Конспект урока на тему «Длина окружности»
Предмет |
Математика |
Тема урока |
Длина окружности |
Занятия |
первый урок по теме «Длина окружности. Площадь круга» Урок открытия нового знания (ОНЗ). проблемно-эвристический |
Класс |
6 |
ФИО |
Хамидуллина Равиля Мингараевна |
Должность |
Учитель математики |
Место работы |
МБОУ «Иске Рязяпская СОШ Спасского муниципального района Республики Татарстан» |
|
ravilka0502@mail.ru |
Сотовый телефон |
89083310807 |
|
|
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Цели:
Деятельностная цель: формирование и развитие у учащихся личностных; регулятивных; познавательных и коммуникативных способов действия.
Содержательная цель: изучить формулу длины окружности и показать ее применение при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить формулу длины окружности;
показать применение её при решении задач;
познакомиться с числом ;
показать применение формулы длины окружности на практике.
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
развивать навыки устного счёта;
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
развивать пространственное воображение учащихся.
Воспитательные:
прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
развивать интерес к математике путем создания ситуации успеха.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация PowerPoint , модели окружности, нитка, линейка.
На уроке использованы обучающие структуры: КЛОК БАДДИС СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБОЛ(5 листов, 5 разноцветных ручек), РАУНД ТЕЙБОЛ, МИКС-ФРИЗ-ГРУПП, ТАЙМД ПЭА ШЭА, ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН, РАУНД РОБИН
УМК: Виленкин Н.Я. и др.: «Математика. 6кл.»- учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. , М.: Мнемозина, 2019
В презентации использовались слайды из работы Савченко Елены Михайловны http://collection.edu.ru/default.asp?
Планируемые результаты:
Предметные: знать формулу длины окружности.
Метапредметные.
Познавательные: понимать и принимать учебную задачу; уметь применять при решении учебных и практических задач формулу длины окружности.
Регулятивные: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.
Коммуникативные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
Личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности.
План урока.
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
Изучение новой темы.
создание проблемной ситуации
практическая работа;
проверка работы;
вывод;
историческая справка;
вывод формул.
Первичное закрепление.
решение задач у доски;
самостоятельная работа.
Итог урока.
выставление оценок
Домашнее задание.
Рефлексия.
Структура и ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 1 мин Цель данного этапа: Психологический настрой учащихся; Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха
2.Актуализация знаний. Цель этапа – ввести новое понятие, получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания
3.Формулировка темы и целей урока Цель: выявление места и причины затруднения, постановка задач урока
4.«Открытие» детьми нового знания. Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
5.Динамическая пауза
6.Первичное закрепление Цель: усвоение нового способа действий
7.Самосто-ятельная работа. Цель: Контроль ЗУН
8.Рефлекция деятельности (итог урока) Цель: самооценка результатов деятельности.
9. Домашнее задание |
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, друга по лицу сжатием рук, а друга по плечу – плечами. -Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: «Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому и я научусь!» Как вы понимаете эти слова?
Учитель задает вопрос: Какая зависимость называется прямой пропорциональностью, а какая зависимость называется обратной пропорциональностью? Учитель: А теперь достаньте свой КЛОК БАДДИС и смотрите, с кем вы встречаетесь, с кем назначили встречу в 11 часов. -Все нашли себе пару? Кто остался без пары? (Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары) -Вопрос помните? А сейчас проведем ТАЙМД ПЭА ШЭА. В течении 30 секунд( у каждого будет 15 секунд) отвечаем на этот вопрос. Обсуждение начинает тот, у кого глаза светлее 15 сек. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Теперь говорит другой партнер. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Давайте выслушаем некоторых. - МЭНЭДЖ МЕНТ. Ребята займите свои места. СТРУКТУРА СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБОЛ. (Слайд №1) - Будем выяснять, какая зависимость между рассматриваемыми величинами? (Приложение №1). После завершения работы, на своих листочках проверяем и в конце каждого предложения вы должны ставить «+» если правильно, «-» если неправильно. Проверяем «+» - это 1, «-» - это 0. (Слайд №2) - Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, а какую позже вы сами сформулируете. 1.Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 20 раз? Уменьшены в 5 раз? (Слайд №3) Для решения этой задачи используем СТРУКТУРУ ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН. Подумаем про себя, запишем ответы, и с помощью РАУНД РОБИН поделимся мнениями. У каждого участника будет 15 секунд времени. -Готовы? Послушаем стол №1, ученик №4) 2.Задание на развитие памяти. Посмотрите 10 сек на экран (Слайд №4)
рисунок1 рисунок 2 (Слайд№5) -Что изображено на 1 рисунке? -Какое число находится внутри треугольника? -Какие числа на сторонах треугольника? -Найдите закономерность расположения чисел. -Что изображено на 2 рисунке? -Какое число было и где? -Какое число нужно вставить вместе знака «?» Почему?
-Как называется сумма длин сторон прямоугольника? 3. Смотрим на экран (Слайд №6) -Что мы видим -А можем ли мы вычислить периметр окружности? Так какая тема сегодняшнего урока?
- Сегодня мы узнаем, как находить длину окружности. Откроем тетради, запишем тему урока. (Слайд №7) 1.Что мы знаем об окружности? (Приложение №2) Используем СТРУКТУРУ РАУНД ТЕЙБОЛ (по кругу по очереди разным цветом учащиеся пишут) Длина окружности – С, радиус – r, диаметр – d (Слайд №8)
Создание проблемной ситуации. Учитель: - Нам предстоит решить задачу «Какой длины надо взять кусок проволоки, чтобы согнуть окружность данного радиуса?». (Слайд №9) Учитель: Работаем с партнерами по плечу. Ребята, у вас на столах есть стакан (цилиндр, подставка для карандашей, банка из под сгущенного молока), ниточки. С помощью нитки измерьте длину окружности, в тетради обведите модели и у вас в тетрадях получится окружность. Все измерения вносим в таблицу. (Приложение №3) Сделайте вывод. (Слайд №10-11) С=π d, d=2r, С= 2πr Запись числа π (Слайд №12 ) Запомни (Слайд № 13 ) Интересные факты (Слайды №14-№15) Структура МИКС-ФРИЗ-ГРУПП -Я включу музыку, а вы передвигайтесь по классу. Когда музыка остановится, замрите и послушайте вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята, вы должны собраться в группу столько человек, каким будет ответ. Есть одно условие: никто из вас не должен озвучивать ответ! 1.Микс(музыка). Фриз. Вопрос: Скольким радиусам равен диаметр окружности? 2.Микс(музыка). Фриз. Вопрос: Диаметр окружности равен 6 см, а радиус - ? 3.Микс(музыка). Фриз. Вопрос: На сколько полуокружность диаметр делит окружность? Фронтальная работа у доски Решение задач по учебнику. №853( стр 155) (Слайд №16) №855 (Слайд №17),
858 (слайд №18) (по времени работы дополнительная задачи Слайды №23-29, № 876 (Математика 6 класс. Н.Я.Виленкин. Слайд №28), №1108 (Л.С.Атанасян. Геометрия 7-9. Слайд 29)
(Слайд 19) 1 вариант , партнер А- №857(а) 2 вариант, партнер В- №857(б)
(Слайд №20) Учитель: Ребята, продолжите, пожалуйста предложение Сегодня на уроке я узнал(а), что… Учитель: В результате чего это произошло? Перечислите важные этапы появления знания.
П. 24, стр. 153-154, №874; 876, Задание по карточкам (приложение 5) (Слайд №21) Говорят, что пословицы отражают настроение. У вас на столе лежат листочки с названием «Поговорки – зеркало настроения» (Приложение 4) Выберите пословицу, соответствующую вашему настроению на этом уроке. (Слайд №22)
|
Ученики включаются в деловой ритм урока.
Учащиеся высказывают свои мнения
Учащиеся вспоминают определение
Встают, задвинули стулья и найдите пару, дают пять своему партнеру
Находят свои пары
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос
-Ученик под №1 раздает листочки, -ученик под №2 раздает разноцветные ручки.
Листочки передают по кругу, каждый ученик пишет разным цветом
У кого правильно, тот объясняет остальным.
Читают,
записывают решение,
обсуждают в команде.
Отвечает стол №1, ученик №4
Учащиеся отвечают на вопросы
-треугольник
30 7, 10, 13 Сумма длин сторон Прямоугольник На сторонах 8 и 12 40 Сумма длин сторон прямоугольника
Периметр
окружность находить длину окружности «Длина окружности»
Ученик №3 зачитывает ответы, обсуждают в группе.
дети отвечают на поставленные вопросы
Выполняют практическую работу (Сильному ученику: отметить на окружности какую-нибудь точку, прокатить окружность, измерить длину пути и, измерив диаметр, найти отношение С к d)
дружно встают из-за парт. Стулья задвигают.
Образуют 2 группы
Образуют 3 группы
Образуют 2 группы
Индивидуально работают на тетрадях
Работа в паре
Учащиеся выполняют задания в тетради самостоятельно.
Учащиеся отвечают
|
Приложение 1
Определите какая зависимость между рассматриваемыми величинами?
Зависимость между путем, пройденным автомашиной с постоянной скоростью, и временем ее движения
|
|
Зависимость между количеством товара и стоимостью покупки
|
|
Зависимость между шириной и длиной при одном и том же значении площади прямоугольника
|
|
Зависимость между стоимостью товара и его количеством, купленным на определенную сумму денег
|
|
Зависимость между периметром прямоугольника и длиной его ширины
|
|
Приложение 2
Что мы знаем об окружности?
|
|
|
|
|
Приложение 3
|
№1
|
№2 |
№3 |
С
|
|
|
|
d
|
|
|
|
С d
|
|
|
|
Приложение 4
Поговорки – зеркало настроения
Смелость города берет.
Если я хочу осушить болото, то мне не стоит спрашивать лягушек о их согласии на это.
Старая песня на новый лад.
Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.
Через тернии к звездам.
Человек предполагает, а бог располагает.
Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
Ах, как я устал от этой суеты.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда
Приложение 5
Карточка с заданием: Как нарисовать окружность без циркуля?
При вычерчивании окружности на клетчатой бумаге от руки нужно запомнить одно правило, которое записывается в виде трех пар чисел: 3-1, 1-1, 1-3. Действовать по этому правилу нужно так:
1.Возьмем пересечение линий (узел клетчатой бумаги) – это будет первая точка;
2.Отступив на три клетки вправо и на одну вниз, поставим вторую точку;
3. Отступая от второй точки по одной клетке вправо и вниз, получаем третью;
4. Четвертая точка находится на расстоянии одно клетки вправо и трех вниз от третьей точки.
5. Соединив плавной линией, полученные точки изобразим четверть окружности;
6. Дальше сможете сами.