12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гареева Н.Е.20
3

Дополнительная образовательная программа для детей с ОВЗ «Ручки говорят»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ ДИМИТРОВГРАДЕ»

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Ручки говорят»

 

 

                                                                                   Возраст обучающихся: 3-18 лет

                                                                                   Срок реализации: 4 месяца (48ч.)

                                                                                   Автор-составитель: учитель - логопед

                                                                                   ОГКУ СО « Реабилитационный центр

                                                                                   детей и подростков с ограниченными

                                                                                   возможностями здоровья

                                                                                   в городе Димитровграде»

                                                                                   Гареева Нелли Евгеньевна

 

 

 

                                                            Димитровград 2020г.

 

                                                             Паспорт программы.

Наименование дополнительной образовательной услуги

Дополнительная образовательная программа по логопедической реабилитации, направленной на развитие мелкой моторики рук, как одной из предпосылок формирования связной речи у ребёнка с ОВЗ.

областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г.Димитровграде».

Основание для разработки программы

Декларация прав и свобод человека;

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ

Закон «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

 

Организация исполнитель программы

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Димитровграде»

Целевая группа

Получатели услуг ОГКУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Димитровграде»

Составитель программы

Учитель – логопед ОГКУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Димитровграде»,

Гареева Нелли Евгеньевна

Вид программы

Модифицированная

Тип программы

Специализированная

По цели обучения

Логопедическая реабилитация

По форме организации

Интегрированная.

Направление деятельности

Социально-педагогическая

Цели программы

создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.

 

Основные задачи программы

Коррекционно - воспитательные:

-​ воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость;

-​ воспитывать внимательность к выполнению заданий;

-​ воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

Коррекционно -развивающие:

-​ развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

-​ развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

-​ развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Коррекционно – образовательные:

-​ научить детей владеть графическими навыками письма;

-​ формировать навыки исполнительского мастерства;

-​ формировать познавательную активность и творческое воображение детей.

 

Основные ожидаемые результаты реализации программы

- улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- улучшение общей двигательной активности;

- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;

- формирование чёткой, грамотной, связной речи;

- улучшение воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Сроки реализации программы

 

4 месяца (48часов)

один коррекционный период реабилитации

 

Содержание

Паспорт программы…………………………………………………………….......................  2

 

Пояснительная записка…………………………………………………………....................  5

Обоснование необходимости разработки и внедрение Программы…………............................5

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………….....................................................................5

Актуальность Программы……………………………………………................................................…………6

Особенности Программы………………………….…………………...............................................………….7

Цели и задачи Программы……………………………………...........................................…………………...7

Ожидаемые результаты…………….……………….………….............................................………………..8

 

3. Учебно-тематический план……………………….........................………………………9 - 11

4.Методическое обеспечение программы………...................……………………………….12

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего школьного, старшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую направленность по развитию пальчиковой моторики, предназначена для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ, оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Дети с ОВЗ представляют собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ОВЗ отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.

Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и  (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении при целенаправленной коррекционной работе.  

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка c ОВЗ в школе. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 Особенности программы

​ обучение детей с ОВЗ ОГКУ СО РЦ проводится с трехлетнего возраста;

​ подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики в сочетании с лексической темой по развитию речи;

​ занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями - формирование мотивации в работе с детьми. Диагностика сопровождается анкетированием и беседой с родителями с последующим привлечением последних к участию в занятиях и мастер – классах, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.

Задачи программы:

Коррекционно - воспитательные:

1.​ Воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость.

2.​ Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.​ Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Коррекционно -развивающие:

1.​ Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.​ Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать связную монологическую речь.

4. Развивать грамматические средства оформления высказывания.

5.​ Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Коррекционно – образовательные:

1.​ Научить детей владеть графическими навыками письма.

2.​ Формировать навыки исполнительского мастерства.

3.​ Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.


 

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

- улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- улучшение общей двигательной активности;

- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;

- формирование чёткой, грамотной речи;

- улучшение воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диагностики.

Организация занятий:

Занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала тему предыдущего занятия. Процесс обучения совмещается с практической деятельностью. Программа рассчитана на три возрастные группы: группа 1 – от 3х до 7лет, группа 2 – от 8 до 12лет, группа 3 – от 13до17лет.

Программа рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах и индивидуально по 25 минут и предполагают использование следующих видов деятельности:

  - беседа;

- пальчиковая гимнастика;

- дидактическая игра;

- игры с нестандартным оборудованием;

- графические упражнения;

​  - упражнения с проволокой, пластилином, бумагой;

- коллективное творчество;

- речевые упражнения по заданию логопеда.


 

В работе используются разнообразные формы работы: диагностирование детей, организация работы с семьей, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

                                 Учебный план программы «Умелые ручки»

Наименование раздела

Общее количество часов

В том числе

Гр.1

Гр.2

Гр.3

теоретических

Практических

Гр.1

Гр.2

Гр.3

Гр.1

Гр.2

Гр.3

1.

Диагностирование.

4

4

4

1,5

1,5

1,5

2,5

2,5

2,5

2.

Коррекционно-развивающее обучение.

44

44

44

10

9,5

9

34

34,5

35

 

Итого:

48

48

48

11,5

11

10,5

36.5

37

37,5

 

 

Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».

 

Группа 1 – (от 3х - до 7 лет)

 

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1. Диагностирование

4

1,5

2,5

1

Входная диагностика.

2

1

1

2

Промежуточная диагностика.

1

0

1

3

Итоговая диагностика.

1

0,5

0,5

2. Коррекционно-развивающее обучение.

44

10

34

1

Я - человек

3

1

2

2

Семья

3

0,5

2,5

3

Одежда и обувь

3

1

2

4

Мебель, посуда

4

1

3

5

Город, транспорт

3

0,5

2,5

6

Дикие и домашние животные

3

0,5

2,5

7

Дикие животные и их детеныши

2

0,5

1.5

8

Зима

2

0,5

1,5

9

Птицы зимой

2

0,5

1,5

10

Весна

2

0,5

1,5

11

Птицы встречают весну

2

0,5

1.5

12

Растительный мир

3

0,5

2,5

13

Осень

2

0,5

1,5

14

Овощи и фрукты

4

1

3

15

Птицы осенью

3

0.5

2,5

16

Орудия труда

3

0,5

2,5

15

Профессии

0

0

0

Итого:

48

11,5

36,5

 

 

                            Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».

 

Группа 2 – (от 8 до 12лет)

 

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

 

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1. Диагностирование

4

1,5

2,5

1

Входная диагностика.

2

1

1

2

Промежуточная диагностика.

1

0

1

3

Итоговая диагностика.

1

0,5

0,5

2. Коррекционно-развивающее обучение.

44

9,5

34,5

1

Я - человек

2

0,5

1,5

2

Семья

3

0,5

2,5

3

Одежда и обувь

3

1

2

4

Мебель, посуда

3

1

2

5

Город, транспорт

4

0,5

3,5

6

Дикие и домашние животные

3

0,5

2,5

7

Дикие животные и их детеныши

2

0,5

1.5

8

Зима

2

0,5

1,5

9

Птицы зимой

2

0,5

1,5

10

Весна

2

0,5

1,5

11

Птицы встречают весну

2

0,5

1.5

12

Растительный мир

3

0,5

2,5

13

Осень

2

0,5

1,5

14

Овощи и фрукты

2

0,5

1.5

15

Птицы осенью

3

0.5

2,5

16

Орудия труда

3

0,5

2,5

15

Профессии

3

0,5

2,5

Итого:

48

11

37

 

 

                        Учебно-тематический план программы «Ручки говорят»

Группа 3 – (от 13 до 17 лет)

 

Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1. Диагностирование

4

1,5

2,5

1

Входная диагностика.

2

1

1

2

Промежуточная диагностика.

1

0

1

3

Итоговая диагностика.

1

0,5

0,5

2. Коррекционно-развивающее обучение.

44

9

35

1

Я - человек

2

0,5

1,5

2

Семья

3

0

3

3

Одежда и обувь

3

1

2

4

Мебель, посуда

3

1

2

5

Город, транспорт

3

0,5

2,5

6

Дикие и домашние животные

3

0,5

2,5

7

Дикие животные и их детеныши

2

0,5

1.5

8

Зима

2

0,5

1,5

9

Птицы зимой

2

0,5

1,5

10

Весна

2

0,5

1,5

11

Птицы встречают весну

2

0,5

1.5

12

Растительный мир

3

0,5

2,5

13

Осень

2

0

2

14

Овощи и фрукты

3

0,5

2.5

15

Птицы осенью

3

0.5

2,5

16

Орудия труда

3

0,5

2,5

15

Профессии

3

1

2

Итого:

48

10,5

37,5

 

                                 Учебно-методическое обеспечение программы

1.​ Аверина И. Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис- Пресс. 2006.

2.​ Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

3.​ Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

4.​ Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.

5.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. «ТЦ Сфера»,2014.

6.​ Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

7. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.. Пальцы помогают говорить.- М. «ГНОМ». 2012.

8. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А.Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005.302с.

9.​ Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.

10.​ Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

11. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.

12. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.

13. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.

14.​ Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

15.​ Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

16. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. , 2014.

17.​ Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

18.​ Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.