Доклад «Выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и учителя-логопеда»
МКОУ Чумаковская школа-интернат
Выступление учителя-логопеда Курусь Елены Николаевны на школьном методическом объединении коррекционного блока
Тема: «Выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и учителя-логопеда.
С. Чумаково, 2021 г
Одно из важнейших условий коррекционной работы- выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и учителя-логопеда. Именно этой теме можно посвятить одно из заседаний МО.
Учитель-логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика.
Как показал наш опыт, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ.
Однако эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе.
Задача логопеда. Во-первых, научить педагога отличать специфическую ошибку от орфографической, а во-вторых, обратить внимание учителя на то что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося.
К сожалению, этот вопрос неоднозначен и сложен для понимания учителем.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на лог. занятиях может получать положительные отметки. Поэтому важно работать в тесном контакте с учителем. Посещать уроки, занятия.
Самой важной проблемой начиная с начальных классов, является преодоление дисграфии. А она как правило возникает при недостаточном развитии фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно- акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонематического распознавания.
СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ дифференцировки совершенствуются более успешно в том случае, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Программа общеобразовательной школы
Предусматривает аналогичную работу на класном уроке. Но, как показывает практика, большая часть этой работы проводится в 1 классе в течении добукварного периода и в 4 классе, когда дети выполняют письменный фонетический разбор. Во 2 и 3 классах такой работе уделяется минимум рабочего времени.
В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:
исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения. При этом на лог. занятиях ребёнок проговаривает, а логопед «страхует» проговаривание ребёнка, т.е. повторяет за ним правильно;
включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.
НАПРИМЕР: игра «Хлоп-топ»
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции.
Игра имеет несколько вариантов:
Учитель называет слово, предлагая ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определённый звук.
ПРОИГРАТЬ С ПЕДАГОГАМИ
Учитель называет слова, предлагая ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком (к), и топнуть, если он услышит слово со звуком (г).
Учитель произносит слоги, предлагая ребёнку хлопнуть себя по коленям, если он услышит слог па, и подпрыгнуть, если он услышит слог ба.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Игра с передачей меча «Мяч передавай- слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.
Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.
Мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова (весна-автобус-слон-нос-сова).
Кроме игр, модно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:
*вставить пропущенные буквы в слова (ви..ка), (ди..ан) и т д.
*подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. НАПРИМЕР шуба, уши, кошка.
*выбрать из данных предложений слова с определённом количеством звуков;
*добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар, парк, паром, паруса);
* преобразовать слова различными способами:
- добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);
-изменяя один звук (сом_ сок-сук-суп-сыр);
-переставляя звуки (пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак);
*составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива-парк, ива, карп, парк, рак, Ира)
*составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр-комар).
Развитие языкового анализа и синтеза
Эта работа важна при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания.
Составить предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
Составить предложение с определённым количеством слов.
Увеличить количество слов в предложении.
Составить графическую схему предложения.
Составить предложение, соответствующее схеме.
Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
Выделить из текста предложения с определённым количеством слов.
Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.
Сигнальные карточки можно использовать на каждом уроке, при выполнении домашнего задания.
РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество).
Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. (постоянно напоминаю детям).
РЕКОМЕНДУЮ УЧИТЕЛЯМ для групповой и индивидуальной работы использовать игры и упражнения:
*определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
*записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов;
*определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (- -буз, ут- -, ка- - - даш);
*найти в предложении слова с определённом количеством слогов;
*составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка)
*выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив их в слова (улей, домик, машина, луна, жаба—У дома лужа);
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРЫ
«Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, дети считают, затем встают (например: Се-рё-жа, МА-ри-на).
Игра «Перевёртыши»
Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому участнику.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай, кА; вес, на; кА, мыш; бан, ка; ни, тка; ра,но.
Таким образом. Завершая своё выступление хочу повториться, что всё таки одним из важнейших условий коррекционной работы, является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки со стороны учителя и учителя-логопеда.