Теория и практика дистанционного обучения учащихся
В образовательной деятельности сегодня происходят значительные изменения, что обусловлено новыми требованиями к членам общества и изменением образовательной парадигмы. Если раньше основной задачей образования считалась передача знаний, умений и навыков ученикам, то сегодня перед образованием возникла сложная задача: она должна осуществляться на основе новейших технологий из-за широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также - формировать черты, необходимые для успешной самореализации в информационном обществе после завершения обучения в школе.
ИКТ проникают в учебный процесс, способствуют изменению технологических аспектов обучения. Использование технологий дистанционного обучения как средства формирования информационной компетентности учащихся на уроках обусловлено одним из перспективных направлений реформирования системы образования, а именно применением современных компьютерных и телекоммуникационных систем в деятельности учебных заведений, уровень разработки которых соответствует требованиям мирового сообщества.
С выходом на качественно новый рубеж информационных коммуникаций, перед учителями встал вопрос о привлечении учащихся к изменению методологии современного образования. Развитие обучения в виртуальной среде, недостаток внимания к этой проблеме привел к тому, что ученики пользуются глобальной сетью по своему усмотрению. Они взаимодействуют в сети, общаются, создают общества по интересам, но не знакомы со всеми возможностями сетевых сервисов. Наша задача научить учащихся выявлять и использовать возможности образовательных сетей для повышения качества обучения и развития информационной компетентности.
С первых шагов внедрения элементов дистанционного обучения нужно стремиться к тому, чтобы пассивная позиция ученика, как «читателя» (потребителя информации) постепенно менялась на интерактивную и персонализированную позицию «писателя» (комментатора, соучастника дискурса, производителя информации). На занятиях необходим обмен информацией на уровне проверки или получения заданий с помощью электронной почты. Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно. Усиливается производительность, поскольку результатом дистанционного проекта является создание его участниками определенной продукции - текстов, рисунков, исследований, творческих работ. Постепенно меняется роль и место основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения.
Следуя этапом внедрения дистанционного обучения является переход на качественно новую ступень - использование сетевых сервисов. Сетевые сервисы меняют привычные стереотипы использования глобальной сети как в повседневной жизни, так и в учебно-воспитательном процессе. Сеть Интернет перестает быть только средой передачи информации и транспортным каналом для поставки знаний. Этот этап открывает широкие возможности для активного участия учащихся в наполнении сети материалами, обмена своими навыками и умениями. Переход учеников на этот уровень сетевого сообщества предоставляет новые возможности:
- эффективно внедрять информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс;
- расширять кругозор;
- овладевать умениями общаться;
- используя Интернет организовывать межличностное взаимодействие;
- сотрудничать в группе;
- систематически повышать уровень собственной общекультурной, информационной компетентности.
Опыт показывает целесообразность использования интернет-сервисов как средства дистанционного обучения для формирования информационной компетентности за счет накопления базы знаний работы с ресурсами сети и информационной базы, доступ к которым является свободным для учащихся и учителя, налаживание эффективной коммуникации, создания тематической социальной сети. Ученики привлекаются к созданию собственных сайтов, где в дальнейшем контент будет наполняться собственными разработками, или результатами выполненных работ. Обязательным требованием к оформлению сайта является наличие ссылок на веб-страницы одноклассников. Это дает возможность посетить информационные ресурсы товарищей и сравнить собственные достижения с работами одноклассников. Учитель, в свою очередь, имеет возможность отслеживать изменения, корректировать работу участников группы, разместив адреса сайтов и электронных ящиков на отдельной таблице..
Внедрение дистанционного обучения невозможно без применения информационно-компьютерных технологий как инструмента, помогающего расширить возможности как учеников так и учителя, поэтому внедрение и создание и разработка совместных проектов является одним из приоритетных направлений в работе. Поэтому на следующем этапе необходимо ученикам начать работу над совместными документами рисунками, электронными таблицами, презентациями и др .. Это позволяет отработать работу в команде, почувствовать плечо товарища. Четкое соблюдение правил, установленных в начале работы, обеспечивает положительный конечный результат, который выливается в таблицу самооценки участников проекта. Процесс обучения значительно совершенствуется, поскольку параллельно с выполнением работ школьники имеют возможность сравнивать свои результаты с результатами своих товарищей.