Материал на проверке

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности изостудии «Юный художник» для учащихся 5-10 классов

1
0
Материал опубликован Вчера в 11:14

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»






УТВЕРЖДЕНА

Приказ №____от ________20__года


Директор КГБОУ

«Воеводская общеобразовательная

школа-интернат»

__________________Т.В. Горбунова









Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа художественно-эстетической направленности

изостудии «Юный художник»

для учащихся 5-10 классов



на 2024—2025 учебный год





Руководитель: Т.М.Коврига

.

СОГЛАСОВАНА


Зам. директора по УВР



____________ С.Н.Райнгард











Содержание

Паспорт рабочей программы………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………………4-5

Основные виды организации………………………………………………..5-6


Содержание программы………………………………………………………6-8


Планируемые результаты…………………………………………………….8

Формирование базовых учебных действий…………………………………9-10

Учебно-тематический план…………………………………………………. 10

Календарно-тематическое планирование ………………………… ……….11-12

Лист корректировки календарно-тематического планирования…………..13

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………….14





















ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)

Статус программы: программа внеурочной деятельности по рисованию ( изобразительному искусству)

Категория обучающихся: учащиеся КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».

Сроки освоения программы: 1 год.



Объём учебного времени: 68 часов



Режим занятий: 2 часа в неделю.



Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы


 















Пояснительная записка

     

Нормативная база


Программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Направленность программы

«Юный художник» является программой художественной направленности, так как направлена на реализацию творческого потенциала обучающихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Актуальность


В системе общественного воспитания детей среднего школьного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.

Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.


Отличительные особенности


Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности учащихся. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски. Для графики – карандаши цветные и простые. Задания, предлагаемые учащимся, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Программа не ограничивает учащегося в его творческих поисках и находках, а является стимулом к поиску собственного стиля в творчестве. В процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, о цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.



Адресат программы

Представленная программа «Юный художник» предложена для обучающихся

11-15 лет, которые имеют интерес к занятиям изобразительной деятельности. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей детей данного возраста.


Цель


Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.


Задачи


Образовательные

обучить основам изобразительной грамоты (теоретическим и практическим основам графики, живописи);

ознакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;

ознакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;

формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

формировать представления о средствах художественной выразительности необходимых для создания художественного образа.


Развивающие

развивать познавательную активность;

развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.


Личностные

воспитывать интерес к изобразительному искусству;

воспитывать чувство доброты, сопереживания, радости от общения с красотой.




Условия реализации программы


Программа рассчитана на детей в возрасте 11-15лет. Срок реализации программы - 1 год.

Режим занятий: 2 часа в неделю, 68 часов в год.


 Основные виды организации

     

Формы работы:

Основная организационная форма – групповая.

Группа – разновозрастная.



Методы и приёмы:

словесные;

наглядные;

игровой;

анализ, обобщение, систематизация материалов;

практические


Способы контроля хода образовательного процесса и определения результативности

Педагогическое наблюдение.

Анализ творческих работ.

Анализ участия в конкурсах.



    1. Содержание программы

Тема

Содержание раздела

1

Вводный

Инструктаж по технике

безопасности.

Введение в

образовательную программу.

Теория.Ознакомление с планом работы,

Содержание и порядок работы. Проведение вводного инструктажа по технике

безопасности. Рассказ с элементами беседы. Инструкции по технике безопасности.

Практика. Зарисовки людей с натуры. Проверка владения основными понятиями об

изобразительном искусстве. Предварительный контроль. Форма контроля: опрос.

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Знакомство с материалами для занятий по

изобразительном у искусству.

Теория.Всё о графике :правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты–линия, штрих, тон в рисунке.

Практика. Пользование рисовальными материалами;

Правильно и точно видеть, передавать строение, пропорции предметов и их форму;

Передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;

Выполнять зарисовки и наброски бытовых предметов (крынка, стакан, чашка и т. п.).

Владение основными приемами графики.


3

Работа с натуры. Зарисовка овощей и

фруктов, мелких предметов.

Теория.Основы изобразительного языка: зарисовка, форма, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета

Изображаемых предметов.

Практика.Изображение предметов с натуры. Методы: Беседа. Знакомство с зарисовками предметов, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных

приёмов.


4

Основы цветоведения. Живопись –

Искусство цвета. Цветовая гамма.

Теория.Все о живописи: цветоведение,

материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Уметь различать цвета, их светлоту и

насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах. Обогащение восприятия

окружающегомира.

Практика-правильное обращение с художественными материалами;

Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;

Изучение теплых и холодных цветов;

Изучение контрастных и нюансны хцветов;

Выполнение декоративной композиции на теплохолодность.


5

Этюды овощей и фруктов.

Теория. Правила рисования с натуры. Уметь

анализировать, сравнивать, обобщать форму, цвет, светотень муляжей.

Практика. Выполнение этюда муляжей.


6

Натюрморт из простых по форме

предметов.

Теория. Знание основных законов построения предметов. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать форму, цвет, светотень предметов.

Практика. Упражнение на компоновку предметов в листе. Анализ формы и построение предметов.


7

Рисование человека

(зарисовка, этюд).

Теория. Первичные навыки рисования с натуры человека.

Прививать любовь к изобразительному искусству. Практика. Рисование с натуры. Выполнение набросков.

Изучение скелета человека. Схемы. Наброски человека в цвете.


8

Подготовка к конкурсам.

Теория. Рассмотрение положений о конкурсах. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практика. Выполнение эскизов композиции в карандаше. Выполнение композиционной работы на формате А4,А3.Оформление работы (паспарту, этикетки).


9

Основы декоративно-

прикладного

искусства.

Приобщение к

истокам.

Хохломская роспись.

Элементы городецкого

растительного узора.

Теория. Знакомство с особенностями декоративно-

Прикладного искусства; с образцами русского

Народного декоративно-прикладного искусства:

Русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-

Майдан. Ознакомление с видами народного

творчества–художественной росписью. Практика.Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров.




Планируемые результаты


Должны знать:

-отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

-особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

-различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

-знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

-роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.


Должны уметь:

идеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в   рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-рисовать кистью элементы растительного орнамента;

-выполнять орнамент в круге, овале, ленте;

-проявлять творчество в  создании работ.



Формирование базовых учебных действий


Предметные

В результате обучения по программе ребенок:

будет иметь представление о предмете изобразительное искусство и области его реализации;

будет знать различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

будет уметь применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

будет уметь правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

научится передавать в работе не только настроение но и собственное отношение к изображаемому объекту;

научится передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

научится наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы.

Метапредметные

В результате обучения по программе у ребенка:

будут развиты творческие способности в области рисования, лепки, росписи;

будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни;

будет развито умение видеть и воспринимать

проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

будет развито умение организовывать самостоятельную художественно-творческую

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные

В результате обучения по программе будут

сформированы:


устойчивая потребность общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

адаптация к условиям детско-взрослой общности;

удовлетворённость ребёнком своей деятельностью;

творческая активность ребёнка, проявление инициативы, любознательности;

нравственный потенциал, мировоззрение и патриотизм.




Учебно-тематический план изостудии «Юный художник»





Тема курса

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2


2.

Рисование с натуры

8

2

6

3.

Пейзаж

14

4

10

4.

Рисование человека

4

1

3

5.

Декоративно-прикладное искусство

16

6

10

6

Открытки

22

8

14

7

Итоговое занятие

2

0,5

1,5



Календарно – тематическое планирование



Тема

Количество часов


Дата

1-2

Вводное занятие -инструктаж по технике безопасности.

2


3-6

Работа с натуры. Зарисовка овощей и фруктов, мелких предметов.

4


7-8.

Основы цветоведения. Живопись-искусство цвета Цветовая гамма.

2


9-10

Открытка к Дню Учителя

2


11-14

Рисование человека(зарисовка, этюд)

4


15-16

Композиция. Основные понятия. Рисование по представлению. Копии репродукций.

2


17-18

Рисуем осенние овощи и фрукты.

2


19-20

Осенний пейзаж в гуашевых тонах

2


21-22

Осенний пейзаж в акварели

2


23-30

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

8


31-32

Плакат к Новому году - украсим родную школу

2


33-34

Зимний пейзаж

2


35-40

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

6


41-42

Открытка к Дню Святого Валентина

2


43-46

Открытка к Дню Защитников Отечества

4


47-50

Открытка к 8 Марта

4


51-52

Роспись в стиле Гжель, основные элементы построения

2


53-54

Роспись в стиле Гжель – работа в цвете

2


55-56

Рисуем морской пейзаж. Набросок карандашом, прокладываем основные тона

2


57-58

Рисуем морской пейзаж. Завершение работы

2


59-60

Море и морские жители

2


61-62

Весна и весенние мотивы - рисуем первые весенние цветы

2


63-64

Открытка к Дню Победы

2


65-66

Знакомство с видами русской декоративной росписи. Тайны и загадки русских игрушек - история Матрешки Создаем эскиз для росписи Матрешки. Роспись Матрешки

2


67-68

Итоговое занятие Конкурс лучших работ.

2





ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


ТЕМА

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание.

За счет чего произведена корректировка.



по плану

фактически






































































































































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.

Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000

Муляжи овощей и фруктов Репродукции картин Интернет-ресурсы

Ноутбук

Проектор





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.