Технологическая карта классного часа в начальной школе «Добро и доброта» (3 класс)
Тема классного часа: Добро и доброта
Форма проведения: Квест
Автор: Антифонова Елена Павловна, учитель начальных классов, классный руководитель 3 «А».
Технологическая карта классного часа в начальной школе
Направление воспитания | Духовно – нравственное воспитание |
Проблема | Формирование системы ценностных ориентаций |
Тема | Добро и доброта |
Возраст обучающихся | 8-9 лет |
Цель | Формирование понятия о добре и зле у младших школьников. |
Задачи | Образовательные: расширить знания детей о значении слов доброта, дружба, вежливость, умение применять их в жизненных ситуациях. Развивающие: развивать мышление, речь, ответственность за свои поступки, умение оценивать поведение окружающих. Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, сопереживать, понимать себя и другого человека. |
Форма классного часа | Квест, проводится в спортивном зале |
Прогнозируемые результаты: | Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера, творчества; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. оценка своих поступков. Регулятивные (уметь): принимать и сохранять поставленную задачу, оценивать результат своей деятельности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем, товарищами; взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности; планировать и организовывать свою деятельность Познавательные (уметь): выполнять логические действия (выбирать основания для сравнения, классификация объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений); отвечать на вопросы учителя; самостоятельно и коллективно находить пути решения и способа действия возникшей проблемы Коммуникативные: - умение отвечать на поставленный вопрос; - умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах); - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; - аргументировать свои высказывания; - четко выражать свои мысли; - умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Оборудование: | Маршрутный лист «Доброта и вежливость», вырезные карточки с пословицами, карточки с картинками, вырезные лепестки дерева, воздушный шар, скамейка, макеты деревьев. Мультимедиа. |
Ход занятия
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
I Организационный момент
II Основная часть | Беседа Беседа, Метод игровых ситуаций, Проблемно-поисковый, пример | 1. Учитель приветствует детей. Звучит фрагмент песни «Доброта» Барбарики. 2. На доске прикреплен конверт 3. Учитель читает письмо. 1.На каждой станции дети получают задания и фрагменты карты в конвертах. 2. После выполнения задания, идут по маршруту указанному в карте. 3. Просмотр мультфильма «Клад кота Леопольда» | Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на занятие Приветствуют друг друга. Дети читают название объекта на карте. Дети предлагают свои варианты. | Коммуникативные, личностные Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
III Рефлексия | Метод самовоспитания | « Дерево успеха» | Дети выбирают листья разного цвета: зеленый – понравилось на занятии, красный – не понравилось, желтый – безразлично. Листья прикрепляют на деревья в Сквере Доброты. | |
Конспект классного часа
Тема внеклассного часа: Добро и доброта.
Форма проведения: квест
Место проведения: спортивный зал.
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Цель: Формирование понятия о добре и зле у младших школьников.
Задачи: Образовательные: расширить знания детей о значении слов доброта , дружба, вежливость, умение применять их в жизненных ситуациях.
Развивающие: развивать мышление, речь, ответственность за свои поступки, умение оценивать поведение окружающих.
Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, сопереживать, понимать себя и другого человека.
Оборудование: Маршрутный лист «Доброта и вежливость», вырезные карточки с пословицами, карточки с картинками, вырезные лепестки дерева, воздушный шар, скамейка, макеты деревьев. Мультимедиа.
Ход занятия.
1.Организационный момент
1. -Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения своему соседу по парте. От ваших улыбок сразу стало светлее и теплее в нашем классе.
Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на занятие.
Дети приветствуют друг друга. Звучит фрагмент песни «Доброта» Барбарики.
2. На доске прикреплен конверт.
- А кто это оставил странный конверт?
- Давайте его откроем.
3. Учитель читает письмо:
«Мы украли вашего кота Леопольда. И ни за что его не отдадим. А если хотите его вернуть восстановите карту и найдите клад по ней.»
- Ребята спасем кота?
- Да!
II Основная часть
1.- Давайте прочитаем первый фрагмент карты. Узнаем, где мы будем искать клад.
Дети читают название объекта на карте:
Парк Мудрости.
- В каком городе может быть такой парк?
Дети предлагают свои варианты.
- А правы ли вы мы узнаем в конце наших поисков.
2. - Отправимся мы на волшебном поезде. А вот и он. В путешествии нас будут ждать разные приключения и испытания. Вы готовы? Под песенку кота Леопольда, (самого доброго в мире кота) отправляемся в путь!
Звучит фонограмма песни «Если добрый ты».
Дети исполняют фрагмент песни.
3. Первая остановка Парк Мудрости. На скамейке конверт с заданием.
Команде выдаются рассыпанные пословицы.
- Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицы, обсудить в группе, в чём заключается смысл каждой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Не одежда красит человека, а доброта.
- Доброе слово и кошке приятно.
4. - Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Получаем новый фрагмент. Куда теперь отправляемся?
Дети читают название объекта на карте:
Переулок «Вежливые слова»
- И чтобы отправиться дальше, нам нужно назвать вежливые слова.
-Какие вежливые слова вы знаете? (Здравствуйте, желаю удачи, спасибо, пожалуйста, извините, будьте любезны, всего вам доброго, очень приятно, не стоит благодарности, очень рад и т.д.)
- Молодцы! Сколько вежливых слов вы знаете!
- Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими словами. В слове заключена великая сила. Доброе слово может рассеять плохое настроение и даже излечить человека.
Задание: вставить пропущенное вежливое слово.
После выполнения задания, получают новый фрагмент карты.
Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: "Садитесь...” (Пожалуйста). Женщина поблагодарила Вову. Она сказала:"...”(Спасибо). Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: "....” (Извините, пожалуйста).
5. - Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Получаем новый фрагмент. Куда теперь отправляемся?
Дети читают название объекта на карте: Сквер Добрых дел.
- Посмотрите, какие странные деревья: на них нет листьев. А на ветке новое задание.
«Чтобы деревья ожили, вам нужно написать на пустых листочках те добрые дела, которые вы уже сделали или собираетесь сделать в ближайшее время, а затем прикрепить их на деревья. Вот и посмотрим, оживёт наше деревце, или нет. Сделать это надо быстро и аккуратно».
Ребята на листочках-заготовках пишут добрые дела и прикрепляют их на деревья.
- Посмотрите, какое красивое и живое дерево у нас получилось.
Давайте прочтём, какие вы совершили дела (Зачитать несколько записей).
- Помните:
- Добрые слова – корни.
- Добрые мысли – цветы.
- Добрые дела – плоды.
-Добрые сердца – сады.
- Вы хорошо справились с этим заданием и мы продолжаем наше путешествие.
6. Получаем новый фрагмент. Куда теперь отправляемся?
Дети читают название объекта на карте: Перекресток Разных поступков.
В задании просят нас с вами разобраться в ситуациях, в которые попали ребята и помочь им.
Ситуация 1: ( Из рассказа Е. Пермяка « Самое страшное» )
- Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он гордился. Гордился, но недолго. Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его- и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись. Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзиком поиграть, а тот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет, да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного ,какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!
- Ребята, как вы считаете, почему Вова остался один на свете?
- Что же Вове необходимо сделать, чтобы с ним дружили ребята, разговаривала бабушка?
Ситуация 2:
«Уроки закончены. Миша собирался домой и нечаянно портфелем задел Славу. Слава сразу накинулся на Мишу с кулаками. Ведь папа учил, что надо давать сдачу».
- Как бы вы поступили на месте ребят?
- Ребята, какие же волшебные слова нам с вами помогут жить без ссор?
7.- Получаем новый фрагмент. Куда теперь отправляемся?
Дети читают название объекта на карте: Площадь Дружбы.
- Как вы думаете, ребята, кто живёт в этом городе? (ответы детей)
- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга?
-Я не сомневалась, что у вас у всех есть друзья.
- Кого мы можем назвать настоящим другом?
Учитель читает стихотворение.
Кто в дружбу верит горячо ,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг.
Викторина « Друзья из сказок»
-Мы сейчас с вами будем вспоминать имена настоящих друзей из сказок.
1.Она рядом с котом Базилио всегда. ( Лиса-Алиса)
2. Лучший друг крокодила Гены.(Чебурашка)
3.У неё не один друг, а сразу 7. (Белоснежка)
4.Девочка,которая отправилась за другом в ледяной замок. ( Герда)
-Вы хорошо справились с заданиями. Я желаю каждому из нас научиться дорожить дружбой. А сейчас мы все вместе исполним песню «Когда мои друзья со мной»
- Молодцы! Получаем последний фрагмент.
- Прочитайте, в каком городе мы путешествовали?
Дети читают «Доброта»
- Жители этого города приготовили видео ролик. Посмотрим!?
Просмотр мультфильма «Клад кота Леопольда»
III Рефлексия
Дети выбирают листья разного цвета: зеленый – понравилось на занятии, красный – не понравилось, желтый – безразлично. Листья прикрепляют на деревья в Сквере Доброты.
Литература:
“Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
“Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынова
1.Давыдова М.А. Доброе слово – что ясный день // Праздник в школе. 2002. №10. С. 3-11.
Полетавкина Л.Г. Вечер «Будьте добрыми и человечными!» // Пед. Совет.
2005. №3. С. 10-13.
Халилуллина В.А. Прикоснись ко мне добротой // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2005. №11. С. 45-47.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины (1-5кл.).- М.: Айриспресс, 2005.
Плотникова Олеся Александровна