12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кристина194
Россия, Москва

Доклад по теме «Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя»


Эмоциональная сфера является важной составляющей в психическом и психологическом развитии как дошкольников, так и младших школьников. Адаптация ребенка в школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. В этот период перед школой встаёт острая проблема психопрофилактики школьной дезадаптации, сохранения психического и психологического здоровья первоклассников при встрече с новой для них школьной ситуацией, изменении роли в социуме, ритма жизни, интенсивных нагрузках - как умственных, так и физических, а также возложенной на плечи школьника ответственности. Всё это не редко вызывает у первоклассников эмоциональную напряжённость и тревожное состояние. 

Детский возраст вообще отличается особой эмоциональностью, чувствительностью и ранимостью. Как показывают исследования у большей части первоклассников не сформированы навыки саморегуляции эмоционального состояния [2]. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств, не всегда способны владеть собой.Недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечёт за собой трудности в обучении, снижение познавательных способностей школьника, приводит к неадекватным реакциям ребёнка на ситуации обучения, необоснованно острые реакции на критику и оценки, неожиданные поведенческие ответы. Чтобы снизить риск возникновения психосоматических расстройств (алекситимия) и девиаций, первоклассниковнеобходимо обучать распознаванию базовых эмоций, выражению своих состояний,  стимулировать самопознание. Проводником таких педагогических воздействий, примером для подражания является учитель, который в процессе взаимодействия с первоклассниками оказывает им необходимую психологическая поддержка, способствует созданию условий для их успешной школьной адаптации, благоприятному психическому и личностному росту каждого ребенка, формированию у школьников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми. 

Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и положительной оценкилюбых его стараний. Поэтому главная роль в создании благоприятного психологического климата для первоклассников, несомненно, принадлежит учителю. Для организации безопасной среды учителем необходимо создатьситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении одноклассников. 

Эмоциональная поддержка вообще очень важна в детстве, потому что без неё вырастет неуверенный и полный страхов человек. Игнорируя потребности школьника в эмоциональном контакте, мы теряем связь с ним, а он с миром; без нашей помощи ему сложно разобраться в спектре чувств и эмоций. Эмоциональная поддержка учителя важна для всех без исключения первоклассников, но в ситуации возникшего эмоционального напряжения у ребёнка она совершенно незаменима.

Симптомы эмоционального напряжения ребенка:

− Частые неадекватные эмоциональные состояния (плач, депрессия, апатия, немотивированное проявление злости, пугливость, тревожность, конфликтность).

− Отсутствие положительных эмоций на поощрение.

− Снижение познавательной активности (отсутствие реакции новизны).

− Изменения в поведении ребенка.

− Изменение двигательной активности (повышение или снижение).

− Изменения в аппетите.

− Проблемы со сном (бессонница).

− Рисунки в темных тонах.

Если день ребёнка в основном наполнен положительными эмоциями, то, вероятнее всего, школьник чувствует себя уверенным и радостным. От этого складываются хорошие отношения детей в классе и здоровый психологический климат. Для учителя важно уметь правильно реагировать на ту или иную детскую эмоцию, чтобы ребёнок ощущал нашу поддержку и не боялся проявлять свои чувства.

Бывает, что дети стыдятся своих поступков или самих себя, и находят для этого массу причин. Мы замечаем их бегающий взгляд, растерянность. Но правильнее будет помочь школьнику избавиться от стресса и сильных переживаний, а не спрашивать: «Ну что ты опять натворил?». Проявите эмпатию: « Я чувствую, что тебе плохо, но верю, что ты справишься».Лучший способ воспитать ответственность и уверенность у школьника –предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения.

И учитель, и родители должны быть последовательными в своих действиях. Нельзя запрещать ребёнку без особенных причин то, что ему разрешали раньше. 

Истерическое поведение детей – это проверка того, насколько эмоционально устойчив взрослый, насколько с ним безопасно. Поэтому учитель всегда, даже в самых сложных ситуациях, должен сохранять выдержку и внутреннее спокойствие. Многим педагогам этому нужно специально учиться, тренироваться, но иначе в этой профессии нельзя. Если взрослый сам кричит, нервничает и беспокоен – с ним не безопасно.Существует ещё один принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот - безусловное принятие ребенка. И важно отметить, что этот принцип не всегда находит применение в семьях детей, где уже были искажены базовые потребности в любви, заботе, ласке. 

Если ребёнок привык к тому, что родители на него кричат и читаютнотации, он будет вынужден защищаться, притворяться глухим. А затем может специально сделать всё «назло».

Иногда ребёнок использует чувство злости в ответ на наш отказ в его просьбе. Если вы сказали нет и не объяснили почему, ребёнок чувствует вашу чрезмерную авторитарность. Учителю в подобной ситуации необходимо выстроить диалог, в котором вы объясняете свою позицию, чтобы ребёнок понимал, почему вы так решили, и он также имеет право пояснить свою позицию. Так мы вовлекаем школьников в партнёрский тип отношений. Вы покажете ребёнку, что вы его услышали, поняли его желание.

Важно принимать чувства ребёнка, но при этом учить его выражать злость более безопасными способами. У ребёнка должна быть возможность выразить эмоции: помять бумагу, порисовать или погонять в футбол.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома: их общение со взрослыми ограничено узким кругом родственников, которые к тому же были слишком снисходительны к капризам своего малыша. В школе такие дети тоже пытаются капризничать, настаивать на своём, но когда встречают отпор, реагируют очень импульсивно: могут в раздражении швырнуть книгу и тетради, расплакаться. Часто такие ситуации приводят к серьёзным конфликтам, и родители принимают сторону детей. Но вспыльчивость, агрессивность, капризы не дают возможности раскрыть внутренний потенциал школьника, затрудняют налаживанию контактов с одноклассниками. И снова самым правильным методом будет сохранение терпения и такта, чтобы научить ребёнка новым для него вариантам взаимодействия. 

Для детей любого возраста статус в коллективе является подтверждением своей принадлежности данному кругу. Самоутверждаясь в нём, дети развивают свои коммуникативные навыки, повышают самооценку.Наверное, каждому школьнику хочется почувствовать интерес одноклассников, завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение в классе, облегчают адаптацию к школе. А поскольку дети часто смотрят друг на друга глазами взрослых, от учителя зависит насколько он внимателен, объективен и справедлив по отношению к поступкам и проявлениям детей, насколько умеет прислушаться к самомуважному – внутреннему миру. 

Нередко дети испытывают тревогу, но не стоит обесценивать эти переживания. Ребёнок использует защитные механизмы, которые вполне естественны для незрелой личности. Чем помочь ребёнку в данной ситуации? Поддержать его, привести пример из жизни, когда его сверстник успешнопоборол страх, справился с ситуацией. Полезно бывает даже просто обнять ребёнка и сказать, что вы всегда рядом и готовы помочь – такой контакт успокаивает и даёт эффект защищенности. Чтобы исключить лишнее беспокойство, не стоит подгонять ребят, потому что работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности. Если учитель и говорит про ошибки, то в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика, с верой в преодолимость препятствий. Учитель для каждого должен найти слова поддержки: «Ты хорошо готов», «у тебя получается», «ты способный».

Если первоклассник стал излишне молчалив, его дыхание стало учащённым и неглубоким, а голова постоянно уходит в плечи, то его тревога уже не ситуативная.  Тревожность выступает личностным свойством ребёнка, проявляется регулярно в форме страха неудачи, страха не оправдать ожидания близких и учителей, боязни быть отвергнутым. Педагогу необходимо обратить на это внимание школьного психолога, поскольку высокая тревожность может быть симптомом возникающего невроза. Один из эффективных методов коррекции тревожного состояния у детей младшего школьного возраста – это игротерапия и сказкотерапия. 

Таким образом, если поведение школьника очень беспокоит учителя, и он не знает, как справиться с ситуацией, стоит обратиться к опытному коллеге или психологу. Бывают ситуации, прояснить которые может консультация со школьным врачом.

В период адаптации детей к школе полезно использование игровыхметодов и психогимнастических упражнений на уроках. Они могут способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, пробуждению активности ребёнка, его сообразительности, повышению работоспособности, а также дисциплинируют, сплачивают играющих.

После соответствующей диагностики школьника психологом и выявлении оснований для дополнительной работы с ним, организуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по профилактике школьной дезадаптации, в которую кроме педагогов и специалистов школы, также вовлекаются родители ученика.

Следует отметить важность профилактической работы с детьми, их родителями и педагогами. Родители и педагоги ДОУ должны ещё на этапе дошкольного детства готовить ребёнка к предстоящим переменам. 

Сотрудничество и согласованность действий всех субъектов, участвующих в развитии адаптивных возможностей первоклассников является важным условием эффективности реализации эмоциональной и психологической поддержки младшим школьникам. 

В результате оказания эмоциональной поддержки ребёнку создаются  необходимые условия для развития младшего школьника, его адаптации в школьному обучению, новому статусу и роли школьника; самоорганизация  поведения предполагает переживание ребёнком положительно окрашенного чувства уверенности в себе и своих силах;  постепенно формируется  позитивная «Я-концепция» и устойчивая адекватно-положительная самооценка. Кроме того, результатом психологической поддержки ребёнка становится формирование у него эмпатии, толерантного отношения к окружающим, развитие умения оказывать психологическую поддержку другим людям.


Литература:


1) Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. -- М.: Психология, 2003. - 186 с.

2) Крайникова Т.А. Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе. // Социально-экономические явления и процессы. Изд. ТГУ:  Тамбов, 2014. Том 9,  С.167-174.

3) Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 1. - С. 32-53.

4) Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; 2000. - 160с.

5) Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2004. - № 2. - С. 103-107.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.