Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире прекрасного»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Тарасовский Дом детского творчества
«СОГЛАСОВАНО»: На заседании педагогического Совета протокол № ____ «___»_______ 20___ г. |
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор МБОУДО Тарасовского Дома детского творчества ___________ Т.И. Хлопонина Приказ № _____ «___»_________ 20____ г. |
Дополнительная
Общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно - эстетической направленности
«В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»
Для детей 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования: Андриянова Людмила Викторовна
п. Тарасовский
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",
Распоряжением правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
Приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года",
Приказом Минобразования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 г. «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»,
Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного.Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает кружок «В мире прекрасного». Данный курс способствует формированию увоспитанниковотзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.
2. Направленность программы
Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно- прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предлагается творческая работа с природными материалами. Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
3. Вид программы
Программа «В мире прекрасного» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитана на 72 часа.
4. Новизна
Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.
5. Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье.
Программа кружка создана для занятий с обучающимися смешанных классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».
6. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я – хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция "мы вместе»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «В мире прекрасного».
7. Цель: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.
8. Задачи:
Образовательные:
Развивать у детей творчество и художественное восприятие окружающего мира;
Развивающие:
Формировать эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
Воспитательные:
Воспитывать творческую личность, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
Уважать личность ребенка, его позицию;
Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
Отмечать достоинства каждого ребенка;
Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
9. Адресат программы
Программа кружка создана для занятий с обучающимися смешанных классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Данная программа адресована учащимся кружка «В мире прекрасного» МБОУ ТСШ№2.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю по -минут
Форма занятий: групповая
Наполняемость групп: 6 – 12 человек
10. Объем программы Программа кружка рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю (72 занятия в течение учебного года).
11. Форма организации образовательного процесса.
Кружок создается из обучающихся смешанных классов, имеющих повышенный интерес к творческой деятельности, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с перерывом 10 минут.
Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, виртуальные путешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и газеты, готовят номерак праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и т.п.).
Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, виртуальные походы в выставочный зал, музей, поход в библиотеку, виртуальное посещение театра, кинотеатра. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и донского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общие дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
12. Ожидаемые результаты
Личностные результаты
Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка:
· эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
·знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
·способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
·способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
·способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
· выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
· умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
· использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
13. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации, диагностики, контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
|
Раздел 1 «Пластические виды искусства» |
14 |
4 |
10 |
Беседы, практические работы, экскурсия |
Тестирование |
|
Раздел 2 «Динамические виды искусств» |
6 |
2 |
4 |
Экскурсия, Беседа, Викторина, игра |
Викторина |
|
Раздел 3 «Временные виды искусства» |
17 |
5 |
12 |
Экскурсия, поиск информации, практическая работа, проведение мероприятия |
Украшение класса |
|
Раздел 4 «Великие деятели искусства» |
17 |
6 |
11 |
Поиск информации, оформительская работа |
Мероприятие |
|
Раздел 5 «Народное творчество» |
6 |
2 |
4 |
Экскурсия, поиск информации |
Викторина |
|
Раздел 6 «Творческий отчет» |
12 |
- |
12 |
Экскурсия, поиск информации, |
Конкурсы |
Итого |
72 |
19 |
53 |
14. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пластические виды искусств (14 часов) |
Изобразительное искусство |
Экскурсия в выставочный зал |
Декоративно-прикладное искусство |
Экскурсия в краеведческий музей |
Архитектура |
Фотография |
Экскурсия в парк культуры и отдыха |
Динамические виды искусств (6 часов) |
Музыка |
Литература |
Экскурсия в библиотеку |
Временные виды искусств (17 часов) |
Хореография |
Киноискусство |
Экскурсия в кинотеатр |
Украшение кабинета к празднику. Оформление рисунков на окнах |
Новый год. История праздника |
Подготовка праздничного мероприятия |
Театральное искусство |
Экскурсия в театр |
Великие деятели искусства (17 часов) |
Художники |
Композиторы |
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты. |
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики» |
Поэты и писатели |
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток. |
Актеры и артисты |
Народное творчество (6 часов) |
Частушки, пословицы, поговорки |
Народные праздники |
Экскурсия в музей донского казачества |
Творческий отчет (12 часов) |
Конкурс творческого мастерства «Минута славы» |
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток. |
Экскурсия в музей боевой славы |
Экскурсия в парк культуры и отдыха |
Защита творческих проектов |
15. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п |
Месяц |
Число |
Количество часов |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Название раздела, темы |
Место проведения |
Формы аттестации, диагностики, контроля |
09.2017 |
09. |
2 |
Беседа |
Изобразительное искусство |
||||
09.2017 |
09. |
Практическая работа |
Рисунок |
|||||
09.2017 |
16. |
2 |
Виртуальная экскурсия в музей русского искусства |
Экскурсия в выставочный зал |
||||
09.2017 |
16. |
Тестирование |
||||||
09.2017 |
23. |
2 |
Беседа, презентация |
Декоративно-прикладное искусство |
||||
09.2017 |
23. |
Практическая работа |
||||||
09.2017 |
30. |
2 |
Экскурсия в г. Азов |
Экскурсия в краеведческий музей |
||||
09.2017 |
30. |
|||||||
10.2017 |
07. |
2 |
Беседа, презентация «Знаменитые архитектурные памятники» |
Архитектура |
Викторина |
|||
10.2017 |
07. |
|||||||
10.2017 |
14. |
2 |
Беседа, поиск материалов |
Фотография |
Практическая работа |
|||
10.2017 |
14. |
|||||||
10.2017 |
21. |
2 |
Видеофильм, поиск материала |
Экскурсия в парк культуры и отдыха |
Практическая работа |
|||
10.2017 |
21. |
|||||||
10.2017 |
28. |
2 |
Беседа, слушание музыки |
Музыка |
Викторина |
|||
10.2017 |
28. |
|||||||
11.2017 |
11. |
2 |
Беседа, поиск материала |
Литература |
Практическая работа |
|||
11.2017 |
11. |
|||||||
11.2017 |
18. |
2 |
Экскурсия |
Экскурсия в библиотеку |
||||
11.2017 |
18. |
|||||||
11.2017 |
25. |
2 |
Беседа, поиск материала |
Хореография |
Презентация «Танцы народов мира» |
|||
11.2017 |
25. |
|||||||
12.2017 |
02. |
3 |
Беседа, просмотр кинофильма |
Киноискусство |
Сочинение |
|||
12.2017 |
02. |
|||||||
12.2017 |
09. |
|||||||
12.2017 |
09. |
2 |
Просмотр сказки |
Экскурсия в кинотеатр |
||||
12.2017 |
16. |
|||||||
12.2017 |
16. |
4 |
Подготовка материала, практическая работа |
Украшение кабинета к празднику. |
Украшение «новогоднего окна» |
|||
12.2017 |
23. |
Практическая работа |
Оформление рисунков на окнах |
|||||
12.2017 |
23. |
|||||||
12.2017 |
30. |
|||||||
12.2017 |
30. |
2 |
Поиск материала, |
Новый год. История праздника Подготовка праздничного мероприятия |
||||
01.2018 |
06. |
|||||||
01.2018 |
06. |
2 |
Поиск материала, практическая работа |
Театральное искусство |
||||
01.2018 |
13. |
Театрализованная сценка |
||||||
01.2018 |
13. |
2 |
Презентация |
Виртуальная экскурсия в театр. |
||||
01.2018 |
20. |
|||||||
01.2018 |
20. |
2 |
Беседа, поиск материала |
Художники |
Создание альбома «знаменитые художники» |
|||
01.2018 |
27. |
|||||||
01.2018 |
27. |
3 |
Беседа, знакомство с музыкальными произведениями |
Композиторы |
Викторина |
|||
02.2018 |
03. |
|||||||
02.2018 |
03. |
|||||||
02.2018 |
10. |
2 |
Поиск материала |
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты. |
Оформление газеты |
|||
02.2018 |
10. |
|||||||
02.2018 |
17. |
2 |
Поиск материала |
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики» |
Конкурс «А ну-ка, мальчики» |
|||
02.2018 |
17. |
|||||||
03.2018 |
03. |
2 |
Поиск материала |
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток. |
Праздничная открытка |
|||
03.2018 |
03. |
|||||||
03.2018 |
10. |
2 |
Беседа, поиск материала |
Международный Женский день. История праздника. Конкурс «А ну-ка, девочки» |
Конкурс «А ну-ка, девочки» |
|||
03.2018 |
10. |
|||||||
03.2018 |
17. |
2 |
Беседа |
Поэты и писатели. |
Презентация |
|||
03.2018 |
17. |
|||||||
03.2018 |
24. |
2 |
Поиск материала |
Актеры и артисты |
Викторина |
|||
03.2018 |
24. |
|||||||
03.2017 |
31. |
2 |
Беседа, поиск материала |
Частушки, пословицы, поговорки |
Создание альбома |
|||
03.2018 |
31. |
|||||||
04.2018 |
07. |
2 |
Поиск материала |
Народные праздники |
||||
04.2018 |
07. |
|||||||
04.2018 |
14. |
2 |
Презентация «Музей Донского казачества в г. Новочеркасске» |
Виртуальная экскурсия в музей донского казачества |
||||
04.2018 |
14. |
|||||||
04.2018 |
21. |
2 |
Поиск материала |
Конкурс творческого мастерства «Минута славы» |
||||
04.2018 |
21. |
|||||||
04.2018 |
28. |
3 |
Беседа, поиск материала |
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток. |
Праздничная открытка |
|||
04.2018 |
28. |
|||||||
05.2018 |
05. |
|||||||
05.2018 |
05. |
1 |
Экскурсия в музей боевой славы ТСШ№2 |
Экскурсия в музей боевой славы |
Сочинение «ВОВ в моей семье» |
|||
05.2018 |
12. |
2 |
Экскурсия в парк культуры и отдыха |
|||||
05.2018 |
12. |
|||||||
05.2018 |
19. |
4 |
Поиск материала |
Защита творческих проектов |
||||
05.2017 |
19. |
|||||||
05.2018 |
26. |
|||||||
05.2018 |
26. |
|||||||
Итог |
72 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Т. Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009.
Е. Коротеева. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2007.
Е.В. Ефремова. Я вхожу в мир искусства. - М.: Просвещение, 2008.
Ю.М. Ашикова. Виды искусства и их классификация.
А. Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО Издательский дом «Летопись», 2000.
Самин Д.К. Сто великих архитекторов мира. –М., 2000.
Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001.
Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Книга для учителя в 3-х частях/ Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.
Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. История стилей в искусстве: учеб.пособие / – М.: Гардарики, 2006 – 395 с.
Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М.: Советская Россия, 1991.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.