Доклад на тему «Реализация вариативной части ООП дошкольного образования как необходимое условие решения образовательных задач»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик» города Балашова Саратовской области»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ
ООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Старостенко Е.Г.
И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.
В. А. Сухомлинский
Слайд №2
Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Программа «Ладушки» личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Этим данная программа и привлекла наш педагогический коллектив при определении вариативного компонента ООП.
Слайд № 3.
Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача, неся в себе суть отношения педагога к ребенку, является девизом программы.
Учебно-методический материал включает в себя детальные разработки
по всем видам музыкальной деятельности, которые учитывают особенности
развития детей, сферу их интересов и предусматривают творческое развитие личности каждого ребенка.
Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. Необходимо подчеркнуть ценность выбора литературного материала (стихи, загадки, считалки, потешки), которые дети легко запоминают и активно
используют в повседневной жизни.
Существенным отличием программы «Ладушки» от аналогичных программ по музыкальному воспитанию является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Авторам удалось органично сочетать музыку и движение, музыку и речь, музыку и изобразительную деятельность детей, музыку и разнообразие игр в условиях специально организованных занятий. Следует отметить целесообразность и адекватность материала по отношению к детям разного возраста, совокупность предложенных методов и приемов, форм организации развивающего взаимодействия.
Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет четкое построение.
1. Приветствие (слайд №4)
Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно.
У малышей и у детей среднего возраста - это разнообразные приветствия на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. К концу учебного года ребята средней группы начинают здороваться «звучащими» жестами.
Слайд № 5
Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью «звучащих» и «немых» жестов, а также придумывают приветствие самостоятельно.
2. Развитие чувства ритма. Музицирование. Слайд №6
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.
Отдельно выпущен сборник «Этот удивительный ритм», в котором подробно описаны ритмические игры, дан наглядный материал, рассказано, как изготовить необходимые игры. Методика условно разделена на четыре ступени: I — младшая группа, II — средняя, III — старшая и IV — подготовительная.
(Слайд №7) Игры проводятся в лёгкой, непринуждённой форме, очень нравятся воспитанникам. Все эти яркие, красочные жучки, грибочки, солнышки вызывают у ребят радостные эмоции.
Любят они играть в ритмический паровоз, машинистом которого дети сами «назначают» различных героев — и ёжика, и белочку, и поросёнка, и даже можно вставить фотокарточку ребёнка.
Они с удовольствием прохлопывают, простукивают на палочках, проигрывают на музыкальных инструментах ритмические цепочки с длинными и короткими звуками и знают, что короткий звук зовётся «ти», а длинный - «та».
(Слайд № 8) «Гусеничка», которая «приползает» в гости к ребятам, всегда вносит элемент импровизации в занятие. Детям хочется и поздороваться с ней, и придумать ей имя, и с удовольствием, прохлопать или проиграть на музыкальных инструментах «пузики» гусенички, на которых изображен различный ритм.
В этом разделе воспитанники знакомятся со свойствами звуков, о том, что они бывают не только разными по длительности, но и громкими, тихими, высокими и низкими.
Всё это помогает строить работу интересно и разнообразно, а главное, в ее процессе решаются некоторые образовательные задачи музыкального воспитания.
Пальчиковая гимнастика (Слайд №9)
В программе «Ладушки» большое внимание уделяется пальчиковым играм. Авторы рекомендуют все пальчиковые игры, считалки, стихи, используемые на занятии, оформить в виде картотеки, что существенно облегчает работу, при этом не нужно будет много времени уделять на поиск их в сборнике.
5. Слушание музыки (Слайд №10, № 11)
По-новому освещен раздел «Слушание музыки». Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме знакомятся с творчеством разных композиторов. Предлагаемый фольклорный материал вносит в занятия радостные минутки.
В программе используются музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской, показывающий характер того или иного музыкального образа или героя.
Кроме этого в программу вошли лучшие музыкальные образцы XIX и XX вв. Это классическая музыка композиторов разных стран, фольклор, а также музыка, созданная специально для детей. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.
Умение вслушиваться и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, делать обобщения и сравнения требуют активной умственной деятельности. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.
Распевание, пение (Слайд №12)
Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать их внимание на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки- распевки.
Песенный репертуар, подобранный авторами, доступен детям и легко разучивается. Ребята, не только с удовольствием исполняют полюбившиеся песни, инсценируют их, но и даже рисуют к ним интересные рисунки. Большую помощь оказывает то, что весь репертуар записан на CD дисках. Фонограммы очень качественные, в нужном темпе, адаптированы для детского исполнения.
Пляски, игры, хороводы (Слайд №13, №14)
Основная цель этого раздела в занятии - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Авторы программы подобрали соответствующий репертуар, задания, игры, танцы, способствующие не только развитию музыкально-ритмических движений, но и направлены на то, чтобы дети могли спокойно и свободно вести себя на сцене, самостоятельно придумывать небольшие танцевальные миниатюры.
Особое внимание в программе уделяется детскому массовому танцу, где от них не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют воспитанникам огромное удовольствие и решают множество педагогических задач.
Танцевальные фантазии (Слайд№15)
Этот вид деятельности включен в программу подготовительной группы. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую музыку. Они содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие.
Ребята учатся различать музыкальные части произведения, фразы, соотносить свои движения с динамическими оттенками. Музыкальный материал и рекомендации к нему подробно изложены в сборнике «Музыка и чудеса».
Очень интересен подход авторов к организации и проведении праздников.
(Слайд № 16, № 17, №18) «Праздник - это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых!»
Педагогическая деятельность музыкального руководителя ни в коем случае не сводиться к проведению бесконечных праздников. Основа музыкального воспитания - это качественные, очень насыщенные музыкальные занятия. Именно на занятиях происходит музыкальное образование, развитие и воспитание детей. Работая исключительно над подготовкой праздника по сценарию, педагог прекращает каждодневную работу по музыкальному развитию детей. Если таких сценарных праздников несколько в течение учебного года, то ни о каком музыкальном воспитании детей не может идти и речи.
Исходя из задач и содержания программы «Ладушки», у младших дошкольников один праздник - Новый год. Важно не забывать о психологическом и эмоциональном состоянии маленьких детей.
У детей подготовительной группы - два подготовленных праздника в году: Новый год и выпуск в школу. Дети уже осознанно готовы и хотят выступить перед родителями, как артисты. В других календарных праздниках дети показывают спектакль, концерт, мюзикл, оперу, цирковое представление. Детям такие формы проведения праздников очень нравятся и доставляют им большое удовольствие. В старшем дошкольном возрасте у детей достаточно для этого навыков и умений. Все другие мероприятия проводятся в форме досугов.
Методическое обеспечение данной программы очень разнообразно. Серия программы «Ладушки» состоит из разных сборников, которые представлены на экране. (Слайд № 19)
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс интересным, ярким,
разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение
музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Спасибо за внимание!