12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Татьяна9660
Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне.
Россия, Костромская обл., Солигалич
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
6

Рабочая программа по биологии для учащихся с интеллектуальными нарушениями 9 класс (надомное обучение)

Рабочая программа по биологии 9 класс
DOCX / 38.84 Кб

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»

Солигаличского муниципального района Костромской области.

 

 

«Рассмотрено»

На заседании методического объединения

 

Протокол № 1 от «     » сентября 2019 г

Руководитель МО ___________________

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

 

 

«      » сентября   2019 г.

 

«Утверждаю»

Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»

 

 

«          » сентября  2019 г.

 

Рабочая программа по предмету

«Биология»

для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

9 класс

(надомное обучение)

 

2019-2020 уч. г.

 

Биология

Пояснительная записка

    Программа по биологии  составлена на основе программы  под редакцией В.В.Воронковой для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Естествознание (биология). В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.

   Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития воспитанника. В 9 классе программа призвана дать воспитаннику основные знания о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека.

Основная цель: продолжение  ознакомления воспитанника с разнообразием живого мира.

Задачи:

 - расширить  представление и понятия о непосредственно живом  мире;

- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности воспитанника;

- корректировать мышление;

- обогащать словарный запас воспитанника, воспитывать любовь к природе.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие высших психических функций;

- развитие речи, владение техникой речи;

- коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;

- развитие представления об окружающем мире, обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Учебник, обеспечивающий реализацию программы:

И.В.Романов, Е.Г.Фёдорова.    Биология.   «Животные».   Учебник   для   9   класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Дрофа», 2014г.

 

 

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество

часов

1

Введение.

1

2

Общий обзор строения организма человека.

3

3

Опора тела и движение.

6

4

Кровь и кровообращение.

6

5

Дыхание.

4

6

Пищеварение.

3

7

Почки.

1

8

Кожа.

2

9

Нервная система.

2

10

Органы чувств.

3

11

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

3

 

 

34

 

Содержание программы

Название раздела

Содержание тем учебного курса

Введение.                                                                                         

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе.

Общий обзор строения организма человека.

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Опора тела и движение.                                                                                                  

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь и кровообращение.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце.

Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.               

Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Почки.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение  почечных заболеваний.

Кожа.

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические  требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств.

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

Система здравоохранения в Российской Федерации. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.                                                                                Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

 

Требования к уровню подготовки.

 

Учащийся  должен знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащийся  должен уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

 

 

Календарно-тематическое  планирование по биологии9 класс

 

№ урока

в теме

№ урока

по п/п

Темы  программы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к подготовке учащихся

Дата

план

факт

Введение ( 1 ч.)

1

1

Место человека среди млекопитающих  в живой природе.

комбинированный

Сходства и различия во внешнем и внутреннем строении человека и млекопитающих

Знать сходство во внешнем строении человека и млекопитающих

 

 

Общий обзор организма человека (3 ч.)

1

2

Строение клетки. Химический состав. Жизнедеятельность клетки.

комбинированный

Строение клетки, форма, функции. Основные части клетки. Химический состав. Основные жизненные свойства клетки.

Знать основные части клетки, вещества, входящие в состав клетки, химический состав клетки

 

 

2

3

Строение тканей: эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной. Их роль в жизнедеятельности организма.

комбинированный

Ткань.  Полости, органы. Строение тканей. Роль тканей в жизнедеятельности организма.

Знать, что такое ткань, виды тканей в теле человека, особенности строения эпителиальной и соединительной тканей, что такое орган, основные органы человека.

 

 

3

4

Органы и системы органов.

комбинированный

Система органов, организм. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, органы дыхания, нервная.

Знать что такое система органов, функции системы покровных органов, система органов, обеспечивающая согласованную работу всех органов нашего организма.

 

 

Опора тела и движение ( 9 ч. )

1

5

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека.

комбинированный

Скелет, мышцы. Скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей. Соединение костей.

Знать три основных отдела скелета, из чего состоит опорно-двигательная система, соединение костей в скелете человека.

 

 

2

6

Строение и соединение костей. Состав костей. Скелет головы.

комбинированный

Строение костей, плоские кости, соединительная ткань, трубчатые (длинные)кости, короткие кости.

Органические и неорганические вещества.

Мозговой и лицевой отделы скелета головы.

Знать строение костей, вещества, входящие в состав костей, что обеспечивает лёгкость и прочность костей, влияние состава на прочность костей. Знать, как соединяются между собой кости черепа. Значение подвижности нижней челюсти.

 

 

3

7

Скелет туловища. Скелет конечностей.

комбинированный

Позвоночник, грудная клетка. Скелет верхней и нижней конечностей.

Знать отделы позвоночника, строение и значение грудной клетки, значение изгибов позвоночника. Знать чем обеспечивается подвижность конечностей.

 

 

4

8

Первая помощь при растяжении связок, вывихах, ушибах.

Комбинированный

Урок-практикум

Растяжение, вывих, закрытый и открытый перелом. Практическая работа «Наложение тугой повязки»

Уметь накладывать тугую повязку.

 

 

5

9

Первая помощь при переломе костей.

Комбинированный

Урок-практикум

Виды переломов.

Практическая работа «Наложение шины».

Уметь накладывать шину.

 

 

6

10

Строение и значение мышц. Основные группы мышц.

комбинированный

Скелетные и гладкие мышцы. Основное свойство мышечной ткани. Мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. Сокращение мышц лица.

Знать строение скелетных гладких мышц, основное свойство мышечной ткани. Знать основные группы мышц.

 

 

7

11

Работа мышц и утомление. Гигиена физического труда.

комбинированный

Мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели. Потребление энергии при сокращении мышц. Утомление. Осанка, искривление позвоночника, плоскостопие.

Знать источник энергии в организме, согласованность работы мышц сгибателей и разгибателей, знать гигиену физического труда.

 

 

8

12

Осанка и здоровье человека.

комбинированный

Осанка, искривление позвоночника, плоскостопие.

Знать причины искривления позвоночника и плоскостопия и как этого избежать.

 

 

9

13

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

комбинированный

Развитие опорно-двигательной системы, значение двигательной активности, значение тренировки мышц.

Знать влияние на организм физкультуры и физического труда.

 

 

Кровь и кровообращение ( 4 ч.)

1

14

Значение крови и органы кровообращения. Состав крови. Кровеносные сосуды.

комбинированный

Состав крови, плазма, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, гемоглобин, иммунитет.

Знать состав крови, значение крови , что такое иммунитет. Основные кровеносные сосуды.

 

 

2

15

Круги кровообращения. Первая помощь при кровотечении.

Комбинированный

Урок-практикум

Кровеносные сосуды, артерии, капилляры, вены, венозная кровь, артериальная кровь. Малый и большой круги кровообращения.

Практическая работа «Первая помощь при кровотечении».

Знать большой и малый круги кровообращения, различать венозную и артериальную кровь, движение крови по сосудам. Уметь оказывать первую помощь при кровотечении.

 

 

3

16

Сердце, его строение и работа. Практическая работа «Подсчёт частоты пульса».

Комбинированный

Урок-практикум

Строение сердца: предсердия, клапаны, желудочки. Работа сердца.

Практическая работа «Подсчёт частоты пульса»

Знать значение клапанов сердца, причины неутомляемости сердца. Уметь подсчитывать частоту пульса.

 

 

4

17

Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и сосуды.

комбинированный

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Влияние движения на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Вредное влияние никотина, спиртных напитков.

Знать вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и сосуды.

 

 

Дыхание ( 4 ч.)

1

18

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.

комбинированный

Дыхательные пути, голосовые связки, голосовая щель, лёгочные пузырьки, носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

Знать значение дыхания, органы, относящиеся к дыхательной системе.

 

 

2

19

Строение лёгких. Регуляция дыхания.

комбинированный

Строение лёгких, лёгочные пузырьки, изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, обмен газа в лёгких, тканях.

Знать строение лёгких, как происходит газообмен в лёгких и тканях, роль кровеносной системы в обмене газов.

 

 

3

20

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

комбинированный

Значение физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

Знать, как влияет занятия физическим трудом и спортом на дыхательную систему.

 

 

4

21

Болезни дыхательной системы и их предупреждение. Гигиена дыхания.

комбинированный

Болезни, предающиеся через воздух, вредное влияние курения на органы дыхания. Гигиена дыхания. Искусственное дыхание.

Знать болезни дыхательных путей и меры по их предупреждению.

 

 

Пищеварение ( 4 ч.)

1

22

Значение и состав пищи. Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

комбинированный

Белки, жиры, углеводы. Вода, минеральные соли, витамины, питательные вещества.

Ротовая полость, желудок, кишечник, толстая кишка, пищеварительные железы, пищеварительные соки.

Знать продукты, содержащие белки, жиры и углеводы, вещества, необходимые растущему организму. Знать органы пищеварения.

 

 

2

23

Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена и нормы питания.

комбинированный

Значение зубов, строение зубов. Изменение пищи в ротовой полости, глотание, слюна, слюнные железы. Изменение пищи в желудке, изменение пищи  в тонком кишечнике, всасывание, печень, желчь, поджелудочная железа, значение толстого кишечника. Гигиена питания.

Знать строение зубов, правила ухода за зубами, значение тщательно пережёванной пищи. Знать состав желудочного сока, изменения, происходящие с пищей в желудке и кишечнике.

 

 

3

24

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления.

комбинированный

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, предупреждение глистных заболеваний, признаки и причины пищевых отравлений.

Знать основные симптомы желудочно-кишечных заболеваний и меры по их предупреждению. Знать первые признаки отравления и правила оказания первой помощи.

 

 

4

25

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

комбинированный

Влияние курения на пищеварительную систему, действие алкоголя на пищеварительную систему.

Знать о вреде влияния курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

 

 

Почки ( 1 ч.)

1

26

Значение выделения. Строение почек. Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

комбинированный

Строение почек, значение почек. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, моча. Предупреждение почечных заболеваний.

Знать значение почек для организма, органы, образующие мочевыделительную систему.

 

 

Кожа ( 2 ч.)

1

27

Строение и значение кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

комбинированный

Наружный слой, внутренний слой, жировая клетчатка, сальные и потовые железы. Кожа – орган терморегуляции.

Закаливание водой, воздухом, солнечные ванны.

Знать значение кожи, из каких слоёв состоит кожа, ткани.

Знать значение закаливания, основные правила закаливания.

 

 

2

28

Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении. Гигиена кожи.

Комбинированный

Урок-практикум

Удары, ожоги, обморожения.

Практическая работа «Первая помощь при перегревании».

Знать правила оказания первой помощи при перегреваниях, ожогах, обморожении. Уметь оказывать первую помощь при перегревании.

 

 

Нервная система ( 2 ч.)

1

29

Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг.

комбинированный

Значение, строение нервной системы. Возбудимость, проводимость, головной мозг, спинной мозг, нервы, рефлекс, рефлекторная дуга. Строение головного мозга, строение спинного мозга.

Знать основные свойства нервной ткани, строение и значение. Знать строение спинного и головного мозга.

 

 

2

30

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, эмоции. Внимание и память.

комбинированный

Гигиена физического труда, гигиена умственного труда, режим дня, сон и его значения.

Знать особенности высшей нервной деятельности человека.

 

 

 

 

Органы чувств ( 3 ч.)

 

 

 

 

 

1

31

Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

комбинированный

Строение органов зрения: глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, сетчатка. Близорукость, дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз.

Знать значение органов чувств, строение глаза. Знать основные правила по предупреждению болезней глаз.

 

 

2

32

Орган слуха. Гигиена слуха

комбинированный

Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, слуховые косточки, улитка. Гигиена слуха.

Знать значение органов слуха, строение уха. Знать основные правила по сохранению слуха.

 

 

3

33

Органы обоняния и вкуса.

комбинированный

Орган осязания – кожа, орган обоняния – носовая полость, орган вкуса – язык. Значение органов осязания, обоняния, вкуса.

Знать значение органов обоняния и вкуса, строение кожи и языка.

 

 

Охрана здоровья человека в Российской Федерации ( 1 ч.)

1

34

Система здравоохранения в Российской Федерации. Медицинская помощь.

 Здоровье человека и современное общество. Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция. Меры профилактики.

комбинированный

Здравоохранение в РФ, охрана труда в РФ, социальное обеспечение по старости, во время болезни, при потере трудоспособности.

Знать учреждения, куда можно обратиться за медицинской помощью.

 

 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.