Статья «Для чего нужна программа нейродефектологического сопровождения»
Для чего нужна программа нейродефектологического сопровождения
Все чаще на прием к специалисту родители приводят дошкольника, которого в дошкольном отделении записали в разряд «трудных», а если это уже школьник, то в разряд «необучаемых». При изучении медицинской документации очень часто выясняется, что у мам данных детей были трудности в течение беременности и при родах.
Тяжелые нарушения неврологического статуса наблюдаются редко у данных пациентов, а вот, так называемые, «легкие» поражения, которые едва заметны не только для врачей, но и для родителей, как раз, характерны для наших «трудных» дошколят и «необучаемых» школьников.
Перинатальное поражение центральной нервной системы – вот с чем наблюдается рост новорожденных. Данные поражения объединяют различные состояния, и они обусловлены неблагоприятным влиянием на плод. Первое место в патологии центральной нервной системы занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Затем в медицинской карте ребенка появляется диагноз: повышенное внутричерепное давление, минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Для маленьких пациентов с такими диагнозами характерно: трудности обучения в школе, нарушения речи, нарушение мелкой и крупной моторики, резкие перепады настроения и различные виды невротических реакций (страхи, различные тики, энурез, заикание), сложности в общении с одноклассниками и педагогами, родителями. Часто такие дети чрезмерно активны, не могут сосредоточится, постоянно отвлекаются. Они импульсивны, раздражительны, возникают внезапные приступы ярости, а иногда, и злости. На улице предпочитают играть с детьми более младшего возраста, игры, как правило, очень простые, примитивные. У данных деток нет задержки развития или сниженного интеллекта, вся их проблема связана с нарушением восприятия, главным образом, пространственных взаимоотношений. Младшие школьники иногда вообще не могут научиться читать или писать, у них наблюдаются трудности в различии близких по написанию букв (П-Т, И-У, Б-Д).
С нарушением письма и речи часто наблюдается нарушение координации движения. Например, сохранение неловкости в движениях в более старшем возрасте. При ходьбе ребенок часто пошатывается, задевает окружающие предметы, у него проявляется двигательное беспокойство и даже мышечные подергивания. Родители не хотят замечать, что их ребенок испытывает трудности, или с трудом застегивает пуговицы, шнуровать ботинки, плохо раскрашивает картинки. Возникают проблемы на занятиях с использованием ножниц и инструментов. И вот, пойдя в школу, такой легковозбудимый и неловкий ребенок, все время отвлекается, всем мешает.
В настоящий момент в нейропсихологии, нейродефектологии разработан системный подход к таким детям. Предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Применяется нейродефектологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей. Многие особенности детей можно скорректировать, проходя с ним все этапы двигательного развития заново, начиная с рождения.
В программе нейродефектологического сопровождения в каждом занятии должны быть упражнения: дыхательные, глазодвигательные, двигательные, речевые, всевозможные растяжки. Все занятия должны способствовать развитию чувства ритма, способности к произвольному самоконтролю, произвольной саморегуляции и формированию речевых функций. Такая программа коррекции дает возможность успешно справится с трудностями, которые сейчас все чаще возникают у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
учитель – логопед
нейродефектолог С.С.Белякова