Современные педагогические технологии в работе педагога

2
0
Материал опубликован 19 June 2020 в группе


"Современные педагогические технологии в работе педагога"
DOCX / 41.44 Кб

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» корпус 2









«Современные педагогические технологии в работе педагога»


                                                                                                                  Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Пахомова Л.Б

  • Введение.                   
  • Современному педагогу для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять такие качества, как активность, креативность, непрерывно учиться и самосовершенствоваться, развивать свои способности. Поэтому для педагога, как никогда актуально применение новых образовательных технологий.  Педагог в ДОУ должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
  •  
  •  Актуальность.
  • В последние годы в системе образования России произошли существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, который направлен на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
  • Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
  • Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников и освоение педагогом новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
  • Сегодня, мне хотелось бы поговорить о современных педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении, на примере нашего ДОУ.
  • Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
  •  Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  •  Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
  • Сегодня образовательных технологий насчитывается более сотни.
  •  Педагоги нашего ДОУв своей профессиональной деятельности   активно внедряют в этот процесс наиболее эффективные современные образовательные технологии, комплексно решая задачи физического, интеллектуального, личностного, эмоционального развития ребенка, подготовку его к школе.
  • Наиболее используемые педагогические технологии в нашем ДОУ:
  • 1. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко);
  • 2. Технология проектной деятельности (Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина);
  • 3. Технология исследовательской деятельности;
  • 4. Информационно-коммуникативные технологии;
  • 5. Личностно-ориентированная технология;
  • 6. Технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  • 7. Технология интегрированного занятия;
  • 8. Игровые технологии;
  • 9. Технология ТРИЗ. (Г.С.Альтшуллер, А..Страунинг);
  • 10. Технологии предметно – развивающей среды.

  • Цель использования современных образовательных технологий в развитии детей дошкольного возраста: организация деятельности детей в атмосфере взаимопонимания, развитие активной, самостоятельной и социализированной личности.
  • Задачи:
  • - создание условий для развития личностных качеств и способностей каждого ребенка;
  • - формирование у дошкольников коммуникативных навыков;
  • - развитие у детей элементарного самоконтроля и саморегуляции.
  •  
  • Теперь хотелось бы поподробнее рассказать о технологиях, начнем:
  • 1.Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
  • Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  •  Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
  •  1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  • 2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  •  3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  •  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  •  5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  •  6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
  •  7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно- развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
  • 2. Технологии проектной деятельности
  •  Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
  •  Педагоги нашего ДОУ, активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, и единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир воспитанников.
  •  Используем такие проекты:
  • - «игровые» - занятия, участие в групповой деятельности (игры, драматизации, разного рода развлечения);
  • - «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокально-художественной, музыкальной.
  • - «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • - «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб, украшение участка…
  •  Используем такие типы проектов по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  •  по характеру содержания: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир ребенка, общество и его культурные ценности.
  • по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  •  по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  •  по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
  •  по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
  • Педагогами нашего ДОУ  были разработаны исследовательские проекты: «Как зимуют птицы?», «Что растёт в огороде?», «Насекомые», «Хлеб – всему голова», «Магия кристаллов» и др., творческие проекты: «Россия – родина моя», «День народного единства» и т.д.
  • Проект «Хлеб всему голова».
  • В процессе исследовательской деятельности дети уточняли, конкретизировали и расширяли знания о хлебе. Во время экскурсии на хлебозавод познакомились с процессом выпечки хлеба и хлебобулочных изделий. Уже группе дети проращивали зерна пшеницы, сажали зёрна в землю, превращали зерна в муку (мололи в ступке, кофемолке), замешивали тесто, выпекали хлеб в домашних условиях, в хлебопечке.
  • Итогом стало представление проекта на районном конкурсе.

  • Цель проекта «Россия – родина моя» - осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
  • Совместно с детьми и их родителями оформили альбомы «Моя семья», провели экскурсии по городу, посетили «Локтевский краеведческий музей»
  • В группе оформила уголок патриотического воспитания. Итог проекта показ открытого занятия на районном методическом объединении.


  • 3. Технология исследовательской деятельности
  •  Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
  •  Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
  • Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
  • - эвристические беседы;
  •  - постановка и решение вопросов проблемного характера;
  •  - наблюдения;
  •  - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  •  - опыты;
  •  - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
  • деятельности;
  •  - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  •  - подражание голосам и звукам природы;
  •  - использование художественного слова;
  •  - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • - трудовые поручения, действия.
  • Содержание познавательно-исследовательской деятельности
  • 1. Опыты (экспериментирование)
  •  Состояние и превращение вещества.
  •  Движение воздуха, воды.
  •  Свойства почвы и минералов.
  •  Условия жизни растений.
  • 2. Коллекционирование (классификационная работа)
  •  Виды растений.
  •  Виды животных.
  •  Виды строительных сооружений.
  •  Виды транспорта.
  •  Виды профессий.
  • 3. Путешествие по карте
  •  Стороны света.
  •  Рельефы местности.
  •  Природные ландшафты и их обитатели.
  •  Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
  • 4. Путешествие по «реке времени»
  •  Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
  •  История жилища и благоустройства
  • Через познавательно-исследовательскую деятельность дети расширяли представления о зимних природных явлениях, знакомились со свойствами снега и льда, учились анализировать и делать выводы (проект «Зимнее царство»). Опытным путём узнали: «Нужен ли растениям снег?», «Как освободить пуговицы из ледяного плена?», «Почему снег мягкий и хрустит под ногами?», «Откуда берётся иней?» и «Как самим сделать фруктовый лёд». Итог проекта – показ открытого занятие в подготовительной группе по теме «Экскурсия в зимний зал музея природы».
  • К выбору темы проекта «Как зимуют птицы?», привела необходимость формирования у детей гуманного отношения к природе. Итог - в группе были оформлены выставки детских работ, посвящённой данной теме, родители и дети смастерили кормушки для птиц, на участке детского сада была организованна «Столовая для птиц». В краевом журнале «Звёздочка наша» напечатана статья «Птицы, спешите к нам на обед!».

  • 4. Информационно-коммуникационные технологии
  •  Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
  •  Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  • наставником в выборе компьютерных программ,
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и
  • компетентность родителей.
  •  Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского
  • сада в контексте информатизации.
  • Требования к компьютерным программам ДОУ:
  • • Исследовательский характер
  • • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • • Возрастное соответствие
  • • Занимательность.
  • Классификация программ:
  • • Развитие воображения, мышления, памяти
  • • Говорящие словари иностранных языков
  • • Простейшие графические редакторы
  • • Игры-путешествия
  • • Обучение чтению, математике
  • • Использование мультимедийных презентаций
  • Преимущества компьютера:
  • • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
  • Ошибки при использовании информационно-коммуникационных  технологий:
  • • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • • Перегруженность занятия демонстрацией.
  • ИКТ в работе современного педагога:
  •  Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  •  Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  •  Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями
  • праздников и других мероприятий.
  •  Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  •  Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
  • образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
  • 5. Личностно - ориентированная технология
  •  Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
  •  Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
  • требованиям содержания новых образовательных программ.
  •  Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
  •  Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно
  • предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
  •  В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
  • • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психологотерапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  •  Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.
  •  Музыкальный и физкультурный залы, помещение по экологическому
  • развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
  • • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
  •  Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы: «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство».
  •  Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
  • Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
  •  Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
  • • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
  • Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
  • сотрудничества, создают условия для творчества личности.
  • 6. Технология портфолио дошкольника
  •  Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
  •  Существует ряд функций портфолио:
  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
  •  Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
  • Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
  • Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
  • Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
  • Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
  • Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
  • Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
  • Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
  • Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
  •  ИЛИ
  • Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда
  • последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация
  • ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
  • Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например, считать до пяти, кувыркаться и др.
  • Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
  • Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
  • Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
  • Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
  •  Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
  • Технология «Портфолио педагога»
  •  Современное образование нуждается в новом типе педагога:
  • творчески думающим,
  • владеющим современными технологиями образования,
  • приемами психолого-педагогической диагностики,
  • способами самостоятельного конструирования педагогического
  • процесса в условиях конкретной практической деятельности,
  • умением прогнозировать свой конечный результат.
  •  У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное
  • и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
  • Таким досье может стать портфолио педагога.
  •  Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
  • Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
  • Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
  • Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика
  • курсов);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.
  • Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
  •  Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности
  • педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
  • материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
  • материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития
  • личностных качеств;
  • сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов
  • педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
  • анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
  • Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
  •  В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.
  •  Это могут быть:
  • материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми,
  • обосновывается их выбор;
  • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
  • материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических
  • конкурсах;
  • в неделях педмастерства;
  • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  • авторские программы, методические разработки;
  • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
  • Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
  •  Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
  • планы по организации предметно-развивающей среды;
  • эскизы, фотографии и т. д.
  • Раздел 5 «Работа с родителями». Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
  •  Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
  • 7. Технология интегрированного занятия
  • Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий.                                                                            Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
  •  Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы.
  • Методы и приемы, используемые в интегрированном занятии:
  • — Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • — Проблемные вопросы, использование заданий типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
  • — Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

  • Структура интегрированных занятий также отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются свои требования.
  • Требования к структуре интегрированного занятия:
  • — четкость, компактность, сжатость учебного материала;
  • — продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
  • — взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;
  • — большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
  • — систематичность и доступность изложения материала;
  • — необходимость соблюдения временных рамок занятия.
  • Примерная структура интегрированного занятия:
  • 1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
  • 2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  • 3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
  • Интегрированные занятия дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие и творческой активности ребенка. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания образовательных областей:
  • — музыка + познание (математика);
  • — коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
  • — коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) + художественная литература;
  • — познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
  • — познание (математика) + изобразительная деятельность;
  • — здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) +познание, художественная литература, музыка и другие;
  • — познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).
  •  Список использованной и рекомендуемой литературы:
  • 1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».
  • 2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  • 3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.
  • 8. Игровая технология
  •  Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
  • • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
  • сравнивать, сопоставлять их;
  • • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
  •  Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
  •  Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не
  • развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть
  • уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
  • обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
  •  Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
  •  Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
  • Литература:
  • 1.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
  • 2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  • 3.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
  • 4.Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
  • 9. Технология «ТРИЗ»
  •  ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С.Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  •  Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой –поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
  •  Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
  •  Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в
  • формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации
  • – вот та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения, встающих передним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
  • Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ- технологию.
  • Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
  • Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
  • Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
  • Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
  • Зачастую, педагог уже проводит «тризовские» занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
  • 10. Технологии предметно – развивающей среды.
  • Технология направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) во вновь построенной дошкольной образовательной организации:
  • - основные понятия, используемые в проектировании РППС;
  • - нормативно – правовые документы РФ (СанПиН, ФГОС ДО), дошкольной организации (основная образовательная программа, локальные акты);
  • - требования потребителей услуг, предоставляемых дошкольной организацией (родителей (законных представителей) воспитанников);
  • - требования учредителей дошкольной организации.
  •  Цель технологии: оказание практической помощи дошкольным организациям в создании РППС.
  • РППС - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
  • РППС должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как: самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.
  • Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

 


Комментарии
Комментариев пока нет.