Теория и практика дистанционного обучения учащихся
Теория и практика дистанционного обучения учащихся
Информатика – это тот предмет, от которого всегда ждут современных подходов в образовании, современных решений педагогических ситуаций. Данное ожидание логично: именно эта школьная дисциплина подразумевает работу с компьютером, с другими гаджетами и не просто на уровне пользовательских умений, а с перспективой перехода на профессиональный уровень. Это сформировало определенные требования к компетентности преподавателя информатики. Например, учителя информатики первыми начинали использовать на уроках электронные образовательные ресурсы, интерактивные доски и другие средства ИКТ и систематически использовали этот инструментарий в учебном процессе.
В связи со сложившейся непростой ситуацией в стране и во всем мире (распространение вируса COVID-19), когда люди были изолированы от своих рабочих мест, пришлось работать, а ученикам учиться, дома. Педагоги же были вынуждены менять форму проведения уроков, изучать современные возможности интернет-пространства с целью их применения для организации дистанционного обучения. Самоизоляция диктует свои правила.
Учащиеся перестали ходить в школы, теперь педагогический процесс идет с маркировкой «онлайн».
В настоящее время существует множество образовательных платформ, предлагающих онлайн-учебники, электронные задания (например, Интерактивная рабочая тетрадь для 1–11 классов от Skysmart), также есть возможность проведения уроков в реальном времени с помощью специальных платформ: Яндекс.Учебник, Skype, Zoom.
Для себя я выбрала платформу Zoom, посчитав её самой оптимальной для проведения консультаций по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Перечислю возможности Zoom, которые позволяют организовать яркую, информационно насыщенную работу с детьми любого возраста в условиях удаленного проведения уроков:
1) создание конференции, в которой может принять участие весь класс (учитель является организатором);
2) возможность скрыть окна с изображением детей и демонстрировать всем одно окна, в котором всем будет виден ученик, отвечающий или задающий вопрос;
3) учитель может включать/отключать микрофоны учеников, что позволяет избежать лишнего шума на уроке;
4) демонстрация экрана позволяет видеть всем участникам презентацию или работать с электронной доской;
5) возможность работа с учебным материалом на доске одновременно всем участникам конференции;
6) комментирование происходящего в режиме реального времени не только голосом (аудио), но и написанием в «Чат» (есть возможность общения не только со всей группой, но с одним из участников);
7) возможность реагирования детей на происходящее с помощью специальной кнопки в беззвучном режиме (так учащийся может дать понять, что у него есть вопросы, что обсуждаемый момент ему не понятен);
8) возможность делать снимок экрана, который сохраняется в папку приложения на компьютере в формате обычной картинки;
9) возможность видеозаписи урока, которая может быть полезна для учеников, которые не смогли присоединиться к уроку своевременно.
Это основные достоинства данной платформы, которые могут не просто помочь «не сорвать» учебный год, но и способствовать большему вовлечению учеников. Также хочется добавить, что программу можно скачать и установить на компьютер, так работа будет мобильнее и удобнее в использовании (так как сайт не дает право на использование полного набора инструментов.
Безусловно, как и у любого ресурса, у Zoom есть свои минусы. И, пожалуй, один из самых весомых, который в начале пугает многих пользователей – это ограниченность проводимой конференции (урока) по времени, только сорок минут. Это ограничение действует только для бесплатной версии. Но выход всегда есть! Учитель может пересоздать конференцию и продолжить урок, отправив ученикам новые данные конференции.
На протяжении всего 2019-2020 учебного года я проводила консультации для 9-х и 11-х классов. Ребята с большим интересом подключались к работе конференций.
Консультации я выстраивала в зависимости от разбираемых тем. Например, при раскрытии темы «Системы счисления. Перевод числа из одной системы счисления в другую» было уместно использовать виртуальную доску, где я, с помощью подключенного к моему компьютеру графического планшета, аккуратно писала материал на доске, намеренно допуская ошибки, что бы ученики всегда были внимательны к происходящему на консультации, «подняв» руку ученик мог сам исправить допущенные мною ошибки. Так же во время консультаций я организовывала мозговой штурм, задавая ученикам микро-вопросы по информатике такие как: сколько будет два в третьей степени, что больше бит или байт, конъюнкция – это… Это вовлекало ребят в работу, не давая им отлучиться от экранов своих мониторов. Будем честны, ведь не все ученики добросовестно сидят у своих компьютеров/гаджетов и слушают внимательно уроки, есть и те, кто способен включить консультацию и заниматься посторонними делами.
Использование программы Zoom для проведения консультаций, по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, поспособствовало хорошим результатам. Все наши ученики сдали ГИА.
Список используемой литературы:
1.. Zoom. https://zoom.us/