Современные педагогические технологии в работе педагога
"Современные педагогические технологии в работе педагога"
DOCX / 41.44 Кб
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» корпус 2
«Современные педагогические технологии в работе педагога»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Пахомова Л.Б
- Введение.
- Современному педагогу для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять такие качества, как активность, креативность, непрерывно учиться и самосовершенствоваться, развивать свои способности. Поэтому для педагога, как никогда актуально применение новых образовательных технологий. Педагог в ДОУ должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
- Актуальность.
- В последние годы в системе образования России произошли существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
- Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
- Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников и освоение педагогом новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
- Сегодня, мне хотелось бы поговорить о современных педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении, на примере нашего ДОУ.
- Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
- Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
- Сегодня образовательных технологий насчитывается более сотни.
- Педагоги нашего ДОУв своей профессиональной деятельности активно внедряют в этот процесс наиболее эффективные современные образовательные технологии, комплексно решая задачи физического, интеллектуального, личностного, эмоционального развития ребенка, подготовку его к школе.
- Наиболее используемые педагогические технологии в нашем ДОУ:
- 1. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко);
- 2. Технология проектной деятельности (Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина);
- 3. Технология исследовательской деятельности;
- 4. Информационно-коммуникативные технологии;
- 5. Личностно-ориентированная технология;
- 6. Технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- 7. Технология интегрированного занятия;
- 8. Игровые технологии;
- 9. Технология ТРИЗ. (Г.С.Альтшуллер, А..Страунинг);
- 10. Технологии предметно – развивающей среды.
- Цель использования современных образовательных технологий в развитии детей дошкольного возраста: организация деятельности детей в атмосфере взаимопонимания, развитие активной, самостоятельной и социализированной личности.
- Задачи:
- - создание условий для развития личностных качеств и способностей каждого ребенка;
- - формирование у дошкольников коммуникативных навыков;
- - развитие у детей элементарного самоконтроля и саморегуляции.
- Теперь хотелось бы поподробнее рассказать о технологиях, начнем:
- 1.Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
- Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- 1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- 2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- 3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- 4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- 5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- 6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- 7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно- развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
- 2. Технологии проектной деятельности
- Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
- Педагоги нашего ДОУ, активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, и единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир воспитанников.
- Используем такие проекты:
- - «игровые» - занятия, участие в групповой деятельности (игры, драматизации, разного рода развлечения);
- - «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокально-художественной, музыкальной.
- - «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- - «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб, украшение участка…
- Используем такие типы проектов по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- по характеру содержания: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир ребенка, общество и его культурные ценности.
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
- Педагогами нашего ДОУ были разработаны исследовательские проекты: «Как зимуют птицы?», «Что растёт в огороде?», «Насекомые», «Хлеб – всему голова», «Магия кристаллов» и др., творческие проекты: «Россия – родина моя», «День народного единства» и т.д.
- Проект «Хлеб всему голова».
- В процессе исследовательской деятельности дети уточняли, конкретизировали и расширяли знания о хлебе. Во время экскурсии на хлебозавод познакомились с процессом выпечки хлеба и хлебобулочных изделий. Уже группе дети проращивали зерна пшеницы, сажали зёрна в землю, превращали зерна в муку (мололи в ступке, кофемолке), замешивали тесто, выпекали хлеб в домашних условиях, в хлебопечке.
- Итогом стало представление проекта на районном конкурсе.
- Цель проекта «Россия – родина моя» - осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
- Совместно с детьми и их родителями оформили альбомы «Моя семья», провели экскурсии по городу, посетили «Локтевский краеведческий музей»
- В группе оформила уголок патриотического воспитания. Итог проекта показ открытого занятия на районном методическом объединении.
- 3. Технология исследовательской деятельности
- Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
- Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
- Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- - эвристические беседы;
- - постановка и решение вопросов проблемного характера;
- - наблюдения;
- - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- - опыты;
- - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
- деятельности;
- - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- - подражание голосам и звукам природы;
- - использование художественного слова;
- - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- - трудовые поручения, действия.
- Содержание познавательно-исследовательской деятельности
- 1. Опыты (экспериментирование)
- Состояние и превращение вещества.
- Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов.
- Условия жизни растений.
- 2. Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений.
- Виды животных.
- Виды строительных сооружений.
- Виды транспорта.
- Виды профессий.
- 3. Путешествие по карте
- Стороны света.
- Рельефы местности.
- Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
- 4. Путешествие по «реке времени»
- Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
- История жилища и благоустройства
- Через познавательно-исследовательскую деятельность дети расширяли представления о зимних природных явлениях, знакомились со свойствами снега и льда, учились анализировать и делать выводы (проект «Зимнее царство»). Опытным путём узнали: «Нужен ли растениям снег?», «Как освободить пуговицы из ледяного плена?», «Почему снег мягкий и хрустит под ногами?», «Откуда берётся иней?» и «Как самим сделать фруктовый лёд». Итог проекта – показ открытого занятие в подготовительной группе по теме «Экскурсия в зимний зал музея природы».
- К выбору темы проекта «Как зимуют птицы?», привела необходимость формирования у детей гуманного отношения к природе. Итог - в группе были оформлены выставки детских работ, посвящённой данной теме, родители и дети смастерили кормушки для птиц, на участке детского сада была организованна «Столовая для птиц». В краевом журнале «Звёздочка наша» напечатана статья «Птицы, спешите к нам на обед!».
- 4. Информационно-коммуникационные технологии
- Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
- Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- ➢ идти в ногу со временем,
- ➢ стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- ➢ наставником в выборе компьютерных программ,
- ➢ сформировать основы информационной культуры его личности,
- ➢ повысить профессиональный уровень педагогов и
- компетентность родителей.
- Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского
- сада в контексте информатизации.
- Требования к компьютерным программам ДОУ:
- • Исследовательский характер
- • Легкость для самостоятельных занятий детей
- • Развитие широкого спектра навыков и представлений
- • Возрастное соответствие
- • Занимательность.
- Классификация программ:
- • Развитие воображения, мышления, памяти
- • Говорящие словари иностранных языков
- • Простейшие графические редакторы
- • Игры-путешествия
- • Обучение чтению, математике
- • Использование мультимедийных презентаций
- Преимущества компьютера:
- • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- • обладает стимулом познавательной активности детей;
- • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
- Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- • Недостаточная методическая подготовленность педагога
- • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- • Бесплановость, случайность применения ИКТ
- • Перегруженность занятия демонстрацией.
- ИКТ в работе современного педагога:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями
- праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
- образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- 5. Личностно - ориентированная технология
- Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
- Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
- требованиям содержания новых образовательных программ.
- Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
- Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно
- предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
- В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психологотерапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.
- Музыкальный и физкультурный залы, помещение по экологическому
- развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
- • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
- Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы: «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство».
- Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
- Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
- Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
- Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы,
- сотрудничества, создают условия для творчества личности.
- 6. Технология портфолио дошкольника
- Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
- Существует ряд функций портфолио:
- ✓ диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
- ✓ содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- ✓ рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
- Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
- Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
- Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
- Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
- Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
- Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
- Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
- Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
- Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
- ИЛИ
- Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда
- последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация
- ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
- Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например, считать до пяти, кувыркаться и др.
- Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
- Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
- Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
- Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
- Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить
- индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
- Технология «Портфолио педагога»
- Современное образование нуждается в новом типе педагога:
- ➢ творчески думающим,
- ➢ владеющим современными технологиями образования,
- ➢ приемами психолого-педагогической диагностики,
- ➢ способами самостоятельного конструирования педагогического
- процесса в условиях конкретной практической деятельности,
- ➢ умением прогнозировать свой конечный результат.
- У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное
- и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
- Таким досье может стать портфолио педагога.
- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
- Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
- Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
- ✓ Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
- ✓ образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- ✓ трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
- ✓ повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика
- курсов);
- ✓ копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- ✓ наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- ✓ дипломы различных конкурсов;
- ✓ другие документы по усмотрению педагога.
- Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
- Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности
- педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
- ✓ материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
- ✓ материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития
- личностных качеств;
- ✓ сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов
- педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
- ✓ анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
- Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
- В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.
- Это могут быть:
- ✓ материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми,
- обосновывается их выбор;
- ✓ материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
- ✓ материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических
- конкурсах;
- ✓ в неделях педмастерства;
- ✓ в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
- ✓ авторские программы, методические разработки;
- ✓ творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
- Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
- Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
- ✓ планы по организации предметно-развивающей среды;
- ✓ эскизы, фотографии и т. д.
- Раздел 5 «Работа с родителями». Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
- Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
- 7. Технология интегрированного занятия
- Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий. Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.
- Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы.
- Методы и приемы, используемые в интегрированном занятии:
- — Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- — Проблемные вопросы, использование заданий типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
- — Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
- Структура интегрированных занятий также отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются свои требования.
- Требования к структуре интегрированного занятия:
- — четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- — продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- — взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;
- — большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
- — систематичность и доступность изложения материала;
- — необходимость соблюдения временных рамок занятия.
- Примерная структура интегрированного занятия:
- 1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
- 2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
- 3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
- Интегрированные занятия дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие и творческой активности ребенка. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания образовательных областей:
- — музыка + познание (математика);
- — коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
- — коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) + художественная литература;
- — познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
- — познание (математика) + изобразительная деятельность;
- — здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) +познание, художественная литература, музыка и другие;
- — познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).
- Список использованной и рекомендуемой литературы:
- 1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».
- 2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- 3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.
- 8. Игровая технология
- Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
- сравнивать, сопоставлять их;
- • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
- Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
- Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не
- развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть
- уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
- обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
- Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
- Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
- Литература:
- 1.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
- 2.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
- 3.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
- 4.Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
- 9. Технология «ТРИЗ»
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С.Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
- Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой –поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
- Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
- Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в
- формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации
- – вот та среда, через которую ребенок научится применять «тризовские» решения, встающих передним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
- Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ- технологию.
- Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
- ✓ Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
- ✓ Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
- ✓ Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
- Зачастую, педагог уже проводит «тризовские» занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
- 10. Технологии предметно – развивающей среды.
- Технология направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) во вновь построенной дошкольной образовательной организации:
- - основные понятия, используемые в проектировании РППС;
- - нормативно – правовые документы РФ (СанПиН, ФГОС ДО), дошкольной организации (основная образовательная программа, локальные акты);
- - требования потребителей услуг, предоставляемых дошкольной организацией (родителей (законных представителей) воспитанников);
- - требования учредителей дошкольной организации.
- Цель технологии: оказание практической помощи дошкольным организациям в создании РППС.
- РППС - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
- РППС должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как: самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.
- Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
- Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.