Теория и практика дистанционного обучения учащихся
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Збарацкая Татьяна Владимировна
Преподаватель
Усть-Илимкий Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский Энергетический Колледж»
(УИФ ГБПОУ «ИЭК»)
В настоящий момент педагоги столкнулись с ситуацией необходимости использования дистанционного обучения. К этому подтолкнула ситуация связанная с COVID-19, а также то, что образовательные технологии постоянно развиваются, и педагогам необходимо идти в ногу со временем. Множество педагогических работников вынуждены применять различные методы обучения базирующиеся на использовании компьютерной техники и уверенно применять различные технологии в своей деятельности.
Современные электронные ресурсы, дают возможность осуществлять обмен информацией между различными участниками образовательного процесса, что позволяет создавать условия для получения образования без отрыва от основного занятия учащегося, и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждениях.
Дистанционное образование хоть и отличается от традиционного образования, но все же, сохраняет все присущие ему компоненты: цели и задачи, форму организации, контроль, оценивание результатов.
Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ФЗ-273» раскрывает определение электронного обучения и дистанционного обучения.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При этом право на дистанционное обучение имеют дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды, обучающиеся на индивидуальном обучении на дому, обучающиеся временно находящиеся от основного места проживания городе. Обучение может быть реализовано для заочной формы, во время карантина, в случае переноса занятий, самостоятельного освоения учащимися учебного плана.
Но прежде всего, педагогические работники должны понимать что, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – это занятия с использованием бесплатных информационных ресурсов, с изучением учебного материала, проверочными работами, тестами с использованием учебных пособий, рабочих тетрадей и др., определенных педагогом; занятия в домашней обстановке с обратной связью через электронную почту, чаты, социальные сети.
Современные технологии дистанционного обучения позволяют педагогам решать ряд существенных задач:
Создания образовательного пространства;
Формирования у обучающихся, познавательной самостоятельности и активности;
Развития критического мышления, а также готовности обсуждать различные точки зрения.
Практические и теоретические занятия с применением электронного обучения могут включать:
Разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
Оnline-занятие, видиолекция; оnline-консультация;
Фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
Инструкции по выполнению практических заданий;
Дидактические материалы/ технологические карты;
Тестовые задания;
Контрольные задания.
Современные учащиеся развиты информационно, они пользуются различными современными гаджетами. Мобильный телефон всегда у них под рукой. Современный мобильный телефон это миникомпьютер, многофункциональное устройство, позволяющее учащимся пользоваться практически всеми современными технологиями. С помощью мобильного телефона возможно мобильное обучение учащихся. Так как компьютер не всегда под рукой, а заменяет его сотовый телефон. Что очень удобно и практично.
В настоящее время, как педагогу, так и учащимся приходится часто использовать сервисы, позволяющие осуществлять связь между педагогом и учащимся. К ним относят следующие сервисы:
Skype (Площадка для проведения видеоконференций до 50 человек, возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям);
Zoom (Платформа для проведения онлайн-занятий. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску Наличие чата, в котором можно писать сообщения, передавать файлы);
«ЯКласс» (Сервис довольно прост в использовании: педагог задаёт проверочную работу, ребёнок заходит на сайт и выполняет задание; если ребенок допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями);
Учи.Ру (В личном кабинете педагогу бесплатно доступен сервис «Виртуальный класс» для проведения индивидуального и группового онлайн-уроков с видео. Педагоги и ученики могут видеть и слышать друг друга, а также педагог может демонстрировать ученикам презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер и виртуальную указку);
Moodle (Система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектноориентированная динамическая обучающая среда);
Google Classroom (бесплатный сервис позволяет удобно публиковать и оценивать задания, организовать совместную работу и эффективное взаимодействие всех участников процесса. Создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы учащихся - все это можно делать в одном сервисе).
Социальные сети: В контакте, Facebook, Одноклассники и другие, позволяющие создание закрытых или публичных сообществ и чатов для группы или направления деятельности. В сообществах можно не только публиковать записи с важной информацией и участвовать в обсуждениях, но и хранить учебные документы, конспекты, учебники, создавать прямые трансляции лекций и занятий, записывать видео, размещать учебные материалы: презентации, таблицы, картинки, аудио, -видеофайлы и др.
Различные мессенджеры: Viber, Telegram, WhatsApp, Facebook Messenger. Мессенджер – это программа для мгновенного обмена сообщениями, которая устанавливается на компьютер, ноутбук, смартфон или планшет. Программа позволяет обмениваться между пользователями текстовыми, голосовыми сообщениями, а также прикреплять фото, видео, различные документы. Современные системы, помимо перечисленных выше функций, позволяют осуществлять аудио и видеозвонки, создавать групповые чаты, видеоконференции, отправлять автоматические уведомления, хранить данные в «облаке» и многое другое. Это очень удобно при использовании дистанционного обучения.Как правило, при проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в водной его части следует обозначить правила работы и взаимодействия (объяснить учащимся технические особенности работы и правила обмена информацией). В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
Изучение теоретического материала можно организовать различными способами:
Использование готовых тематических видеолекций;
Проведение занятий в режиме онлайн;
Размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет.
К каждому теоретическому разделу необходимо подготовить вопросы для самоконтроля и закрепления материала.
Для организации практической деятельности рекомендуется выполнение комплекса практических упражнений, творческих заданий, индивидуальных или групповых проектов.
Для контроля и оценки результатов обучения, подтверждения факта проведения занятия рекомендуется использовать следующие способы дистанционного взаимодействия:
Регистрация обучающихся на электронном ресурсе (при возможности);
Размещение учебного материала в сети Интернет;
Выполнение учащимися контрольных или тестовых заданий, предъявленных педагогу в электронном виде;
Выполнение учащимися небольших по объему творческих, проектных заданий, в том числе предполагающих коллективные формы взаимодействия через ресурсы сети Интернет, предъявленных педагогу дистанционно.
Для того чтобы донести информацию до учащихся, педагогу приходится пользоваться различными методами.
1. Наглядные методы
Например: Демонстрация рисунков, фотографий, муляжей, графиков. Этот метод неоднократно доказывал свою эффективность: он позволяет концентрироваться на материале, который дает преподаватель, и позволяет лучше запоминать услышанное. В частности презентация позволяет донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Они применяются для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство подачи информации, создания проблемной ситуации.
2. Методы проблемного обучения.
Обучение учащихся анализу материала, самостоятельной постановке вопросов и поиску их решений, развивает живость ума, логичность мышления, умение решать сложные задачи (работа с источниками, подготовка реферата, проекта, подготовка ответов на заданные вопросы, подготовка сообщений, творческие домашние задания).
Дистанционное обучение дает дополнительный стимул для одновременного расширения и углубления знаний при обучении. Анализ деятельности дистанционных форм обучения показал, что кроме основной цели – умения разрабатывать проекты, учеба и выполнение заданий в дистанционном режиме помогает:
Научиться работать с информационными технологиями;
Научиться осуществлять поиск информации в Интернете;
Научиться планировать свою деятельность;
Обеспечить устойчивость обратной связи в обучении.
При разработке занятий по контролю знаний преподаватель должен ориентироваться на цели и результаты освоения учебной дисциплины, формируемые общие и профессиональные компетенции, вид и частоту контрольных мероприятий, а также саму аудиторию учащихся. Педагогический контроль традиционно подразделяется на входной, текущий, рубежный и итоговый.
Входной контроль осуществляет проверку подготовленности учащихся на общеобразовательном и профессиональном уровне, иначе говоря, насколько они способны освоить более глубоко уже знакомые дисциплины или новые учебные модули.
Текущий контроль (контрольно-измерительные материалы) – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения уровня сформированности образовательных результатов. Данная форма позволяет преподавателю оценить глубину освоения материала, выявить пробелы по дисциплине и при необходимости скорректировать учебный процесс.
Рубежный контроль определяет результаты учащихся на определенном этапе учебного года. Он помогает оценить индивидуальные достижения учащихся.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) – это совокупность оценочных средств и процедур, которые применяются для контроля и измерения итогового уровня сформированности образовательных результатов в соответствии с требованиями к освоению основной образовательной программы ФГОС.
Для организации дистанционного контроля преподаватель может обращаться как к асинхронным сетевым технологиям (офлайн-обучение), которые позволяют передавать и получать учебные материалы в удобное время для каждого участника образовательного процесса (электронная почта, форумы, социальные сети, электронные платформы и др.), так и к синхронным сетевым технологиях (онлайн-обучение), когда обмен информацией происходит в реальном времени и требует непосредственного участия учащихся (чаты, видео-конференции и др.).
Так же педагогам необходимо постоянно поддерживать мотивацию учащихся к обучению.
Список использованных источников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Консульта нт Плюс: спра вочно-пра вова я систе ма [Офиц. са йт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Дистанционное обучение. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Владос, 2016. -– 192 c.
Коротаев Александр. Использование технологий и средств дистанционного обучения в вузе / Александр Коротаев. - Москва: Наука, 2015. – 229 c.
Крук Б.И. Избранные главы теории и практики дистанционного обучения: / Б. И. Крук, О. Б. Журавлева, Е. Г. Струкова: Издательские решения, 2017. – 178 с
Крук Б.И. Использование видео в дистанционном обучении. Для преподавателей и учителей. Издание второе / Борис Иванович Крук. - М.: Издательские решения, 2017. – 184 c.
Панкевич Л.К. Дистанционные уроки по экономике для всех. Элективный курс. Профильное обучение (Солон-Пресс), 2010
Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С. Полат. – М., «Академия», 2006