Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальный ансамбль»
Приложение к дополнительной
образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ №7»
Приказ №440 от 31.08.2020
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________________Н.В. Волкова Протокол 27.03.2020 Рассмотрена на заседании Управляющего совета от 26.03.2020 _______________ А.П.Левковский | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР МБОУ «СОШ № 7» ______________Г.А.Шарипова 31.08.2020 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №7» ___________Е.И.Суровцова
Приказ №440 от 31.08.2020 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Вокальный ансамбль»
(модуль 1 – современная песня
модуль 2 – военно- патриотическая песня)
Возраст обучающихся: 8 -17 лет
Срок реализации: 10 месяцев
Автор-составитель:
Десятова Юлия Викторовна,
учитель музыки
Пояснительная записка
Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ под редакцией Овчинниковой Т.Н.
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке (народной и эстрадной). Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, раскрытие разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие учащихся, доступность, результативность).
В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Основным видом деятельности кружка «Вокальный ансамбль» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:
неформальная обстановка;
игровые и соревновательные элементы.
Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная деятельность:
подготовка и участие в мероприятиях;
проведение традиционных мероприятий на каникулах;
концертная деятельность;
контактирование с родителями, проведение родительских собраний;
взаимодействие со школой;
поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма).
Новизна программы в том, что она разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы обучения воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков учащихся в последовательности, сопровождающих систему практических занятий.
Цель: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству
Задачи:
I. Образовательные
- освоить определенный объем музыкально-теоретических и практических знаний, основы сценического движения;
- формировать умения и навыки исполнительской деятельности учащихся;
- овладеть певческим голосом через элементы вокальной техники;
- познакомить с основными правилами охраны голоса;
- изучение и освоение народных песен, песен современных композиторов, песен военно-патриотического характера, их основных творческих и исполнительских закономерностей.
II. Развивающие
- развивать творческие музыкальные способности учащихся;
- развивать воображение, восприятие, художественный вкус;
- формировать умение чувствовать и переживать прекрасное;
- способствовать формированию таких личностных качеств как:
аккуратность, ответственность, коммуникативность;
- расширять музыкальный кругозор.
III Воспитательные
- воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа и других народов России;
- воспитывать усидчивость, интерес к творческому процессу и умению работать;
- выработать у учащихся социально-ценные навыки поведения, общения.
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 2-11 классов.
Условия реализации программы
-набор обучающихся в группу, обусловлено их интересами;
- в состав групп входят дети 2-11 классов, по 10-12 человек, на основе заявлений родителей (законных представителей);
- форма обучения очная (с применением дистанционных форм обучения);
- формы организации деятельности на занятии («Музыкальная гостиная», экскурсия, викторина, организация концертов, мастерская, конкурсы);
- занятия проводит учитель музыки.
Сроки реализации программы
Cрок реализации программы 10 месяцев (144 часа каждый модуль).
Режим занятий
Занятия ансамбля проводятся по два академических часа с 10-минутным перерывом 2 раза в неделю: 1 модуль – 144 часа ( 4 часа в неделю); 2 модуль – 144 часов (4 часа в неделю), индивидуальное занятие (занятие с солистами) – 1 раз в неделю, 35 часов (1 час в неделю).
Формы занятий
Предусматривается форма работы коллективных занятий (10-12 человек в группе), индивидуальных певческих занятий с солистами, небольшими ансамблями – дуэтами, трио. Наиболее яркой, устойчивой формой приобщения учащихся к народным традициям, современным и военно-патриотическим песням, являются комплексные занятия по репертуарному плану, содержательный материал по историческим источникам, который обогащает участников ансамбля в области музыкального искусства. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников ансамбля.
Планируемые результаты
Личностные:
- уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Формы аттестации
Итогами реализации программы являются концертные выступления учащихся, публичное представление «Портфолио».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Открытое занятие. На открытом занятии учащийся показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил учащегося определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, праздники и др. Здесь показаны не только способности и навыки в музыке, но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и ученики, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы учащегося и педагога. Концерты, смотры, фестивали, конкурсы и др.
Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый учащийся этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности.
Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство. Как ученик, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.
Есть ещё один вид результата. Это когда учащийся может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (вокально-хоровая работа).
Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.
Учебно-тематический план (модуль 1)
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | |
| | ||||
1 модуль (Современная песня) | 144 | 11 | 133 | | |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | | |
Вокально-хоровая работа: | | | | | |
- пение учебно-тренировочного материала (работа над вокально-хоровыми навыками: певческая установка, пев. дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение, унисон, двухголосие) | 14 | 2 | 12 | Зачет, анкетирование, тестирование, опрос. | |
- пение одноголосных произведений с элементами 2-хголосия | 96 | 4 | 92 | Зачет | |
- слушание музыки, беседа о музыке, знакомство с песнями современных композиторов | 15 | 2 | 13 | Зачет, музыкальная викторина, тестирование, опрос | |
Экспедиционная работа | 4 | 1 | 3 | | |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 5 | 1 | 4 | Концерт, открытые занятия | |
Концертные выступления | 8 | - | 8 | Концерт, конкурс, фестиваль | |
Индивидуальное занятие 18 1 17 | Зачет |
Содержание модуля 1 (Современная песня)
Вокально-хоровая работа
Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в эстрадной манере. Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией, звуковедением.
Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона.
Обучение умению сочетать пение с движением. Стремление к осмысленному и выразительному пению.
Пение учебно-тренировочного материала
Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения.
Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
Пение одноголосных и двухголосных произведений
Теоретические занятия. Краткая беседа о жанре песни, о времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов.
Практические занятия. Показ, исполнение песни. Анализ музыкальной структуры. Разучивание песни. Проговаривание, а за тем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Слушание музыки
Слушание песен современных композиторов в исполнении профессиональных певцов и коллективов. Беседа о прослушанных произведениях.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение вечеров отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов и музеев. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Экспедиционная работа
Беседа об экспедиционной работе. Встречи с профессиональными коллективами города («Гармония звука» -вокальный ансамбль эстрадной песни ДДТ и др.) совместная вокальная деятельность.
Концертные выступления
Участие творческого коллектива в концертных программах, конкурсах, фестивалях от 6 до 8 выступлений в год.
Требования к учащимся
Вокальное пение:
Соблюдать при пении певческую установку, правильно формировать
гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Уметь чисто и слаженно петь одноголосные современные песни с элементами двухголосия. Знать исполнительско-певческие средства выразительности.
Слушание музыки:
- Песни современных композиторов.
- уметь слушать музыку и анализировать её.
Примерный репертуар:
- Е. Плотникова «Счастье русской земли»
- Н. Расторгуев «Выйду ночью в поле с конём»
- группа «Киндер Сюрприз» - «Песня о школе»
- Песни о маме
- Попурри песен о школе
- Г. Струве «Песня о России»
- группа «Улыбка» песни: «Город детства», «Город мой родной»
- В. Пшеничников «Родная Югра».
Учебно-тематический план (модуль 2)
Содержание и виды работы | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
2 модуль (Военно-патриотическая песня) | 144 | 11 | 133 | |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Вокально-хоровая работа: | | | | |
- пение учебно-тренировочного материала (работа над вокально-хоровыми навыками: певческая установка, пев. Дыхание, артикуляция, дикция, звуковедение, унисон, двухголосие) | 14 | 2 4 | 12 | Зачет, анкетирование, тестирование, опрос. |
- пение одноголосных произведений с элементами 2-хголосия | 95 | 91 | | |
- слушание музыки, беседа о музыке, знакомство с военно-патриотическими песнями, историей создания этих произведений. | 13 | 2 | 11 | Зачет, музыкальная викторина, тестирование, опрос |
Экспедиционная работа | 6 | 1 | 5 | |
Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 6 | 1 | 5 | Концерт, открытые занятия |
Концертные выступления | 8 | - | 8 | Концерт, конкурс, фестиваль |
Индивидуальное занятие | 18 | 1 | 17 | Зачет |
Содержание модуля 2 (Военно-патриотическая песня)
Вокально-хоровая работа
Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией, звуковедением.
Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона.
Обучение умению сочетать пение с движением. Стремление к осмысленному и выразительному пению.
Пение учебно-тренировочного материала
Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения.
Распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода.
Пение одноголосных и двухголосных произведений
Теоретические занятия. Краткая беседа о жанре песни, о времени её создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов.
Практические занятия. Показ, исполнение песни. Анализ музыкальной структуры. Разучивание песни. Проговаривание, а за тем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Слушание музыки
Слушание песен и просмотр видео военных песен, песен о родине профессиональных певцов, детских фольклорных, эстрадных и академических коллективов. Беседа о прослушанных произведениях.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение вечеров отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов и музеев. Совместная работа педагогов, родителей и детей.
Экспедиционная работа
Беседа об экспедиционной работе. Встречи с бабушками и дедушками, которые хорошо поют, знают военные песни и песни родного края.
Концертные выступления
Участие творческого коллектива в концертных программах, конкурсах, фестивалях от 6 до 8 выступлений в год.
Требования к учащимся
Вокальное пение:
Соблюдать при пении певческую установку, правильно формировать
Гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни. Знать исполнительско-певческие средства выразительности.
Слушание музыки:
- Песни ВОВ, песни о войне современных композиторов
- уметь слушать музыку и анализировать её.
Примерный репертуар:
- Е. Плотникова «О той весне»
- Л. Мальцева «Помни»
- Дарина Кочанжи «Небо тихо плачет»- Н. Косминская «Встаньте люди»
- Военная песня «Белые слёзы черёмух»
- В. Балачан «Хлеб всему голова»
Методическое обеспечение
Педагогические методики и технологии
Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология индивидуального обучения (адаптивная) – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над проектом и его защита.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.).
Информационно-коммуникативные технологии - целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.
учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские и т.д.
Методы и приемы
Методы обучения: (словесный, наглядный практический; объяснительно
- иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, индивидуально - групповая (дети-инвалиды, дети с ОВЗ и др.) и групповая;
формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, гостиная, защита проектов, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, представление, презентация, спектакль, фестиваль, экскурсия.
Дидактическое обеспечение:
раздаточные материалы (тексты песен, ролевые игры, творческие задания) Информационное обеспечение:
интернет источники; аудиозаписи с военно-патриотическими, современными и народными песнями, видео народных песен, танцев, обрядов; концертов.
Техническое обеспечение:
Занятия проводятся в кабинете музыки, который обеспечен следующей материальной базой: 1 компьютер, 1 проектор и экран, 1 музыкальный центр, 1 синтезатор, 1 фортепиано, 1 баян, 1 гармонь, 1 гитара, 1 домра, 1 балалайка
шумовые музыкальные инструменты: бубны, трещётки, ложки; музыкальные стенды, парты, стулья, доска, шкафы.
Список литературы
Литература для педагогов
1.Дмитриева, А.Г.Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений.– 3-е изд.,стереотип / А.Г. Дмитриева ,Н.М. Черноиваненко.-М.: Академия, 2010.–240 с. - ISBN 5-7695-0511-7.
2.Лазутин, С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 2012. – 240 с. – ISBN 5-06 -001586-6.
3.Осеннева, М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб.пособие для студ. муз-пед. отд. и фак. сред. и высш. пед учеб. заведений / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - М.: Академия, 2011. – 224 с–ISBN 5-7695-0428-5.
4.Стулова, Г.П. Хоровой класс: (Теория и практика вокальной работы в дет. хоре): Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. № 2119 «Музыка» / Г.П. Стулова. – М.: Просвещение, 2011.–126 с-ISBN 5-090003823.
5. Попов, В.С. Школа хорового пения / В.С. Попов, Л. В. Тихеева. – М.: Музыка, 2012. – 159 с. – Ш 5213010000-400.
6. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр,В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2011. – 232 с. - ISBN 5-7695-0443-9.
7. Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с. – ISBN 978-5-8112-243.
8. Тарабарина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 224 с. - ISBN 5-7797-0020-6.
9. Суязова, Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации / Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2011. -138 с. – ISBN 978-5-7057-1412-4.
10. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.: Кн. 1: Начальная школа / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: 5 за знания, 2011. – 208 с. – ISBN 5-98923-035-4.
11. Уральская, В.И. Природа танца / В.И. Уральская. – М.: Сов. Россия, 2011. – 112с.- У 68.
12. Орлова, Т.М. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с. – ISBN 5-09-000391-2.
13. Агапова, И.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.: Кн. 1: Начальная школа / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: 5 за знания, 2012. – 208 с. – ISBN 5-98923-035-4.
Литература для учащихся
1. Тарабарина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2011. – 224 с. - ISBN 5-7797-0020-6.
2. Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с. – ISBN 978-5-8112-243.
3. Лазутин, С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 2010. – 240 с. – ISBN 5-06 -001586-6.
Приложение 1
Мероприятия
№ п/п | Мероприятия. | дата |
1 | «Здравствуй, школа!» | сентябрь |
2 | Городской конкурс «Фестиваль национальных культур» | сентябрь |
3 | Всероссийский конкурс военной песни «Димитриевская суббота» | октябрь |
4 | День пожилого человека. «Вечер народного творчества» | октябрь |
5 | Школьный праздник «День учителя» | октябрь |
6 | Школьная «Минута славы» I тур | ноябрь |
7 | Городской конкурс хоровых коллективов «С чего начинается Родина» | ноябрь |
8 | «Пусть мама услышит…» | ноябрь |
9 | «Успех +» (церемония награждения родителей (законных представителей) успешных детей)) | декабрь |
10 | Новогоднее волшебство | декабрь |
11 | Круглый стол «Повесть о настоящем человеке» | февраль |
12 | Городской конкурс военной песни «Песня, опалённая войной» | февраль |
13 | «8 марта – любимый праздник!» | март |
14 | Городской конкурс народной песни «Родные напевы» | март |
15 | Городской конкурс эстрадной песни «Весенние голоса» | апрель |
16 | Отчетный концерт «Радуга творчества» и «Успех +» (церемония награждения родителей (законных представителей) успешных детей)) | апрель |
17 | «До свидания, школа!» | май |
18 | Городская линейка «День защиты детей» | июнь |