Статья «Самоанализ учебного занятия как эффективный инструмент профессионального роста педагога дополнительного образования»

2
0
Материал опубликован 4 March 2020

Свечникова Г.А., методист высшей квалификационной категории

КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи»

Самоанализ учебного занятия как эффективный инструмент профессионального роста педагога дополнительного образования


Аннотация

Статья адресована  педагогу или воспитателю, который стремится к постоянному профессиональному росту. Представленный материал позволяет актуализировать системность самоанализа деятельности педагога, показать его особую значимость в повышении качества обучения в такой специфической сфере, как дополнительное образование.


Ключевые слова: дополнительное образование, анализ, самоанализ.


Keywords: additional education, analysis, introspection.


Современное образование нацелено на обеспечение целостного развития личности обучающегося, её социализацию, становление культуры деятельности и поведения. Но провозглашение принципов личностно-ориентированного подхода и гуманизации, необходимости их утверждения в образовательном процессе не является достаточным условием и гарантией их реализации на практике. Важно помнить, что роль воплощения принципов в жизнь принадлежит педагогам. В связи с этим, как никогда необходимо понимать важность и уделять внимание повышению качества профессиональной компетенции педагога. Поэтому мы обращаемся к необходимости решения одной из важных задач образования на современном этапе – формированию сферы «Я»: самоанализа, самоконтроля, самооценивания. Стоит отметить, что особую значимость проблема самоанализа деятельности педагога приобретает еще и на фоне недостаточного методического обеспечения процесса дополнительного образования при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг. Кстати, уже В. А Сухомлинский писал: «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...».

Практика работы в системе дополнительного образования показывает, что невозможно успешно управлять учебно-воспитательным процессом, не анализируя его ход и развитие, не вскрывая причин его положительных и отрицательных результатов. Занятия в объединении – это сложный психолого-педагогический процесс, к которому предъявляются определенные требования и педагог, организуя занятие, должен провести его самоанализ.

Обратимся к понятию анализа. Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.     Чтобы выбрать схему проведения анализа занятия педагогу необходимо знать современные критерии качества образованности обучающихся, владеть умениями поисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, а также владеть умениями моделирования условий и средств, развивающих сознание обучающихся, как основу их личностной самоорганизации.

Выделим три подхода к анализу занятия. Комплексный подход – это всестороннее рассмотрение занятия в единстве целей, задач, содержания, методов, форм организации учебного процесса; разбор всех аспектов занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного. При проведении самоанализа необходимо обдумать и уделить внимание следующим моментам: насколько удалось передать обучающимся место и важность урока в общем образовательном курсе; достигнута ли поставленная цель, если нет, то в чем причина неудачи; использован ли весь подготовленный объем материала; степень усвоения материала обучающимися; эффективность примененных методов и приемов; уровень организации работы обучающихся, степень их заинтересованности и активности; объективность оценивания работы обучающихся; какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения.

Аспектный анализ предполагает более глубокое рассмотрение одной стороны занятия, например, самоанализ может быть дидактическим, организационным и т.п.

Структурный анализ является основой всех анализов. Им определяется логическая последовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия. Структурный анализ позволяет выделить и оценить доминирующие элементы учебного занятия, их целесообразность, обеспечивающую развитие познавательных способностей обучающихся.

Самоанализ позволяет увидеть свои достоинства и недостатки и, одновременно, характеристики уровня притязаний педагога. Самооценка, как результат самоанализа, активизирует или тормозит механизм саморазвития личности. Заниженная самооценка отражает неразвитость положительного собственного образа, неверие в свои возможности, а значит отсутствие стимула к дальнейшему развитию. Нормальная самооценка – это адекватное представление о собственных достоинствах и недостатках, достаточная мера самокритичности. Именно этот уровень и можно назвать действенным стимулом для саморазвития. Завышенная самооценка либо лишает стимула к саморазвитию, так как искусственно создаётся иллюзия предела, либо требует поиска достойного конкурента – стимул к саморазвитию. Поскольку, проводя самоанализ занятия, любой педагог видит собственные недостатки, достоинства в меру своих знаний и способностей, то, естественно, у него появляется желание в следующий раз сделать лучше, не повторять ошибок. А значит, что педагог начинает поиск новых технологий, методов, форм обучения. Принятые меры послужат не только росту компетенции и профессионализма педагога, но и повышению качества обучения в такой специфической сфере, как дополнительное образование.

Таким образом, умение анализировать свою педагогическую деятельность на занятии лежит в основе творческого труда педагога дополнительного образования. От умения анализировать собственное занятие, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогического воздействия на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От системности самоанализа занятий во многом зависит педагогическое мастерство и производительность педагогического труда. Благодаря самоанализу могут своевременно применяться наиболее эффективные решения по осуществлению задач, встающих ежедневно перед педагогом дополнительного образования.


Литература

Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.

Загвязинский, В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.

​​​​​​​Околелов, О.П. Педагогика: учебное пособие / О.П. Околелов. - РнД: Феникс, 2016. - 222 c.

Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.