Дневник моего прадеда
План проекта
Введение
Основная часть: Глава 1. Жизнь до войны и армия
Основная часть: Глава 2. Начало войны
Основная часть: Глава 3. Плен
Основная часть: Глава 4. Мирная жизнь
Заключение
Список литературы и интернет-источников
Приложения
Введение
В нашей семье хранится очень ценная семейная реликвия – память о моем прадедушке Ерошко Павле Устиновиче. Это его личный дневник, который он назвал «История прожитого периода с 1920 года» (рис.1.1).
Я никогда не видела прадедушку – он умер еще в 1989 году. А дневник нашли в мастерской через двадцать лет после его смерти. Оказалось, что это был тайный дневник, прадедушка его никому не показывал.
При жизни он не любил говорить о войне, но понимал, что семья должна знать правду. В дневнике он рассказал о своем детстве, о том, как началась Великая Отечественная война, как он попал в плен и вернулся домой.
Я с интересом листала дневник – он был старым, потрепанным, с грязными пятнами на страницах. Мне было сложно разобрать многие слова, поэтому я просила маму мне помочь. Так родилась исследовательская работа, которую я назвала «Дневник моего прадеда».
Глава 1. Жизнь до войны и армия
Мой прадедушка, Ерошко Павел Устинович, родился в селе Плавна Брянской области 20 июня 1920 года. Детей в семье было пятеро, жили тяжело, поэтому он окончил 6 классов и стал трудиться наравне с родителями. До призыва, несовершеннолетний, работал вместе с отцом на стройке в Магнитогорске, в 19 лет – на сахарном заводе в Одессе (рис.1.2).
Осенью 1940 года его призвали в армию. Узнав, что станет пограничником, прадедушка с большим интересом погрузился в учебу. Как же не терпелось ему облачиться в красивую гимнастерку с зелеными петличками и фуражку и выступить на охрану границы СССР!
Обучение было сложным, но интересным. После зарядки и завтрака начинались занятия: топография, тактика, криминалистика, привязка огневых позиций батарей и наблюдательных пунктов.
Тренировали выносливость, изучали строевую подготовку, рукопашный бой, технику боя ножом, метание гранат и стрельбу.
К концу учебы прадед привык к дисциплине, научился отличать ложные следы животных от настоящих (на какие только хитрости не шли нарушители, чтобы пересечь границу!), ходить бесшумно, как истинный пограничник, и хорошо обращаться с оружием.
Через два месяца прадедушку направили служить на вторую заставу 105-го пограничного отряда НКВД БССР. Находилась она под городом Кретинга, на границе с Восточной Пруссией. В 1940 году там еще не было застав, контрольно-следовых полос, противотанковых рвов и дзотов. Создавать все это пришлось советским пограничникам.
Вот как прадед описывал службу в своем дневнике: «Пограничная служба очень нравилась, она была ответственная и бдительная, но при этом интересная и иногда даже веселая. Я получил ряд благодарностей за хорошую службу. На границу ходил со сторожевой собакой».
Прадедушка решил стать проводником служебной собаки. Он окончил пограничную школу служебного собаководства и вернулся на заставу. Немецкая овчарка по кличке Пальма стала не только помощником, но и другом. Толковая и послушная, она мгновенно улавливала подозрительные запахи и шумы и не раз предупреждала об угрозе тихим рычанием.
Границу охраняли круглосуточно. В туман, в метель, в дождь. В наряды отправлял начальник заставы, и прадед не раз оказывался то в пешем дозоре, то на наблюдательной вышке, то в «секрете».
Не забывали и отдыхать. На заставу приезжали передвижные киноустановки и показывали фильмы. Приглашали артистов, проводили концерты. Пограничники с женами тоже принимали участие – играли на инструментах, пели, танцевали. Маленькая застава становилась одной большой семьей. Прадедушка редко пел, но подыгрывал на балалайке и мандолине [1].
Глава 2. Начало войны
В начале весны 1941 года обстановка на заставе накалилась: немецкие самолеты то и дело нарушали воздушную границу с Советским Союзом. Стрелять по самолетам было запрещено, но охрану усилили.
20 июня 1941 года прадедушке исполнился 21 год. А через два дня началась война.
На границу Восточной Пруссии и СССР фашисты выдвинули группу армий «Север». Задачей был захват Прибалтики и Ленинграда. Когда они подошли к месту дислокации 105-го погранотряда, то бросили основные силы на первую комендатуру и входившую в нее 2-ю заставу [2].
Уничтожить пограничные заставы планировали за полчаса [3]. Численность немецких солдат и количество вооружения – почти в десять раз больше, чем у нас! Фашисты хотели нанести неожиданный удар и застать пограничников врасплох, но просчиталась: воины в зеленых фуражках показали невиданную стойкость и мужество, задерживая врага ценой своих жизней.
В дневнике прадедушки подробно описано нападение фашистов на вторую заставу (рис.1.3, рис.1.4). Именно в ту злополучную ночь его отправили в наряд на охрану границы вместе с тремя другими бойцами.
Почти 5 часов пограничники держали оборону заставы. Их можно было пересчитать по пальцам, но подкрепления не поступало. Шансов отстоять охраняемый рубеж не осталось – обессиленные бойцы едва сдерживали натиск фашиста. Уже слышался скрежет вражеских танков. Часть личного состава во главе с лейтенантом Пучковым отошла к аэродрому в Паланге и влилась в состав 1-й комендатуры [4].
После объединения войск мой прадед участвовал в ожесточенных боях в латвийских селах Руцава и Ница. На особом задании он и пятеро других бойцов уничтожили три мотоцикла с колясками – в них находилось 9 немцев. По приказу он отступил на защиту города Лиепаи, который попал в окружение. Задача была стратегически важной, ведь именно Лиепая была ключом к заветному Ленинграду.
24 июня 1941 года прадед находился в Гробиньском лесу в нескольких километрах от Лиепаи. Он попал под минометный обстрел и получил серьезное ранение осколками. С трудом смог доползти до шоссейной дороги, где его подобрали наши солдаты.
В своем дневнике он писал: «По пути следования грузового автомобиля с ранеными в военный госпиталь Лиепаи нас обстреляли 2 немецких самолета, сбросили на машину около 7 бомб, но ни одна из них не попала в грузовик с ранеными».
В военно-морском госпитале Лиепаи, на берегу Балтийского моря, прадедушке Паше провели сложную операцию – удалили осколки из колена, шеи и спины. Ему пришлось учиться заново ходить. Последний осколок так и не вытащили: хирург боялся задеть сухожилия колена.
Глава 3. Плен
Защитники Лиепаи сражались из последних сил, стараясь не пустить немца в город. Начались кровопролитные бои. Сдерживать натиск фашистов было уже невозможно.
В ночь с 26 на 27 июня была неудачная попытка эвакуировать раненых бойцов в Ленинград. Многие пациенты с медперсоналом не смогли выбраться из «долины смерти». Своей кровью они заплатили за прорыв тех, кто остался в живых.
29 июня 1941 года в госпиталь вошли немцы [5], и прадедушка тяжелораненым был взят в плен. Он испытал на себе все ужасы фашистских лагерей – от голода, болезней и издевательств до непосильного труда.
Мы сделали запрос в Германию [6] и узнали, что он прошел через три рабочих лагеря – шталага (рис.1.5, рис.1.6):
IC (г. Хайдекруг, Вост. Пруссия), август 1941 г.–сентябрь 1942 г.;
IA (пос. Штаблак, Вост. Пруссия), октябрь 1942 г.–сентябрь 1944 г.;
IB (г. Хохенштайн, Вост. Пруссия), сентябрь 1944 г.–конец 1944 г.
Военнопленных использовали для сбора урожая, разгрузки автомашин и кораблей в порту, ремонта дорог, строительства бараков и других мучительных работ.
Прадедушка получил номер военнопленного – 2856/IC, который ему выжгли клеймом на правой руке. Он выдержал рабский труд в цехах целлюлозных фабрик городов Тильзит и Рагнит, тяжелейшие полевые работы, круглосуточный ремонт обуви военнопленных и немецких солдат.
Полуживой от голода и изнурительного физического труда, он совершил три неудачных попытки побега из шталагов. Его избивали, травили собаками и грозили расстрелом, но он не только выстоял, но и остался Человеком.
Глава 4. Мирная жизнь
3 мая 1945 года прадедушка находился в немецком городе Любек на дорожных работах и уборке улиц от камней под охраной фашистов. Во время авианалета английских бомбардировщиков он совершил свой четвертый, на этот раз удачный побег.
После фильтрации его направили служить в 152-й армейский запасной стрелковый полк, а через полгода – снова в Кретингу, восстанавливать заставу.
В 1946 году по окончании службы вернулся в родное село Плавна. Сыграл свадьбу с Марфой (моя прабабушка, на войне была санинструктором), с которой был знаком еще до войны (рис. 1.7). Всю жизнь он проработал в колхозе «Большевик». Начинал от бригадира полеводческой бригады и повысился до кассира колхоза и главного счетовода делопроизводства.
Получил много грамот и благодарностей за активное участие в повышении культуры обслуживания населения, а также за успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи и оборонно-массовой работе от ДОСААФ.
В 1977 году прадедушка был удостоен почетного знака «ДОСААФ СССР» в честь 50-летия организации. Этот знак давал право на присвоение звания «Ветеран труда».
В 1985 году в честь 40-летия Победы он был награжден орденом Отечественной войны II степени (рис. 1.8).
Он стал отцом 7 детей и дедушкой 11 внуков.
Прадедушки Паши не стало 22 марта 1989 года. Он умер в возрасте 68 лет от приступа астмы, полученной в плену на бумажной фабрике.
Мой прадедушка оставил о себе добрую память. Дети, внуки и жители села Плавна запомнили Павла Устиновича честным, добрым, ответственным человеком и отличным семьянином. Тяжелые военные годы не сломили его, но закалили характер. Порядочность и любовь к Родине не позволили ему совершить поступки, за которые его могли назвать предателем. Он часто повторял, что «погранцов» бывших не бывает. Несмотря ни на что, он всегда был полон энергии и вставал на защиту каждого, кому грозила опасность.
Заключение
Бережно хранить семейные реликвии – это замечательная традиция нашей семьи. Я с интересом рассматривала прадедушкин дневник, старые фотоальбомы, медали и грамоты, изучала наградные листы. Вместе с родителями мы читали письма из архивов, искали информацию в Интернете и восстанавливали фронтовой путь прадедушки.
На примере дневника прадеда я узнала, что такое семейные реликвии и поняла их ценность. Это ниточка, которая соединяет нас с прошлым. Передавая их из поколения в поколение, мы чтим традиции нашей семьи, сохраняем память и воспитываем уважение к нашим предкам.
Исследовательская работа дала понять, что мой прадедушка, несмотря на унижения, голод и каторжные работы в плену, показал пример храбрости, стойкости и верности своей Родине.
Нам всем важно знать и помнить, какой ценой нашей стране досталась Победа, благодаря кому мы живем на этом свете. И я как правнучка обещаю никогда не забывать о том, через что пришлось пройти моему прадедушке и всем ветеранам Великой Отечественной войны, чтобы мы жили, любили и мечтали о будущем.
Список литературы и интернет-источников
1. Сошникова М. Н. Номер 2856. – Москва, 2021.
2. Тылец В. А. Граница 41: Белорусский пограничный округ: Малоизвестные страницы истории. – Минск, 2011, с. 36.
3. Чугунов А. И. Граница накануне войны. – Москва, 1985.
4. Тылец В. А. Граница 41: Белорусский пограничный округ: Малоизвестные страницы истории. – Минск, 2011, с. 40.
5. В июне сорок первого. Страницы героической обороны Лиепаи. – Рига, 1986.
6. Интернет-портал «Центр документации при Объединении Саксонские мемориалы» – https://ru.stsg.de/
Приложения
Рис. 1.1. Дневник Ерошко П. У.
Рис. 1.2. Ерошко П. У. с сестрами, за несколько месяцев до призыва, 1940 г. (фотоателье пгт. Климово)
Рис. 1.3. Отрывок из дневника Ерошко П. У. (Нападение фашистов на заставу, часть 1)
Рис. 1.4. Отрывок из дневника Ерошко П. У. (Нападение фашистов на заставу, часть 2)
|
|
Рис. 1.5. Транзитная карточка военнопленного Ерошко П. У. (перевод из шталага IC в IA) | Рис. 1.6. Транзитная карточка военнопленного Ерошко П. У. (перевод из шталага IA в IB) |
Рис. 1.7. Ерошко П. У. с женой Марфой и первенцем Петром, 1949 г.
Рис. 1.8. Ерошко П. У. Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны, 1985 г.