Теория и практика дистанционного обучения учащихся
Пьянникова Лидия Владимировна,
Учитель химии, МАОУ «Ангарский лицей №1»
«Теория и практика дистанционного обучения учащихся»
Весной этого года в период пандемии Министерство просвещения РФ рекомендовало перейти на дистанционную форму обучения. На сегодняшний день существует ряд нормативно-правовых документов регламентирующих реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в частности статья 16.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. 01.03.2020г.).
Обучение в рамках классно-урочной системы реализуется с учётом следующих педагогических принципов: непрерывности, системности, индивидуализации, вариативности, психологической комфортности и пр. При организации дистанционного обучения необходимо учитывать вышеперечисленные принципы. Формы взаимодействия учителя и обучающихся между собой при реализации данного вида обучения существенно различаются. Обратимся к определению А. А. Андреева, которое, на мой взгляд отражает сущность дистанционного обучения: «дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 33].
Из собственной практики организации уроков по химии с применением дистанционных технологий. Все уроки в данном формате можно разделить на два типа, которые отличаются по типу взаимодействия учителя и обучающихся:
Онлайн – урок проходи в режиме реального времени с использованием ВКС (видеоконференцсвязи);
Офлайн – организация урока проходит в отложенном режиме;
Так как переход на дистанционное обучение в 2019-2020г. учебном году был внезапным, то первые мои уроки проходили в режиме офлайн. Мной составлялась подробная инструкция, в которой прописывалась тема урока, учебные задачи для обучающихся, ресурсы для выполнения задач и контакты для обратной связи, как правило, это адрес электронной почты или мессенджеры: viber, whatsapp. В качестве ресурсов подбирались готовые видео-уроки, размещённые на официальных электронных образовательных платформах: Инфоурок (https://infourok.ru), Российская электронная школа (https://resh.edu.ru ) и др. Данный подход не позволял осуществлять коммуникацию с обучающимися. Для решения этой задачи мной была освоена платформа zoom с помощью которой поддерживалась видеоконференцсвязь с обучающимися в режиме реального времени. Первые уроки с использованием данной платформы являлись лекционными, где в основном мной разбирались трудные теоретические вопросы.
Анализ научно-популярной литературы и материалов в сети интернет показал, что дистанционный урок также как и традиционный имеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы:
Мотивационный;
Инструктивный (инструкции и методические рекомендации);
Информационный (система информационного наполнения);
Контрольный (система тестирования и контроля);
Коммуникативный и консультативный (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Более подробно остановлюсь на особенностях организации контрольного и коммуникативного этапов. Преподаваемый мною предмет – химия, отличается от многих других учебных дисциплин не входящих в естественнонаучную область достаточно большой практической, экспериментальной частью, которая подразумевает выполнение лабораторных работ. В этом случаи мне на помощь пришли виртуальные лаборатории.
Виртуальная лаборатория[3]. По определению В.В. Трухина, виртуальная лаборатория «представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить опыты без непосредственного контакта с реальной установкой или при полном отсутствии таковой. В первом случае мы имеем дело с так называемой лабораторной установкой с удаленным доступом, в состав которой входит реальная лаборатория, программно-аппаратное обеспечение для управления установкой и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации. Во втором случае все процессы моделируются при помощи компьютера» Итак, под виртуальными лабораториями понимается два типа программно-аппаратных комплексов:
лабораторная установка с удаленным доступом – назовем такие комплексы дистанционные лаборатории;
программное обеспечение, позволяющее моделировать лабораторные опыты – виртуальные лаборатории (в узком смысле)
Основными преимуществами виртуальных лабораторий являются:
Возможность моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях. Наглядная визуализация на экране компьютера. Современные компьютерные технологии позволят пронаблюдать процессы, трудноразличимые в реальных условиях без применения дополнительной техники, например, из-за малых размеров наблюдаемых частиц.
Возможность проникновения в тонкости процессов и наблюдения происходящего в другом масштабе времени, что актуально для процессов, протекающих за доли секунды или, напротив, длящихся в течение нескольких лет.
Безопасность. Безопасность является немаловажным плюсом использования виртуальных лабораторий в случаях, где идет работа, например, с высокими напряжениями или химическими веществами.
Экономия времени и ресурсов для ввода результатов в электронный формат. Некоторые работы требуют последующей обработки достаточно больших массивов полученных цифровых данных, которые выполняются на компьютере после проведения серии экспериментов. Слабым местом в этой последовательности действий при использовании реальной лаборатории является ввод полученной информации в компьютер. В виртуальной лаборатории этот шаг отсутствует, так как данные могут заноситься в электронную таблицу результатов непосредственно при выполнении опытов экспериментатором или автоматически. Таким образом, экономится время и значительно уменьшается процент возможных ошибок. И, наконец, отдельное и важное преимущество заключается в возможности использования виртуальной лаборатории в дистанционном обучении, когда в принципе отсутствует возможность работы в лабораториях учреждения[3]. Ресурс VirtuLab – крупнейший в современном Рунете сборник виртуальных опытов по различным учебным дисциплинам. Основная единица коллекции – виртуальный эксперимент. С технической точки зрения, это интерактивный ролик, сделанный с помощью Adobe Flash. Некоторые лаборатории выполнены в трехмерной графике. Для работы с ними понадобится установить Adobe Shockwave Player с дополнением Havok Physics Scene. Найти это дополнение можно на сайте director-online.com. Распаковать полученный архив нужно в каталог Xtras вашего Adobe Shockwave Player, который находится в системном каталоге Windows. Каждый ролик позволяет провести какой-либо эксперимент, имеющий учебную цель и четкое задание. Пользователю же предлагаются все инструменты и объекты, необходимые для получения результата. Задания и подсказки выводятся в виде текстовых сообщений. В роликах VirtuLab силен обучающий аспект, например, если пользователь ошибается, система не пустит его дальше до исправления ошибки.
Коллекция экспериментов VirtuLab достаточно обширна и разнообразна. Собственной встроенной поисковой системы у VirtuLab нет, поэтому для того, чтобы найти нужный эксперимент, придется просто пролистывать разделы каталога. Архив разделен на четыре основных блока: «Физика», «Химия», «Биология» и «Экология». Внутри них присутствуют более узкие тематические разделы. В частности, для физики это разделы данной дисциплины. Здесь есть опыты по знакомству с механикой, электрическими и оптическими эффектами. Ряд лабораторий выполнен в 3D-графике, что помогает демонстрировать разнообразные опыты: от экспериментов с динамометрами до рефракции и других оптических эффектов[4].
Для составления контрольных работ воспользовалась цифровыми ресурсами образовательной платформы dnevnik.ru в приложении платформы есть различные сервисы в том числе и «тесты». Данный раздел включает в себя школьные и глобальные тесты различной тематики: оценка знаний, самостоятельная проверка, тесты к урокам, образовательные и развлекательные тесты. Организаторам доступен богатый функционал, который поможет сделать тест максимально эффективным, как то: подбор типа работы и модели оценивания, предмета и класса, периода проведения, возможности дополнительной регистрации, копирования теста или его частей, модели оценивания, лимита времени, количества попыток. Есть возможность создать, свою оригинальную тестовую работу учитель сам определяет тип теста, тип работы, устанавливает доступ к работе, подбирает вопросы и ответы с учетом особенностей изложения материала.
Список литературы:
Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196 .
Фатеева М.А. материалы заместителя директора по УВР «Центра ПМСС и ДО» г. Томска http://www.myshared.ru/slide/328816
Трухин А. В. «Об использовании виртуальных лабораторий в образовании» // Открытое и дистанционное образование. – 2002. – № 4 (8).
Кутовенко Алексей. Онлайновые лаборатории https://www.osp.ru/pcworld/2011/08/13009865