Публикация «Дистанционное обучение — обучение на расстоянии. Анализ работы»

7
0
Материал опубликован 6 April 2021 в группе

Дистанционное обучение в УДО ХШ Г. ГОРЛОВКА –

обучение на расстоянии. Анализ работы.


Шкавро Светлана Анатольевна

Специальность: изобразительное искусство и черчение

Должность: директор, преподаватель высшей категории

Место работы: УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г. ГОРЛОВКА

Контактный телефон: +38 (071) 338 45 79

xydwkola@yandex.ru


Аннотация: анализ работы преподавателей школы в период дистанционного обучения с детьми. Выводы, формы работы в данный период.

Annotation: the analysis of the school teachers work during remote education period. Conclusions and approaches to work during that period.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучающиеся, мотивация к обучению


Процесс обучения в УДО ХШ Г.ГОРЛОВКА осуществляется в групповой форме. Наши учебные заведения относятся к сфере культуры и дают дополнительное образование, но это образование направлено на приобретение профессиональных знаний и навыков, а также развитие творческой личности у обучающегося.

Для формирования творческой личности мы постоянно ищем и применяем нетрадиционные формы проведения учебной деятельности, общения с нашими обучающимися и их родителями. Это общешкольные мастер классы, персональные выставки, игровые внеурочные мероприятия. Но они являются дополнением к основному процессу обучения, традиционной формой которого является урок. И они предусматривают творческую среду, круг общения коллектива обучающихся, преподавателей и даже родителей.

В своей педагогической деятельности последнее десятилетие мы вводили в педагогический процесс элементы развивающего обучения, в технологии которого уделяется внимание принципам: ведущей роли теоретическим знаниям в начальном обучении, принципу обучения на высоком уровне трудности, принципу осознания обучающимся процесса учения, выработке навыков самостоятельности, познавательного интереса у обучающегося. Научить обучающихся, также собственными силами осваивать знания, находить решения проблемных вопросов, ситуаций, обучаться через анализ этих ситуаций. Стараться отходить от репродуктивного способа работы преподавателя с детьми, стараться вести процесс обучения на принципах партнерства, делового сотрудничества.

Дистанционная форма обучения обязательного характера стала новой проблемной ситуацией, которая заставила искать оптимальные, интересные для обучающихся, подходы и формы подачи учебного материала.

Мы все понимаем, что обучение проходит благодаря общению.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. В нашем случае между преподавателем, его обучающимися и их родителями, законными представителями. Конкретно у нас оно, общение, затрагивает межличностное и межгрупповое общение.

Так как процесс дистанционного общения осуществлялся с конца марта, то есть охватил четвертую четверть, то к этому периоду контакт между преподавателем и обучающимся был отлажен, структурирован. И даже первоклассники на этот период приобрели начальные знания и понимали требования преподавателя. За период с сентября по март преподаватели научили первоклашек вместе со старшими классами проходить этапы учебной деятельности: планирование, целеполагание, организацию своей деятельности, реализацию целей и анализ результатов. Конечно для первоклашек, неотъемлемым участником учебного процесса выступали их родители. Это было связано и с разбором поданной информации, и с ее доставкой до преподавателя.

На первоначальном этапе дистанционного обучения нам необходимо было наладить и сохранить все функции общения в дистанционной форме:

Контактную – через страницу школы ВКонтакте и личные страницы преподавателей, Вайбер, Телеграмм, Феникс;

Информационную – прием и передача информации в ответ на запрос осуществлялся как через видео уроки, текстовые уроки, аудио общение, голосовые сообщения.

Побудительную – целевой стимуляцией активности обучающихся стали созданные электронные альбомы учебных работ обучающихся, персональные дистанционные выставки работ отдельных обучающихся, проведение дистанционных конкурсов творческих заданий, участие в дистанционных конкурсах международного и Всероссийского уровня. Последнее в форме дистанционного участия и участия самих работ имело приоритетное целеполагающее место в деятельности обучающихся.

Координационную – проведение уроков осуществлялось преподавателями с обучающимися, закрепленными за ними классов. Координационную работу по участию в конкурсах взяли на свои плечи преподаватели Миронова Н.А. и Радивил Л.В. Согласованность в совместной деятельности преподаватель – обучающийся – родитель - преподаватель была четко определена.

Функция понимания – со стороны родителей и обучающихся в такой форме общения была воспринята адекватно, хотя к концу учебного года все очень устали от такого темпа и напряжения при такой форме обучения.

Эмотивная – обмен эмоциями при такой форме обучения можно поставить на первую ступень в этот период учебного процесса. Были и восторги, и слезы от отсутствия помощи преподавателя, когда вербального контакта недостаточно. Конечно, свойственно это было младшим классам. Но это имело место быть.

А вот функция установления отношений в классном коллективе, фиксация своего места в социуме оказалась на самом последнем месте.

Всем не хватало прямого общения с одноклассниками и друзьями.

Следует так же классифицировать контингент обучающихся нашей школы на следующие группы по мотивации процесса обучения в ней.

Это:

желание родителей;

желание обучающегося.

В свою очередь, эти группы можно разделить на более мелкие:

желание родителей - что бы не сидел у компьютера или не лежал на диване; что бы пригодилось в жизни;

желание обучающегося – «я могу»; «я люблю». 

Отток обучающихся при переходе на дистанционную форму обучения произошел из группы «желание родителей». Если отсутствовало желание детей, то выполнение работ или снизошло на нет постепенно, или оборвалось сразу. Повторюсь, это при групповой форме обучения, то есть работа с классом.

Если рассматривать дистанционную форму обучения на начальном его этапе, то такой процесс можно назвать «формальным». Заложить хорошую фундаментальную базу при помощи его невозможно. Думаю, что родители, понимая о том, что дистанционная форма обучения носит временный характер, будут откладывать время поступления своих чад на другие годы.

Прежде всего, потому, что возрастной контингент нулевичков и первоклассников составляет 7-9 лет. Общение одного преподавателя носит не индивидуальный характер, а групповой. И при разъяснении учебного материала приходится работать с каждым отдельно для достижения понимания темы обучающимся. Это приводит к тому, что временные рамки занятий растягиваются. Общение носит круглосуточный характер. При длительной такой работе идет накопление усталости на организм обучающихся и педагогов.

Лишь только, когда заложено мотивационное понимание процесса обучения можно достигать результатов. Приведу примеры на своих старшеклассниках: целеполагающим в деятельности Дрозд Валерии и Кресловой Марии в старших классах стал выбор профессии художника. Девочки активно принимали участие в предлагаемых им учебных конкурсах «Олимпиаде по академическому рисунку» Донецкий художественный колледж 2019 год, где Дрозд Валерия заняла 1 место, а Креслова Мария 2 место. «Серебряный штрих» в колледже культуры государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского с результатом 3 места Кресловой Марии. Мастер - классы по рисунку и живописи предоставленные педагогами Донецкого художественного колледжа в рамках проекта «Навстречу абитуриенту» были тоже интересны нашим обучающимся.

После чего девочки самостоятельно приняли участие: Дрозд Валерия в Международном детском конкурсе «Школьный патент – шаг в будущее» Фонда президентских грантов Российской Федерации город Санкт –Петербург с работой «Архитектура будущего» и завоевала 1 место. А Креслова Мария самостоятельно участвовала в Межрегиональной олимпиаде школьников «Архитектура и искусство», где заняла 1 место на региональном этапе.

Поэтому, можно сказать, что качественными результаты дистанционного обучения будут только при наличии значимой мотивации у обучающихся.



Литература


Андреева Г.М. Социальная психология М. Наука, 1994, 3 издание

Бодалев А. Личность и общение М. Международная педагогическая академия, 1995-328с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.