Конспект НОД на тему «Реализация вариативной части ООП дошкольного образования как необходимое условие решения образовательных задач» (для детей 6-7 лет)
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие» (музыкальная деятельность)
Возраст 6 -7 лет
Тема: «В гостях у Мажора и Минора»
Цель. Формирование представления о ладе музыки. Установление ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений.
Задачи.
Создавать условия для закрепления понятий «мажор» и «минор» с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов),
предпосылок самостоятельного определения жанров, тембра музыкальных инструментов и навыков игры на детских музыкальных инструментах.
Развивать певческие навыки, умение сравнивать различные по характеру музыкальные произведения и эмоционально на них реагировать, проявляя, творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений.
Воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, проектор, две магнитных доски или мольберта, шифоновые шарфы, ленты, бусы из сухих плодов, морских ракушек, леопардовые косынки для танцевальной импровизации; пособие «Две гусеницы», «Определи жанр», «Определи музыкальный инструмент», нотки, смайлики: веселый, грустный, спокойный; деревянные и металлические музыкальные инструменты, домик, костюмы грустного и веселого клоуна.
Предварительная работа:
Прослушивание произведений: «Танец дикарей» музыка Ёсинао Нака; «Вальс игрушек» музыка Ю. Ефимова; «В пещере горного короля» музыка Э. Грига; «У камелька» муз. П. Чайковского;
Проведение беседы о контрастном характере музыкальных произведений;
Повторение ранее выученных распевок и песен;
Проведение музыкально-дидактических игр «Музыкальный магазин», «Что делают в домике»
Повторение ранее выученных музыкально-ритмических движений: «Марш» музыка Ж. Б. Люлли; «Боковой галоп». «Контрданс» музыка Ф. Шуберта; игра «Ищи» муз. Т. Ломовой;
Разучивание пальчиковой гимнастики «Сороконожки»
Работа с ритмическими формулами;
Отрабатывание практических навыков игре на музыкальных инструментах под музыку, по ритмическим формулам.
Индивидуальная консультация для воспитателей.
Программно-методическое обеспечение: Программа «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Праздник каждый день» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, конспекты музыкальных занятий с аудио приложением подготовительная группа.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Этапы деятельности |
Деятельность муз. руководителя |
Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный
|
МР: Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Здравствуйте! «Здравствуйте!» - ты скажешь человеку. «Здравствуй!» - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет! А. Кондратьев М.Р. предлагает детям исполнить музыкальное приветствие.
МР: Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга! Звучит сигнал скайпа. На экране появляется Фея Музыки. Звучит аудиозапись. Фея М: Здравствуйте, мои друзья! Боюсь, что огорчу вас я! В музыкальном королевстве, где так много танцев, песен! Музыка звучит всегда, приключилась вдруг беда! Все сейчас я расскажу, по порядку я начну! Живет у нас один синьор, а зовут его Мажор. Брат его Синьор Минор, он совсем уж одинок Часто плачет, не шалит, не смеется, а грустит. Два синьора дружно жили, оба музыке служили Но пошел у них разлад, не подружатся никак Вы, ребята, помогите и синьоров помирите! Что же делать? Отправимся в ее королевство братьев мирить. Ну тогда в путь! А сопровождать нас будет музыка. |
Дети свободно входят в зал, здороваются.
Педагог играет любую двухчастную музыку. Дети под музыку 1-й части двигаются произвольно, кто как хочет (бегают, скачут с ноги на ногу и т.д.). С началом 2-й части останавливаются рядом с любым ребёнком и здороваются: пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуй, Саша!» или привет «Маша!», «Доброе утро, Артем!» и т.д. Музыка в этот момент должна звучать тихо, а дети говорить негромко.
Дети обращают внимание на экран.
Дети отвечают.
|
Организационно-поисковый
|
Музыкально-ритмические движения. «Марш» музыка Ж. Б. Люлли. М.Р. объясняет детям как нужно выполнять упражнение. Следить, чтобы дети двигались в соответствии с музыкой. Обращать внимание на правильную осанку.
«Боковой галоп». «Контрданс» музыка Ф. Шуберта. Следить за техникой выполнения движения: спину держать прямо, носки ног не разворачивать, во время движения выполнять ступню к ступне. |
Дети строятся в одну колонну. 1-я часть (такты 1-16) – дети ходят в колонне по одному «высоким шагом», движения рук энергичные и четкие, 2-я часть (такты 17-32) – дети идут тихим осторожным шагом, в произвольном направлении, движения рук более сдержанные, 1-я часть (повторение) – дети двигаются также, как в начале, постепенно перестраиваясь в колонну. Под музыку все двигаются по кругу, по ходу движения, то есть вправо.
|
Занавес открывается. На переднем плане домик Мажора. Он выбегает, делает несколько танцевальных движений. М.Р.: А вот и синьор Мажор! Лад Мажор он добр и весел: балагурник и шутник, Никогда не унывает, про себя он говорит: Мажор. Друзья, представиться спешу – Знакомству очень рад. Меня зовут синьор Мажор. Я лучший друг ребят. С собой, когда я прихожу Улыбку, шутки, смех. И если дружен ты со мной, То ждет тебя успех. Траля-ля-ля, траля-ля-ля, То ждет тебя успех. Траля-ля-ля, траля-ля-ля, То ждет тебя успех. Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым! Играет грустная музыка, выходит Минор с тучкой. М.Р: Лад Минор всегда грустит, никогда он не шалит, о себе так говорит: Минор: Меня зовут синьор Минор. Я вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Люблю, вздыхая, слёзы лить И предлагаю вам. Давайте вместе погрустим – О чем – не знаю сам. Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная, поэтому я считаю, что минорная музыка самая лучшая! Мажор: Нет братец, ты не прав! Мажорные песни, конечно же яркие, энергичные, радостные и поэтому они самые лучшие! Минор. Нет они режут слух, поэтому минорные песни самые лучшие! Спорят между собой. Минор. Ребята, рассудите, кто из нас самый лучший? М.Р: Уважаемые синьоры, рекомендую прежде всего успокоиться и устроить соревнования в ходе которых мы выясним, кто из вас самый лучший. А помогать вам будут ребята из детского сада. Предлагаю разделиться на 2 команды: Мажора и Минора. М.Р. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по нотке. У кого их окажется больше, тот и выиграл. Значит победитель будет считаться самым главным в музыке. М.Р. объявляет первый конкурс «Дирижеры» Развитие чувства ритма, музицирование - «Две гусеницы» . На магнитных досках для каждой команды прикреплено ритмическое пособие «Две гусеницы». На их «животиках» изображен различный ритм. М.Р. объясняет условия конкурса.
Педагог исполняет любую польку или русскую народную мелодию
М.Р. предлагает отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика «Сороконожки» Две сороконожки дети пальчиками изображают движения ног сороконожки Бежали по дорожке пальцы правой руки «бегут» по левой руке Побежали, побежали пальцы левой руки «бегут» по правой руке И друг дружочку догнали пальцы встречаются на груди. Так друг дружочка обняли сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны. Что едва мы их разняли. Расцепить пальцы. Подвести итог конкурса «Дирижеры».
Конкурс "Угадай мелодию" Слушание Произведения для отгадывания: «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова. М.Р. Какая музыка по характеру? К какому жанру относится эта музыка? Выберите нужную картинку. Какие музыкальные инструменты звучат в оркестре. Что такое оркестр, кто им руководит? Кто танцует этот вальс: дети, бабочки, медведи? Почему вы так думаете? «Танец дикарей» муз. Ёсинао Нака. М.Р. просит детей вспомнить название произведения, определить характер музыки, под музыку с импровизировать, используя подходящие атрибуты. М.Р. оценивает этот конкурс. Р Распевание, пение. Конкурс «Песенный» М.Р. Ребята, но для выполнения этого конкурса нам нужно распеться. Вспомните песенку, где одновременно звучат оба лада музыки. («Ёжик и бычок») М.Р. объясняет условия этого конкурса: команды по очереди (дуэтом, соло, хором или а капелла) должны исполнить песню. Команда Минора – грустную, команда Мажора – веселую. М.Р. подводит итог этого конкурса и всех соревнований (побеждает «дружба») М.Р. Уважаемые синьоры, как вы поняли, обе команды являются победителями, поэтому нельзя сказать кто из вас самый главный. Мы предлагаем вам помириться, жить в дружбе и всегда ладить. Ведь исконно русское слово «лад» было всегда главным и означает дружить, ладить. «Мы верно уж поладим, коль рядом сядем, или «Посидим рядком, поговорим ладком» - так говорится в русских народных пословицах. Мажор и Минор пожимая руки, просят друг у друга прощение. М. Р. Ну вот и замечательно! Ребята, мы помирили братьев, выполнили все задания и теперь, я предлагаю не скучать и в веселую игру поиграть. Игра «Ищи» музыка Т. Ломовой, сл. И. Холодной. М.Р. напоминает правила игры. МР. Ребята, в гостях у Мажора и Минора было, конечно интересно, но нам пора возвращаться в детский сад, а поможет нам в этом музыка. |
Дети стоят произвольно.
Дети делятся на команды. Вместе с Мажором и Минором рассаживаются за столы.
У одной команды металлические музыкальные инструменты, у другой – деревянные. Это определяется с помощью жеребьевки. Каждая команда во главе со своим дирижером по очереди, проговаривает, прохлопывает и проигрывает ритмическую формулу на музыкальных инструментах (без музыкального сопровождения). Дети играют по группам инструментов. Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Дети отвечают на вопросы педагога.
С помощью картинок, показывают какие музыкальные инструменты они слышали в оркестре. Дети объясняют, что такое оркестр, кто им руководит.
После прослушивания произведения дети вспоминают название, рассказывают, кого она изображает. Затем по желанию детей, «артисты» импровизируют под музыку, в конце должны поклониться. «Зрители» должны обязательно поаплодировать танцорам.
Пение по группам, затем «тутти», т.е. все вместе.
Дети поют, передавая определенный характер песни, по желанию детей, соло, дуэтом или хором, в сопровождении музыкального инструмента или без него.
Дети встают парами по кругу. Точно исполняют движения, двигаясь легким боковым галопом.
|
|
Рефлексивно-корригирующий
|
Пока дети двигаются по кругу, Мажор и Минор закрывают занавес и уходят. М.Р. Ну вот мы вернулись в детский сад. (Показывает смайлики – веселый, грустный). Если вам понравилось путешествие в музыкальное королевство, то возьмите веселый смайлик, если нет, то грустный. (Спросить у ребят, что понравилось, что не понравилось, что было для них самым сложным.) |
Дети выбирают смайлики, отвечают на вопросы педагога. Дети прощаются, пропевая «До свидания» и уходят из зала.
|