12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Огрызко Ирина Владимировна5237
Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 30 лет. Лауреат регионального этапа профессионального конкурса "Учитель года Дона-2016", Лауреат премии Губернатора Ростовской области.
Россия, Ростовская обл., Донецк

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩХСЯ

(МОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)


Огрызко И.В., учитель математики

МБОУ СОШ №2 г. Донецка Ростовской области


То, что система дистанционного образования проработала

почти два месяца, является важнейшим опытом, и было бы

важно применить усилия к научной систематизации этого…

М. Пратусевич

  До марта 2020 года дистанционное обучение (ДО) я рассматривала как средство саморазвития. Я активно участвовала во множестве вебинаров и онлайн конференциях. Для учеников из средств дистанционного обучения я использовала лишь электронные учебники и готовые интерактивные задания, размещенные на различных сайтах.

   Карантин показал, что я не была готова к переходу в цифровой формат. Была паника, отчаяние.

  Начался мозговой штурм. В первую очередь мною активно изучалась различная методическая литература по проблеме ДО. И параллельно велся поиск в сети Интернет дистанционных образовательных курсов, практических мастерских, организованных для педагогов и направленных на то, чтобы облегчить переход на дистанционное обучение. При участии в одном из вебинаров я услышала фразу: «Увидеть в переходе на дистанционное обучение возможность, а не проблему». Я задумалась, а ведь правда. Это большая возможность приобрести новые знания, повысить свою ИКТ-компетентность. Эти слова стали моим девизом.

   В начале 90-х годов прошлого столетия в системе российского образования все чаще стали обращать внимание на дистанционное обучение.

   В 1995году была принята Концепция о создании и развитии единой системы ДО в России. Большая работа по педагогическому обеспечению системы дистанционного обучения была проведена в РАО. К разработке теоретических основ и практических курсов подключились А.А. Андреев, Ю.Н. Афанасьев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской и многие другие.

Возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 2012 году была закреплена в Законе об образовании Российской Федерации (ст. 16).

А.А. Андреев рассматривает дистанционное обучение «как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

  Следовательно, дистанционное обучение как дидактическая система должно включать в себя следующие компоненты: цель обучения, содержание обучения, участники процесса, методы, средства и формы обучения.

   Мы знаем, что главными вопросами дидактики являются: «для чего учить?», «чему учить?», «как учить?» и «с помощью чего учить?». Цели и содержание образования четко прописаны в нормативных документах. Содержание дистанционного образования полностью должно соответствовать программам очного образования. «Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей (принципы научности, системности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифференциации и индивидуализации обучения пр.) также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, также обусловленными спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами» (Е.С. Полат).

  Таким образом, организуя дистанционное обучение сегодня, я должна найти ответы на остальные вопросы дидактики.

  Учеными В.М. Кухаренко, А.В. Рыбалко, Н.Г. Сиротенко и др. был проведен анализ и обобщение опыта дистанционного обучения. Ими были выделены 11 характерных свойств ДО.

  Для себя, школьного учителя, я выделила следующие:

- гибкость – ученики могут заниматься в удобное время, в соответствии со своим темпом освоения учебного материала;

- модульность – ученик может выбрать необходимый набор модулей для освоения определенной предметной области;

- параллельность – обучение одновременно может проводиться по нескольким специальностям, предметным областям;

- дальнодействие – расстояние между обучающимся и образовательной организацией, осуществляющей обучение не имеет значения;

- синхронность – процесс обучения зависит от времени и темпа освоения учебного материала и расписания учебных занятий; в любой момент можно задать вопрос учителю в чате и тут же получить ответ. Это главное преимущество синхронного обучения;

- асинхронность – организация процесса обучения не зависит от расписания участников обучения;

- социальность – «снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий»;

- НИТ (новые информационные технологии) – апробация и использование новейших информационных систем, мобильных приложений, электронных учебников и др.

Дистанционное образование является формой обучения, при которой преобладает самостоятельное обучение с использованием современных технических средств трансляции информации. В процессе обучения важно организовать оптимальное информационное взаимодействие школьников с учителем и между собой. Изолированный от учителя и одноклассников ученик «может испытывать психологический дискомфорт или не всегда верно интерпретировать предложенный учебный материал». Для исключения этого факта дистанционное обучение может быть организовано в различных формах: с односторонней связью, с двусторонней связью, совместное обучение.

При организации дистанционного обучения я столкнулась со следующими трудностями и проблемами:

 1) Проблемы формирования мотивация учеников. 

При дистанционном обучении у  детей возникала иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока. Возможность безнаказанно списать сильно снижала мотивацию получения действительно прочных знаний.

 2) Сложности в организации деятельности учащихся

Я привыкла ходить между партами и смотреть, все ли ученики включены в учебную деятельность. Для меня важно видеть глаза учеников. При дистанционном обучении не всегда понимаешь, как организовать контроль над классом. При проведении видеоконференций, многие ссылались на отсутствие камер, вставляли различные аватарки, и визуального контроля не происходило.

 3) Проблемы с технологическими решениями. 

Мне пришлось в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты.  Возникла необходимость объяснять принципы их работы ученикам, родителям. Слабый Интернет или его отсутствие, неимение компьютеров существенно усложнили организацию обучения в онлайн режиме.

 4) Проблемы управления временем. 

Больше, значительно больше времени стало уходить на проверку работ обучающихся. Я начала осваивать тайм-менеджмент, искать сервисы, облегчающие проверку, и заново формировать расписание.

  Вместе с тем, у меня сложился определенный опыт по организации дистанционного обучения. И я хочу им поделиться.

  На первом этапе в каждом классе был проведен опрос о наличии Интернета, компьютеров и  гаджетов; были собраны списки классов с адресами электронной почты.

  На сайте школы была добавлена вкладка «Дистанционное обучение», куда каждый учитель размещал задания на неделю. Учитывая тот факт, что в классах были дети, у которых доступ к Интернету был ограничен по различным причинам, я размещала краткие конспекты к урокам. В них были графы для тех, кто имеет доступ к Интернету и может присоединиться к уроку в форме видеоконференции, и для тех, у кого нет такой возможности. Эти конспекты позволяли осуществлять дистанционное обучение в асинхронном режиме (рисунок 1).

t1602705082aa.png

Рисунок 1

На рисунке 1 представлен конспект к уроку математике в 5б классе. В этом классе 5 человек не имели доступа к интернету, у двоих – кнопочные телефоны и нет компьютера.

На следующем рисунке (рисунок 2) представлен конспект урока в 10 классе, в этом классе все обучающиеся имеют доступ к Интернету.


t1602705082ab.png

Рисунок 2

   Большую помощь в организации дистанционного обучения мне оказали сервисы для быстрой коммуникации:

1) Электронная почта

На свою электронную почту я получала фотографии выполненных домашних заданий, отправляла индивидуальные комментарии и замечания.

2) WhatsApp

В этом мессенджере были созданы группы по классам. В них размещалась общая информация: комментарий к домашнему заданию, ссылки на уроки, проводимые в форме видеоконференции, ссылки на интерактивные задания (рисунки 3 и 4). Я оценила работу сервиса и поняла, что он удобен и для синхронного, и асинхронного режимов.


t1602705082ac.png

Рисунок 3

t1602705082ad.png

Рисунок 4

3) ВКонтакте

Были созданы закрытые группы по классам. В каждой группе на стене к каждому уроку размещались видеофрагменты или презентации, конспекты уроков, домашние задания. Если ученики не смогли присоединиться к уроку в режиме онлайн, то они могли самостоятельно просмотреть видео (их я брала из свободного доступа в Интернете), поработать с презентацией. В индивидуальных сообщениях я объявляла отметки, размещала индивидуальные задания, отвечала на вопросы обучающихся.

Рисунок 5

t1602705082ae.png t1602705082af.png

Рисунок 6

На рисунке 5 можно увидеть, какой методический материал был предоставлен обучающимся 11 класса: 4 видеоролика, конспект урока, домашнее задание по уровням освоения курса математики.

Методический материал к уроку геометрии в 9 классе (рисунок 6).

Возможности этого сайта я использовала и для проведения воспитательной работы. В группах были размещены видеоролики, посвященные 75-летию Великой Победы.

Рисунок 7

t1602705082ag.png t1602705082ah.png

 Рисунок 8

Так как время пандемии совпало с этапом активной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ, то я постаралась помочь им качественно подготовиться к экзаменам.

Рисунок9 t1602705082ai.png t1602705082aj.png

 Рисунок 10


    Все вышеперечисленные сервисы позволяют осуществлять ДО в асинхронном режиме. Плюсы данного режима: можно пройти (выполнить) в удобный момент времени, нет зависимости от скорости Интернета. Минус в этой форме – «неясно, как работают ученики».

   Долго выбирала платформу для осуществления видеокоммуникации с обучающимися в синхронном режиме. Остановилась на Zoom. Решающим фактором выбора стала оценка этого сервиса Максимом Пратусевичем, директором Президентского физико-математического лицея №239 из Санкт-Петербурга: «Зум» — не образовательная система, а система видео-конференц-связи. Оказалось, что там много «примочек», которые полезны для образования и что она разумна по цене и качеству. В силу этого на нее все ушли. Она действительно с технической точки зрения наши ожидания оправдала».

    Zoom позволяет организовывать онлайн-встречи до 100 участников в видео-формате. В бесплатной версии время групповой сессии — до 40 минут, этого вполне достаточно. Рекомендации Роспотребнадзора о продолжительности урока на дистанционном обучении – 30 минут. Плюс в том, что слушателям необязательно регистрироваться в системе, можно просто пройти по ссылке, которую я формировала к каждому уроку заново. Ссылки я размещала в группах по классам в WhatsApp, дети быстро по ним присоединялись (рисунки 3 и 4).

    Данную платформу я использовала для проведения уроков для обучающихся 5, 8, 9, 10, 11 классов и для проведения онлайн консультаций по подготовке к ЕГЭ.

    Здесь общение с учениками проходит в синхронном режиме. Положительные аспекты: это похоже на обычный урок, есть возможность видеть всех учеников, задать вопрос и получить ответ на него сразу. Минусы такого взаимодействия: неустойчивая связь, сложность удержать концентрацию всех участников на протяжении урока.

   Понравились возможность этого сервиса, которые привычны были и до дистанционки: демонстрация видео и презентаций. Очень важной опцией для уроков математики является возможность рисовать, чертить и выделять. Использовала эту опцию при организации фронтального опроса, так как и у учеников есть к ней доступ. При объяснении нового материала тоже удобно, уже в готовой презентации ты можешь что-то выделить цветом, или дописать. Для меня большим помощником при проведении онлайн уроков стала встроенная доска. Разбор решения задач, построение чертежей, демонстрация оформления заданий – это лишь незначительная часть того, что можно сделать на уроке с помощью нее.

   Очень полезной оказалась функция «поднятая рука», она позволяла сохранять дисциплину на уроке. Причем эту опцию мне подсказали сами ребята.

    Оценила я и возможность организации групповой работы на уроке с помощью опции «сессионные залы». Можно разбивать класс на группы, давать им задание и устанавливать время на его выполнение или обсуждение. Я при этом могла во время групповой работы «посетить» каждую группу, услышать, чем заняты обучающиеся или оказать какую-то помощь.

    Проводя онлайн уроки в Zoom, выделила еще ряд проблем: если ученики работают с телефона, то не всегда есть звук, когда демонстрируется видео. Не у всех ребят есть веб-камеры. Если обучающиеся заходят с компьютера без камеры, то нет возможности их видеть и осуществить оптимальное взаимодействие.


t1602705082ak.png

t1602705082al.jpg

t1602705082am.png

Рисунок 11

При подготовке к урокам я использовала следующие сервисы:

1) CANVA https://www.canva.com/

Множество различных шаблонов, фото и иллюстраций, которые позволяют сократить время на подготовку презентаций.

2) Google формы

Использовала готовые шаблоны для презентаций. Пробовала создавать тесты.

3) Сайт https://learningapps.org/

Использовала русскоязычную версию этого сайта. Брала уже готовые упражнения.

Задания этого сайта применяла на уроках в 5, 8 классах.


t1602705082an.pngРисунок 12


4) Использовала электронные учебники (https://rosuchebnik.ru/),

5) Включала в содержание уроков материалы, размещенные на образовательной платформе «Моя цифровая школа» (https://cifra.school/). Здесь понравились конспекты к урокам и предложенные практические задания, памятки для обучающихся.

   Да, пандемия закончилась… Да, в течение этого времени мной был накоплен определенный опыт по организации дистанционного обучения школьников. Анализируя его, я поняла, что у меня остались проблемы собственного уровня IT-компетенции; остались вопросы, связанные с повышением мотивации учеников при дистанционном обучении.

    Я продолжила свое самообразование в этом направлении в летние месяцы. Материалы сайта Форум «Педагоги России» (http://www.school-detsad.ru/): видеоматериалы и презентации позволили мне научиться создавать свои упражнения на learningapps.org; работать более уверенно с Google формами. Там я узнала алгоритм организации дистанционного занятия, который будет способствовать повышению учебной мотивации школьников.


t1602705082ao.pngРисунок 13


Вышеуказанный алгоритм я обязательно применю на практике.

   Я считаю, что повысить успешность дистанционного занятия может хорошо подобранный теоретический материал, его объем и форма подачи. Исследования последних лет показывают, что у школьников все чаще наблюдается дислексия, «клиповость» мышления. Частично эту проблему можно решить с помощью шаблонов инфографики, размещенных на Canva.

   Для меня большим открытием стали интерактивные рабочие листы (ИРЛ). Я участвовала в 3-х дневной онлайн-мастерской по созданию ИРЛ на сайте https://showandtell.ru/teacher. Интерактивные рабочие листы создаются на платформе https://www.liveworksheets.com


t1602705082ap.png Рисунок 14

Какие преимущества использования интерактивного рабочего листа я увидела:

1) Шаблон ИРЛ можно максимально приблизить к алгоритму успешного дистанционного занятия, так как в нем можно разместить видео или презентацию, подобрать вопросы, которые помогут учителю понять, насколько хорошо усвоен материал. Существует разнообразие форм упражнений, направленных на закрепление нового материала, которые может добавить учитель.

2) Можно качественно использовать инфографику, головоломки.

3) На этой платформе есть возможность создавать классы, интерактивные рабочие тетради по классам, назначать индивидуально задания. Система сама проверяет. Учителю приходит отчет. Учитель может комментировать выполнение заданий каждым ребенком. Можно просто отправлять ссылки на ИРЛ. Есть возможность использования рабочих листов коллег.

Мною разработаны несколько ИРЛ, на 2 из них я размещаю ссылки.


https://www.liveworksheets.com/rx1007629lt


t1602705082aq.png t1602705082ar.jpg t1602705082as.jpg

Рисунок 15 Рисунок 16


  На рисунке 15 представлен шаблон ИРЛ по теме «Проценты» 5 класс. На рисунке 16 можно увидеть отчеты о выполнении заданий по ИРЛ в электронном виде.


https://www.liveworksheets.com/ia1026227yn


t1602705082at.png Рисунок 17


   Это пример интерактивного рабочего листа по теме «Свойства функции. Подготовка к ОГЭ» обучающихся 8-9 классов.

  В случае отсутствия доступа к Интернету можно использовать шаблоны ИРЛ в обычном режиме, но интерактивности при этом не будет.

  Сейчас уникальный период для системы российского образования, так как идет накопление колоссального опыта, методических материалов по организации дистанционного обучения.

   Следует отметить, что существенно была бы облегчена работа учителя при осуществлении дистанционного обучения, если бы была создана и корректно функционировала единая образовательная платформа.

  И, как показывает статистика уровня заболеваемости, полученные новые знания мне обязательно пригодятся.

  В завершении хочу привести слова Александра Милкуса, заведующего лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики»: «Важно подчеркнуть: даже те учителя, которые до массового перехода на дистанционное обучение не обладали высоким уровнем компьютерной грамотности, довольно быстро сориентировались и освоили новые формы коммуникации со своими учениками».



Список литературы

Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: РАО, 1999

Андреев А.А., Солдаткин В.И.Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.– М.:МЭСИ,1999.

Дистанционное обучение /Под ред. Е.С.Полат.-М.:ВЛАДОС,1998.

Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат— М.: Академия, 2006.

Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 16.10.20 в 09:09 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за насыщенный и полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.