Урок математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока математики в 5 классе по теме
«Правильные и неправильные дроби»
Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока
Образовательные:
- на основе ранее изученного материала сформулировать определение правильных и неправильных дробей;
- в ходе знакомства с новым материалом сформировать умения распознавать правильные и неправильные дроби;
- показать применение правил при решении примеров, задач, уравнений.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учеников знания в различных ситуациях;
- развивать аналитическое мышление (умение выделять существенные признаки, сравнивать, делать выводы);
- развивать грамотную математическую речь обучающихся, умение давать лаконичные формулировки;
- развивать кругозор обучающихся, их словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся аккуратность, умение слушать, культуру поведения, чувство ответственности за результат своей работы, внимательность.
В содержание урока включены следующие решения:
использованы элементы интеграции математического содержания с русским языком, так же ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать целостное представление о термине. Урок имеет прикладной характер за счет включения в учебный материал практических заданий и ситуаций. Таким образом, предлагается подход, отличающийся от традиционной методики преподавания предмета.
Этапы урока:
Организация начала занятия. Показателем успешности этапа является полная готовность класса, оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Подготовка к основному этапу занятия. На этом этапе решаются следующие дидактические задачи – обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно – познавательной деятельности.
Усвоение новых знаний и способов действий – основной этап, на котором обеспечено восприятие, осмысление и первичная отработка знаний и способов действий, связей и отношений в заявленной теме урока. Показателем успешности на данном этапе являются активные действия обучающихся, использование самостоятельности в овладении способами действий.
Рефлексия и подведение итогов занятия, где даны анализ и оценка успешности достижения цели, хотя рефлексия проводится в течение всего урока. При проведении рефлексии важна открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Содержание, выбор типа урока и использование методов определяются поставленными целями.
Выбранные методы, оптимальное их сочетание позволяют раскрыть тему и реализовать поставленные цели.
Из перцептивных, то есть обеспечивающих передачу учебной информации от учителя к ученику, используются словесные методы (рассказ), наглядные методы (показ слайдов, видео, демонстрация способа выполнения задания).
Из гностических, то есть определяющих характер осуществления учениками усвоения нового материала, используются иллюстративно – объяснительный и репродуктивный методы. Причем, иллюстративно – объяснительный метод продуман так, что дети с различным типом восприятия могут принять новый материал (слайды на экране, голосовое объяснение, показ учителя, механическое написание, практическое задание).
Из управленческих, то есть характеризующих степень самостоятельности ученика, используются учебная работа под руководством учителя; самостоятельное выполнение заданий.
Методы стимулирования и мотивации. Содержание урока и задания подготовлены так, чтобы они сами и являлись мотивом учебной деятельности. Так как нет необходимости в дополнительной, «искусственной» мотивации, это непроизвольно вызывает у детей познавательный интерес и желание к действию, а, значит, поддерживает благоприятную психологическую атмосферу, что можно отнести к здоровьесберегающим приемам.
Нет специальной физкультурной паузы, ее заменит небольшая двигательная активность во время выполнения практического задания.
Рационально и комплексно использованы средства обучения: компьютер, проектор выступают в роли ТСО для воспроизведения видеоматериалов,.
На уроке использованы различные источники информации: учебник, толковый словарь русского языка, презентация к уроку, информация учителя.
Специально спланирована не только учебная, но и воспитательная функция урока: через содержание урока, через методы обучения (не принуждение детей, а увлечение), через личность учителя (уважительное отношение к детям, к своему труду, вдохновенность изложения материала).
Идеи, раскрывающие сущность урока:
Четкое следование замыслу урока и одновременная готовность перестраивать его ход (продуманы запасные методические варианты).
Комплексное формулирование целей.
Превращение содержания урока и самого процесса обучения в факторы освоения нового, личностного развития ученика, его воспитания.
Влияние самого учителя на детей как один из способов воспитания на уроке.
Конспект урока составлен по учебнику Е.А. Бунимович «Математика Арифметика Геометрия» 5 кл.
В конспекте речь учителя выделена курсивом.
Цветом выделены моменты обращения к слайдам презентации.
Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие).
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня я ваш учитель – Давыдова Лариса Викторовна. К вам я приехала из красивого места – жемчужины России – поселка Марьино. Хочу вам пожелать быть активными, трудолюбивыми на уроке и помнить – вы самые талантливые ученики.
Сегодня на уроке мы повторим, то, что вы изучали на предыдущих уроках, а также познакомимся с новой темой.
Давайте подготовим тетради, запишите число 17 февраля, Классная работа.
Ребята, сегодня занятие будет необычное, с помощью математики мы отправимся в путешествие. (слайд № 2)
Итак, мы попали в страну чисел. Некоторые из них вы уже знаете, такие как натуральные числа, и о многих еще узнаете. О каких сегодня будем говорить, как называются они, мы узнаем, если ответим на вопрос какая часть фигуры закрашена? (слайд №3) (следуют ответы учеников)
2.С дробями связана не только математика. В литературе В рассказе Аркадия Аверченко «Бельмесов» идет речь о том, что учитель по фамилии Бельмесов в конце учебного года проверяет, что же в итоге знают его ученики.
… Кулебякин, Илья! Ну… ты нам скажешь, что такое дробь…
Давайте представим, что этот рассказ о нас. Я- учитель, а вы – мои ученики.
Что же мог сказать в ответ Илья? (следуют предположения учеников)
Обращаемся к продолжению рассказа:— Дробью называется часть какого-нибудь числа.(слайд № 4)
— Да? Ты так думаешь? Ну, а если я набью ружье дробью, это будет часть какого-то числа?
— То дробь не такая, — улыбнулся бледными губами Кулебякин. — То другая.
- Так, значит, слово «дробь» имеет не одно значение (слайд № 5).
- Ребята, я принесла вам на урок толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым. Найдите в словаре и прочитайте значение слова «дробь».
Дробь – 1) мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
2) число, представленное как состоящее из частей единицы;
3) частые прерывистые звуки.
Все эти значения мы только что проиллюстрировали.
Мы на уроке математике, где чаще всего слово «дробь» используется в математическом значении как форма представления числа. (слайд № 8)
Итак мы путешествуем по стране «Чисел», живут дроби. (слайд № 9 ).
Они очень бы хотели с вами познакомиться и рассказать о себе, но к сожалению, говорить не умеют. Что могли они нам рассказать? (далее на примере указанных дробей повторяются понятия числитель, знаменатель ) (слайд № 10).
3. У каждой страны есть своя история. Как вы думаете куда мы сейчас отправимся? (ответы учеников) Верно, мы сейчас побываем в странах, где зарождались дроби. (слайд № 11 видео)
Пока мы с вами историей занимались, к нам добавились еще жительницы этой удивительной страны. (слайд №12) Назовите их, похожи эти дроби на те, которые вам были знакомы. Как их называют мы узнаем, когда разгадаем ребусы. (слайд № 13) (подходим к формулировке темы урока).
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Наш урок сегодня называется «Правильные и неправильные дроби» (тема на слайде презентации). Какие цели мы поставим на уроке?(ответы учеников)
На уроке мы должны узнать и запомнить определение правильных и неправильных дробей, научиться находить, распознават их, применять в задачах.
Итак, те дроби, которые вы знали раньше назовём правильными, а те которые не знали неправильными (слайд № 14)
Сейчас вы выполните исследовательскую работу, в ходе которой сформулируете определение правильных и неправильных дробей. Работу будем выполнять в группах. (выполняют задание и делают вывод. Дают определение правильных и неправильных дробей) Обратимся к учебнику страница 135. Прочитайте правило. (слайд № 15)
Все правила хороши на практике. Выполним упражнение 474 (слайд № 16)
Упражнение 477(а) (слайд № 17) – работа в парах. С последующей проверкой
Упражнение 475 (на доске) в виде эстафеты. ( обсуждаем ответы)
Выполните тест (по вариантам)
Ребята обычно учителя вам задают вопросы на уроке, сейчас вопросы зададите вы мне : в вопросе должны быть правильные и неправильные дроби, отвечать я могу только да или нет. (задают вопросы) (слайд № 18)
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике друзья,
Без логики никак нельзя.
Какие цифры можно вставить в дроби , чтобы он были правильными. Неправильными?
Итак, наш урок подходит к концу, у кого было хорошее настроение весь урок, кому было интересно и все понятно, я прошу поаплодировать, у кого остались непонятные вопросы задайте.
ТЕСТ
Вариант 1
Дробь, у которой числитель меньше знаменателя называется … а) неправильной; б) правильной; с) другой ответ
Какое число надо подставить вместо буквы а в дробь , чтобы дробь стала неправильной а) 1; б) 7; в) 5.
Определите координату точки М
а) ( ); б) (5); в) другой ответ
___________________________________________________________________________
ТЕСТ
Вариант 2
Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называется … а) неправильной; б) правильной; с) другой ответ
Какое число надо подставить вместо буквы а в дробь , чтобы дробь стала правильной а) 1, 2,3,4; б) 7; в) 5.
Определите координату точки К
а) ( ); б) (5); в) другой ответ
Задача-исследование
Дроби , - правильные.
Сравните числители и знаменатели правильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют правильными?
Дроби , , - неправильные
Сравните числители и знаменатели неправильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют неправильными?
Задача-исследование
Дроби , - правильные.
Сравните числители и знаменатели правильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют правильными?
Дроби , , - неправильные
Сравните числители и знаменатели неправильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют неправильными?
Задача-исследование
Дроби , - правильные.
Сравните числители и знаменатели правильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют правильными?
Дроби , , - неправильные
Сравните числители и знаменатели неправильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют неправильными?
Дроби , - правильные.
Сравните числители и знаменатели правильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют правильными?
Дроби , , - неправильные
Сравните числители и знаменатели неправильных дробей, сделайте вывод: какие дроби называют неправильными?