Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Интеллектуально-творческий центр «Кэскил» им Н.И.Протопоповой
Муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Принята на заседании методического совета Протокол № от « » _______ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор _______________ /Васильева С.А./ Приказ № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Эко-Шаг»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Стартовый уровень
Автор - составитель:
Овсейчук Марина Ивановна
педагог дополнительного
образования
п. Кысыл-Сыр, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка "Эко-Шаг" направлена на образование и вовлечение детей в экологические вопросы, пропаганду экологически чистых привычек и развитие их критического мышления и навыков решения проблем.
Программа представляет собой комплексную программу, которая позволяет обучающимся получить ценный опыт в области экологии и природы, развить свои навыки и интересы, а также подготовиться к своему будущему профессиональному и личностному развитию. Ключевым аспектом программы является формирование у участников ответственности за свои действия, развитие навыков критического мышления и творчества. Предоставив юным экологам инструменты для активного участия в охране природы, мы способствуем созданию более ответственного и сознательного общества.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-Шаг» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на формирование экологического сознания и ответственности, развитие творческих, коммуникативных, исследовательских навыков и навыков работы в команде у детей. Развитие этих навыков и качеств поможет детям стать более уверенными и успешными в будущем, а также сделает их более ответственными и заботливыми гражданами, что является необходимым в нашем обществе. Кроме того, в связи с острой актуальностью экологических проблем, программа помогает детям понимать важность экологии и природы, а также развивать навыки, которые пригодятся им в жизни.
Отличительные особенности программы. Одной из отличительных особенностей программы является ее комплексный подход. Программа включает в себя несколько модулей по экологии и природным ресурсам, декоративным и лекарственным растениям, основам профориентации и экологическим проектам. Такой подход позволяет детям получить полное представление о мире природы и экологии, а также развить различные навыки и интересы.
Кроме того, программа ориентирована на практическую деятельность и развитие навыков работы в команде. В процессе обучения дети будут иметь возможность узнать о мире растительности, развить свои навыки и интересы, а также создать свой экологический проект.
Новизна программы является относительно новой темой в экологическом образовании, что делает данную программу уникальной. Разработка экологических проектов, создание дизайна интерьера и ландшафта, выращивание растений является новым направлением, что может привлечь внимание участников программы.
Педагогическая целесообразность программы предусматривает развитие у детей различных навыков, которые пригодятся им в дальнейшей учебе, жизни. Эти навыки называются навыками XXI века. «Гибкие навыки» определяют систему из четырех ключевых навыков «4К»: Коммуникация, Критическое мышление, Креативность, Командная работа. Необходимо также развивать у детей «твердые навыки», которые приобретаются в процессе обучения. Успешно развивать навыки XXI века можно, в том числе с помощью проектного обучения. Это позволяет обучающимся расширить базу знаний и развить навыки через выполнение проекта, чтобы решить проблемы, с которыми они могут столкнуться в реальности.
Экологическое сознание и ответственность помогает детям понимать важность экологии и природы, а также формирует у них ответственность и заботу о окружающей среде.
Адресат программы предназначена для совместного обучения детей с детьми ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, а также для способных детей с повышенной мотивацией к обучению в проектной деятельности.
Возраст детей и работа с особыми категориями детей: образовательная программа рассчитана для обучающихся подросткового возраста от 7 до 14 лет. Учебная деятельность в этом возрасте у детей стимулирует развитие психологических процессов непосредственного познания окружающего мира, а также включает в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. В этот период происходит установление дружеских контактов.
Обучение по программе ведётся для детей разного пола (мальчики и девочки). Условия набора в кружок – свободный. Принимаются все желающие. Группы комплектуются разновозрастные. Учитывается интересы детей и родителей. Наполняемость детей в группах составляет 6-8 детей.
Объём программы: на освоение программы в год отводится 612 ч.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения: очная
Уровень программы: стартовый
Особенности организации образовательного процесса: Форма организации деятельности детей – групповая. Состав группы постоянный. Занятия проходят во второй половине дня в течение учебного года, включая каникулярное время.
Формы реализации программы: При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе – дистанционные. В случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и установления дополнительных ограничительных мероприятий (карантина) на территории Вилюйского района допускается реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий. В дистанционной форме обучения занятия проводятся через приложения сферум, телемост. А также предусмотрено возможность обучения по индивидуальному образовательному маршруту для детей с ОВЗ с особыми образовательными потребностями и индивидуальными способностями, где главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Формы проведения занятий: в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, экскурсии, игры, квесты, акции и другие. Форма организации деятельности обучающихся на занятиях: фронтальная, индивидуально – фронтальная, групповая и индивидуальная.
Режим занятий: занятия по 4 группам проводятся 2 раза по 2 академических часа в неделю. В каждой группе, количество часов в год составляет 136 ч. Проектная деятельность – 5 группа: занятие проводится 1 раз в неделю по 2 академических часа. Количество часов в год составляет 68 ч. Продолжительность одного академического часа составляет 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Цель программы: создание условий для развития и экологического воспитания через формирование у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с основными экологическими понятиями и
принципами;
- понимание влияния человека на окружающую среду и природные ресурсы;
- научить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
и соблюдать правила поведения в окружающей среде.
Развивающие:
- формировать у детей умения и навыки проектной деятельности посредствам
создания авторских проектов;
- развивать креативное мышление, художественный вкус;
- развить коммуникативные умения и творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать умения социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми при различной совместной деятельности;
- воспитывать потребность в творческой продуктивной деятельности;
- воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1, 2, 3, 4 группы
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | 1 | 1 | - | Беседа, опрос, ответы | |
2 | Экология и природные ресурсы | 9 | 3 | 6 | Практическая работа, опрос, наблюдение | |
3 | Загрязнение окружающей среды | 9 | 3 | 6 | Практическая работа, опрос, наблюдение | |
4 | Экологическая креативность | 36 | 2 | 34 | Практическая работа, опрос, наблюдение | |
5 | Лекарственные растения вокруг нас | 30 | 2 | 28 | Практическая работа, опрос, наблюдение | |
6 | Декоративные растения | 50 | 2 | 48 | Практическая работа, опрос, наблюдение | |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | - | Подведение итогов, итоговое тестирование, выставка творческих работ | |
| Итого: | 136 | 14 | 122 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.
Теория: Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.
Раздел 2. Экология и природные ресурсы – 9 ч.
Тема: Введение в экологические принципы и понятия.
Теория: Что такое экология? Роль экологии в жизни человека.
Практика: Экскурсия в близлежащий лесной массив. Наблюдение за природой.
Тема: Изучение природных ресурсов и их влияния на окружающую среду.
Теория: Влияние загрязнения на экосистемы и биоразнообразие. Роль растений в очистке
воздуха и регуляции климата.
Практика: Обсуждение охраны природных ресурсов. Разработка информационных
материалов о важности охраны окружающей среды. Экологические игры, викторины.
Тема: Знакомство с профессиями, связанными с экологией и природой.
Теория: Профессии, связанные с экологией и природой. Важность этих профессий в
поддержании экологического баланса и сохранении биоразнообразия.
Практика: Встреча с экологом или представителем другой профессии, связанной с
экологией и природой. Экологическое волонтерство (например, уборка территории,
посадка деревьев, участие в экологических акциях и т.д.).
Раздел 3. Загрязнение окружающей среды – 9 ч.
Тема: Виды загрязнения: загрязнение воздуха, воды, почвы.
Теория: Ознакомить с проблемами загрязнения окружающей среды.
Практика: Изучить различные источники воздушного загрязнения (например,
автомобили, мусоросжигательные заводы) и создать презентацию о их влиянии
на окружающую среду. Экосистема водоема (реки Вилюй), выявление источников
загрязнения. Экскурсия по ознакомлению с процессами очистки воды.
Тема: Пластиковые отходы и проблема мусора.
Теория: Источники пластиковых отходов. Влияние пластиковых отходов на окружающую
среду. Методы утилизации и переработки пластиковых отходов.
Практика: Участие в мероприятиях по утилизации пластиковых отходов (например,
субботники, акции по уборке мусора и т.д.).
Тема: Сортировка отходов и переработка мусора.
Теория: Виды сортировки и переработки мусора. Способы переработки отходов.
Практика: Экологические акции. Создание плакатов, буклетов о загрязнении
окружающей среды пластиковыми отходами. Экологические игры, викторины.
Раздел 4. Экологическая креативность – 36 ч.
Тема: Искусство из вторичных материалов.
Теория: Понятие вторичных материалов и их значение в экологии. Примеры известных
художников и проектов, использующих переработанные материалы.
Практика: Создание поделок из вторичных материалов (изготовление игрушек,
украшений или предметов интерьера из пластиковых бутылок, картонных коробок и
других отходов.
Тема: Экологический дизайн.
Теория: Что такое экологический дизайн? Основы дизайна с учетом устойчивого развития.
Примеры экологически чистых продуктов и упаковки.
Практика: Создание экологически чистых упаковок. Картинная галерея из мусора.
Раздел 5. Лекарственные растения вокруг нас – 30 ч.
Тема: Знакомство с различными видами лекарственных растений родного края.
Теория: Лекарственные растения и их применение. Культура и сохранение
лекарственных растений.
Практика: Определение растений. Создание буклетов.
Тема: Изучение основ фитотерапии и применения растений в медицине.
Теория: Что такое фитотерапия? Основы фитотерапии.
Практика: Приготовление простого лекарственного средства с использованием
лекарственных растений (например, травяной чай, саше из трав, мазь и др.). Создание
презентации о конкретном лекарственном растении.
Раздел 6. Декоративные растения – 50 ч.
Тема: Роль декоративных растений в экологии.
Теория: Знакомство с различными видами декоративных растений. Типы декоративных
растений.
Практика: Выбор декоративных растений для экологического ландшафта. Создание
растительных композиций и дизайнерских решений. Аранжировка и дизайн декоративных
растений.
Тема: Основы выращивания растений и ухода за ними.
Практика: Выращивание цветочно-декоративных растений открытого грунта.
Проведение практических заданий по работе с растениями. Создание садовых элементов.
Раздел 7. Итоговое занятие – 1 ч.
Подведение и обсуждение итогов деятельности обучающихся за учебный год.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Группа по проектной деятельности
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | 1 | 1 | - | Беседа, опрос, ответы | |
2 | Экологическая креативность | 20 | 2 | 18 | Практическая работа, опрос, наблюдение, работа над проектом | |
3 | Дизайн растений для озеленения | 11 | 1 | 10 | Практическая работа, опрос, наблюдение | |
4 | Экологическое озеленение | 34 | 1 | 33 | Проектная работа, опрос, наблюдение, защита проекта | |
5 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Подведение итогов, итоговое тестирование, выставка творческих работ | |
| Итого: | 68 | 6 | 62 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.
Теория: Обсуждение целей и задач кружка. Введение в тему экологии и её значимость. Обзор содержания курса. Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Правила безопасности на занятиях и мероприятиях. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.
Раздел 2. Экологическая креативность – 20ч.
Тема: Искусство из вторичных материалов.
Теория: Понятие вторичных материалов и их значение в экологии. Примеры известных
художников и проектов, использующих переработанные материалы.
Практика: Креативные решения для утилизации отходов. Занятия по созданию экологически чистых изделий (например, создание украшений из природных материалов, переработка отходов).
Тема: Экологический дизайн с использованием вторичного сырья.
Теория: Изучение принципов экологического дизайна с использованием вторичного сырья и его преимущества.
Практика: Создание модели экологического дизайна с использованием вторичного сырья. Разработка идей для экопроектов. Визуализация и презентация идей.
Раздел 3. Дизайн растений для озеленения – 11 ч.
Тема: Разработка проекта по благоустройству территории детского центра или общественного пространства «Зеленая зона для здоровья и развития».
Теория: Изучение подходящих видов растений для озеленения (обычные, местные, устойчивые к климату). Классифицировать типы растений, используемых для озеленения (декоративные, лекарственные, плодовые и функциональные). Создание композиции из растений, изучение пропорций и цветовой палитры.
Практика: Разрабатывать дизайн растений для озеленения территории, учитывая экологические функции растений. Выбор подходящих растений для конкретной среды и цели озеленения.
Раздел 4. Экологическое озеленение – 34 ч.
Тема: Создание проекта по использованию декоративных растений в ландшафте.
Теория: Изучение территории детского центра, учитывая климат, почву, освещенность и другие факторы.
Практика: Определение зон, которые требуют озеленение. Озеленение территории детского центра или общественного пространства (посадка растений, создание цветников, уход за растениями). Работы по оформлению и созданию грядок, клумб и других элементов ландшафта. Презентовать результаты проекта «Зеленая зона для здоровья и развития».
Раздел 5. Итоговое занятие – 2 ч. Подведение и обсуждение итогов деятельности обучающихся за учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данной программы, обучающиеся успешно овладевают образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
В конце первого года обучения:
Обучающиеся будут знать:
Экологические функции декоративных растений;
Типы растений, используемых для озеленения (декоративные, лекарственные, функциональные);
Декоративные растения и их применение;
Правила сочетания видов растений и расположения их на участке, совместимые и несовместимые растения.
Обучающиеся будут уметь:
Определять типы растений, используемых для озеленения;
Разрабатывать дизайн растений для озеленения, учитывая экологические функции растений;
Выбирать подходящие растения для конкретной среды и цели озеленения;
Выращивать и ухаживать за цветочно-декоративными растениями.
Обучающиеся будут иметь навыки:
Технические навыки работы с проектами;
Разрабатывать и реализовывать проекты по озеленению;
Навыки решения проблем;
Навыки совместной работы в команде для разработки проектов по озеленению;
Навыки презентовать результаты проекта и обосновывать свои решения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Обучение детей проводится по утвержденному календарно учебному графику и является обязательным приложением к образовательной программе. Календарный учебный график определяет количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы и составляется для каждой группы. (Приложение 1).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия:
Кабинет: соответствует санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется окно, форточка для проветривания;
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для хранения материалов и для литературы;
ТСО: ПК, ноутбук с выходом в интернет, проектор, экран;
Наличие инструментов и приспособлений для выполнения творческих работ (ватманы, карандаши, ножницы, картон, клей и т.д.);
Инвентарь для природоохранной деятельности (метлы, совки, грабли, тяпки, лопаты, мешки для мусора, перчатки садовые, перчатки х/б и т.д.).
Кадровые условия: педагог дополнительного образования с повышением квалификации через семинары, мастер-классы и курсы повышения квалификации.
Внешние условия:
Сотрудничество с детской и поселковой библиотеки;
Взаимодействие с родителями обучающихся;
Сотрудничество с МБОУ «КССОШ».
Информационно методические условия реализации программы, обеспечивающие достижения планируемых результатов: при подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики, обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
А также активно используется учебно-методический материал: учебные пособия, презентация тематических заданий, технические и электронные средства обучения – электронные учебные пособия, компьютерные программы и другие. В течение учебного процесса педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки необходимые для работы, игровые задания и т.д.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности кружка «Эко-Шаг» являются:
Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом обучающиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала.
Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы кружка за год. Так же в конце учебного года желательно подготовить и провести отчётное массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором будут представлены презентация кружка, выставка проектных работ, а самые активные ребята будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.
Конкурсы, фестивали. Руководителю кружка нужно в начале учебного года познакомиться с планом массовых мероприятий, затем обсудить возможность участия обучающихся в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.
Портфолио. Сбор работ, материалов и фотографий, которые иллюстрируют участие ребенка в программе, его достижения и прогресс.
Защита индивидуальных и групповых проектов в виде публичного выступления с демонстрацией проектной работы.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способами определения результативности освоения программы по итогам учебного года являются: мониторинг по выявлению уровня результативности программы. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах (очно – заочных), фестивалях, массовых мероприятиях, а также проводятся открытые занятия, устные опросы среди обучающихся. Критерии уровней сформированности образовательной деятельности учащихся оценивается – как высокий, средний и низкий уровень.
Мониторинг выявления освоения программы
Твёрдые навыки: | Гибкие навыки: |
1 год обучения Умеет оценивать влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; Уметь оценивать значение лекарственных растений и их применение; Уметь оценивать значение декоративных растений и их применение; Уметь ухаживать за декоративными растениями. Группа проектной деятельности: Уметь определять причины и последствия загрязнения окружающей среды; Уметь разрабатывать экологические проекты; Уметь организовывать экологические мероприятия или активности; Уметь выращивать и ухаживать за цветочно-декоративными растениями. | Коммуникация: Умеет задавать вопросы; Умеет отвечать на поставленные вопросы; Умеет спрашивать непонятное в рассуждениях других; Умеет разъяснять свои идеи; Умеет избегать/устранять конфликтные ситуации; Критическое мышление: Умеет анализировать; Умеет предлагать варианты решения; Умеет аргументировать; Умеет осуществлять контроль; Умеет оценивать; Креативное мышление: Умеет предлагать идеи; Умеет ценить оригинальные идеи своей и других команд; Умеет применять базовые умения в нестандартной ситуации; Умеет находить оригинальное решение; Умеет продолжать поиск новых идей и решений после завершения задания; Командная работа: Умеет обращаться за помощью; Умеет слушать чужие аргументы и соглашаться с чужими предложениями Умеет встраивать свою работу в общую работу группы; Умеет определять свой вклад в общую работу; Умеет приглашать к выступлению других. |
Самооценка учащегося о сформированности навыков «4К»
Навыки | Показатели | Могу | Делаю с помощью других | Не умею | ||||
Твердые навыки | Умеет оценивать влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека | | | | ||||
Уметь оценивать значение лекарственных растений и их применение | | | | |||||
Уметь оценивать значение декоративных растений и их применение | | | | |||||
Уметь ухаживать за декоративными растениями | | | | |||||
Гибкие навыки | Коммуникация | Умею самостоятельно задавать вопросы | | | | |||
Умею отвечать на поставленные вопросы | | | | |||||
Умею спрашивать непонятное в рассуждениях других | | | | |||||
Умею разъяснять свои идеи | | | | |||||
Умею избегать или устранять конфликтные ситуации | | | | |||||
Критическое мышление | Умею анализировать информацию | | | | ||||
Умею предлагать варианты решения | | | | |||||
Умею аргументировать свое мнение | | | | |||||
Умею осуществлять контроль над своей деятельностью | | | | |||||
Умею оценивать окружающую ситуацию | | | | |||||
Креативное мышление | Умею предлагать свои идеи | | | | ||||
Умею ценить оригинальные идеи своей и других команд | | | | |||||
Умею применять базовые умения в нестандартной ситуации | | | | |||||
Умею находить оригинальное решение ситуации | | | | |||||
Умею продолжать поиск новых идей и решений после завершения задания | | | | |||||
Командная работа | Умею обращаться за помощью при необходимости | | | | ||||
Умею слушать чужие аргументы и соглашаться с чужими предложениями | | | | |||||
Умею встраивать свою работу в общую работу группы | | | | |||||
Умею определять свой вклад в общую работу | | | | |||||
Умею приглашать к выступлению других | | | |
Самооценка учащегося о сформированности навыков «4К»
для группы по проектной деятельности
Навыки | Показатели | Могу | Делаю с помощью других | Не умею | ||||
Твердые навыки | Уметь определять причины и последствия загрязнения окружающей среды | | | | ||||
Уметь разрабатывать экологические проекты | | | | |||||
Уметь организовывать экологические мероприятия или активности | | | | |||||
Уметь выращивать и ухаживать за цветочно-декоративными растениями | | | | |||||
Гибкие навыки | Коммуникация | Умею самостоятельно задавать вопросы | | | | |||
Умею отвечать на поставленные вопросы | | | | |||||
Умею спрашивать непонятное в рассуждениях других | | | | |||||
Умею разъяснять свои идеи | | | | |||||
Умею избегать или устранять конфликтные ситуации | | | | |||||
Критическое мышление | Умею анализировать информацию | | | | ||||
Умею предлагать варианты решения | | | | |||||
Умею аргументировать свое мнение | | | | |||||
Умею осуществлять контроль над своей деятельностью | | | | |||||
Умею оценивать окружающую ситуацию | | | | |||||
Креативное мышление | Умею предлагать свои идеи | | | | ||||
Умею ценить оригинальные идеи своей и других команд | | | | |||||
Умею применять базовые умения в нестандартной ситуации | | | | |||||
Умею находить оригинальное решение ситуации | | | | |||||
Умею продолжать поиск новых идей и решений после завершения задания | | | | |||||
Командная работа | Умею обращаться за помощью при необходимости | | | | ||||
Умею слушать чужие аргументы и соглашаться с чужими предложениями | | | | |||||
Умею встраивать свою работу в общую работу группы | | | | |||||
Умею определять свой вклад в общую работу | | | | |||||
Умею приглашать к выступлению других | | | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Одним из основных методов обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить творческие способности обучающихся. А также применяются методы при обучении:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесный, наглядный, практический);
Методы стимулирования (поощрение, анализ ошибок);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский).
В процессе обучения по программе используется разнообразные педагогические технологии:
Здоровьесберегающие: для снижения нагрузки органов зрения, слухи, мышцы туловища и спины проводится различные физминутки;
Личностно-ориентированное обучение – направлена на развитие и раскрытие индивидуальных познавательных способностей детей;
Проектные технологии – достижение цели через разработки проблемы, которая должна завершится практическим результатом;
Компьютерные технологии, формирующие умение работать с информацией, развивает коммуникативные компетенции у детей.
Для реализации общеобразовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:
наглядные пособия, образцы изделий;
видео и мультимедийные материалы;
задания на развитие творчества и воображения;
справочные материалы;
иллюстративный и информационный материал для занятий.
Воспитательная работа является неотъемлемой частью программы «Эко-Шаг». Для формирования нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности детей, разрабатывается календарный план воспитательной работы (Приложение 2).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Ларина О.В., Удивительная экология, - М.: ЭНАС-КНИГА, 2019.
Молодова Л.П., Беседы с детьми о нравственности и экологии: Метод.пособие – Мн.: ООО «Асар», 2002.
Петрова И.И., Экологическое проектирование: Научно-методическое пособие. – Якутск Изд-во Якутского госуниверситета, 2008.
Винокурова Р.Е., Домашняя аптечка из якутских трав. – Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2001.
Иванов Б.И., Лекарственные растения Якутии: - Якутск: Бичик, 2012.
Рычкова Ю.В. Общие сведения по ландшафтному дизайну/ Ю.В.Рычкова //Ландшафтный дизайн от А до Я. - М. - ОЛМА Медиа Групп – ОЛМА – ПРЕСС - 2009- с.203-258.
Для обучающихся и родителей.
Володин В.А., Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001.
Энциклопедия окружающего мира, ЗАО Компания «Махаон», 1998.
Чижевский А.Е., Я познаю мир. Экология: дет. Энцикл.: М.: АСТ: Астрель, 2005.
Питер Мак-Кой, Тесса Ивелей. Практическая энциклопедия ландшафтный дизайн. Планирование, проектирование и дизайн приусадебного участка. – М.: РОСМЭН, 2001.