom 40 мин, и остальное время для закрепления материала использовать Google class.
Для педагога открывает множество возможностей и удаленное обучение в Гугл классе: более глубоко осветить теоретический вопрос, что помогает студентам вникнуть более детально в процессы и явления; это неограниченные возможности для реализации инклюзивного образования и т.д.
Google Classroom - это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google для общеобразовательных заведений, целью которого является создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом.
На платформе вы можете:
• создать свой класс/курс;
• организовать запись учащихся на курс;
• делиться с учениками необходимым учебным материалом;
• предложить задания для учеников;
• оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом;
• организовать общение учащихся.
Во вкладке “Задания” вы можете:
• создавать задания, вопросы и группировать их по темам.
• добавлять учебные материалы (различного типа) и объединять их по темам.
• упорядочивать темы и материалы в них (если у материала нет темы, он расположен вверху страницы).
Данный веб-сервис объединяет в себе Google диск для создания и хранения данных, документы Google, листы и слайды для письма, Gmail для общения и Google календарь для составления расписания и определения сроков выполнения заданий. Учащиеся могут быть приглашены в класс по личному коду. Мобильные приложения, доступные для iOS и Android устройств позволяют пользователям делать фотографии и прикреплять их к заданиям, обмениваться файлами из других приложений и получать доступ к информации в автономном режиме. Учителя могут следить за успеваемостью каждого учащегося, а после выставления оценок могут возвращать работу с прикрепленными к ней комментариями или дополнительными заданиями.
Сервис Google Classroom позволяет понятно и удобно организовать дистанционное обучение, а также упрощает систематизацию материалов и подготовку к уроку. В своей работе я использую сервис Google Clsassroom при:
подготовке к занятию – составляю конспекты (в зависимости от типа урока), размещаю материалы урока в ленте курса (аудиофайлы, видео, ссылки на сайты);
проведении урока – организую различные формы работы учащихся;
на разных этапах урока:
проверка домашнего задания, назначенного и выполненного в Google классе;
актуализация знаний – встраиваемое в ленту видео или изображение;
контроль степени усвоения и самоконтроль – если освоить Google формы, позволяющие автоматически выставлять оценки.
Ещё раз подчеркну возможности сервиса Google формы. Они позволяют нам в интерактивном режиме выбирать вопросы разных типов, менять их последовательность и варианты ответов, следить за ответами в режиме реального времени и анализировать данные и результаты. То есть проводить контроль результатов обучения в новой удобной для педагога и понятной учащимся форме. Иными словами осуществлять то, что на онлайн уроках часто является «слепой зоной».
Недостатки сервиса Google Classroom.
• В Google Classroom не предусмотрена вебинарная комната, однако эта проблема решается достаточно просто. Преподаватель может использовать возможности зум, которые позволяют провести онлайн встречу с обучаемыми.
• В открытой версии сервиса Google Classroom нет электронного журнала (табеля успеваемости обучаемого). Такая возможность имеется для корпоративных пользователей Google Classroom.
• Для авторов, имеющих личные аккаунты, существуют ограничения: количество участников курса не более 250 и присоединиться к курсу в один день могут только 100 человек.
Преимущества сервиса.
• Настройка создаваемого курса несложная. Есть возможность проверять знания слушателей.
• Бесплатность и доступность. В сервисе нет рекламы.
• Можно пригласить до 20 преподавателей для проведения учебного курса.
• Хранение всех материалов курса на Google Диске, в том числе заданий, выполненных учащимися.
• Возможность коммуникации: между преподавателем и учениками, между учащимися. Учащиеся могут просматривать задания, оставлять свои комментарии и задавать вопросы преподавателю.
• Google Classroom имеет интеграцию с Google Диском, Документами, Календарем, Формами и Gmail.
Таким образом, сервис Google Clsassroom является хорошим подспорьем для педагога в целом. Процесс взаимодействия между педагогом и учащимися с использованием данного сервиса проходит намного быстрее, проще и эффективнее, а процесс обучения становиться для учащихся более интересным, динамичным и результативным, в особенности, если педагог постарается использовать как можно больше возможностей, которые предоставляют различные веб-сайты и приложения, интегрируемые с Google классом.
Итак, можно говорить о возникновении нового понятия «компьютерные учебные материалы и интернет - сервисы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:
адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;
тиражирование и размещение материалов в сети.
Учитель может использовать на уроках электронные средства и ресурсы, созданные и выложенные на образовательных порталах другими учителями.
Сетевые ресурсы создаются как для ученика, так и для учителя. Любой сетевой ресурс, используемый в учебном процессе, должен быть гармонично встроен в организацию процесса формирования учебной деятельности.
Дистанционный курс конечно никогда не заменит учителя, но может оказаться большим подспорьем в его работе.
презентация
PPTX / 7.43 Мб