Пояснительная записка к презентации

Урок математики в 6 классе по теме Меры длины: сейчас и раньше

Цель: познакомить обучающихся с измерением длины в старину.

Задачи:

образовательные:

познакомить обучающихся с измерением длины в старину

отрабатывать навыки измерения с применением старинных мер длины;

- с помощью практических заданий сделать выводы о применении данных мер длины

коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, обогащать активный словарь;

 воспитательные:

- развивать и укреплять интерес к математике;

- вызвать интерес к устному народному творчеству;

- развивать любознательность;



 

Оборудование:

- мультимедийное оборудование;

- презентация;

- клубки ниток разного цвета и одинаковой длины


 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 

Ход урока:

Ι. Орг. момент.

- Проверка готовности к уроку.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать.

ΙΙ. Подготовка к изучению нового материала.

- На предыдущих уроках мы с вами изучали числа, получаемые при измерении длины.

Назовите числа, которые получились при измерении длины:

2м 55см, 8 кг 300г, 55к, 845, 10м, 10000, 13ц 1кг, 6км, 3см, 6мм

Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
- Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки - миллиметр.
Шаг у людей - примерно метр...
- А километр? - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнёшь.,

-Назовите меры длины, которые вы услышали в стихотворении? ( миллиметр, метр, километр)

- Назовите числа, которые получились при измерении длины:

2м 55см, 8 кг 300г, 55к, 845, 10м, 10000, 13ц 1кг, 6км, 3см, 6мм


 

- Давайте посмотрим мультфильм, где измеряют длину, но очень необычным способом ( отрывок из мультфильма «38 Попугаев» просмотр с 5:30 до 7:54)

-Удобный способ измерения удава предложил попугай? Почему?

III. Физкультминутка.

- А теперь посмотрите на Ваш рост в см. и встаньте в шеренгу в порядке возрастания/ убывания. Что это значит?


 

ΙV. Тема, цель, мотивация.


 

-В старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела и сегодня на уроке мы узнаем, как это делал человек.

Тема нашего урока «Как измеряли длину раньше или Старинные меры длины»


 


 

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!


 

V. Изучение новых знаний и практическая работа.

Презентация «Меры длины в старину»

Сажень

-Прямая сажень

-Косая сажень

-Сажень в пословицах (разбор смысла пословиц)

Аршин

- Аршин в пословицах

Локоть

- Практическое задание « Измерь локтем длину нитки» ( каждому ученику выдаются клубки ниток разного цвета, но одинаковой длины)

- Какая длина ниток получилась? ( спрашиваю каждого ученика и записываю на доске результаты). Почему у вас разные результаты?

- Локоть в пословицах

Пядь

- Практическое задание «Измерь пядью длину парты»

-Назовите длину парты. (спрашиваю каждого ученика и записываю на доске результаты). Почему у вас разные результаты?

-Пядь в пословицах


 

VI. Закрепление нового материала.

- Я провела измерения, посмотрите ваш рост в аршинах. Кто из вас самый низкий? А самый высокий? Удобно в аршинах измерять рост? Почему?

- Посмотрите ваш рост в локтях. Кто из вас самый низкий? А самый высокий ?

- А вот ваш рост в пядях! Кто из вас самый низкий? А самый высокий? Удобно в пядях измерять рост? Почему?


 

VII. Итог урока.

- Удобно ли измерить рост с помощью старинных мер длины? Почему?

Зачитываем вывод из презентации.

- А надо ли знать старинные меры длины?

Заключение из презентации.


 

VIII. Рефлексия.

- Как вы думаете все ли можно измерить ?

- А радость можно измерить?

Можете верить или не верить,
Но все на свете можно измерить:

 

И - при желании - каждый найдет
Величину своей радости...

( Вы думаете, это - бред?
А я открою вам секрет:
Простой линейкой - без ошибки -
Измерьте ширину улыбки ! )

На фоне песни Крошки Енота «От улыбки ..» ребята друг у друга измеряют улыбки. Суммирую полученные результаты.

Длина нашей радости сегодня равна 1 метру.

Спасибо за урок!

/data/files/h1527870629.pptx (Презентация Как измеряли длину раньше)

Предварительный просмотр презентации

Как измеряли раньше?

Меры длины Сажень Аршин Локоть Пядь

Сажень Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать до чего- либо. Отсюда слово "недосягаемый" – о месте, куда невозможно браться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить.

Прямая сажень это расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека. Примерно равна 152 см.

Косая сажень это расстояние от пальцев левой (правой) ноги стоящего человека до кончиков пальцев поднятой вверх правой (левой) руки Примерно равна 213-216 см.

Сажень в пословицах Косая сажень в плечах – широкоплечий , высокий человек. Полено к полену – сажень – накопления запасов, богатств, путем экономии.

Аршин Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась в XVI веке. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. .

Аршин Это длина вытянутой руки от плеча до конца пальцев В аршине 71 см.

Аршин в пословицах Как аршин проглотил Так говорят о человеке, который держится неестественно, прямо, «по струнке».

Локоть Это длина руки от пальцев до локтя Его длина от 38 см до 46 см

Локоть Практическое задание: Измерь локтем длину нитки

Локоть в пословицах Нос с локоть, а ума с ноготь так говорят про не очень умных людей . Бывает, человек суёт свой длинный нос, куда не надо.

Пядь Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки.

Пядь  Это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев. Пядь  18 см.

Пядь Практическое задание: Измерь пядью длину парты.

Пядь в пословицах Семь пядей во лбу так говорят об очень умном человеке

Ваш рост в старинных мерах № Фамилия, имя Рост в аршинах 1 Бийшева М. Больше 2 аршин 2 Воробьев М. Больше 2 аршин 3 Коноплев М. Меньше 2 аршин 4 Кудрявцев И. Больше 2 аршин 5 Макаренко А. Больше 2 аршин 6 Никишичев А. Больше 2 аршин 7 Трунов Я. Больше 2 аршин 8 Усов М. Больше 2 аршин 9 Шеногин Н. Больше 2 аршин

Ваш рост в старинных мерах № Фамилия, имя Рост в локтях 1 Бийшева М. больше 3 локтей 2 Воробьев М. больше 3 локтей 3 Коноплев М. 3 локтя 4 Кудрявцев И. больше 3 локтей 5 Макаренко А. больше 3 локтей 6 Никишичев А. 3 локтя 7 Трунов Я. больше 3 локтей 8 Усов М. больше 3 локтей 9 Шеногин Н. 3 локтя

Ваш рост в старинных мерах № Фамилия, имя Рост в пядях 1 Бийшева М. больше 8 пядей 2 Воробьев М. больше 8 пядей 3 Коноплев М. 7 пядей 4 Кудрявцев И. больше 8 пядей 5 Макаренко А. больше 8 пядей 6 Никишичев А. больше 7 пядей 7 Трунов Я. 9 пядей 8 Усов М. больше 8 пядей 9 Шеногин Н. 8 пядей

Ваш рост № Фамилия, имя Рост в см 1 Бийшева М. 154 2 Воробьев М. 151 3 Коноплев М. 138 4 Кудрявцев И. 148 5 Макаренко А. 151 6 Никишичев А. 142 7 Трунов Я. 157 8 Усов М. 154 9 Шеногин Н. 145

Вывод Наиболее точно можно измерить рост в современных единицах измерения: в метрах, сантиметрах и миллиметрах. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.