Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР «Домашние птицы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Домашние птицы»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления домашних птицах; обогатить и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»; научить употреблять обобщающее понятие «домашние птицы»; развивать фонематическое восприятие на материале неречевых звуков; закрепить умение употреблять прилагательные, глаголы, согласовывать их с существительными; учить образовывать антонимы; закреплять умение употреблять существительные И.п. мн.ч.; учить согласовывать существительные с числительными; научить употреблять притяжательные прилагательные.
2) коррекционно – развивающие: зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, воспитывать любовь к окружающему миру, формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: картинный материал по теме «Домашние птицы», крупа, горох, фасоль, емкости для них, картина «Птичий двор».
План:
I. Организационный момент
Игра «Угадай, кто кричит»
II. Сообщение темы
Рассматривание картины «Птичий двор»
III. Изучение нового материала:
1. Игра «Что умеют птицы?»
2. Игра «Один — много»
3. Игра «Детеныши»
IV. Физкультминутка «Русская душа»
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Скажи наоборот»
2. Пальчиковая гимнастика «Корм для птиц».
3. Игра «Сосчитай»
4. Игра «Чей хвост?» «Чей клюв?»
VI. Итог
Ход занятия:
I. Организационный момент: Игра «Угадай, кто кричит» (голоса домашних птиц)
II. Сообщение темы занятия
Рассматривание картины «Птичий двор»
Л.: Посмотрите, это птичий двор. Здесь гуляют домашние птицы. Вот утка. Рядом с ней плавают утята.
Какая утка?
- Утка большая, коричневая, хвост и крылья у нее темные, а клюв оранжевый.
Л.: А какие утята? Расскажите про них. (маленькие, желтые, утята плавают)
Расскажите, какие еще птицы гуляют по двору? Что они делают?
- Индюк с индейкой гуляет возле птичьего дома, курица высиживает яйца, петух кукарекает, цыплята гуляют рядом со своей семьей. Ребята, все эти птицы называются домашними, т.к. у них есть дом, они живут рядом с человеком, люди за ними ухаживают.
III. Изучение нового материала
1. Игра «Что умеют птицы?»
Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.
Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.
Далее логопед просит детей повторить, что умеют птицы.
2. Игра «Один — много»
Л.: Посмотрите, сколько много птиц гуляет по двору, давайте скажем «гуляют курицы, индюки…
3. Игра «Детеныши»
Л.: Давайте так же скажем о детенышах
У курицы ... (цыплята).
У утки ... (утята).
У гуся ... (гусята).
У индюка … (индюшата)
IV. Физ. минутка
Утка плещется в пруду
(машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)
У хозяйки на виду.
(приставить руку «козырьком» ко лбу)
Быстро к берегу плывет
(машем кистями пальцы согнуты)
И с воды идет на взлет.
(машем руками – «крыльями»)
Во дворе ее соседка.
Это курочка-наседка.
(руки полукругом перед собой – как наседка
придерживает крыльями своих цыплят)
Под крылом – ее цыплята,
Очень дружные ребята.
(пальцы каждой руки собраны в щепоть,
поочередно «клюют корм»)
V. Закрепление изученного материала
1. Игра «Скажи наоборот»
Утка большая, а утенок - … (маленький)
Цыпленок молодой, а петух - …
У гуся шея длинная, а у курицы - …
У курицы лапы без перепонок, а у утки - … (перепончатые)
Индюк темный, а гусь - …
2. Пальчиковая гимнастика «Корм для птиц»
Раздаются коробочки с горохом, фасолью, пшеном. Дети закрывают глаза и на ощупь определяют, какой корм в коробке.
3. Игра «Сосчитай»
Дети определяют количество тех или иных птиц и называют: пять кур, две утки и т.д.
4. Игра «Чей хвост?» «Чей клюв?»
Л.: Художник хотел нарисовать домашних птиц и запутался, давайте ему подскажем, чьи это лапы, хвосты, клювы.
- Куриная лапа, гусиный хвост, индюшиный клюв, цыплячье крыло.
VI. Итог занятия