12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыдова Наталья Борисовна348
Россия, Нижегородская обл., с. Вад

Пояснительная записка

Предмет:

химия

Класс:

8-9

Название:

Домашний эксперимент как средство положительной мотивации к изучению химии.

Разделы:


8 класс: «Первоначальные химические понятия», «Важнейшие представители неорганических веществ»;

9 класс: «Вещество и химические реакции», «Неметаллы и их соединения», «Металлы и их соединения».

Цель:

Создать условия для развития интереса учащихся к изучению химии, для совершенствования учебных и экспериментальных умений.

Уровень сложности:

повышенный

Тип задания:

индивидуальное

Время на выполнение эксперимента:

5-15 мин.


Способ проверки:

проверка письменного отчёта выполнения опыта

Инструкция к выполнению:
























Выполните опыт, соблюдая правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента:

  • Проводить эксперимент, соблюдая инструкцию о выполнению опыта.
  • Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.
  • Запрещается пробовать на неизвестные вещества.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление.  Не подносите близко к лицу открытую склянку. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы, лёгким движением руки, не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  • В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек. Если это произошло, то необходимо немедленно вымыть руки с мылом и обработать этот участок кожи нейтрализующим раствором.
  • Опыты нужно проводить только в чистой посуде, из которой не принимают пищу.
  • Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
  • После завершения работы вымыть руки с мылом.
  • Проветрить помещение.

Оформите письменный отчёт по плану:

Название опыта:

Цель:

Оборудование и реактивы:

Ход работы:

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнение реакции и признаки ее протекания

Вывод





 «Ни одна наука не нуждается

в эксперименте в такой степени, как химия»

Майкл Фарадей

Химия была и остается наукой экспериментальной и овладеть химическими знаниями даже в самом минимальном объеме невозможно без выполнения минимума лабораторных работ. Как отмечают многие исследователи, домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту науку можно не только в лаборатории, но и дома. И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя.

В процессе выполнения работы совершенствуются учебные и экспериментальные умения. Так, при выполнении домашних опытов учащиеся определяют цель опыта, планируют этапы своей работы, делают выводы, обращаются к справочной литературе, выполняют действия самоконтроля.

Таким образом, выполнение домашних экспериментальных работ может привести к совершенствованию познавательных мотивов, прежде всего, широких познавательных мотивов: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения.

№п/п

Тема урока

Название опыта

Описание эксперимента

8 класс

1

Физические и химические явления. Химические реакции.

Изучение признаков и условий химических реакций

Капните на срез хлеба или картофеля несколько капель раствора иода. Как изменится цвет иода? Можно ли говорить, что иод вступил в химическую реакцию?

2

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Очистка веществ разными способами

1. Перемешайте в стакане воду с мелом или глиной (или землёй); отфильтруйте полученный раствор. В качестве фильтра можно использовать вату; воронку и стакан можно сделать, разрезав пластиковую бутылку.

2. Окрашенные вещества можно удалять из воды с помощью активированного угля. Возьмите стакан воды, добавьте в него несколько каель ярко окрашенной жидкости (чернила, лимонад или окрашенный фруктовый сок без мякоти) до получения заметного, но не яркого изменения цвета раствора. Разделите полученный раствор на два стакана. Один из растворов оставьте для сравнения (контроля), а в другой стакан добавьте 1-2 таблетки активированного угля и хорошо перемешайте ложечкой. Подождите несколько минут и отфильтруйте. Сравните окраску полученного фильтрата с контрольным образцом.

3

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

Получение кислорода разложение пероксида водорода в разных

условиях

Пероксид водорода продаётся в аптеках и обычно есть в домашней аптечке, поскольку часто используется в быту как кровоостанавливающее средство. Пероксид водорода не очень устойчив. Многие вещества могут ускорять его разложение, действуя как катализаторы. Пероксид водорода— промежуточный продукт многих биохимических реакций, в том числе в организме человека. Если раствор пероксида водорода нанести на свежую рану, то под действием особого вещества крови — фермента пероксидазы - пероксид водорода разлагается, а выделяющийся кислород ускорит свёртывание крови. Капните пероксидом водорода на кусочек свежего мяса. Что наблюдается? Попробуйте сделать то же самое со старым или размороженным мясом. Опишите различия. Постарайтесь дать объяснение.

4

Химические свойства и применение оснований. Индикаторы.

Изменение окраски природных индикаторов в различных средах

Очень многие природные красители могут быть использованы в качестве индикаторов: красители группы лакмуса (определяющие розовую и голубую окраску различных цветов) и антоцианиды, придающие розовую, бордовую или синюю окраску различным фруктам, сокам, листьям краснокочанной капусты, чаю «Каркадэ» и некоторым другим напиткам. Вы можете наблюдать, как изменится окраска этих веществ в разных средах (соки, чаи, ягодные варенья или компоты). Исследуемые жидкости надо наливать небольшими порциями и капать в них растворы индикаторов. Для создания кислой среды можно добавлять столовый уксус или лимонный сок. Нейтральную среду создают с помощью воды. Для создания щелочной среды добавляют нашатырный спирт (водный раствор аммиака; его можно найти в домашней аптечке или купить в аптеке) или стиральную соду.

5

Оксиды.

Взаимодействие основных оксидов с кислотами

Возьмите медную (или бронзовую) монету с чёрным налётом. Положите монету в стакан и налейте туда немного столового уксуса или раствора лимонной кислоты. Вместо растворов кислот можно взять фанту или пепси-колу. Что произойдёт с налётом на монете?





9 класс

1

Реакции ионного обмена.

Удаление яичной скорлупы, не разбивая ее

В состав яичной скорлупы входит нерастворимый в воде карбонат кальция CaCO3.

Исследуйте, можно ли удалить яичную скорлупу, не разбивая ее. Для этого налейте полстакана раствора уксусной кислоты (столового уксуса — раствора с массовой долей кислоты 9 %). Осторожно опустите в стакан куриное яйцо. Через 1—2 ч посмотрите, осталась ли скорлупа целой. Подумайте, какими кислотами можно заменить уксусную кислоту.

Составьте молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения реакции одной из этих кислот с карбонатом кальция.

2

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Изучение свойств силикатного клея и силикагеля

1. Приобретите в магазине канцелярских товаров силикатный клей. Отлейте немного в пластиковый стаканчик, разбавьте водой и добавьте уксусной кислоты. Сравните форму и консистенцию образующегося осадка в зависимости от концентрации клея.

Пакетики с силикагелем часто бывают вложены в коробки с самыми разными изделиями — от обуви до бытовой техники. Если вы нашли в какой-нибудь коробке бумажный пакетик с полупрозрачными гранулами, можете проделать с его содержимым несколько опытов.

2.         Налейте в пластиковый стаканчик воду и добавьте туда несколько капель чернил или любой окрашенной жидкости (окраска полученного раствора должна быть чётко различимой). Насыпьте в раствор несколько гранул силикагеля и перемешивайте 2-3 минуты. Очень вероятно, что ваш раствор обесцветится, поскольку краситель адсорбируется на силикагеле. В этом случае можете добавить туда ещё окрашенной жидкости и перемешать. Добавляйте так до тех пор, пока жидкость не перестанет обесцвечиваться.

3.         Возьмите две одинаковые банки с завинчивающимися крышками. В каждую капните по одной капле любой пахучей жидкости (например, одеколона). В одну из банок бросьте несколько гранул силикагеля. Завинтите крышки обеих банок. На следующий день понюхайте содержимое банок. Скорее всего, в банке с силикагелем запах окажется слабее, поскольку силикагель адсорбирует душистые вещества.

3

Коррозия металлов и сплавов.

Изучение коррозии металлов

Возьмите четыре куска медной проволоки (без изоляции), четыре самых дешёвых железных скрепки и два пластиковых или стеклянных стаканчика. На дно стаканчиков налейте немного воды. В один из них насыпьте половину чайной ложки соли и растворите её.

Теперь в оба стаканчика поместите по одной скрепке и по одному куску медной проволоки так, чтобы они друг друга не касались. Оставшиеся два куска медной проволоки закрепите в скрепках (одна скрепка — один кусок проволоки). То, что получилось, тоже разложите по стаканчикам. Оставьте стаканчики на одни сутки.

Какой металл корродирует сильнее — железо или медь? В каком случае он корродирует сильнее — если находится в контакте с другим металлом или если лежит свободно? В каком растворе коррозия идёт глубже?

4

Щелочные металлы.

Окраска пламени поваренной солью.

Возьмите щепотку поваренной соли тонкого помола и осторожно «посолите» ею пламя газовой плиты или свечи. Обратите внимание на цвет вспышек, которые свидетельствуют о наличии ионов Na+.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.