Статья «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования лиц с ОВЗ с применением мультимедийных технологий»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На данный момент создание условий для обеспечения доступной и комфортной среды, получения качественного образования молодым людям с ОВЗ и инвалидностью, а также в целях их продуктивного профессионального становления является наиболее важной задачей, поставленной государством и обществом, в целом.
Собственно, сам процесс образования и профессионального становления для множества людей с ОВЗ и инвалидностью становится достаточно трудным и недоступным. По причине ограничений по состоянию здоровья при выборе сферы профессиональной деятельности, при выборе подходящего образовательного учреждения, при получении образования и при трудоустройстве возникают трудности профессионального самоопределения и планировании профессионального маршрута личности. Рост численности инвалидов на сегодняшний день, их низкая занятость в сфере производства, растущий интерес к получению образования – все это еще больше актуализирует проблему, связанную с изучением качественного подхода к инклюзивному образованию в образовательных учреждениях.
На сегодняшний день важнейшее значение в любой сфере человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Значимость инклюзивного образования в современном обществе состоит в том, что оно дает надежду на то, что дети с ОВЗ получат право на образование, в результате чего они смогут найти свое место в жизни. Основообразующие принципы мультимедиа технологии в инклюзивном образовании: множественные средства представления, множество способов выражения и действия, множество способов взаимодействия, множество способов избавиться от ранее непреодолимых барьеров, с которыми сталкиваются инвалиды.
Первостепенной задачей современного общества становится создание условий, при которых люди с ограниченными возможностями здоровья могли бы получать качественное и конкурентоспособное образование, для того чтобы полноправно участвовать в экономической, культурной и социальной жизни страны [1, 2]. Использование МОС является одной из основных возможностей получения качественного образования. МОС – это не только важный инструмент социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, но и растущий образовательный ресурс, значительно увеличивающий потенциал личности на основе свободного доступа к знаниям. Технически говоря, «мультимедиа» определяется как представление информации с использованием изображения, звука, текста и видео. Для ребенка с инвалидностью мультимедиа технологии – это возможность понять и запомнить материал благодаря представлению информации в захватывающей и познавательной форме. Мультимедиа позволяет учителям создавать оригинальные и индивидуальные системы для учащихся с ограниченными возможностями, и чтобы подчеркнуть сильные стороны и потребности каждого, основанные на их конкретной ситуации, они смогут понять и повторить то, что не получилось запомнить обычным путем.
Вспомогательные технологии – это технологии, которые включают в себя вспомогательные, адаптивные и реабилитационные устройства для людей с ограниченными возможностями, это практически все, что может быть использовано для компенсации недостатка определенных способностей. Подходы в использовании вспомогательных технологий в инклюзивном образовании ориентированы на использование технологий обучать или репетировать, а также помогать и давать возможность учиться [2].
Вспомогательные технологии связывают познавательные способности с возможностью получения образования, которая может быть недоступна из-за инвалидности. Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности. Вспомогательные технологии не должны рассматриваться педагогами в «реабилитационном» или «коррективном» контексте, а в качестве инструмента для доступа к учебной программе.
Вспомогательные технологии – это технологии, которые включают в себя вспомогательные, адаптивные и реабилитационные устройства для людей с ограниченными возможностями, это практически все, что может быть использовано для компенсации недостатка определенных способностей. Подходы в использовании вспомогательных технологий в инклюзивном образовании ориентированы на использование технологий обучать или репетировать, а также помогать и давать возможность учиться. Подобное превращение предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности. Вспомогательные технологии не должны рассматриваться педагогами в «реабилитационном» или «коррективном» контексте, а в качестве инструмента для доступа к учебной программе [3].
Доступ к информации, осведомленность, основные учебные программы, учебные материалы, вспомогательные устройства и необходимые службы поддержки могут помочь учащимся с инвалидностью в обучении наравне со своими сверстниками, не являющимися инвалидами, нарушая все барьеры, которые мешают им иметь равный доступ к качественному образованию. Исследование помогает выявить положительные результаты включения в образование, что способствует повышению эффективности в образовательной практике, обеспечивая положительные результаты обучения для детей с ограниченными возможностями. Обучаясь в обычных школах со здоровыми детьми, дети с ОВЗ привыкают к тому, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие. В таких школах у школьников развиваются толерантность, милосердие и взаимоуважение, развиваются способности, необходимые для общения. Все участники образовательного и воспитательного процесса видят возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, и, несмотря на нарушения, имеющиеся у них, воспринимают их как полноценных членов общества. Дети – это будущее любого государства, если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии как полноценных членов общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России // Саратов: Научная книга, 2003. С. 34-37.
2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) // Главы из книги. РООИ «Перспектива», 2009. С. 44-57.
3. Моисеенко Н. А., Алисултанова Э. Д., Бисултанова А. А., Магазиева З. А. Педагогические аспекты формирования профессиональных компетенций в области технологий мультимедиа // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 131-134.3.