12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грицаева Екатерина Рудольфовна93
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
6

Дистанционное обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями

Дистанционное обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями

(из опыта работы)

     В конце марта 2020 года страна отправилась на вынужденные выходные по причине предотвращения распространения коронавирусной инфекции. С 6 апреля большинство образовательных организаций страны приступили к дистанционному обучению. В их числе оказались учреждения для детей с ОВЗ, в том числе школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Коррекционные педагоги знают, насколько трудно порой бывает донести знания, выработать устойчивые умения и навыки у детей с особенностями развития на уроках, поэтому новость о начале дистанционных занятий вызвала вопрос: как организовывать уроки? Учителям в сложившихся условиях пришлось быстро сфокусироваться на создании доступных материалов, а также на переработке уже имеющихся электронных пособий для фронтальной работы в материалы для дистанционного использования. Трудностью стала трансляция занятий: не все родители имеют технические средства, многие оказались не готовы обеспечить возможность коммуницировать посредством сети Интернет. Платформы для общения (социальные сети, мессенджеры, платформы для конференц-связи) известны давно, но не все учащиеся с интеллектуальными нарушениями способны самостоятельно их использовать, поэтому участие в процессе обучения родителей играет немаловажную роль. Педагог всегда найдёт пути организации обучения, если родители принимают сложившиеся условия. Хочется рассказать об организации учебного процесса при поддержке открытых для общения и имеющих хотя бы минимальные технические средства родителях, не отвергающих взаимодействие с педагогом для достижения общей цели – обучения детей с ОВЗ.

     Представлю свою работу с учащимися с интеллектуальными нарушениями (I вариант обучения). Стоит отметить, что несколько облегчили её компьютерные курсы «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ», оконченные мной  в 2015 году на базе С-Пб РЦОКО и ИТ. Благодаря им, я уже имела представление о том, как и с помощью чего организовывать процесс обучения. Совместно с родителями детей каждого класса, в которых веду уроки, определила доступные для обучения своим предметам средства. Преимущественно это были видеозаписи с объяснениями учебного материала и опорные листы. В рекомендациях к проведению вынужденного дистанционного обучения было проведение уроков повторения. Повторение учебного материала для детей с интеллектуальными нарушениями намного важнее, чем для учащихся массовой школы, так как знания без повторения у них быстрее забываются, а умения и навыки утрачиваются. В связи с этим, требовалось обеспечить повторение всевозможными способами с минимизацией потери интереса к учебной деятельности. Требовалась разработка материалов с большим объёмом занимательности для повышения интереса учащихся, так как многим детям с ОВЗ требуется стимуляция в процессе обучения, тем более при отсутствии рядом учителя. Отработку умений и навыков, помимо упражнений учебника, можно осуществлять на платформах, предлагающих шаблоны для дидактических упражнений по разным предметам и темам (LearningApps, Coreapp и проч.) Задания на таких платформах создаются педагогом, возможно использование уже готовых разработок коллег. Ссылку на размещённые материалы отправляла родителям учащихся или детям, которые могли заниматься без помощи взрослого. Для контроля усвоения материала можно использовать программное обеспечение: Zoom (вход по ссылке оказался затруднительным для большинства моих родителей и практически всех детей), WhatsApp, Skype и другие. Удачным оказалось использование возможностей Google, позволяющих создавать опросы в форме тестов и систематизировать результаты ответов учащихся в форме документа Excel для последующего анализа усвоения материала. Для детей и родителей, у которых отсутствовал постоянный доступ к сети Интернет, размещала материалы в облачных хранилищах (сейчас их много), отправляла по e-mail и в мессенджерах. Приходилось использовать разные форматы представления учебного материала с учётом пожеланий родителей. Работы учащихся поступали в виде фото на электронную почту и в мессенджерах. Проверку выполненных заданий и исправление ошибок мне удобнее было осуществлять в графическом редакторе paint.net. Работа в дистанционном формате, безусловно, занимала больше времени и усилий всех участников данного процесса.

     Жизнь ставит нас в разные условия, и не всегда нам даётся право выбора. К сложившимся условиям необходимо было адаптироваться в короткий срок. Это потребовало некоторых усилий. Подводя итоги, стоит отметить, что дистанционная работа с учащимися с нарушениями интеллекта крайне трудна: такие дети требуют присутствия взрослого для осуществления контроля, корректировки их состояния, стимуляции. Поэтому участие родителей, безусловно, стало для меня большим подспорьем. Очевидно, что после периода дистанционного обучения наблюдается некоторый регресс в знаниях, умениях и навыках, у тех, кто уделял меньше внимания учёбе в условиях дистанционной работы. В связи с этим, потребуется дополнительное время для навёрстывания упущенного. Работа в условиях дистанционного обучения будет продолжать анализироваться, но уже сейчас необходимо воспринимать её как опыт, хотя уже сейчас можно сказать, что дистанционное обучение не заменит традиционную форму работы в классе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.