Теория и практика дистанционного обучения учащихся
Введение режима самоизоляции привело к организации деятельности учащихся в дистанционном формате, к возможности получать образование дистанционно, используя современные информационные технологии и к развитию единого информационного пространства в нашей школе.
С апреля 2020 года Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Землянская основная общеобразовательная школа» начала работу по организации дистанционного обучения.
Дистанционное обучение позволяет учить детей самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и т.д.
Важный аспект дистанционного обучения – сохранение коммуникации между участниками учебного процесса.
Первыми с трудностями дистанционного обучения столкнулись мы — учителя. Как учить детей на расстоянии? С первых минут мы начали осваивать новые методы и формы организации учебного процесса.
Учителя нашей школы активно принимали участие в обучающих вебинарах: «Организация дистанционного обучения в школе», «Организация дистанционной работы педагога. Комплексное использование инструментов», проходили дистационное обучение и тестирование на дистанционных курсах «Основы обеспечения информационной безопасности детей», «Профилактика короновируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях».
Изучили теоретически, что такое Дистанционные образовательные технологии (ДОТ). К основным ДОТ относятся:
кейсовая технология;
телевизионная технология;
интернет-сетевая технология;
локально-сетевая технология.
В связи со сложившейся обстановкой коллектив школы перешел в режим он-лайн общения. Нами была создана группа в ВАЙБЕРЕ, в которой всегда отражалась срочная информация.
Педагогические советы, совещания и ежедневные планерки проводились с использованием платформы ZOOM.
Введение дистанционного обучения подтолкнуло учителей к изучению всех возможностей образовательных платформ Учи.ру, Якласс, Российская электронная школа и использованию их в работе.
Работа на удаленке позволила педагогам изучить, освоить и активно использовать в работе новые программы для записи уроков и внеклассных мероприятий.
Учителя нашей школы одни из первых приняли участие в региональном проекте «Телеуроки на канале ОРТ». 80 % учителей нашей школы разработали 8 уроков по биологии, математике, географии, обществознанию, истории и русскому языку.
С введением режима самоизоляции не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы не коснулись изменения. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. Дистанционное обучение дошкольноков было организовано через социальную сеть Вконтакте, и мессенджер ВАЙБЕР. Дети с интересом выполняли задания на сайтах, предложенных воспитателями. Подготовка детей к школе не прекращалась в условиях самоизоляции.
В марте было проведено анкетирование родителей учащихся школы с целью определения возможностей дистанционного обучения. Проанализировав условия школы и возможности семей обучающихся, наш коллектив решил выбрать модель смешанного обучения. В одном случае материалы передавались ученикам через электронную почту, мессенджеры, на образовательных платформах Якласс, Учи.ру, Яндекс-учебник... В другом случае передавались лично ученикам или родителям кейсы с заданиями на бумажных и цифровых носителях, потому что не во всех семьях с несколькими детьми есть возможность обеспечить всем школьникам одновременно компьютеризированное рабочее место, а в некоторых семьях технические средства и выход в интернет совсем отсутствуют.
Исходя из этих данных реализация дистанционного обучения на уровне начального и основного звена осуществлялось в следующих формах:
1)Он — лайн уроки.
Педагоги пополнили свой «банк данных» электронных ресурсов. Учебные занятия проводились с помощью средств телекоммуникаци. Он-лайн уроки учителя проводили из дома или из школы. Дистанционное обучение в нашей школе реализовывалось через просмотр видеоуроков, использование информационных сайтов, участиях в видеоконференциях.
Большую помощь оказали образовательные платфомы РЭШ, Якласс, Яндекс-учебник, Учи.ру.
2) Электронное обучение
Уроки проводились с использование интернет — технологий, обмена данными по электронной почте, общения в групповых чатах и т. д. Большую популярность имели групповые чаты в мессенджерах ВАЙБЕР и ВАТСАП.
Разработка материалов для организации дистанционного обучения осуществлялась ежедневно и размещалась на сайте нашей школы и на платформе «Электронный журнал».
3)Бумажные носители
Уроки проводились без использования компьютеров и интернет-технологий, обмен данными проводился только в бумажном варианте.
По факту мы видим совсем другую картину:
1. При дистанционном обучении развивается клиповое мышление. Да, это защищает мозг от информационной перегрузки, ускоряет реакцию человека, развивает многозадачность - сетевое поколение людей может одновременно слушать музыку, редактировать фото, сёрфить по интернету, общаться в чате и делать при этом уроки. Но, клиповое мышление снижает способность к анализу, снижает концентрацию на информации, снижает коэффициент усвоения знаний, следовательно, падает уровень успеваемости, ребенок не способен анализировать, и он становится податливым к манипуляциям и влиянию.
2. Обучаясь удаленно, ученик лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования. Например, процесс конспектирования тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.
3. Нет гарантии самостоятельного выполнения учебных заданий и задач.
4. Контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в очном.
В условиях пандемии продолжалась и организация внеклассной работы. Дошкольники и ученики продолжали заниматься внеурочной деятельностью, принимали активное участие в конкурсах, акциях.
В сложившейся ситуации самоизоляции многие мероприятия, запланированные на конец учебного года, проводились дистанционно: Митинг, посвященный 9 мая, Последний звонок, Выпускной вечер, День Детства.
Педагогами продолжалась работа по интеллектуальному и творческому развитию детей.
22 % учащихся приняли участие во всероссийской олимпиаде «Сириус». Учащиеся начальных классов активно принимали участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых на платформе «Учи.ру» и «Инфоурок».
Много мероприятий, проводмых в школе, районе и области, были посвящены 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: Бессмертный полк, Окно Победы, Георгиевская ленточка. 6 воспитанников дошкольной группы «Земляничка» приняли участие в конкурсе чтецов «Великой Победе посвящается». Ежегодный фестиваль «Новосергиевские звездочки» тоже проходил оф-лайн. Дошкольная группа «Земляничка» представила на фестивале песню «Катюша» в исполнении двух воспитанниц. В районной научно-практической конференции учащихся по теме «75-лет Победы» стали призерами двое учащихся 3 и 9 классов.
Ученица 3 класса стала победителем в областном видео-конкурсе «Подвигу прадедов посвящается».
В региональных конкурсах «Серпантин детской поэзии» и «Вместе с Пушкиным расту» приняли участие ученицы 2 класса. Во всероссийском конкурсе детского рисунка «Я рисую детство!» ученица 2 класса стала призёром. Пять учащихся стали победителями и призерами в седьмом всероссийском конкурсе «Салют, Победа!».
Правильно говорят: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Короновирус заставил нас двигаться быстрее, семимильными шагами к освоению новых технология, позволил нам выйти на новый профессиональный уровень, стать продвинутыми пользователями компьютера, научиться тому, на что, как всегда, не хватало времени.
1сентября 2020-2021учебный год стартовал очно. Обучение в дистанционном режиме показало, что учиться приятнее, интереснее и продуктивнее именно очно. А учителя школы повышают квалификацию. В сентябре стали участниками марафона «Создание собственных интерактивных ресурсов». В заключение хочется сказать: нельзя опускать руки, нужно смело смотреть в глаза проблемам, видеть в них возможности, уметь подстраиваться под обстоятельства и искать новые решения для поддержания учебно-воспитательного процесса в тонусе.