Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для старшей группы «Домашние животные»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Домашние животные»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2023
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о домашних животных; обогатить и активизировать словарь по теме; учить называть детенышей животных; закрепить умение подбирать глаголы к существительным; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; научить образовывать от существительных притяжательные прилагательные; учить составлять сложные предложения с противительным союзом «а»; развивать связную речь, отвечая полным предложением.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, сюжетная картинка «Сельский двор», презентация.
План:
- Организационный момент
- игра «Узнай по голосу»
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала
- беседа о домашних животных
- игра «Назови ласково»
- игра «Найди детеныша»
IV. Физкультминутка «Кошка»
V. Закрепление изученного материала
- игра «Кто как голос подает?»
- игра «Чей дом? Хвост? Ухо?»
- игра «Что похоже, а что нет»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра «Узнай по голосу»
Включается голос животного. Узнав животное по голосу, ребенок садится на место. Появляется картинка с отгаданным животным.
- Сообщение темы
Логопед: Посмотрите на картинку, кого вы видите? Как можно назвать их всех вместе? (домашние животные) Сегодня мы поговорим о домашних животных.
III. Изучение нового материала
Беседа о домашних животных
Логопед: (предъявляется картинка «Деревенский двор») У бабушки в деревне большой двор и много домашних животных. За ними она хорошо ухаживает, и животные очень благодарны своей хозяйке. Ребята, посмотрите на картинку и назовите, какие животные живут у бабушки в деревне?
Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.
Логопед: Все эти животные живут с человеком, у каждого из них есть свой дом, поэтому они называются домашние животные. Где живут животные?
Корова живет в коровнике, лошадь – в конюшне, овца – в хлеве, свинья – в свинарнике, собака – в конуре, кошка – вместе с хозяином в доме.
Логопед: Как вы думаете, как животные благодарят свою хозяйку?
Корова дает молоко, лошадь возит грузы, овца дает шерсть, собака сторожит дом, кошка ловит мышей.
Игра «Найди детеныша»
Логопед: Посмотрите на картинку. Здесь детеныши домашних животных. Давайте узнаем, чей каждый детеныш и как он называется.
Теленок – у коровы
Жеребенок – у лошади
Ягненок – у овцы и т.д.
Игра «Назови ласково»
Логопед: Детеныши очень маленькие, к ним надо бережно относиться, нельзя забирать от мамы. Давайте их пожалеем и назовем ласково.
Котеночек, ягненочек, жеребеночек …
Логопед: давайте взрослых животных пожалеем тоже, им будет приятно. Назовем и их ласково.
Коровка, кошечка, свинка …
IV. Физкультминутка «Кошка»
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь,
А теперь пора проснуться.
Распрямиться и проснуться. Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну,
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
V. Закрепление изученного материала
Игра «Кто как голос подает?»
Логопед: Давайте вспомним как наши животные голос подают? Люди разговаривают, а животные?
Собака – лает
Кошка - …
Свинья - … и др.
Игра «Чей хвост? Ухо?»
Логопед: Посмотрите на картинки, определите, кому принадлежит часть тела?
Это собачий хвост. Это кошачья лапа. Это лошадиный хвост и.д.
Игра «Что похоже, а что нет»
Логопед: Назовите, чем похожи корова и лошадь.
Лошадь и корова – это большие (крупные) домашние животные. У них продолговатая голова, сильные и крепкие ноги с копытами, длинные хвосты, тело покрыто короткой, гладкой шерстью.
Логопед: А теперь скажите, чем корова и лошадь отличаются друг от друга?
У коровы есть рога, а у лошади их нет. У лошади есть грива, а у коровы – нет. У лошади копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы - на кисть. Корова дает молоко, а лошадь перевозит грузы.
Аналогично кошка и собака.
VI. Итог
Логопед: О чем мы говорили на занятии? Молодцы! Отлично поработали.