Домашняя работа учащихся «Для чего? Сколько? Когда? Как?»
Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков».
Вы, наверное, догадались, речь пойдет о домашнем задании.
Домашняя работа учащихся складывается из выполнения ими обязательных заданий учителя и работы, выполняемой ими по собственной инициативе.
Не только в среде ученых-педагогов, но и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о необходимости домашних заданий.
Так, Я. А. Коменский высказывался против домашних заданий: «Ни один день юношество не должно заниматься более шести часов, и притом только в классе; на дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям и домашним услугам». А Н. К. Крупская по этому поводу писала: «Нам надо научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знанием. Задание уроков на дом должно помогать вооружению ребят умением самостоятельно учиться».
Отрицательное отношение к домашним заданиям встречается и сейчас, однако большинство педагогов и родителей считает домашнюю работу учащихся обязательным элементом учебного процесса. (Просмотр видео)
Важно, чтобы, была правильная организация домашних занятий, разнообразие форм и видов домашних заданий, чтобы эти задания вызывали у учащихся интерес и желание их выполнять.
В положении о дозировке и видах домашнего задания написано, что домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, его цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования. Задачи домашнего задания:
способствовать овладению обучающимися УУД;
- развивать интерес к самостоятельной учебной деятельности;
- научиться применять знания, как в стандартных, так и в новых условиях;
- подготовиться к усвоению нового учебного материала;
- формировать опыт творческой деятельности.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
Общие требования к домашнему заданию:
- При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
- задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
- задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения;
- к заданию должен быть соответствующий инструктаж;
- задание должно предопределять его проверку;
- задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
- задание не должно быть однообразным и однотипным;
- задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.
- Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается под запись в дневник с проверкой этой записи. Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной странице классного журнала.
- Задание, направленное на усвоение материала урока, дается в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, дается сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, дается в начале урока.
Основными видами домашнего задания являются:
- индивидуальная задаётся отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
- групповая. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашние задания в этом случае подготавливают обучающихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
- творческая, требующая длительной предварительной подготовки. Основные цели творческих домашних заданий:
- научить обучающихся пользоваться дополнительной литературой;
- научить выделять главное из общей информации;
- сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию;
- сформировать ораторские навыки;
- воспитывать эстетическую культуру;
- расширить предметную подготовку;
- совершенствовать УУД;
- создавать условия для развития одаренности обучающихся.
Норма творческих домашних заданий: не чаще 1 раза в месяц. Временные рамки выполнения задания: в зависимости от тематики и сложности выполнение может быть в следующих временных рамках - от недели до месяца
- дифференцированная, рассчитанная на разный уровень подготовки обучающихся. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий: задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения; при этом деятельность учащихся носит поисковый характер задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них;
- одна на весь класс, самый распространённый вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
- составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Домашние задания, которые учитель может давать своим ученикам, весьма разнообразны. Их содержание определяется характером изучаемой темы, учебными целями, которые решаются на уроках, а также уровнем сформированности учебной самодеятельности, ну и некоторыми другими обстоятельствами.
По своим частным целям домашние задания можно разделить на следующие виды:
а) домашние задания для подготовки учащихся к очередной теме или уроку;
б) задания для повторения и закрепления теоретических знаний;
в) задания для обобщения изученного учебного материала;
г) задания для выработки прочных умений и навыков в решении задач.
По своему характеру домашние задания могут быть:
а) теоретические;
б) практические;
в) решение конкретно - практических задач.
По срокам выполнения домашние задания делятся на такие виды:
а) одноурочные задания, которые необходимо выполнять к следующему уроку;
б) длительные задания, выполнение которых рассчитано на срок от недели и более;
в) задания с неопределенным сроком выполнения.
По охвату учащихся домашние задания можно разделить на такие виды:
а) задания для всех учащихся класса;
б) индивидуальные задания;
в) групповые задания, которые даются для коллективного выполнения группой учащихся.
По характеру требований задания делятся на:
а) обязательные, выполнение которых обязательно для всех учащихся класса или для отдельных учащихся, если это индивидуальные или групповые задания;
б) желательные или свободные задания, которые даются учащимся в форме пожелания их выполнить.
Формы проверки и оценки домашнего задания.
- Фронтальная проверка: письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием.
- Дифференцированная: использование проверочных заданий разных по характеру и уровню сложности.
- Самопроверка и взаимопроверка. Проведение самопроверки и взаимопроверки носит воспитательный характер, повышает ответственность обучающихся, способствует формированию у них адекватной самооценки.
«Если учитель дал задание на дом, он должен его проверить. Итак: раз я задал что-то на дом, это обязательно влияет на мою подготовку следующего урока, я должен правильно распределить время. Если это не удается, лучше вообще отказаться от домашнего задания».
Формы контроля домашнего задания:
- контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;
- контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
- внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
- взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);
- самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведенным с помощью кодоскопа правильным вариантом;
- контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.
Отметка за выполнение домашних заданий ставится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся и дидактическими целями урока педагога.
Рекомендации по дозированию домашнего задания.
Необходимо:
- на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;
- осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;
- предупреждать учащихся о возможных затруднениях;
- включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;
- осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;
- проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;
- давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;
- при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;
- систематически проверять домашнюю работу учащихся;
- учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам:
Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу "минимум-максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Нужно ли задавать домашнее задание? Какое? Когда? Решать Вам, но помните: «…что все сколько-нибудь ценное, чему можно научиться, приобретается путем самообразования…», так считал Чарлз Дарвин.
Список литературы:
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 1999.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- Малова И.Е. Реализация базовых методик математики в системе личностно ориентированного обучения учащихся. – М.: БИПКРО, 2004.
- Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1986.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010.
- Яковлев. Сокор. «Методика и техника урока в школе»
- Зотов. Современный урок.
- Онищук. Урок в современной школе.
- Древелов Х., Хесс Д. Домашние задания.
- Положение о дозировке и видах домашнего задания МБОУ «Вешенская СОШ».
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/obem-domashnikh-zadanii-v-nachalnoi-shkole
презентация работает по гиперссылкам, для просмотра извлечь из архива
Марьясова Ирина Евгеньевна
Сивец Людмила Васильевна