Дистанционное обучение в современном мире здесь и сейчас
Дистанционное обучение в современном мире здесь и сейчас
Переход на дистанционное обучение требует определённой подготовленности школы, всего педагогического состава, обучающихся и их родителей.
Рекомендации пригодятся директорам и завучам школ для организации удалённого формата обучения, а также педагогам-практикам, которые используют дистанционные технологии в образовательном процессе, без которых в данной сложившейся ситуации уже невозможно.
ЧТО ТАКОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дистанционное обучение — это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который осуществляется с помощью цифровых технологий. Дистанционный формат так же, как и другие виды обучения, предусматривает все компоненты системы: цели, содержание, методы, организационные формы и средства.
Для организации полноценного дистанционного обучения необходимо учитывать:
• у педагогов и школьников должны быть компьютеры, необходимое программное обеспечение (программы для видеозвонков (Skype, Zoom, Google Meet или другие), текстовые редакторы), интернет, все участники образовательного процесса должны уметь работать с ними;
• учитель должен понимать специфику организованного таким образом учебного процесса, его отличие от привычной классно-урочной системы и уметь планировать уроки с учётом особенностей дистанционного формата, учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
Решение по выбору и системному использованию цифровых образовательных платформ для организации дистанционного обучения в субъекте Российской Федерации принимает орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования(из письма министерства просвещения РФ от 01.04.2020 No ВБ-752/04).
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ШКОЛЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Временное положение «О порядке реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения», в котором определяется порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (к примеру, индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам. Срок действия определяется
педагогическим советом школы со ссылкой на федеральный (региональный) нормативный акт.
2. Согласие родителей / законных представителей на дистанционное обучение.
3. Приказы руководителя образовательной организации:
• о назначении ответственного координатора по организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
• о назначении педагогов для реализации дистанционного обучения с указанием учебной нагрузки;
• о расписании для классов по всем предметам в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривающем дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут, учитывая возрастные особенности и возможности платформ.
При выборе средств для организации дистанционного обучения лучше остановиться на тех, которые уже хорошо знакомы педагогам и школьникам, чтобы не тратить время на освоение новых технологий. Поэтому главный совет администрации и учителям
— не ищите сложных путей, берите знакомые инструменты и адаптируйте их к задачам дистанционного обучения.
При организации дистанционного обучения необходимо учитывать важность группового формата — как в привычном классе, возможность видеть, опрашивать и контролировать всех участников учебного процесса.
Поэтому необходимо выбирать те ресурсы, которые могут вовлечь в работу всех учеников.
1. Электронный журнал и дневник: сюда педагог прикрепляет ссылки на все учебные материалы, файлы (видеоролики, аудиозаписи, тесты, опросы и т. д.), указания на материал в бумажных учебниках и домашние задания.
Что важно учитывать.
Дневник и журнал — ключевые инструменты работы, поэтому нужно своевременно заносить в них всю информацию. Это поможет педагогу контролировать учебный процесс, учащимся — вовремя выполнять задания, а родителям — следить за успеваемостью ребёнка.
2. Мессенджеры (WhatsApp, Viber, сервис ВКонтакте и другие) —удобны для обмена мгновенными сообщениями, а также позволяют информировать о каких-то важных событиях весь класс одновременно (если отправлять сообщения в общие группы).
Что важно учитывать.
Наличие мессенджера не означает, что педагог будет на связи в режиме 24/7. Необходимо объяснить учащимся и их родителям, что писать в чат можно только в рабочее время — каждый учитель обозначает эти рамки самостоятельно.
3. Облачные офисные сервисы: документы, календарь, почта, чат, хранилище файлов. Такие сервисы позволяют в режиме онлайн изучать новые материалы, повторять пройденные, выполнять практические упражнения, обсуждать проблемные ситуации, проводить «мозговые штурмы» и дискуссии, интерактивные тесты, самостоятельно работать с ресурсами, сотрудничать с обучающимися. Самые популярные: MicrosoftOffice 365, Google Suite и Мой Офис.
Что важно учитывать.
Оповещать учащихся (в мессенджере или по электронной почте), что вы загрузили на сервер теорию и/или задания, чтобы избежать конфликтов («я не видел»,«мне ничего не приходило»). Также обязательно проверяйте настройки доступа, чтобы все ученики могли открыть нужный файл без потери времени.
4. Сайт образовательной организации и личные сайты педагогов, на которых возможно размещение информации о заданиях и материалах для самостоятельного изучения новых тем, об образовательных ресурсах. Обязательна обратная связь для взаимодействия педагога и обучающихся через создание чатов, опросов и т. д.
Что важно учитывать.
Необходимо модерировать сайт, чтобы на форумах не появлялись сообщения, содержащие нецензурную лексику или грубые комментарии.
5. Видеоконференции (видеоуроки) проводятся с помощью специальных приложений: Skype, Microsoft Teams, Zoom, Google Meet. Информацию о платформе, времени занятия, ссылку для входа и пароль удобно отправлять по электронной почте.
Что важно учитывать
Заранее оговорите со школьниками (а лучше — разошлите отдельным письмом) правила поведения на видеозвонках: подключаться за две минуты до начала занятия, включать веб-камеру, выключать микрофон, если ученик не выступает в данный момент. Это позволит вам контролировать учебный процесс и организовать обучение в рабочем режиме (а не в пижаме и на диване).
6. Образовательные платформы.
На сегодняшний день в сети огромный выбор образовательных платформ, которые каждый педагог может использовать в своей работе. Все эти ресурсы предлагают интерактивные материалы по разным предметам, темам, направлениям.
Что важно учитывать.
Если учитель уже давно работает с какой-либо платформой, логично будет остановиться на ней, вместо того чтобы тратить время на освоение новых программ.
В целом педагоги должны исходить из уместного минимума, что значительно облегчает задачу взаимодействия в дистанционном обучении пользователей разной степени обособленности. Переходить на новую программу в учебном процессе из одного только любопытства неразумно, а вот искать, узнавать, пробовать новое вместе с коллегами, безусловно, нужно и можно. Это поможет вам развиваться, познавать новые возможности и быть флексибильным педагогом в любой сложившейся ситуации.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Периоды отмены очных учебных занятий по климатическим условиям, в связи с карантином или по другим причинам являются рабочим временем педагогических и других работников школы.
Продолжительность рабочего времени педагогов определяется учебной нагрузкой.
Что должны сделать учителя при переходе на дистанционное обучение:
• скорректировать рабочие программы, чтобы ученики освоили образовательные программы в полном объёме;
• выбрать подходящие ресурсы и приложения для дистанционного обучения по своему предмету. Можно объединяться с учителями, работающими в этой же параллели, для использования одинаковых цифровых ресурсов и инструментов; приглашать коллегу работать на той же платформе,
• сформировать список и краткое описание цифровых ресурсов и инструментов для каждой параллели;
• подобрать материал для предметов, включая физическую культуру, изобразительное искусство, музыку и т. д., а также творческие и проектные работы;
• разработать форматы домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организовывать групповые работы обучающихся с дистанционным взаимодействием;
• по возможности записывать уроки для формирования и накопления электронного банка уроков для дальнейшего его использования в образовательном процессе.
В любом случае качество образования не должно страдать, учащиеся должны использовать информационные технологии в полном объеме, находясь на дистанционном обучении, познавать и открывать для себя новое, приобретая опыт использования разных инструментов для получения знаний. В наш век информационных технологий современные дети обладают высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям в мире, поэтому должны легко и безболезненно перейти с привычной урочной системы на дистанционную.