12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пьянникова Лидия Владимировна32 Россия, Иркутская обл., Ангарск |
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Пьянникова Лидия Владимировна,
Учитель химии, МАОУ «Ангарский лицей №1»
Весной этого года в период пандемии Министерство просвещения РФ рекомендовало перейти на дистанционную форму обучения. На сегодняшний день существует ряд нормативно-правовых документов регламентирующих реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в частности статья 16.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 01.03.2020г.).
Обучение в рамках классно-урочной системы реализуется с учётом следующих педагогических принципов: непрерывности, системности, индивидуализации, вариативности, психологической комфортности и пр. При организации дистанционного обучения необходимо учитывать вышеперечисленные принципы. Формы взаимодействия учителя и обучающихся между собой при реализации данного вида обучения существенно различаются. Обратимся к определению А. А. Андреева, которое, на мой взгляд отражает сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 33].
Из собственной практики организации уроков по химии с применением дистанционных технологий. Все уроки в данном формате можно разделить на два типа, которые отличаются по типу взаимодействия учителя и обучающихся:
Онлайн – урок проходи в режиме реального времени с использованием ВКС (видеоконференцсвязи);
Офлайн – организация урока проходит в отложенном режиме;
Так как переход на дистанционное обучение в 2019-2020г. учебном году был внезапным, то первые мои уроки проходили в режиме офлайн. Мной составлялась подробная инструкция, в которой прописывалась тема урока, учебные задачи для обучающихся, ресурсы для выполнения задач и контакты для обратной связи, как правило, это адрес электронной почты или мессенджеры: viber, whatsapp. В качестве ресурсов подбирались готовые видео-уроки, размещённые на официальных электронных образовательных платформах: Инфоурок (
Анализ научно-популярной литературы и материалов в сети интернет показал, что дистанционный урок также как и традиционный имеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы:
Мотивационный;
Инструктивный (инструкции и методические рекомендации);
Информационный (система информационного наполнения);
Контрольный (система тестирования и контроля);
Коммуникативный и консультативный (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Более подробно остановлюсь на особенностях организации контрольного и коммуникативного этапов. Преподаваемый мною предмет – химия, отличается от многих других учебных дисциплин не входящих в естественнонаучную область достаточно большой практической, экспериментальной частью, которая подразумевает выполнение лабораторных работ. В этом случаи мне на помощь пришли виртуальные лаборатории.
Виртуальная лаборатория[3]. По определению В.В. Трухина, виртуальная лаборатория «представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой. В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации. Во втором случае все процессы моделируются при помощи компьютера» Итак, под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных комплексов:
лабораторная установка с удаленным доступом – назовем такие комплексы дистанционные лаборатории;
программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты – виртуальные лаборатории (в узком смысле)
Основными преимуществами виртуальных лабораторий являются:
Возможность моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях. Наглядная визуализация на экране компьютера. Современные компьютерные технологии позволят пронаблюдать процессы, трудноразличимые в реальных условиях без применения дополнительной техники, например, из-за малых размеров наблюдаемых частиц.
Возможность проникновения в тонкости процессов и наблюдения происходящего в другом масштабе времени, что актуально для процессов, протекающих за доли секунды или, напротив, длящихся в течение нескольких лет.
Безопасность. Безопасность является немаловажным плюсом использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа, например, с высокими напряжениями или химическими веществами.
Экономия времени и ресурсов для ввода результатов в электронный формат. Некоторые работы требуют последующей обработки достаточно больших массивов полученных цифровых данных, которые выполняются на компьютере после проведения серии экспериментов. Слабым местом в этой последовательности действий при использовании реальной лаборатории является ввод полученной информации в компьютер. В виртуальной лаборатории этот шаг отсутствует, так как данные могут заноситься в электронную таблицу результатов непосредственно при выполнении опытов экспериментатором или автоматически. Таким образом, экономится время и значительно уменьшается процент возможных ошибок. И, наконец, отдельное и важное преимущество заключается в возможности использования виртуальной лаборатории в дистанционном обучении, когда в принципе отсутствует возможность работы в лабораториях учреждения[3]. Ресурс VirtuLab – крупнейший в современном Рунете сборник виртуальных опытов по различным учебным дисциплинам. Основная единица коллекции – виртуальный эксперимент. С технической точки зрения, это интерактивный ролик, сделанный с помощью Adobe Flash. Некоторые лаборатории выполнены в трехмерной графике. Для работы с ними понадобится установить Adobe Shockwave Player с дополнением Havok Physics Scene. Найти это дополнение можно на сайте director-online.com. Распаковать полученный архив нужно в каталог Xtras вашего Adobe Shockwave Player, который находится в системном каталоге Windows. Каждый ролик позволяет провести какой-либо эксперимент, имеющий учебную цель и четкое задание. Пользователю же предлагаются все инструменты и объекты, необходимые для получения результата. Задания и подсказки выводятся в виде текстовых сообщений. В роликах VirtuLab силен обучающий аспект, например, если пользователь ошибается, система не пустит его дальше до исправления ошибки.
Коллекция экспериментов VirtuLab достаточно обширна и разнообразна. Собственной встроенной поисковой системы у VirtuLab нет, поэтому для того, чтобы найти нужный эксперимент, придется просто пролистывать разделы каталога. Архив разделен на четыре основных блока: «Физика», «Химия», «Биология» и «Экология». Внутри них присутствуют более узкие тематические разделы. В частности, для физики это разделы данной дисциплины. Здесь есть опыты по знакомству с механикой, электрическими и оптическими эффектами. Ряд лабораторий выполнен в 3D-графике, что помогает демонстрировать разнообразные опыты: от экспериментов с динамометрами до рефракции и других оптических эффектов[4].
Для составления контрольных работ воспользовалась цифровыми ресурсами образовательной платформы
Список литературы:
Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196 .
Фатеева М.А. материалы заместителя директора по УВР «Центра ПМСС и ДО» г. Томска
Трухин А. В. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – № 4 (8).
Кутовенко Алексей. Онлайновые лаборатории