Рабочая программа по биологии для учащихся с интеллектуальными нарушениями 9 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по биологии 9 класс
DOCX / 38.84 Кб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Рассмотрено» На заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » сентября 2019 г Руководитель МО ___________________
|
«Согласовано» Заместитель директора по УМР
« » сентября 2019 г. |
«Утверждаю» Директор МКОУ»Солигаличская СОШ»
« » сентября 2019 г. |
Рабочая программа по предмету
«Биология»
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
9 класс
(надомное обучение)
2019-2020 уч. г.
Биология
Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе программы под редакцией В.В.Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классов. Москва, «Владос», 2012г. Естествознание (биология). В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития воспитанника. В 9 классе программа призвана дать воспитаннику основные знания о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека.
Основная цель: продолжение ознакомления воспитанника с разнообразием живого мира.
Задачи:
- расширить представление и понятия о непосредственно живом мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствующие развитию аналитико-синтетической деятельности воспитанника;
- корректировать мышление;
- обогащать словарный запас воспитанника, воспитывать любовь к природе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
- развитие представления об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебник, обеспечивающий реализацию программы:
И.В.Романов, Е.Г.Фёдорова. Биология. «Животные». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Дрофа», 2014г.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Введение. |
1 |
2 |
Общий обзор строения организма человека. |
3 |
3 |
Опора тела и движение. |
6 |
4 |
Кровь и кровообращение. |
6 |
5 |
Дыхание. |
4 |
6 |
Пищеварение. |
3 |
7 |
Почки. |
1 |
8 |
Кожа. |
2 |
9 |
Нервная система. |
2 |
10 |
Органы чувств. |
3 |
11 |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. |
3 |
|
34 |
Содержание программы
Название раздела |
Содержание тем учебного курса |
Введение. |
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. |
Общий обзор строения организма человека. |
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). |
Опора тела и движение. |
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
Кровь и кровообращение. |
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце. |
Дыхание. |
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. |
Пищеварение. |
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. |
Почки. |
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний. |
Кожа. |
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. |
Нервная система. |
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение. |
Органы чувств. |
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. |
Система здравоохранения в Российской Федерации. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики. |
Требования к уровню подготовки.
Учащийся должен знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила.
Учащийся должен уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Календарно-тематическое планирование по биологии9 класс
№ урока в теме |
№ урока по п/п |
Темы программы |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к подготовке учащихся |
Дата |
|
план |
факт |
||||||
Введение ( 1 ч.) |
|||||||
1 |
1 |
Место человека среди млекопитающих в живой природе. |
комбинированный |
Сходства и различия во внешнем и внутреннем строении человека и млекопитающих |
Знать сходство во внешнем строении человека и млекопитающих |
|
|
Общий обзор организма человека (3 ч.) |
|||||||
1 |
2 |
Строение клетки. Химический состав. Жизнедеятельность клетки. |
комбинированный |
Строение клетки, форма, функции. Основные части клетки. Химический состав. Основные жизненные свойства клетки. |
Знать основные части клетки, вещества, входящие в состав клетки, химический состав клетки |
|
|
2 |
3 |
Строение тканей: эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной. Их роль в жизнедеятельности организма. |
комбинированный |
Ткань. Полости, органы. Строение тканей. Роль тканей в жизнедеятельности организма. |
Знать, что такое ткань, виды тканей в теле человека, особенности строения эпителиальной и соединительной тканей, что такое орган, основные органы человека. |
|
|
3 |
4 |
Органы и системы органов. |
комбинированный |
Система органов, организм. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, органы дыхания, нервная. |
Знать что такое система органов, функции системы покровных органов, система органов, обеспечивающая согласованную работу всех органов нашего организма. |
|
|
Опора тела и движение ( 9 ч. ) |
|||||||
1 |
5 |
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. |
комбинированный |
Скелет, мышцы. Скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей. Соединение костей. |
Знать три основных отдела скелета, из чего состоит опорно-двигательная система, соединение костей в скелете человека. |
|
|
2 |
6 |
Строение и соединение костей. Состав костей. Скелет головы. |
комбинированный |
Строение костей, плоские кости, соединительная ткань, трубчатые (длинные)кости, короткие кости. Органические и неорганические вещества. Мозговой и лицевой отделы скелета головы. |
Знать строение костей, вещества, входящие в состав костей, что обеспечивает лёгкость и прочность костей, влияние состава на прочность костей. Знать, как соединяются между собой кости черепа. Значение подвижности нижней челюсти. |
|
|
3 |
7 |
Скелет туловища. Скелет конечностей. |
комбинированный |
Позвоночник, грудная клетка. Скелет верхней и нижней конечностей. |
Знать отделы позвоночника, строение и значение грудной клетки, значение изгибов позвоночника. Знать чем обеспечивается подвижность конечностей. |
|
|
4 |
8 |
Первая помощь при растяжении связок, вывихах, ушибах. |
Комбинированный Урок-практикум |
Растяжение, вывих, закрытый и открытый перелом. Практическая работа «Наложение тугой повязки» |
Уметь накладывать тугую повязку. |
|
|
5 |
9 |
Первая помощь при переломе костей. |
Комбинированный Урок-практикум |
Виды переломов. Практическая работа «Наложение шины». |
Уметь накладывать шину. |
|
|
6 |
10 |
Строение и значение мышц. Основные группы мышц. |
комбинированный |
Скелетные и гладкие мышцы. Основное свойство мышечной ткани. Мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. Сокращение мышц лица. |
Знать строение скелетных гладких мышц, основное свойство мышечной ткани. Знать основные группы мышц. |
|
|
7 |
11 |
Работа мышц и утомление. Гигиена физического труда. |
комбинированный |
Мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели. Потребление энергии при сокращении мышц. Утомление. Осанка, искривление позвоночника, плоскостопие. |
Знать источник энергии в организме, согласованность работы мышц сгибателей и разгибателей, знать гигиену физического труда. |
|
|
8 |
12 |
Осанка и здоровье человека. |
комбинированный |
Осанка, искривление позвоночника, плоскостопие. |
Знать причины искривления позвоночника и плоскостопия и как этого избежать. |
|
|
9 |
13 |
Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц. |
комбинированный |
Развитие опорно-двигательной системы, значение двигательной активности, значение тренировки мышц. |
Знать влияние на организм физкультуры и физического труда. |
|
|
Кровь и кровообращение ( 4 ч.) |
|||||||
1 |
14 |
Значение крови и органы кровообращения. Состав крови. Кровеносные сосуды. |
комбинированный |
Состав крови, плазма, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, гемоглобин, иммунитет. |
Знать состав крови, значение крови , что такое иммунитет. Основные кровеносные сосуды. |
|
|
2 |
15 |
Круги кровообращения. Первая помощь при кровотечении. |
Комбинированный Урок-практикум |
Кровеносные сосуды, артерии, капилляры, вены, венозная кровь, артериальная кровь. Малый и большой круги кровообращения. Практическая работа «Первая помощь при кровотечении». |
Знать большой и малый круги кровообращения, различать венозную и артериальную кровь, движение крови по сосудам. Уметь оказывать первую помощь при кровотечении. |
|
|
3 |
16 |
Сердце, его строение и работа. Практическая работа «Подсчёт частоты пульса». |
Комбинированный Урок-практикум |
Строение сердца: предсердия, клапаны, желудочки. Работа сердца. Практическая работа «Подсчёт частоты пульса» |
Знать значение клапанов сердца, причины неутомляемости сердца. Уметь подсчитывать частоту пульса. |
|
|
4 |
17 |
Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и сосуды. |
комбинированный |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Влияние движения на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Вредное влияние никотина, спиртных напитков. |
Знать вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и сосуды. |
|
|
Дыхание ( 4 ч.) |
|||||||
1 |
18 |
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. |
комбинированный |
Дыхательные пути, голосовые связки, голосовая щель, лёгочные пузырьки, носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие. |
Знать значение дыхания, органы, относящиеся к дыхательной системе. |
|
|
2 |
19 |
Строение лёгких. Регуляция дыхания. |
комбинированный |
Строение лёгких, лёгочные пузырьки, изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, обмен газа в лёгких, тканях. |
Знать строение лёгких, как происходит газообмен в лёгких и тканях, роль кровеносной системы в обмене газов. |
|
|
3 |
20 |
Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. |
комбинированный |
Значение физического труда и спорта на развитие дыхательной системы. |
Знать, как влияет занятия физическим трудом и спортом на дыхательную систему. |
|
|
4 |
21 |
Болезни дыхательной системы и их предупреждение. Гигиена дыхания. |
комбинированный |
Болезни, предающиеся через воздух, вредное влияние курения на органы дыхания. Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. |
Знать болезни дыхательных путей и меры по их предупреждению. |
|
|
Пищеварение ( 4 ч.) |
|||||||
1 |
22 |
Значение и состав пищи. Значение пищеварения. Система органов пищеварения. |
комбинированный |
Белки, жиры, углеводы. Вода, минеральные соли, витамины, питательные вещества. Ротовая полость, желудок, кишечник, толстая кишка, пищеварительные железы, пищеварительные соки. |
Знать продукты, содержащие белки, жиры и углеводы, вещества, необходимые растущему организму. Знать органы пищеварения. |
|
|
2 |
23 |
Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена и нормы питания. |
комбинированный |
Значение зубов, строение зубов. Изменение пищи в ротовой полости, глотание, слюна, слюнные железы. Изменение пищи в желудке, изменение пищи в тонком кишечнике, всасывание, печень, желчь, поджелудочная железа, значение толстого кишечника. Гигиена питания. |
Знать строение зубов, правила ухода за зубами, значение тщательно пережёванной пищи. Знать состав желудочного сока, изменения, происходящие с пищей в желудке и кишечнике. |
|
|
3 |
24 |
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. |
комбинированный |
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, предупреждение глистных заболеваний, признаки и причины пищевых отравлений. |
Знать основные симптомы желудочно-кишечных заболеваний и меры по их предупреждению. Знать первые признаки отравления и правила оказания первой помощи. |
|
|
4 |
25 |
Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. |
комбинированный |
Влияние курения на пищеварительную систему, действие алкоголя на пищеварительную систему. |
Знать о вреде влияния курения и спиртных напитков на пищеварительную систему. |
|
|
Почки ( 1 ч.) |
|||||||
1 |
26 |
Значение выделения. Строение почек. Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы. |
комбинированный |
Строение почек, значение почек. Почки, мочеточники, мочевой пузырь, моча. Предупреждение почечных заболеваний. |
Знать значение почек для организма, органы, образующие мочевыделительную систему. |
|
|
Кожа ( 2 ч.) |
|||||||
1 |
27 |
Строение и значение кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. |
комбинированный |
Наружный слой, внутренний слой, жировая клетчатка, сальные и потовые железы. Кожа – орган терморегуляции. Закаливание водой, воздухом, солнечные ванны. |
Знать значение кожи, из каких слоёв состоит кожа, ткани. Знать значение закаливания, основные правила закаливания. |
|
|
2 |
28 |
Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении. Гигиена кожи. |
Комбинированный Урок-практикум |
Удары, ожоги, обморожения. Практическая работа «Первая помощь при перегревании». |
Знать правила оказания первой помощи при перегреваниях, ожогах, обморожении. Уметь оказывать первую помощь при перегревании. |
|
|
Нервная система ( 2 ч.) |
|||||||
1 |
29 |
Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. |
комбинированный |
Значение, строение нервной системы. Возбудимость, проводимость, головной мозг, спинной мозг, нервы, рефлекс, рефлекторная дуга. Строение головного мозга, строение спинного мозга. |
Знать основные свойства нервной ткани, строение и значение. Знать строение спинного и головного мозга. |
|
|
2 |
30 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, эмоции. Внимание и память. |
комбинированный |
Гигиена физического труда, гигиена умственного труда, режим дня, сон и его значения. |
Знать особенности высшей нервной деятельности человека. |
|
|
|
|
Органы чувств ( 3 ч.) |
|
|
|
|
|
1 |
31 |
Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней |
комбинированный |
Строение органов зрения: глазное яблоко, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, сетчатка. Близорукость, дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз. |
Знать значение органов чувств, строение глаза. Знать основные правила по предупреждению болезней глаз. |
|
|
2 |
32 |
Орган слуха. Гигиена слуха |
комбинированный |
Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, слуховые косточки, улитка. Гигиена слуха. |
Знать значение органов слуха, строение уха. Знать основные правила по сохранению слуха. |
|
|
3 |
33 |
Органы обоняния и вкуса. |
комбинированный |
Орган осязания – кожа, орган обоняния – носовая полость, орган вкуса – язык. Значение органов осязания, обоняния, вкуса. |
Знать значение органов обоняния и вкуса, строение кожи и языка. |
|
|
Охрана здоровья человека в Российской Федерации ( 1 ч.) |
|||||||
1 |
34 |
Система здравоохранения в Российской Федерации. Медицинская помощь. Здоровье человека и современное общество. Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция. Меры профилактики. |
комбинированный |
Здравоохранение в РФ, охрана труда в РФ, социальное обеспечение по старости, во время болезни, при потере трудоспособности. |
Знать учреждения, куда можно обратиться за медицинской помощью. |
|
|