Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности изостудии «Юный художник» для учащихся 5-10 классов
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»
| УТВЕРЖДЕНА Приказ №____от ________20__года Директор КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат» __________________Т.В. Горбунова |
Дополнительная образовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности
изостудии «Юный художник»
для учащихся 5-10 классов
на 2024—2025 учебный год
Руководитель: Т.М.Коврига
.
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УВР
____________ С.Н.Райнгард
Содержание
Паспорт рабочей программы………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………………4-5
Основные виды организации………………………………………………..5-6
Содержание программы………………………………………………………6-8
Планируемые результаты…………………………………………………….8
Формирование базовых учебных действий…………………………………9-10
Учебно-тематический план…………………………………………………. 10
Календарно-тематическое планирование ………………………… ……….11-12
Лист корректировки календарно-тематического планирования…………..13
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………….14
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы: программа дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)
Статус программы: программа внеурочной деятельности по рисованию ( изобразительному искусству)
Категория обучающихся: учащиеся КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объём учебного времени: 68 часов
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Пояснительная записка
Нормативная база
Программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Направленность программы
«Юный художник» является программой художественной направленности, так как направлена на реализацию творческого потенциала обучающихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Актуальность
В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.
Отличительные особенности
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности учащихся. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски. Для графики – карандаши цветные и простые. Задания, предлагаемые учащимся, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Программа не ограничивает учащегося в его творческих поисках и находках, а является стимулом к поиску собственного стиля в творчестве. В процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, о цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Представленная программа «Юный художник» предложена для обучающихся
11-15 лет, которые имеют интерес к занятиям изобразительной деятельности. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста.
Цель
Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Образовательные
обучить основам изобразительной грамоты (теоретическим и практическим основам графики, живописи);
ознакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;
ознакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;
формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
формировать представления о средствах художественной выразительности необходимых для создания художественного образа.
Развивающие
развивать познавательную активность;
развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.
Личностные
воспитывать интерес к изобразительному искусству;
воспитывать чувство доброты, сопереживания, радости от общения с красотой.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-15лет. Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Основные виды организации
Формы работы:
Основная организационная форма – групповая.
Группа – разновозрастная.
Методы и приёмы:
словесные;
наглядные;
игровой;
анализ, обобщение, систематизация материалов;
практические
Способы контроля хода образовательного процесса и определения результативности
Педагогическое наблюдение.
Анализ творческих работ.
Анализ участия в конкурсах.
- Содержание программы
№ | Тема | Содержание раздела | ||||||||||
1 | Вводный Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. | Теория.Ознакомление с планом работы, Содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Рассказ с элементами беседы. Инструкции по технике безопасности. Практика. Зарисовки людей с натуры. Проверка владения основными понятиями об изобразительном искусстве. Предварительный контроль. Форма контроля: опрос. | ||||||||||
2 | Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Знакомство с материалами для занятий по изобразительном у искусству. | Теория.Всё о графике :правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты–линия, штрих, тон в рисунке. Практика. Пользование рисовальными материалами; Правильно и точно видеть, передавать строение, пропорции предметов и их форму; Передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений; Выполнять зарисовки и наброски бытовых предметов (крынка, стакан, чашка и т. п.). Владение основными приемами графики. | ||||||||||
3 | Работа с натуры. Зарисовка овощей и фруктов, мелких предметов. | Теория.Основы изобразительного языка: зарисовка, форма, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета Изображаемых предметов. Практика.Изображение предметов с натуры. Методы: Беседа. Знакомство с зарисовками предметов, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. | ||||||||||
4 | Основы цветоведения. Живопись – Искусство цвета. Цветовая гамма. | Теория.Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах. Обогащение восприятия окружающегомира. Практика-правильное обращение с художественными материалами; Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью; Изучение теплых и холодных цветов; Изучение контрастных и нюансны хцветов; Выполнение декоративной композиции на теплохолодность. | ||||||||||
5 | Этюды овощей и фруктов. | Теория. Правила рисования с натуры. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать форму, цвет, светотень муляжей. Практика. Выполнение этюда муляжей. | ||||||||||
6 | Натюрморт из простых по форме предметов. | Теория. Знание основных законов построения предметов. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать форму, цвет, светотень предметов. Практика. Упражнение на компоновку предметов в листе. Анализ формы и построение предметов. | ||||||||||
7 | Рисование человека (зарисовка, этюд). | Теория. Первичные навыки рисования с натуры человека. Прививать любовь к изобразительному искусству. Практика. Рисование с натуры. Выполнение набросков. Изучение скелета человека. Схемы. Наброски человека в цвете. | ||||||||||
8 | Подготовка к конкурсам. | Теория. Рассмотрение положений о конкурсах. Прививать любовь к изобразительному искусству. Практика. Выполнение эскизов композиции в карандаше. Выполнение композиционной работы на формате А4,А3.Оформление работы (паспарту, этикетки). | ||||||||||
9 |
Элементы городецкого растительного узора. |
| ||||||||||
|
Планируемые результаты
Должны знать:
-отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
-особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
-различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
-знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
-роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Должны уметь:
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
-рисовать кистью элементы растительного орнамента;
-выполнять орнамент в круге, овале, ленте;
-проявлять творчество в создании работ.
Формирование базовых учебных действий
Предметные | В результате обучения по программе ребенок: будет иметь представление о предмете изобразительное искусство и области его реализации; будет знать различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью; будет уметь применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; будет уметь правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге; научится передавать в работе не только настроение но и собственное отношение к изображаемому объекту; научится передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени; научится наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы. |
Метапредметные | В результате обучения по программе у ребенка: будут развиты творческие способности в области рисования, лепки, росписи; будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни; будет развито умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); будет развито умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. |
Личностные | В результате обучения по программе будут сформированы: |
| устойчивая потребность общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; адаптация к условиям детско-взрослой общности; удовлетворённость ребёнком своей деятельностью; творческая активность ребёнка, проявление инициативы, любознательности; нравственный потенциал, мировоззрение и патриотизм. |
Учебно-тематический план изостудии «Юный художник»
№ | Тема курса | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Рисование с натуры | 8 | 2 | 6 |
3. | Пейзаж | 14 | 4 | 10 |
4. | Рисование человека | 4 | 1 | 3 |
5. | Декоративно-прикладное искусство | 16 | 6 | 10 |
6 | Открытки | 22 | 8 | 14 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 0,5 | 1,5 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | |
Дата | |||
1-2 | Вводное занятие -инструктаж по технике безопасности. | 2 | |
3-6 | Работа с натуры. Зарисовка овощей и фруктов, мелких предметов. | 4 | |
7-8. | Основы цветоведения. Живопись-искусство цвета Цветовая гамма. | 2 | |
9-10 | Открытка к Дню Учителя | 2 | |
11-14 | Рисование человека(зарисовка, этюд) | 4 | |
15-16 | Композиция. Основные понятия. Рисование по представлению. Копии репродукций. | 2 | |
17-18 | Рисуем осенние овощи и фрукты. | 2 | |
19-20 | Осенний пейзаж в гуашевых тонах | 2 | |
21-22 | Осенний пейзаж в акварели | 2 | |
23-30 | Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. | 8 | |
31-32 | Плакат к Новому году - украсим родную школу | 2 | |
33-34 | Зимний пейзаж | 2 | |
35-40 | Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. | 6 | |
41-42 | Открытка к Дню Святого Валентина | 2 | |
43-46 | Открытка к Дню Защитников Отечества | 4 | |
47-50 | Открытка к 8 Марта | 4 | |
51-52 | Роспись в стиле Гжель, основные элементы построения | 2 | |
53-54 | Роспись в стиле Гжель – работа в цвете | 2 | |
55-56 | Рисуем морской пейзаж. Набросок карандашом, прокладываем основные тона | 2 | |
57-58 | Рисуем морской пейзаж. Завершение работы | 2 | |
59-60 | Море и морские жители | 2 | |
61-62 | Весна и весенние мотивы - рисуем первые весенние цветы | 2 | |
63-64 | Открытка к Дню Победы | 2 | |
65-66 | Знакомство с видами русской декоративной росписи. Тайны и загадки русских игрушек - история Матрешки Создаем эскиз для росписи Матрешки. Роспись Матрешки | 2 | |
67-68 | Итоговое занятие Конкурс лучших работ. | 2 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ТЕМА | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание. За счет чего произведена корректировка. | ||||
| | по плану | фактически | ||||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | | ||
| | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.
Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
Муляжи овощей и фруктов Репродукции картин Интернет-ресурсыНоутбук
Проектор