Доклад «Использование приёмов вызывающих интерес к изучаемому предмету и побуждающих к творческой деятельности на примере реализации программы «Стильные штучки»
Доклад по теме:
«Использование приёмов вызывающих интерес к изучаемому предмету и побуждающих к творческой деятельности на примере реализации программы «Стильные штучки»
Формой детского образовательного объединения "Стильные штучки" была выбрана мастерская потому, что она имеет принадлежность содержания деятельности к определённому виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентирована на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении специальных технологий. Программа мастерской ориентирована на достижение высокого уровня мастерства в трёх направлениях декоративно-прикладного творчества: декоративная обработка кожи, изготовление искусственных цветов из ткани, художественное выжигание по ткани.
Отличительной особенностью данной программы является:
· изучение по выбору вышеперечисленных направлений или всех вместе;
· формирование умения сочетать в творческих работах разные виды декоративно-прикладного творчества;
· стимулирование развития творческого воображения, фантазии.
Всё вышеперечисленное способствует всесторонней самореализации личности.
Большое внимание в программе уделяется освоению технологий изготовления изделий используемых в предметном дизайне интерьера и оформлении элементов костюма, т.к. стиль одежды и дома - один из способов самовыражения.
Развитие промышленности и условия жизни современного человека способствовали тому, что из семьи ушли ремёсла – изготовление полезных, красивых вещей и связанная с ними художественная сторона ремесла, которая была неотъемлемой чертой народного искусства. На сегодняшний день эту проблему не может решить система школьного образования из-за усложнения и увеличения объёма знаний по общеобразовательным предметам. Система дополнительного образования открывает большие возможности свободного выбора ребёнком образовательной области интересной ему, в том числе и декоративно-прикладной. В наши дни дополнительное образование помогает заново открыть красоту произведений традиционного народного искусства, воплощающих многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда. На своих занятиях по художественной обработке ткани я использую схемы вышивок и рисунки аппликаций над которыми, возможно, трудились наши бабушки, и которые в наше время снова входят в моду.
Я стараюсь построить занятия таким образом, чтобы дать ребёнку возможность раскрыть свои творческие способности и проявить свою индивидуальность, создать условия для самореализации личности. Важной стороной первых занятий является формирование интереса к предмету и в дальнейшем закрепление этого интереса на протяжении всего учебного процесса, а также создание ситуации «успеха», побуждение к творческой деятельности путём совершенствования мастерства, усложнения технологии и разработки авторских работ. Всё это происходит в рамках концепции развивающего обучения. В нашей программе используется технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора учащегося внеурочной деятельности. Развитие творческих способностей в нашей программе является приоритетной целью, её содержание, методы, приёмы направлены на раскрытие и развитие способностей каждого ученика. Основными формами проведения учебных занятий являются фронтальная (беседа, рассказ, объяснение), индивидуальная (выполнение учебных заданий персонально каждым учащимся). Наряду с основными формами используются и сопутствующие: экскурсии, выставки, конкурсы. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы проектных методов.
Ключевые компетенции применяемые в программе, такие как: информационно-познавательные, коммуникативные, социокультурные, помогают учащимся освоить разносторонние знания, соответствовать запросу общества, быть более успешными, уверенными в дальнейшей жизни.
Показателями результативности ключевых компетенций являются умения:
- разработать свою авторскую идею и выразить её различными средствами;
-систематизировать полученные знания и самостоятельно находить пути решения комплекса задач;
-отстаивать своё мнение, давать оценку своей деятельности и деятельности товарищей, участвовать в коллективной работе;
-выражать духовно-нравственные ценности через взаимодействие человека с человеком;
-реализовать потенциал своих возможностей в процессе осуществления трудовой деятельности
Считаю, что направления нашей педагогической деятельности помогают девушкам, будущим жёнам, мамам, легко адаптироваться в социокультурной сфере жизни.
На самых первых занятиях по «Художественной обработке ткани» или, как ещё называют этот вид декоративно-прикладного творчества, гальошированию, который появился в России в 80-е годы 20 века, я стараюсь вызвать интерес к предмету, рассказав о его достоинствах и преимуществах. Это достаточно новый оригинальный метод обработки ткани, используемый в предметном дизайне интерьера и оформлении элементов костюма. Современные ткани позволяют нетрадиционно использовать известные приёмы аппликации и вышивки. У этого вида художественного творчества есть большое преимущество: экономия времени и средств, т.к. искусственные ткани, применяемые в гильошировании, намного дешевле натуральных (ведь это 100% синтетика), а трудоёмкость изготовления, по сравнению с вышивкой, в несколько раз меньше. Художественное выжигание по ткани хорошо сочетается с др. видами декоративно-прикладного творчества, в том числе и с изучаемыми в рамках комплексной программы «Стильные штучки» курсами «Цветочный декор» (декоративные цветы из ткани), «Декоративная обработка кожи». Все курсы дополняют и расширяют возможности друг друга. С помощью классических и нетрадиционных методов можно создать красивую вещь. Так у нас в объединении возникла идея комбинирования различных видов творчества в одном проекте. Эффект, на мой взгляд, получается потрясающим. Разные виды рукоделия можно на равных использовать в одном изделии.
Наиболее широкое применение гильоширование нашло в текстильном дизайне. Это покрывала, диванные подушки, шторы, салфетки, скатерти и т.д. Фактически нам даётся возможность создать ткань и сделать из неё уникальное изделие.