12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Морозова Татьяна9595 Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне. Россия, Костромская обл., Солигалич Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся с интеллектуальными нарушениями 9 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по чтению и развитию речи
DOCX / 56.18 Кб
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
|
«Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Письмо и развитие речи»
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
9 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Письмо и развитие речи.
Пояснительная записка
Программа по письму и развитию речи составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Русский (родной) язык. В.В.Воронкова.
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9 классах) осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Основной целью курса является формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
- заложить основы для овладения устной и письменной речью;
- формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
- развивать познавательную деятельность воспитанника, способствовать коррекции мышления, его умственному и речевому развитию;
- воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическому отношению к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение», 2006г.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа).
Требования к уровню подготовки.
Учащийся должен знать:
-части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащийся должен уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учебно-тематический план
№
| Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Предложение. | 4 |
2 | Звуки и буквы. | 5 |
3 | Состав слова. | 8 |
4 | Части речи. Имя существительное. | 8 |
5 | Имя прилагательное. | 7 |
6 | Личные местоимения. | 8 |
7 | Глагол. | 16 |
8 | Имя числительное. | 4 |
9 | Наречие. | 4 |
10 | Предложение. Части речи. | 2 |
11 | Повторение за год. | 2 |
| 68 |
Содержание программы
Название раздела | Содержание тем учебного курса |
Повторение. | Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. |
Звуки и буквы. | Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. |
Слово. | Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Сложные слова. |
Имя существительное. | Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные. |
Имя прилагательное. | Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
Личные местоимения. | Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. |
Глагол. | Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Частица не с глаголами. |
Имя числительное. | Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100. |
Наречие. | Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце. |
Предложение. | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространен-ные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Прямая речь (после слов автора). Знаки препинания. |
Повторение пройденного за год. | Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи. |
Учебно- методический комплекс.
|
Рабочая тетрадь по русскому языку № 1. Состав слова. – М.: Просвещение, 2002; Рабочая тетрадь по русскому языку № 2. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2002; Рабочая тетрадь по русскому языку № 3. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2002; Рабочая тетрадь по русскому языку № 4. Глагол. – М.: Просвещение, 2002
|
2.Учебно-методические пособия | 1.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г. 2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г. 3.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г. 4. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992; . |
3.Учебно-практические издания | 1. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969. 2.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г. 3. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г. 4. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996. 5. . «М.В.Стрекалова «Русский язык. Рабочая тетрадь для 1-2, 3-4 классов. 2-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Челябинской области.» Челябинск, «Взгляд»,2007.» 6. 5. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО2,1996. |
4.Учебно-наглядные издания | Таблицы: «Состав слова», «Фонетический разбор слова», «Части речи». «Имя существительное»: «Склонение имён существительных»; «»Род имён существительных»; «Числа имён существительных»; «Падежные окончания имён прилагательных мужского, среднего , женского рода»; «Изменение местоимений по лицам, числам и родам»; «Простое предложение», «Сложное предложение», «Главные и второстепенные члены предложения», «Знаки препинания при однородных членах предложения» и др. картины, карточки со словарными словами, «Портреты детских писателей .ХХ век.». ООО Издательство «Гном и Д», М., 2008. |
Календарно-тематическое планирование по письму
№ урока в теме | № урока по п/п | Темы программы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к подготовке учащихся | Дата | |
план | факт | ||||||
Предложение. ( 4 часа) | |||||||
1 | 1 | Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. | комбинированный | Простое предложение. Подлежащее и сказуемое в простом предложении. |
|
|
|
2 | 2 | Обращение. | комбинированный | Обращение в начале предложения, выделение обращения при письме. Знаки препинания. |
|
| |
3 | 3 | Сложное предложение. | комбинированный | запятые в сложном предложении, составление предложений из слов, текста из предложений. |
|
| |
4 | 4 | Обобщающий урок. | урок контроля знаний и умений | Учить расставлять знаки препинания в предложении, составлять предложения из слов, текст из предложений |
|
| |
Звуки и буквы (5 часов) | |||||||
1 | 5 | Звуки и буквы. | комбинированный | Различение букв и звуков, гласные – согласные, парные звонкие и глухие, шипящие. |
|
|
|
2 | 6 | Разделительный Ь и разделительный Ъ. | комбинированный | Буквы не обозначающие звуков, значение. |
|
| |
3 | 7 | Гласные ударные и безударные. | комбинированный | Написание ударных и безударных гласных, ударение. |
|
| |
4 | 8 | Парные звонкие и глухие согласные. | комбинированный | Проверка написания звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. |
|
| |
5 | 9 | Деловое письмо «Объявление». | урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
Состав слова. (8 часов) | |||||||
1 | 10 | Состав слова. Разбор слова по составу. | комбинированный | Понятия «приставка», корень», «суффикс», «окончание». Разбор слова по составу. | - уметь разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - уметь подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - знать способы проверки написания гласных и согласных в корне слов; - знать алфавит; - знать наиболее распространённые правила проверки слов. |
|
|
2 | 11 | Проверяем в корне. | комбинированный | Проверка безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Подбор проверочных слов. |
|
| |
3 | 12 | Правописание приставок. | комбинированный | Образование слов с помощью приставок, выделение приставок, отличие приставки от предлога. |
|
| |
4 | 13 | Правописание приставок раз-(рас-); без- (бес-); из- (ис-); воз- (вос-). | комбинированный | Произношение и правописание приставок. Способ проверки. |
|
| |
5 | 14 | Сложные слова. | комбинированный | Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. |
|
| |
6 | 15 | Сложносокращённые слова. | комбинированный | Образование сложносокращённых слов из словосочетаний, расшифровка сложносокращённых слов. |
|
| |
7 | 16 | Диктант. | урок контроля знаний и умений | Применение на практике изученное. |
|
|
|
8 | 17 | Деловое письмо «Расписка». | урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
Имя существительное. (8 часов) | |||||||
1 | 18 | Значение предметности Кто? Что? | комбинированный | Применение разных по значению существительных в соответствующем определённой теме тексте. | - знать названия частей речи, их значение, использование в речи; - уметь доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
|
|
|
2 | 19 | Грамматические признаки имени существительного. | комбинированный | Постоянные и непостоянные признаки. |
|
| |
3 | 20 | Написание имён собственных и нарицательных. | комбинированный | Значение понятия ИМЯ СОБСТВЕННОЕ и ИМЯ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ. Написание имён собственных. |
|
| |
4 | 21 | Склонение имён существительных. | комбинированный | Повторение падежей и падежных вопросов; склонение имён существительных по падежам, определение падежа заданных слов. |
|
| |
5 | 22 | Безударные падежные окончания имён существительных. | комбинированный | Определение падежа существительного для правильного написания окончания. |
|
| |
6 | 23 | Правописание имён существительных с шипящей на конце. | комбинированный | Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце. |
|
| |
7 | 24 | Обобщающие упражнения по теме «Существительное» | комбинированный |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
8 | 25 | Диктант. | урок контроля знаний и умений | Применение на практике изученное. |
|
| |
Имя прилагательное. (7 часов) | |||||||
1 | 26 | Признаки, свойства, качества предмета | комбинированный | Основные грамматические признаки имени прилагательного: род, число, падеж. |
|
|
|
2 | 27 | Род, число, падеж имён прилагательных. | комбинированный | Основные грамматические признаки имени прилагательного: род, число, падеж. |
|
| |
3 | 28 | Безударные окончания имён прилагательных. | комбинированный | Проверка безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов |
|
| |
4 | 29 | Склонение и правописание прилагательных на (ий, ья, ье, ьи). | комбинированный | Определение рода прилагательных по существительному, (окончание при этом определяется по вопросу прилагательного и падежа) |
|
| |
5 | 30 | Практические упражнения в правописании окончаний у прилагательных | комбинированный | Применение на практике изученного. |
|
| |
6 | 31 | Обобщающие упражнения по теме «Прилагательное». | урок контроля знаний и умений | Применение на практике изученного. |
|
| |
7 | 32 | Деловое письмо. Объяснительная. | урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
Личные местоимения. (8 часов) | |||||||
1 | 33 | Личные местоимения. Лицо и число местоимений. | комбинированный | познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений. Формирование умений видеть местоимения в тексте, правильно употреблять их в разговорной и письменной речи. |
следить за своей речью
|
|
|
2 | 34 | Склонение личных местоимений. 1 лицо. | комбинированный | Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в тексте, исправление ошибок в деформированном тексте |
|
| |
3 | 35 | Склонение личных местоимений. 2 лицо. | комбинированный | Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в тексте, исправление ошибок в деформированном тексте |
|
| |
4 | 36 | Склонение личных местоимений. 3 лицо. | комбинированный | Склонение личных местоимений, нахождение личных местоимений в тексте, исправление ошибок в деформированном тексте |
|
| |
5 | 37 | Личные местоимения с предлогами. | комбинированный | Раздельное написание предлогов с местоимениями Использование местоимения в тексте, заменяя ими существительные |
|
| |
6 | 38 | Правописание личных местоимений 3 лица. | комбинированный | Написание личных местоимений 3 лица, добавление согласной к местоимению при написании. |
|
| |
7 | 39 | Диктант. | урок контроля знаний и умений | Применение на практике изученное. |
|
| |
8 | 40 | Деловое письмо. Заявление. | урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
Глагол.(16 часов) | |||||||
1 | 41 | Глагол. Различие глаголов по значению | комбинированный | Значение глаголов в речи. Использование различных по значению глаголов при составлении связных высказываний. |
|
|
|
2 | 42 | Грамматические признаки глагола. | комбинированный | Определенне грамматических признаков глаголов, нахождение глагола в тексте, составление словосочетаний с глаголом. |
|
| |
3 | 43 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени. | комбинированный | Изменение глаголов по временам, уметь поставить глагол в нужном времени, определить время заданного глагола с помощью вопроса |
|
| |
4 | 44 | Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти. | комбинированный | Запись глагола в неопределённой форме, умение поставить глагол в неопределённую форму с помощью вопроса, нахождение глаголов неопределённой формы в тексте. |
|
| |
5 | 45 | Правописание частицы «не» с глаголами | комбинированный | Придание любому глаголу отрицательного значения, правило написания НЕ с глаголами, нахождение ошибок в тексте. Подбор к именам существительным глаголов со значением отрицания. |
|
| |
6 | 46 | Изменение глаголов по лицам и числам. | комбинированный | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам |
|
| |
7 | 47 | Правописание личных окончаний глаголов | комбинированный | Учить различать глаголы 1и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме |
|
| |
8 | 48 | I и II спряжения глаголов | комбинированный | Учить различать глаголы 1 и 2 спряжения по окончанию в неопределённой форме |
|
| |
9 | 49 | Окончания глаголов II спряжения. | комбинированный | Окончания глаголов и определение по ним спряжений. |
|
|
|
10 | 50 | Окончания глаголов 1 спряжения. | комбинированный | Окончания глаголов и определение по ним спряжений. |
|
| |
11 | 51 | Глаголы в повелительной форме. | комбинированный | Знакомство с глаголами в повелительной форме, нахождение глагола в повелительном наклонении в тексте. |
|
| |
12 | 52 | Окончания глаголов в повелительной форме | комбинированный | Правило письма окончаний глаголов в повелительном наклонении |
|
| |
13 | 53 | Мягкий знак в глаголах. | комбинированный | Правила написания мягкого знака в глаголах. |
|
| |
14 | 54 | Обобщающие упражнения. | комбинированный | Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам. |
|
| |
15 | 55 | Диктант. | урок контроля знаний и умений | Применение на практике изученного. |
|
| |
16 | 56 | Деловое письмо «Анкета». | урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
Наречие. ( 4 часа) | |||||||
1 | 57 | Грамматическое значение наречия. Вопросы наречия. | комбинированный | Знакомство с наречием, умение использовать его в речи, нахождение наречия в тексте. | Различать наречия и имена прилагательные. Подбирать к наречиям однокоренные имена прилагательные. Уметь точно употреблять наречия в письменной и устной речи. Уметь применять изученные правила на практике. |
|
|
2 | 58 | Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. | комбинированный | Определение у наречий времени, места и способа действий. |
|
| |
3 | 59 | Правописание наречий с а и о на конце | комбинированный | Определение написания наречия по приставке. |
|
| |
4 | 60 | Обобщающие упражнения. | комбинированный | Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам |
|
| |
Имя числительное. (4 часа) | |||||||
1 | 61 | Грамматическое значение числительного. | комбинированный | Знакомство с числительными. Количественные и порядковые числительные. | Находить имена числительные в предложении и тексте, уметь ставить вопросы к ним. Различать простые и составные имена числительные. Находить словосочетания числительного и имени существительного в предложении и тексте, употреблять имена числительные с именем существительным в единственном и множественном числе. Уметь записывать числа словами. |
|
|
2 | 62 | Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900. | комбинированный | Правописание числительных, склонение числительных по падежам. |
|
| |
3 | 63 | Правописание числительных (тренировочные упражнения). | комбинированный | Выполнение тренировочных упражнений по изученным орфограммам |
|
| |
4 | 64 | Деловое письмо «Доверенность». | урок-практикум |
Выделение главного в тексте. |
|
| |
Части речи. Предложение. (2 часа) (повторение) |
| ||||||
1 | 65 | Части речи. | комбинированный | Определение частей речи. |
|
|
|
2 | 66 | Предложение. | комбинированный | Определение границ предложения в тексте. Построение предложений по схемам. Определение вида предложения |
|
| |
Повторение пройденного за год. (4 часа) | |||||||
1 | 67 | Повторение пройденного. | комбинированный | Применение на практике изученное. |
|
|
|
2 | 68 | Контрольный диктант по итогам учебного года | урок контроля знаний и умений | Применение на практике изученное. |
|
|