12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прохоренкова Марина Юрьевна277
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия с детьми 5-6 лет (старшая группа), имеющими ТНР

Тема: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные» у дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

1)    коррекционно – образовательные: расширить знания детей о диких животных наших лесов, изучить и ввести в активный словарь понятие  «дикие животные», расширить активный словарь прилагательных, научить употреблять местоимение «Я», составлять с ним элементарные предложения, закрепить форму Р.п. мн.ч. существительных, научить употреблять предложения с союзом «А», практически накопить словарь по данной теме;

2)    коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти;

3)    коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, любви к живой природе.

Оборудование: сюжетная картинка «В лесу», предметные картинки с изображением диких животных наших лесов, предметные картинки с изображением «берлоги», «норы», «логова», «дупла», «змейка» и картинки с изображением животных для игры «систематизация».

План:

I.     Организационный момент

II.    Сообщение темы

III.   Изучение нового материала

  • игра «Рассмотри и ответь»
  • игра «Подбери слово-признак»
  • игра «Найди свой дом»

IV.  Физкультминутка (массаж биологически активных зон)

V.    Закрепление изученного материала

  • игра «Исправь ошибки»
  • игра «Четвертый лишний»
  • игра «Систематизация»

VI.  Итог

Ход занятия

  1. Организационный момент

Л.: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы назовете всех животных, про которых рассказал автор.

Спать зимой ложатся

Ежик и барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый жук.

Спит медведь в берлоге,

Спит в норе сурок.

Ну а зайка белый

Спать зимой не лег.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору –

Бегает по лесу

Да грызет кору.                  К.Робик.

II.      Сообщение темы

Л.: Вы уже догадались, о ком пойдет речь сегодня на занятии? (о животных). Посмотрите на доску (экран). Давайте рассмотрим картину (предлагается сюжетная картинка «В лесу»). Назовите животных, которые изображены на картине. А где живут все эти животные? (в лесу). Значит, какие это животные? (дикие) Почему этих животных называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилища и добывают пищу, боятся человека и могут напасть на него). Сегодня мы поговорим о диких животных.

III. Изучение нового материала

Л.: Для домашних животных жилище строит человек, дикие животные сами строят жилища. Волк живет в логове. Логово – это небольшая яма, в ней много травы, сучьев, листьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.

Медведь живет в берлоге. Он устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутом с корнями деревом и там засыпает.

Белка живет в дупле. Они поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.

Лиса живет в норе. Лисица часто не желает рыть нору самостоятельно и использует чужие жилища, к примеру, лиса очень уважает удобные норы, вырытые барсуком.

Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.

Ежи забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев и спят там.

Игра «Рассмотри и ответь»

Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (медведь, волк, лось, лиса, кабан, еж) и ответить на вопросы, называя части тела.

Л.: Похожи или не похожи эти животные? Чем похожи (что есть у всех животных)? Чем не похожи (что есть не у всех животных)?

- У лося есть рога, а у лисы нет.

Игра «Подбери слово-признак»

Заяц какой? (Маленький, серый, белый, шустрый, длинноухий с помощью логопеда).

Белка маленькая, быстрая, трудолюбивая.

Медведь огромный, бурый, хищный, косолапый, неуклюжий, лохматый.

Волк серый, хищный, опасный, зубастый, злой, голодный.

Лиса рыжая, пушистая, хитрая, хищная.

Лось большой, рогатый, длинноногий.

Игра «Найди свой дом»

Детям раздаются предметные картинки (нора, берлога, дупло и т.д.).

Л.: Это нора. Кто живет в норе? (Я лиса. Я живу в норе). Кто живет в логове? В берлоге? В дупле? Игра повторяется с другими детьми.

IV.    Физкультминутка

Л.: А теперь мы отдохнем – в зимний лес гулять пойдем. (дети становятся в круг)

(Массаж биологически активных зон)

Да-да-да

Наступили холода                (потереть ладонями друг о друга)

Да-да-да                        (провести большими пальцами рук

Превратилась в лед вода         по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду

Я по снегу иду                (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды                        (растереть лоб движениями в стороны

На снегу есть следы                от середины лба)

V.      Закрепление изученного материала

Игра «Исправь ошибки»

Л.: Незнайка хотел рассказать нам о животных и сделал много ошибок, исправьте ошибки.

- В лесу много медведи, много белки, много зайцы и т.д.

Игра "Четвертый лишний"

Л.:.   Волк, собака, лиса, заяц

        Лиса, кабан, кошка, белка

        Корова, заяц, лось, волк

        Барсук, лошадь, белка, еж

        Лось, кабан, лиса, собака

Дети делают вывод: это животное лишнее, т.к. оно домашнее, а все остальные дикие.

Игра «Систематизация»

Л.: Вам нужно разложить картинки с изображением животных по образцу. Раскладывайте внимательно. (Детям предлагается «змейка» из крупных клеточек, в которой по порядку лежат картинки с животными. Ребенок должен продолжить «змейку» по образцу)

VI.    Итог

Л.: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.