Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире прекрасного»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
Тарасовский Дом детского творчества
«СОГЛАСОВАНО»:
На заседании педагогического
Совета протокол № ____
«___»_______ 20___ г.
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МБОУДО
Тарасовского Дома детского творчества
___________ Т.И. Хлопонина
Приказ № _____
«___»_________ 20____ г.
Дополнительная
Общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно - эстетической направленности
«В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»
Для детей 12-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного образования: Андриянова Людмила Викторовна
п. Тарасовский
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей",
Распоряжением правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,
Приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года",
Приказом Минобразования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 г. «Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»,
Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Известно, что прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше и чище. Путь человека в мир прекрасного начинается в семье, в детском коллективе. Ощущение красоты жизни входит в нас, когда мы только учимся делать свои первые шаги. Уже в это время важно сказать, показать ребенку: «Взгляни вокруг, как это прекрасно!». Первое ощущение красоты, возникающее у ребенка, хотя и смутное, но очень живучее: оно долго, а порой и всю жизнь направляет чувство прекрасного.Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. «Если человек с детства воспитывается на чувстве прекрасного, то он способен творчески воспринимать жизнь» – пишет А.С.Макаренко. Учить детей создавать красоту, творить прекрасное, доброе необходимо с ранних лет. В.А.Сухомлинский говорил: «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывами следовал труд. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества». Надо раскрывать перед глазами ребенка яркие панорамы, красоту разноцветного мира, это необходимо для возникновения чувства прекрасного. И чтобы за удивлением шел процесс познания, за познанием изучение всего, что воспринимает ребенок. И уже после изучения – процесс творчества, главный этап.
Широкие возможности в этом плане дает кружок «В мире прекрасного». Данный курс способствует формированию увоспитанниковотзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве: художественно-творческую активность, потребность к знаниям в области различных видов искусства.
2.Направленность программы
Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно- прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предлагается творческая работа с природными материалами. Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
3.Вид программы
Программа «В мире прекрасного» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитана на 72 часа.
4.Новизна
Сегодня как никогда стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе приобщение его к искусству. Работая с детьми, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его ценить прекрасное, сопоставлять и размышлять о нем, создавать красоту своими руками.
5.Актуальность программы очевидна. Ведущими принципами в области образования на современном этапе провозглашаются гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье.
Программа кружка создана для занятий с обучающимися смешанных классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью. Это и определило цели и задачи программы «В мире прекрасного».
6.Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я – хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция "мы вместе»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «В мире прекрасного».
7. Цель: создание условий для формирования гармонически развитой личности, способной понимать, ценить и творить прекрасное.
8.Задачи:
Образовательные:
Развивать у детей творчество и художественное восприятие окружающего мира;
Развивающие:
Формировать эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
Воспитательные:
Воспитывать творческую личность, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
Уважать личность ребенка, его позицию;
Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
Отмечать достоинства каждого ребенка;
Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать, вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
9. Адресат программы
Программа кружка создана для занятий с обучающимися смешанных классов, желающими повысить свой культурный уровень. Данная программа является частью общекультурного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Данная программа адресована учащимся кружка «В мире прекрасного» МБОУ ТСШ№2.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю по -минут
Форма занятий: групповая
Наполняемость групп: 6 – 12 человек
10.Объем программы Программа кружка рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю (72 занятия в течение учебного года).
11. Форма организации образовательного процесса.
Кружок создается из обучающихся смешанных классов, имеющих повышенный интерес к творческой деятельности, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с перерывом 10 минут.
Содержание программы предполагает проведение занятий в кабинете в форме: беседы, виртуальные путешествия, игры, конкурса, викторины, творческой мастерской. На занятиях воспитанники знакомятся с классификацией видов искусств и их характеристиками, биографией знаменитых деятелей искусства, знакомятся с историей календарных праздников и готовятся к их проведению – разрабатывают сценарии, оформляют поздравительные открытки и газеты, готовят номерак праздничным концертам, выступления на классных и школьных мероприятиях (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы и т.п.).
Занятия проводятся не только в стенах школы, но и за её пределами. Программа предполагает использование таких форм работы как экскурсии в парк культуры и отдыха, виртуальные походы в выставочный зал, музей, поход в библиотеку, виртуальное посещение театра, кинотеатра. Это даёт возможность воспитанникам получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно. Знакомство и посещение культурных центров даёт воспитанникам представление об историческом прошлом нашего народа и донского края, возможность познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах, экспонатах, экспозициях, театральных постановках, кинофильмах.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общие дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
12.Ожидаемые результаты
Личностные результаты
Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе кружка:
· эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
·знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства;
· эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
·способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
·способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
·способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
· выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
· умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
· использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
13. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы аттестации, диагностики, контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел 1 «Пластические виды искусства»
14
4
10
Беседы, практические работы, экскурсия
Тестирование
Раздел 2 «Динамические виды искусств»
6
2
4
Экскурсия, Беседа, Викторина, игра
Викторина
Раздел 3 «Временные виды искусства»
17
5
12
Экскурсия, поиск информации, практическая работа, проведение мероприятия
Украшение класса
Раздел 4 «Великие деятели искусства»
17
6
11
Поиск информации, оформительская работа
Мероприятие
Раздел 5 «Народное творчество»
6
2
4
Экскурсия, поиск информации
Викторина
Раздел 6 «Творческий отчет»
12
-
12
Экскурсия, поиск информации,
Конкурсы
Итого
72
19
53
14. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пластические виды искусств (14 часов)
Изобразительное искусство
Экскурсия в выставочный зал
Декоративно-прикладное искусство
Экскурсия в краеведческий музей
Архитектура
Фотография
Экскурсия в парк культуры и отдыха
Динамические виды искусств (6 часов)
Музыка
Литература
Экскурсия в библиотеку
Временные виды искусств (17 часов)
Хореография
Киноискусство
Экскурсия в кинотеатр
Украшение кабинета к празднику. Оформление рисунков на окнах
Новый год. История праздника
Подготовка праздничного мероприятия
Театральное искусство
Экскурсия в театр
Великие деятели искусства (17 часов)
Художники
Композиторы
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты.
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики»
Поэты и писатели
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток.
Актеры и артисты
Народное творчество (6 часов)
Частушки, пословицы, поговорки
Народные праздники
Экскурсия в музей донского казачества
Творческий отчет (12 часов)
Конкурс творческого мастерства «Минута славы»
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток.
Подготовка праздничного мероприятия к 23 Февраля. Оформление газеты.
Оформление газеты
02.2018
10.
02.2018
17.
2
Поиск материала
День защитника Отечества. История праздника. Конкурс «А ну-ка, мальчики»
Конкурс «А ну-ка, мальчики»
02.2018
17.
03.2018
03.
2
Поиск материала
Подготовка праздничного мероприятия к 8 Марта. Оформление открыток.
Праздничная открытка
03.2018
03.
03.2018
10.
2
Беседа, поиск материала
Международный Женский день. История праздника. Конкурс «А ну-ка, девочки»
Конкурс «А ну-ка, девочки»
03.2018
10.
03.2018
17.
2
Беседа
Поэты и писатели.
Презентация
03.2018
17.
03.2018
24.
2
Поиск материала
Актеры и артисты
Викторина
03.2018
24.
03.2017
31.
2
Беседа, поиск материала
Частушки, пословицы, поговорки
Создание альбома
03.2018
31.
04.2018
07.
2
Поиск материала
Народные праздники
04.2018
07.
04.2018
14.
2
Презентация «Музей Донского казачества в г. Новочеркасске»
Виртуальная экскурсия в музей донского казачества
04.2018
14.
04.2018
21.
2
Поиск материала
Конкурс творческого мастерства «Минута славы»
04.2018
21.
04.2018
28.
3
Беседа, поиск материала
Подготовка праздничного мероприятия ко Дню Победы. Оформление открыток.
Праздничная открытка
04.2018
28.
05.2018
05.
05.2018
05.
1
Экскурсия в музей боевой славы ТСШ№2
Экскурсия в музей боевой славы
Сочинение «ВОВ в моей семье»
05.2018
12.
2
Экскурсия в парк культуры и отдыха
05.2018
12.
05.2018
19.
4
Поиск материала
Защита творческих проектов
05.2017
19.
05.2018
26.
05.2018
26.
Итог
72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Т. Шпикалова. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009.
Е. Коротеева. Искусство и ты. - М.: Просвещение, 2007.
Е.В. Ефремова. Я вхожу в мир искусства. - М.: Просвещение, 2008.
Ю.М. Ашикова. Виды искусства и их классификация.
А. Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю.
Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО Издательский дом «Летопись», 2000.
Самин Д.К. Сто великих архитекторов мира. –М., 2000.
Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001.
Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2003.
Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Книга для учителя в 3-х частях/ Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
Современный словарь – справочник по искусству. М., 1999.
Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. История стилей в искусстве: учеб.пособие / – М.: Гардарики, 2006 – 395 с.
Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М.: Советская Россия, 1991.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.