Доклад «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеклассной работе»

2
1
Материал опубликован 6 February 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации


Презентация
PPT / 1.14 Мб

Доклад

Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеклассной работе

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой.

Исходя из статистических данных установлено, что учащиеся сохраняют в памяти: 20% того, что читали; 50% то, что наблюдали; 90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли.

Снижение уровня успеваемости учащихся, появление в классе детей с особыми образовательными потребностями, участие в конкурсах и другие причины побуждают педагогов изучать технологию «учебное исследование». Исследование, как технология всегда относилось к наиболее сложным видам деятельности, так как требовало достаточно пристального внимания к проблеме, применения комплекса исследовательских методик, аналитических способностей, временных ресурсов и многого другого.

Обучение навыкам исследовательской деятельности учащихся в школах, актуально по многим причинам. Вот только некоторые из них:

1. Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ, как на уроке, так и во внеурочное время без постоянной помощи учителя.

2. Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету. Тем самым может быть сэкономлено время учителя для работы с менее способными школьниками.

3. Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося в целом.

4. Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. Выполнение тестовых заданий предполагает три уровня сложности, два из которых нацелены на проверку логического мышления, способности к обобщениям и умозаключениям (применяемым при исследовании).

5. Активные формы обучения, к которым относится исследование, позволят сделать процесс обучения школьников более «живым» и насыщенным открытиями.

Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность процесс длительный и сложный. В своей работе я делю его на два этапа: - исследовательская деятельность учащихся на уроках; - исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе.

В первую очередь, возможности для организации исследовательской деятельности предоставляет урок.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок – мастерская, урок критического мышления, урок-экскурсия, урок- творческий отчет, урок самостоятельного поиска знаний и т.д.

Для проведения урока – исследования я использую алгоритм исследования.

1. Знакомство с темой исследования.

2. Работа над пониманием темы исследования.

3. Формулирование целей исследования.

4. Формулирование гипотез.

5. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам.

6. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц.

7. Анализ собранной информации и систематизация.

8. Предварительные выводы.

9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием).

10. Обобщение результатов исследования.

При изучении различных разделов программы на уроке можно широко использовать различные виды исследовательской деятельности:

Применение исследовательских методов изучения

(учитель предлагает проблемное задание или с частичной подсказкой с его стороны)

Например:

- Что позволяет белкам выполнять их биологические функции?

- Как вы считаете, какие факторы имели место в эволюции человека?

2. Практические экспресс-исследование:

На экскурсиях по биологии даются индивидуальные задания для проведения исследований:

- какие птицы живут в лесу,

- определить стороны горизонта по стволам деревьев.

Учащимися составляются отчёты об экскурсии. В этих работах может содержаться интересный фактический материал, собранный в процессе прохождения маршрута или проведения наблюдений. Обычно такой материал излагается в виде перечисления увиденного

3. Теоретические экспресс - исследования

Возможная тематика исследований:

- “Особенности насекомоядных растений”,

- “Приспособления растений к опылению”,

- “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”.

4. Проведение учебного эксперимента.

Лабораторные и практические работы по биологии проходят начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Учащиеся работают по инструктивным картам с лабораторным оборудованием.

5. Домашние задания исследовательского характера:

1. Описание растений и животных по плану.

2. Наблюдение за живыми объектами (питание растений, набухание почек).

3. Наблюдение за своим организмом (выявление

плоскостопия, выявления искривления позвоночника, определение тренированности организма и др.).

4. Опыты с растениями (опыты по проращиванию семян, опыты с побегами).

5. Творческие задания – сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по растению», кроссворды, викторины, презентации.

Во внеклассной работе выполняется большая часть работ исследовательского характера.

Существует определенный алгоритм выполнения такой работы - технологическая цепочка, которой я пользуюсь. Этот алгоритм включает четыре этапа:

1. Диагностический этап

Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению исследовательской работы является "найти" ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования.

2. Теоретический этап (этап планирования)

Теоретический этап включает следующие направления деятельности:

Определение области исследования (Например: экология флоры) Определение проблемы и темы исследования (Например: проблема загрязнения парка) Выбор объекта и предмета исследования (Например: парк в районе исследования) Гипотеза исследования (Например: если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние парка, то в дальнейшем это может привести к перерождению леса) Формулировка цели и задач (Цель исследования: установить степень антропогенного влияния на экологическое состояние парка. Задачи: изучение географического положения района исследования, разработка мероприятий по улучшению экологического состояния парка) Отбор методов исследования. Составление плана исследования.

Поиск и отбор информации по теме исследования.

3. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования презентации для защиты исследовательской работы

Примеры исследовательских работ: «Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений», «Определение состояния древесных растений в разных зонах населённого пункта», «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной», «Влияние качества пищи на развитие колорадского жука», «Рыжий лесной муравей». Исследовательский проект «Чистый парк»

В результате проделанной работы, я пришла к заключению, что исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая способствует развитию творческой активности учащихся, повышению мотивации учения, самореализации личности, следовательно, является одним из факторов успешности учащихся.

Предварительный просмотр презентации

Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеклассной работе Из опыта работы учителя биологии Смирновой Татьяны Валерьевны Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области

«ИЗВЕСТНО: ТЕОРИЯ, КАК БЫ НИ БЫЛА ОНА ВАЖНА – СУХА, НО ВЕЧНО ЗЕЛЕНО ЖИВОЕ ДЕРЕВО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА…» «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой

Учащиеся сохраняют в памяти: 20% того, что читали; 50% то, что наблюдали; 90% то, что высказывали,обсуждали и практически выполняли.

Актуальность исследовательской деятельности Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ. 2. Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету. 3. Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося в целом. 4. Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. 5. Активные формы обучения, к которым относится исследование, позволяет сделать процесс обучения школьников более «живым» и насыщенным открытиями.

Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы

Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность - исследовательская деятельность детей на уроках; - исследовательская деятельность детей во внеклассной работе.

Алгоритм исследования 1. Знакомство с темой исследования. 2. Работа над пониманием темы исследования. 3. Формулирование целей исследования. 4. Формулирование гипотез. 5. Распределение на группы (пары), «индивидуальности» согласно выбранным гипотезам. 6. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц. 7. Анализ собранной информации и систематизация. 8. Предварительные выводы. 9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием). 10. Обобщение результатов исследования.

Виды исследовательской деятельности на уроке Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения). Например: - Что позволяет белкам выполнять их биологические функции?, - Как вы считаете, какие факторы имели место в эволюции человека?

Виды исследовательской деятельности на уроке 2. Практические экспресс-исследование: На экскурсиях с 6 -11 класс даются индивидуальные задания для проведения исследований: - какие птицы живут в лесу, - определить стороны горизонта по стволам деревьев

Виды исследовательской деятельности на уроке 3. Теоретические экспресс-исследования Возможная тематика исследований: “Особенности насекомоядных растений”, “Приспособления растений к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”.

Виды исследовательской деятельности на уроке 4. Проведение учебного эксперимента. Лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом.

Виды исследовательской деятельности на уроке 5. Домашние задания: 1. Описание растений и животных по плану. 2. Наблюдение за живыми объектами (питание растений, набухание почек). 3. Наблюдение за своим организмом (выявление плоскостопия, выявления искривления позвоночника, определение тренированности организма и др.). 4. Опыты с растениями( опыты по проращиванию семян, опыты с побегами). 5. Творческие задания – сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по растению», кроссворды, викторины, презентации.

Алгоритм выполнения исследовательских работ 1. Диагностический этап 2. Теоретический этап 3. Практический этап 4. Рефлексивный этап

1. Диагностический этап Целью диагностического этапа является "найти" ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования.

2. Теоретический этап определение области исследования; определение проблемы и темы исследования; выбор объекта и предмета исследования; гипотеза исследования; формулировка цели и задач исследования; отбор методов исследования; составление плана исследования; поиск и отбор информации по теме исследования;

3. Практический этап Проведение исследований в школе Проведение исследований в природе

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за обстоятельный, научно обоснованный доклад!

10 February 2019

Похожие публикации