Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся с интеллектуальными нарушениями 9 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по чтению и развитию речи
DOCX / 56.18 Кб
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
|
«Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Письмо и развитие речи»
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
9 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Письмо и развитие речи.
Пояснительная записка
Программа по письму и развитию речи составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Русский (родной) язык. В.В.Воронкова.
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9 классах) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Основной целью курса является формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
- заложить основы для овладения устной и письменной речью;
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать познавательную деятельность воспитанника, способствовать коррекции мышления, его умственному и речевому развитию;
- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическому отношению к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение», 2006г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа).
Требования к уровню подготовки.
Учащийся должен знать:
-части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащийся должен уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Предложение. |
4 |
2 |
Звуки и буквы. |
5 |
3 |
Состав слова. |
8 |
4 |
Части речи. Имя существительное. |
8 |
5 |
Имя прилагательное. |
7 |
6 |
Личные местоимения. |
8 |
7 |
Глагол. |
16 |
8 |
Имя числительное. |
4 |
9 |
Наречие. |
4 |
10 |
Предложение. Части речи. |
2 |
11 |
Повторение за год. |
2 |
|
68 |
Содержание программы
Название раздела |
Содержание тем учебного курса |
Повторение. |
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. |
Звуки и буквы. |
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. |
Слово. |
Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Сложные слова. |
Имя существительное. |
Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные. |
Имя прилагательное. |
Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
Личные местоимения. |
Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. |
Глагол. |
Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Частица не с глаголами. |
Имя числительное. |
Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100. |
Наречие. |
Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце. |
Предложение. |
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространен-ные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Прямая речь (после слов автора). Знаки препинания. |
Повторение пройденного за год. |
Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи. |
Учебно- методический комплекс.
|
Рабочая тетрадь по русскому языку № 1. Состав слова. – М.: Просвещение, 2002; Рабочая тетрадь по русскому языку № 2. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2002; Рабочая тетрадь по русскому языку № 3. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2002; Рабочая тетрадь по русскому языку № 4. Глагол. – М.: Просвещение, 2002
|
2.Учебно-методические пособия |
1.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г. 2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г. 3.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г. 4. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992; . |
3.Учебно-практические издания |
1. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969. 2.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г. 3. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г. 4. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996. 5. . «М.В.Стрекалова «Русский язык. Рабочая тетрадь для 1-2, 3-4 классов. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Челябинской области.» Челябинск, «Взгляд»,2007.» 6. 5. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996. |
4.Учебно-наглядные издания |
Таблицы: «Состав слова», «Фонетический разбор слова», «Части речи». «Имя существительное»: «Склонение имён существительных»; «»Род имён существительных»; «Числа имён существительных»; «Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего , женского рода»; «Изменение местоимений по лицам, числам и родам»; «Простое предложение», «Сложное предложение», «Главные и второстепенные члены предложения», «Знаки препинания при однородных членах предложения» и др. картины, карточки со словарными словами, «Портреты детских писателей .ХХ век.». ООО Издательство «Гном и Д», М., 2008. |
Календарно-тематическое планирование по письму 9 класс
№ урока в теме |
№ урока по п/п |
Темы программы |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к подготовке учащихся |
Дата |
|
план |
факт |
||||||
Предложение. ( 4 часа) |
|||||||
1 |
1 |
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. |
комбинированный |
Простое предложение. Подлежащее и сказуемое в простом предложении. |
|
|
|
2 |
2 |
Обращение. |
комбинированный |
Обращение в начале предложения, выделение обращения при письме. Знаки препинания. |
|
|
|
3 |
3 |
Сложное предложение. |
комбинированный |
запятые в сложном предложении, составление предложений из слов, текста из предложений. |
|
|
|
4 |
4 |
Обобщающий урок. |
урок контроля знаний и умений |
Учить расставлять знаки препинания в предложении, составлять предложения из слов, текст из предложений |
|
|
|
Звуки и буквы (5 часов) |
|||||||
1 |
5 |
Звуки и буквы. |
комбинированный |
Различение букв и звуков, гласные – согласные, парные звонкие и глухие, шипящие. |
|
|
|
2 |
6 |
Разделительный Ь и разделительный Ъ. |
комбинированный |
Буквы не обозначающие звуков, значение. |
|
|
|
3 |
7 |
Гласные ударные и безударные. |
комбинированный |
Написание ударных и безударных гласных, ударение. |
|
|
|
4 |
8 |
Парные звонкие и глухие согласные. |
комбинированный |
Проверка написания звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. |
|
|
|
5 |
9 |
Деловое письмо «Объявление». |
урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
Состав слова. (8 часов) |
|||||||
1 |
10 |
Состав слова. Разбор слова по составу. |
комбинированный |
Понятия «приставка», корень», «суффикс», «окончание». Разбор слова по составу. |
- уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - уметь подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - знать способы проверки написания гласных и согласных в корне слов; - знать алфавит; - знать наиболее распространённые правила проверки слов. |
|
|
2 |
11 |
Проверяем в корне. |
комбинированный |
Проверка безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Подбор проверочных слов. |
|
|
|
3 |
12 |
Правописание приставок. |
комбинированный |
Образование слов с помощью приставок, выделение приставок, отличие приставки от предлога. |
|
|
|
4 |
13 |
Правописание приставок раз-(рас-); без- (бес-); из- (ис-); воз- (вос-). |
комбинированный |
Произношение и правописание приставок. Способ проверки. |
|
|
|
5 |
14 |
Сложные слова. |
комбинированный |
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. |
|
|
|
6 |
15 |
Сложносокращённые слова. |
комбинированный |
Образование сложносокращённых слов из словосочетаний, расшифровка сложносокращённых слов. |
|
|
|
7 |
16 |
Диктант. |
урок контроля знаний и умений |
Применение на практике изученное. |
|
|
|
8 |
17 |
Деловое письмо «Расписка». |
урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
Имя существительное. (8 часов) |
|||||||
1 |
18 |
Значение предметности Кто? Что? |
комбинированный |
Применение разных по значению существительных в соответствующем определённой теме тексте. |
- знать названия частей речи, их значение, использование в речи; - уметь доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
|
|
|
2 |
19 |
Грамматические признаки имени существительного. |
комбинированный |
Постоянные и непостоянные признаки. |
|
|
|
3 |
20 |
Написание имён собственных и нарицательных. |
комбинированный |
Значение понятия ИМЯ СОБСТВЕННОЕ и ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ. Написание имён собственных. |
|
|
|
4 |
21 |
Склонение имён существительных. |
комбинированный |
Повторение падежей и падежных вопросов; склонение имён существительных по падежам, определение падежа заданных слов. |
|
|
|
5 |
22 |
Безударные падежные окончания имён существительных. |
комбинированный |
Определение падежа существительного для правильного написания окончания. |
|
|
|
6 |
23 |
Правописание имён существительных с шипящей на конце. |
комбинированный |
Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце. |
|
|
|
7 |
24 |
Обобщающие упражнения по теме «Существительное» |
комбинированный |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
8 |
25 |
Диктант. |
урок контроля знаний и умений |
Применение на практике изученное. |
|
|
|
Имя прилагательное. (7 часов) |
|||||||
1 |
26 |
Признаки, свойства, качества предмета |
комбинированный |
Основные грамматические признаки имени прилагательного: род, число, падеж. |
|
|
|
2 |
27 |
Род, число, падеж имён прилагательных. |
комбинированный |
Основные грамматические признаки имени прилагательного: род, число, падеж. |
|
|
|
3 |
28 |
Безударные окончания имён прилагательных. |
комбинированный |
Проверка безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов |
|
|
|
4 |
29 |
Склонение и правописание прилагательных на (ий, ья, ье, ьи). |
комбинированный |
Определение рода прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу прилагательного и падежа) |
|
|
|
5 |
30 |
Практические упражнения в правописании окончаний у прилагательных |
комбинированный |
Применение на практике изученного. |
|
|
|
6 |
31 |
Обобщающие упражнения по теме «Прилагательное». |
урок контроля знаний и умений |
Применение на практике изученного. |
|
|
|
7 |
32 |
Деловое письмо. Объяснительная. |
урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
Личные местоимения. (8 часов) |
|||||||
1 |
33 |
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. |
комбинированный |
познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи. |
следить за своей речью
|
|
|
2 |
34 |
Склонение личных местоимений. 1 лицо. |
комбинированный |
Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в тексте, исправление ошибок в деформированном тексте |
|
|
|
3 |
35 |
Склонение личных местоимений. 2 лицо. |
комбинированный |
Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в тексте, исправление ошибок в деформированном тексте |
|
|
|
4 |
36 |
Склонение личных местоимений. 3 лицо. |
комбинированный |
Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в тексте, исправление ошибок в деформированном тексте |
|
|
|
5 |
37 |
Личные местоимения с предлогами. |
комбинированный |
Раздельное написание предлогов с местоимениями Использование местоимения в тексте, заменяя ими существительные |
|
|
|
6 |
38 |
Правописание личных местоимений 3 лица. |
комбинированный |
Написание личных местоимений 3 лица, добавление согласной к местоимению при написании. |
|
|
|
7 |
39 |
Диктант. |
урок контроля знаний и умений |
Применение на практике изученное. |
|
|
|
8 |
40 |
Деловое письмо. Заявление. |
урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
Глагол.(16 часов) |
|||||||
1 |
41 |
Глагол. Различие глаголов по значению |
комбинированный |
Значение глаголов в речи. Использование различных по значению глаголов при составлении связных высказываний. |
|
|
|
2 |
42 |
Грамматические признаки глагола. |
комбинированный |
Определенне грамматических признаков глаголов, нахождение глагола в тексте, составление словосочетаний с глаголом. |
|
|
|
3 |
43 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени. |
комбинированный |
Изменение глаголов по временам, уметь поставить глагол в нужном времени, определить время заданного глагола с помощью вопроса |
|
|
|
4 |
44 |
Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти. |
комбинированный |
Запись глагола в неопределённой форме, умение поставить глагол в неопределённую форму с помощью вопроса, нахождение глаголов неопределённой формы в тексте. |
|
|
|
5 |
45 |
Правописание частицы «не» с глаголами |
комбинированный |
Придание любому глаголу отрицательного значения, правило написания НЕ с глаголами, нахождение ошибок в тексте. Подбор к именам существительным глаголов со значением отрицания. |
|
|
|
6 |
46 |
Изменение глаголов по лицам и числам. |
комбинированный |
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам |
|
|
|
7 |
47 |
Правописание личных окончаний глаголов |
комбинированный |
Учить различать глаголы 1и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме |
|
|
|
8 |
48 |
I и II спряжения глаголов |
комбинированный |
Учить различать глаголы 1 и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме |
|
|
|
9 |
49 |
Окончания глаголов II спряжения. |
комбинированный |
Окончания глаголов и определение по ним спряжений. |
|
|
|
10 |
50 |
Окончания глаголов 1 спряжения. |
комбинированный |
Окончания глаголов и определение по ним спряжений. |
|
|
|
11 |
51 |
Глаголы в повелительной форме. |
комбинированный |
Знакомство с глаголами в повелительной форме, нахождение глагола в повелительном наклонении в тексте. |
|
|
|
12 |
52 |
Окончания глаголов в повелительной форме |
комбинированный |
Правило письма окончаний глаголов в повелительном наклонении |
|
|
|
13 |
53 |
Мягкий знак в глаголах. |
комбинированный |
Правила написания мягкого знака в глаголах. |
|
|
|
14 |
54 |
Обобщающие упражнения. |
комбинированный |
Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам. |
|
|
|
15 |
55 |
Диктант. |
урок контроля знаний и умений |
Применение на практике изученного. |
|
|
|
16 |
56 |
Деловое письмо «Анкета». |
урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
Наречие. ( 4 часа) |
|||||||
1 |
57 |
Грамматическое значение наречия. Вопросы наречия. |
комбинированный |
Знакомство с наречием, умение использовать его в речи, нахождение наречия в тексте. |
Различать наречия и имена прилагательные. Подбирать к наречиям однокоренные имена прилагательные. Уметь точно употреблять наречия в письменной и устной речи. Уметь применять изученные правила на практике. |
|
|
2 |
58 |
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. |
комбинированный |
Определение у наречий времени, места и способа действий. |
|
|
|
3 |
59 |
Правописание наречий с а и о на конце |
комбинированный |
Определение написания наречия по приставке. |
|
|
|
4 |
60 |
Обобщающие упражнения. |
комбинированный |
Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам |
|
|
|
Имя числительное. (4 часа) |
|||||||
1 |
61 |
Грамматическое значение числительного. |
комбинированный |
Знакомство с числительными. Количественные и порядковые числительные. |
Находить имена числительные в предложении и тексте, уметь ставить вопросы к ним. Различать простые и составные имена числительные. Находить словосочетания числительного и имени существительного в предложении и тексте, употреблять имена числительные с именем существительным в единственном и множественном числе. Уметь записывать числа словами. |
|
|
2 |
62 |
Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900. |
комбинированный |
Правописание числительных, склонение числительных по падежам. |
|
|
|
3 |
63 |
Правописание числительных (тренировочные упражнения). |
комбинированный |
Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам |
|
|
|
4 |
64 |
Деловое письмо «Доверенность». |
урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
|
|
Части речи. Предложение. (2 часа) (повторение) |
|
||||||
1 |
65 |
Части речи. |
комбинированный |
Определение частей речи. |
|
|
|
2 |
66 |
Предложение. |
комбинированный |
Определение границ предложения в тексте. Построение предложений по схемам. Определение вида предложения |
|
|
|
Повторение пройденного за год. (4 часа) |
|||||||
1 |
67 |
Повторение пройденного. |
комбинированный |
Применение на практике изученное. |
|
|
|
2 |
68 |
Контрольный диктант по итогам учебного года |
урок контроля знаний и умений |
Применение на практике изученное. |
|
|