Доклад «Учебное занятие – одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования»

0
0
Материал опубликован 23 May














Доклад

«Учебное занятие – одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования»































Тема: Учебное занятие – одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования.

Цель: Знакомство педагогов с особенностями форм демонстрации профессионального опыта в системе дополнительного образования.

Задачи:

- расширить знания педагогов о инновационном и передовом педагогическом опыте ведения учебных занятий;

- ознакомить педагогов с распространением передового педагогического опыта работы;

- предложить использование приемов выявления передового педагогического опыта на своих занятиях.



План

Вступление

1. Новаторский инновационный педагогический опыт

2. Приемы выявления и формы распространения и педагогического опыта.

3. Обобщение своего педагогического опыта.

Заключение

Литература и Интернет-ресурсы



Вступление



«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя»

(Петроний Арбитр Гай)

В современном «обществе знания», где знание выступает ценностью социальной жизни, коммуникация постоянно трансформируется. Это связано со стремительными изменениями информационного пространства: развивающимися массовыми социально-информационными технологиями, масштабностью и скоростью распространения информации, новыми формами сетевой, дистанционной, полифункциональной коммуникации.

Частью процесса реформирования образования в России является модернизация педагогического образования. Актуальность этого процесса очевидна: не может быть реализовано инновационное общество, основанное на экономике знаний, без «нового педагога», который обладал бы готовностью и способностью воплотить в жизнь задачи обучения и воспитания современного ребенка, развить у него компетенции, необходимые для будущей профессиональной и личностной успешности, жизненной самореализации.

Педагог - ключевая фигура в образовании. Более глубокое понимание педагогами дополнительного образования смысла своей деятельности, повышение уровня их профессиональной компетенции будут способствовать объективно усложняющимся современным требованиям к организации и качеству образовательного процесса. Чтобы формировать успешную личность ребенка, обладающую социальными компетенциями, педагог дополнительного образования должен уметь анализировать свою профессиональную деятельность.

1. Новаторский инновационный педагогический опыт.

Открытое учебное занятие - одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования. Это форма проведения учебного занятия, которая способствует распространению педагогического опыта, росту мастерства педагогов, обогащению своей практики новыми приемами и методами.

Педагогический опыт – результат педагогической деятельности педагога, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

Передовой педагогический опыт – возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.

Инновационный (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Новаторский педагогический опыт – создание принципиально новой идеи, практики или технологии, не имеющей аналогов в педагогической практике.

Существует несколько подтипов инновационного и передового педагогического опыта:

- по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики и др.);

- по отношению к личностному становлению субъектов образования (развитие определенных способностей обучающихся, сфера развития их знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей и др.);

- по области педагогического применения (в учебно- воспитательном процессе, в системе дополнительного образования, в системе управления и др.);

- по формам организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, дифференцированная, парная, индивидуальная, групповая, дистанционная и др.);

- по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведения педагогических технологий и др.);

- по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные);

- по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модернизирующие, прорывные и др.).

Уровень практической значимости опыта определяет масштаб и формы распространения изменений.

Отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом.

Общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики и технологии преподавания, обучения и воспитания.

Частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения, воспитания, управления.

Уровни педагогической идеи:

- глобальный уровень новизны - внесение новых положений в науку, кардинальное преобразование образовательного процесса от постановки новых целей до новых подходов к образовательной диагностике;

- локальный уровень новизны - обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации.

- условный уровень новизны - необычное сочетание ранее известных элементов.

- частный уровень новизны - использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах.

Уровни новизны инновационного и передового педагогического опыта:

Уровень преобразования, характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.

Уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания.

Уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания и т.д.

Обобщить – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Обобщить конкретный педагогический опыт – значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идет одновременно в двух направлениях: от общей педагогической идеи к пробам опытного поиска, от них – к усовершенствованию практики; и одновременно – от усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой педагогической идеи.

Продвижение опыта работы – комплекс мероприятий, направленных на ознакомление педагогического сообщества с результатами инновационного и передового педагогического опыта.

Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

1. Образец хорошей работы.

2. Деятельность, в которой воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта, технологии.

3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Передовой педагогический опыт должен быть источником решений педагогической проблемы. Примеры видов возможных проблем в образовательном учреждении:

низкое качество знаний;

слабая подготовка учащихся;

недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;

осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

низкий уровень воспитанности;

пробелы в формировании знаний, умений и навыков учащихся по различным предметам.

Если есть затруднения, педагог их разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно и нужно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают и распространяют.

2. Приемы выявления и формы распространения и педагогического опыта.

Необходимо учитывать следующие признаки передового педагогического опыта:

1. Актуальность, социальная значимость учебно-воспитательных задач.

2. Новизна опыта. Рекомендуется рассматривать что-то новое для данной школы, района, области.

3. Более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся.

4. Оптимальность педагогического опыта: достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач.

5. Стабильность опыта, получение высоких результатов в течение длительного времени.

6. Повторяемость основных элементов опыта в других условиях, другими педагогами других школ.

7. Перспективность опыта.

8. Научная обоснованность. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок.

Приемы выявления опыта:

1. Наблюдение за деятельностью педагога через посещение уроков и внеклассных мероприятий. Посещая открытие занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школ коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми и может стать достоянием других.

2. Найти можно при анализе итогов учебного года – увидели позитивные, стабильные результаты у педагога, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт.

3. Увидеть опыт можно в ходе аттестации педагога, особенно на первую и высшую квалификационные категории.

4. Запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе.

5. Запланировать самому педагогу как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

6. Педагогические советы, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов, после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

7. Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции педагога изучают литературу и осмысливают собственный опыт коллег.

8. Педагогическая выставка, отражающая опыт, например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам.

9. Изучение документации (календарно-тематическое планирование, классные журналы и т.д.)

10. Диагностические методики.

11. Беседы с педагогом.

Формы распространения передового педагогического опыта:

Открытое занятие;

Сообщение;

Семинар-практикум;

Педагогическая мастерская;

Мастер-класс;

Аукцион «педагогических идей»;

Банк педагогического опыта;

Творческий отчет;

Печатные способы распространения педагогического опыта (публикации в газете, брошюры и т.п.);

Общественная презентация опыта;

Информационная выставка;

Стендовый доклад;

Педагогический совет;

Заседания методического объединения;

Различные конкурсы педагогического мастерства.

Наиболее часто применяемые педагогами формы представления опыта: сообщение, открытый урок, мастер-класс, описание педагогического опыта.

Сообщение - небольшое по времени (5 - 10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Открытое занятие - форма содействия повышения профессионального мастерства педагога путем показа приемов работы. Цель открытого урока - показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей урока.

Мастер-класс - форма передачи знаний, умений, опыта, мастерства в обучении, воспитании и развитии путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Сегодня представление педагогического опыта в форме мастер-класс получает все большее распространение, хотя она одна из наиболее сложных, но в то же время продуктивных. Позитивным результатом мастер класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию. Методика проведения мастер-класса не имеет каких-то строгих и единых норм. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас». Форма работы на мастер-классе зависит от стиля профессиональной деятельности педагога-мастера, но на мастер- классе должен быть диалог, основанием для которого могут служить подготовленные материалы. Наличие оформленных разработок позволяет участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта, создает проблемно-дискуссионное поле в рассмотрении и интерпретации темы мастер-класса.

Цель мастер-класса - повышение профессионального уровня участников, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования педагога.

Задачи мастер-класса:

- передача педагогом-мастером своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических приемов педагога-мастера и приемов решения проблемы, поставленной в теме мастер-класса;

- создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы.

Формы мастер-класса: лекция, практическое занятие, интегрированное занятие, показ программы деятельности элективного курса, мультимедийная презентация, круглый стол, показ отдельных форм или методов работы.

Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педагогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фрагментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам адаптировать его соответственно своему опыту и условиям.

Опыт методической работы показывает, что большинство педагогов затрудняются в выборе формы представления своего опыта и, особенно, в его описании. Поэтому предлагаем Вам алгоритм и памятку по описанию педагогического опыта.

3. Обобщение своего педагогического опыта.

Памятка педагогу, обобщающему свой опыт

1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

3. Внимательно следите за методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.

4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

6. Определите форму обобщения. Это могут доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.

7. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса) затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые могут быть использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.

8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

9. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются учащиеся.

10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

11. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.

12. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.). Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования педагогов, институтом развития образования). Обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.

13. Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.

Заключение

Анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта, является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому, способность педагога к самоанализу педагогической деятельности важна для выявления его профессиональных достижений, положительного опыта, а также вскрытию недостатков и путей их преодоления.

Сегодня каждый должен осознавать необходимость презентации своего педагогического труда. Важно не только уметь организовать работу в объединении, грамотно и эффективно реализовывать свою дополнительную образовательную программу, важно уметь рассказывать об этом, заинтересовать своей работой, убедить всех в ее актуальности, нужности, доказать ее эффективность.















Литература и Интернет-ресурсы

1. Афоризмы и цитаты об учебе [электронный ресурс]/ Режим обращения: https://time365.info/aforizmi/temi/ucheba, свободный. (Дата обращения: 25.01.25).

2. Коммуникативные практики в современном обществе: сборник статей / Под ред. В. В. Васильковой, И. Д. Демидовой. – СПб.: Скифия-принт, 2008. – 344 с. – с.7.

3. Михайлова, Е. В. Обучение самопрезентации / Е. В. Михайлова. – М. : ИД ГУ ВШЭ, 2007. – 167 с.

4. Презентация на тему «Основная форма образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования - учебное занятие» [электронный ресурс] Косьяненко О.Н./ Режим обращения: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-osnovnaya-forma-obrazovatelnogo-processa-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-uchebnoe-zanyatie-2714693.html, свободный. (Дата обращения: 30.01.25).

4. Современные формы демонстрации компетентности педагога [электронный ресурс] Ратушная Н.Ю./ Режим обращения: https://rostovturcenter.ru/wp-content/uploads/2012/08/Современые-формы-демонстрации-компетентности-педагога.pdf , свободный. (Дата обращения: 25.01.25).

5. Справочник [электронный ресурс] Автор24/ Режим обращения: https://spravochnick.ru/pedagogika/zun_v_pedagogike/, свободный. (Дата обращения: 29.01.25).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации