12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гареева Н.Е.20 |
Дополнительная образовательная программа для детей с ОВЗ «Ручки говорят»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГОРОДЕ ДИМИТРОВГРАДЕ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Ручки говорят»
Возраст обучающихся: 3-18 лет
Срок реализации: 4 месяца (48ч.)
Автор-составитель: учитель - логопед
ОГКУ СО « Реабилитационный центр
детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
в городе Димитровграде»
Гареева Нелли Евгеньевна
Димитровград 2020г.
Паспорт программы.
Наименование дополнительной образовательной услуги | Дополнительная образовательная программа по логопедической реабилитации, направленной на развитие мелкой моторики рук, как одной из предпосылок формирования связной речи у ребёнка с ОВЗ. областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г.Димитровграде». |
Основание для разработки программы | Декларация прав и свобод человека; Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ Закон «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт;
|
Организация исполнитель программы | Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Димитровграде» |
Целевая группа | Получатели услуг ОГКУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Димитровграде» |
Составитель программы | Учитель – логопед ОГКУ СО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Димитровграде», Гареева Нелли Евгеньевна |
Вид программы | Модифицированная |
Тип программы | Специализированная |
По цели обучения | Логопедическая реабилитация |
По форме организации | Интегрированная. |
Направление деятельности | Социально-педагогическая |
Цели программы | - создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.
|
Основные задачи программы | Коррекционно - воспитательные: - воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость; - воспитывать внимательность к выполнению заданий; - воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду; Коррекционно -развивающие: - развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; - развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием; - развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Коррекционно – образовательные: - научить детей владеть графическими навыками письма; - формировать навыки исполнительского мастерства; - формировать познавательную активность и творческое воображение детей.
|
Основные ожидаемые результаты реализации программы | - улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности; - повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук; - улучшение общей двигательной активности; - улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми; - формирование чёткой, грамотной, связной речи; - улучшение воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности. |
Сроки реализации программы
| 4 месяца (48часов) один коррекционный период реабилитации |
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………………....................... 2
Пояснительная записка………………………………………………………….................... 5
Обоснование необходимости разработки и внедрение Программы…………............................5
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………….....................................................................5
Актуальность Программы……………………………………………................................................…………6
Особенности Программы………………………….…………………...............................................………….7
Цели и задачи Программы……………………………………...........................................…………………...7
Ожидаемые результаты…………….……………….………….............................................………………..8
3. Учебно-тематический план……………………….........................………………………9 - 11
4.Методическое обеспечение программы………...................……………………………….12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего школьного, старшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую направленность по развитию пальчиковой моторики, предназначена для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ, оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Дети с ОВЗ представляют собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ОВЗ отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.
Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении при целенаправленной коррекционной работе.
Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка c ОВЗ в школе. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Особенности программы
обучение детей с ОВЗ ОГКУ СО РЦ проводится с трехлетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики в сочетании с лексической темой по развитию речи;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями - формирование мотивации в работе с детьми. Диагностика сопровождается анкетированием и беседой с родителями с последующим привлечением последних к участию в занятиях и мастер – классах, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.
Задачи программы:
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Коррекционно -развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать связную монологическую речь.
4. Развивать грамматические средства оформления высказывания.
5. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Коррекционно – образовательные:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма.
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
- улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- улучшение общей двигательной активности;
- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;
- формирование чёткой, грамотной речи;
- улучшение воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диагностики.
Организация занятий:
Занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала тему предыдущего занятия. Процесс обучения совмещается с практической деятельностью. Программа рассчитана на три возрастные группы: группа 1 – от 3х до 7лет, группа 2 – от 8 до 12лет, группа 3 – от 13до17лет.
Программа рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах и индивидуально по 25 минут и предполагают использование следующих видов деятельности:
- беседа;
- пальчиковая гимнастика;
- дидактическая игра;
- игры с нестандартным оборудованием;
- графические упражнения;
- упражнения с проволокой, пластилином, бумагой;
- коллективное творчество;
- речевые упражнения по заданию логопеда.
В работе используются разнообразные формы работы: диагностирование детей, организация работы с семьей, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Учебный план программы «Умелые ручки»
№ | Наименование раздела | Общее количество часов | В том числе | |||||||
Гр.1 | Гр.2 | Гр.3 | теоретических | Практических | ||||||
Гр.1 | Гр.2 | Гр.3 | Гр.1 | Гр.2 | Гр.3 | |||||
1. | Диагностирование. | 4 | 4 | 4 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
2. | Коррекционно-развивающее обучение. | 44 | 44 | 44 | 10 | 9,5 | 9 | 34 | 34,5 | 35 |
| Итого: | 48 | 48 | 48 | 11,5 | 11 | 10,5 | 36.5 | 37 | 37,5 |
Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».
Группа 1 – (от 3х - до 7 лет)
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. Диагностирование | 4 | 1,5 | 2,5 | |
1 | Входная диагностика. | 2 | 1 | 1 |
2 | Промежуточная диагностика. | 1 | 0 | 1 |
3 | Итоговая диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Коррекционно-развивающее обучение. | 44 | 10 | 34 | |
1 | Я - человек | 3 | 1 | 2 |
2 | Семья | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Одежда и обувь | 3 | 1 | 2 |
4 | Мебель, посуда | 4 | 1 | 3 |
5 | Город, транспорт | 3 | 0,5 | 2,5 |
6 | Дикие и домашние животные | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Дикие животные и их детеныши | 2 | 0,5 | 1.5 |
8 | Зима | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Птицы зимой | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Весна | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Птицы встречают весну | 2 | 0,5 | 1.5 |
12 | Растительный мир | 3 | 0,5 | 2,5 |
13 | Осень | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Овощи и фрукты | 4 | 1 | 3 |
15 | Птицы осенью | 3 | 0.5 | 2,5 |
16 | Орудия труда | 3 | 0,5 | 2,5 |
15 | Профессии | 0 | 0 | 0 |
Итого: | 48 | 11,5 | 36,5 |
Учебно-тематический план программы «Ручки говорят».
Группа 2 – (от 8 до 12лет)
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. Диагностирование | 4 | 1,5 | 2,5 | |
1 | Входная диагностика. | 2 | 1 | 1 |
2 | Промежуточная диагностика. | 1 | 0 | 1 |
3 | Итоговая диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Коррекционно-развивающее обучение. | 44 | 9,5 | 34,5 | |
1 | Я - человек | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Семья | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Одежда и обувь | 3 | 1 | 2 |
4 | Мебель, посуда | 3 | 1 | 2 |
5 | Город, транспорт | 4 | 0,5 | 3,5 |
6 | Дикие и домашние животные | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Дикие животные и их детеныши | 2 | 0,5 | 1.5 |
8 | Зима | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Птицы зимой | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Весна | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Птицы встречают весну | 2 | 0,5 | 1.5 |
12 | Растительный мир | 3 | 0,5 | 2,5 |
13 | Осень | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Овощи и фрукты | 2 | 0,5 | 1.5 |
15 | Птицы осенью | 3 | 0.5 | 2,5 |
16 | Орудия труда | 3 | 0,5 | 2,5 |
15 | Профессии | 3 | 0,5 | 2,5 |
Итого: | 48 | 11 | 37 |
Учебно-тематический план программы «Ручки говорят»
Группа 3 – (от 13 до 17 лет)
Данная программа направлена на развитие мелкой моторики ребенка с ОВЗ.
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. Диагностирование | 4 | 1,5 | 2,5 | |
1 | Входная диагностика. | 2 | 1 | 1 |
2 | Промежуточная диагностика. | 1 | 0 | 1 |
3 | Итоговая диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. Коррекционно-развивающее обучение. | 44 | 9 | 35 | |
1 | Я - человек | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Семья | 3 | 0 | 3 |
3 | Одежда и обувь | 3 | 1 | 2 |
4 | Мебель, посуда | 3 | 1 | 2 |
5 | Город, транспорт | 3 | 0,5 | 2,5 |
6 | Дикие и домашние животные | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Дикие животные и их детеныши | 2 | 0,5 | 1.5 |
8 | Зима | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Птицы зимой | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Весна | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Птицы встречают весну | 2 | 0,5 | 1.5 |
12 | Растительный мир | 3 | 0,5 | 2,5 |
13 | Осень | 2 | 0 | 2 |
14 | Овощи и фрукты | 3 | 0,5 | 2.5 |
15 | Птицы осенью | 3 | 0.5 | 2,5 |
16 | Орудия труда | 3 | 0,5 | 2,5 |
15 | Профессии | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 48 | 10,5 | 37,5 |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Аверина И. Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис- Пресс. 2006.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
5.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. «ТЦ Сфера»,2014.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
7. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.. Пальцы помогают говорить.- М. «ГНОМ». 2012.
8. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А.Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005.302с.
9. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
10. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
11. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.
12. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.
13. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.
14. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
15. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
16. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. , 2014.
17. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
18. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40