Дополнительная образовательная программа по английскому языку «English Kids Club»
Управление образования администрации г. Горловка
УДО «Горловский Центр внешкольной работы»
Утверждено:
Директор ЦВР
_________ О.П. Гончарова
Дополнительная образовательная программа клуба по интересам
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Педагог-организатор
РАССМОТРЕНО
На заседании методического совета
УДО «Горловский Центр внешкольной работы»
Протокол № 1 от 06.09.2017
Горловка 2017
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа клуба по интересам «English Kids` Club» имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение ребенком дошкольного возраста базовых основ английского языка, ознакомление его с культурой англоязычных стран.
Образовательный процесс данной программы определяют и регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и наука Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования для детей»;
Методические рекомендации по вопросам организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2017-2018 учебном году;
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;
Положение о деятельности клубов по интересам УДО «Горловский Центр внешкольной работы».
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что в настоящее время интерес к раннему обучению детей иностранным языкам повышается, так как это создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому разнообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Язык для ребенка – это, прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей.
Кроме этого целесообразность программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Актуальность введения английского языка в дошкольном возрасте обусловлена особенностями детской психики, легкого восприятия и усвоения языкового материала, конечно, при условии отсутствия логопедических противопоказаний. Рекомендуется начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, так как у ребенка в этом возрасте формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.
Ребенок в раннем возрасте, овладевая иностранным языком, не ощущает огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном, чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей школьного возраста. Следует так же использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания. А легче всего это происходит в игре.
Новизна программы заключается в том, что организация образовательной деятельности строится на основе интереса и содержит проблемно-игровые ситуации, для того, чтобы развивать у ребенка любознательность, познавательную активность, самостоятельность.
Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей каждого ребенка.
Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии.
Цель программы – создание условий для успешного развития у ребенка лингвистических способностей и первого опыта элементарных навыков освоения английского языка.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать у обучающихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
- научить элементарной диалогической и монологической речи;
- вырабатывать у обучающихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания.
- способствовать более раннему приобщению дошкольников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- знакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие:
- развивать мышление, память, воображение, волю;
- расширять кругозор, формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- знакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
- развивать фонематический слух.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению английского языка;
- воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство толерантности и уважения к другой культуре;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;
• принцип опоры на родной язык, предполагающий проведение определенных параллелей родного и иностранного языка и установление общих закономерностей, особенно при введении в словарь детей новой лексики, при объяснении игр;
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;
• принцип «минимакса», заключающийся в минимальном количестве вводимых на занятии фраз при их максимальной тренировке;
• принцип игровой основы обучения и наглядности;
• доступности (от простого к сложному).
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения овладения иностранным языком (на элементарном уровне) как средством общения. Опираясь на определенный объём лексики, грамматических и речевых структур английского языка, дети приобщаются к английскому языку и англоязычной культуре.
Виды образовательной деятельности:
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- литературно-художественная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- постановка драматических сценок;
- разучивание стихов, разучивание и исполнение песен;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив речевой деятельности детей на английском языке, используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка включиться в общение на нем:
- Яркая предметная и изобразительная наглядность;
- Игровые ситуации;
- Новизна впечатлений;
- Эффекты неожиданностей;
- Поощрения в разных видах;
- Элементы соревнования;
- Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями;
- Любопытство, познавательный интерес;
- Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом;
- Изобразительная деятельность;
- Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
На занятиях сочетаются различные формы работы: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.
Виды и формы работы:
1. Имитация.
2. Использование дидактических игр.
3. Работа над произношением:
а) скороговорки;
б) рифмовки.
4. Работа с игрушкой:
а) диалог с игрушкой;
б) описание игрушки (использование мнемосимволов).
5. Работа с картинкой:
а) описание картинки (использование мнемосимволов).
б) дидактические игры.
6. Разучивание и декламация стихов:
а) разучивание;
б) конкурс стихов.
7. Подвижные игры (хороводные игры, спортивные).
8.Творческая деятельность.
Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Обучение проводится с опорой на родной язык, но постепенно переходит на иностранный. Направлена программа на быстрое и качественное овладение разговорным английским языком (правильно называть цвета, считать до 10, рассказывать о себе и своей семье и так далее). На каждом занятии дети разучивают стишки, пословицы, песни либо рифмовки которые построены на словах и фразах, уже усвоенных ребенком. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике».
При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения осваивается и грамматика. Сначала ребенок запоминает слова и выражения, а потом начинает понимать различие между языковыми формами: единственным и множественным числом, прошедшим и настоящим временем. Дети сразу учатся говорить правильно.
Методы и приемы:
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
приветствие, организационный момент;
фонетическая разминка.
Основная часть:
лексический материал по теме занятия;
речевой материал по теме;
грамматический материал;
игры на закрепление материала;
физкультминутки.
Заключительная часть:
закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций;
ориентировка на следующее занятие.
Диагностический инструментарий
С целью контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения применяются такие формы, как:
фронтальные и индивидуальные вопросы;
занятия повторения;
проведение праздников;
проведение интеллектуальных и дидактических игр;
проведение открытых занятий для родителей;
проведения конкурсов чтецов.
Планируемые результаты освоения программы
Итогами усвоения содержания программы является устойчивый интерес к занятиям английского языка, инициативность в обучении и понимание важности английского языка в современном мире.
К концу обучения обучающиеся должны знать и практически владеть:
словами по темам, касающиеся их повседневной жизни.
- 40-50 слов на английском языке;
-10 готовых речевых образцов:
Я …(имя).
Мне … (возраст).
Я вижу…
Я умею…
Я люблю…
Я имею…
Я могу…
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут?
Умеешь ли ты?
Есть ли у тебя?
- А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.
правилами употребления грамматических форм, связанных с этими темами.
адекватным произношением и различать на слух все звуки английского языка, интонацией основных типов предложений.
Обучающиеся должны уметь:
понимать инструкцию педагога по выполнению заданий;
воспринимать короткие неспециализированные высказывания на слух;
поддержать диалог этикетного характера, а также поддержать диалог и общаться на бытовые темы (семья, покупки, праздники, счет предметов и их цвет), уметь поздравить с праздниками;
понимать простейшие слова и предложения, владеть активной речью;
Обучающиеся приобретают следующие социокультурные знания:
названия страны, язык которой изучают;
знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
Критерии оценки полученных знаний
Высокий |
Средний |
Низкий |
Дети имеют высокий уровень понимания английского языка, способность отвечать на поставленные вопросы правильно, знают наизусть рифмовки, стихотворения, песни. Умеют рассказывать о своей семье, описывает предмет, рассказывает о животных. Без ошибок знает счет от 1 до 10. |
Дети имеют представление об английском языке, способны рассказывать стихотворения, петь песни. Могут отвечать на поставленные вопросы. Знают названия членов семьи. Могут назвать животных. Умеют считать с подсказкой до 10. |
Дети имеют размытое представление об английском языке. С трудом могут назвать и рассказать о членах семьи. Могут рассказать песни, стихи только с помощью воспитателя. Затрудняются в счете. Не знают названия животных. Не могут ответить на поставленные вопросы. |
Сроки реализации программы клуба по интересам «English Kids`Club» - 1 год обучения.
В соответствии с положением о деятельности клубов по интересам программа рассчитана на 72 академических часа в год, с периодичностью занятий 2 раза в неделю и составлена для детей 5-7 лет, изучающих иностранный (английский) язык в качестве первого иностранного языка.
Процесс обучения осуществляется по учебно-тематическому плану, определяющему количество и содержание образовательной деятельности в месяц, по разработанным сюжетам.
Расписание занятий
День недели |
Время |
среда |
9.00-10.00 |
пятница |
9.00-10.00 |
Материальное обеспечение программы:
ноутбук;
тематические карточки и картинки;
аудио-, видеоматериалы;
объемные и дидактические игрушки разных цветов и размеров;
цветные карандаши;
мяч;
рабочая тетрадь «Amusing book for children», В.И. Гатальская, О.Ю. Король;
рабочая тетрадь «Английский для малышей 4-6 лет», И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская.
Методическое обеспечение программы:
учебник «Английский для малышей», И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская;
руководство для преподавателей «Английский для малышей», И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская;
Мультимедийные презентации;
Карточки с лексическим материалом;
Интернет-ресурсы:
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/
http://www.cartoons-english/ru/for-english-teachers.html
http://www.english-cartoons.ru/forteachers.html
Учебно-тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
2 |
«Здравствуйте! Это я!» |
6 |
3 |
3 |
3 |
«Моя семья» |
9 |
4 |
5 |
4 |
«Приятного аппетита» |
9 |
4 |
5 |
5 |
«В гостях у времен года» |
12 |
6 |
6 |
6 |
«Радуга-дуга» |
8 |
4 |
4 |
7 |
«В мире животных» |
9 |
4 |
5 |
8 |
«Путешествие в Диснейленд» |
7 |
3 |
4 |
9 |
«Мой любимый день» |
8 |
4 |
4 |
10 |
Повторение пройденного материала |
2 |
0,5 |
1,5 |
11 |
Итоговое занятие. Игра-квест «Путешествие с Винни-Пухом» |
1 |
- |
1 |
Итого |
72 |
Содержание программы
-
Вводное занятие.
Знакомство со странами, где говорят по-английски, с забавным персонажем, который будет помогать при изучении английского языка. Инструктаж по технике безопасности.
-
«Здравствуйте! Это я!»
Знакомство с обучающимися с помощью приветственных слов: Hello, hi, good morning, good bye. Игра «Тук-Тук». Введение речевых образцов «My name is…/ I am…». Игра «Придумай себе имя». Введение вопросов «What is your name?, Who are you»? Ведение диалога между детьми и сказочными героями. Игра «Волшебный микрофон»
-
«Моя семья»
Знакомство с новой лексикой с использованием настольно - плоскостного театра. Игра «Расскажи о себе». Счет «1, 2, 3». Введение личных местоимений. Введение структуры «I have...I have not…». Игра «Путаница». Повторение изученной лексики и грамматических структур. Игра «Будь внимателен». Итоговое занятие «Мое семейное дерево»
-
«Приятного аппетита»
Знакомство с лексикой на тему еда, продукты. Игра «В магазине». Введение фраз: «I like... I don’t like...What do you like?». Разучивание песни «Some honey». Введение слов «hot – cool», «sweet – salt –sour». Введение структуры «Give me please…». Дидактические игры на закрепление материала «В магазин с мамой», «Отмечаем день рождения».
-
«В гостях у времен года»
Введение лексики по теме «Времена года, месяцы». Игра «Кто быстрей». Знакомство с лексикой по теме «Погода». Описание погоды за окном. Заочная экскурсия к волшебному костру Братьев месяцев. Ведение речевого образца «It is…It is not…What is it?». Счет «1, 2, 3, 4, 5, 6». Введение структуры «I can…» и сопутствующей лексики (to run, to sing, to play football, to swim, to jump, to ski, to walk и т.д.), практика в составлении высказываний «I can run in spring». Игра «Каждому времени года свой праздник». Диалог по теме «Любимое время года. Погода». Игра-соревнование «Собери мозаику».
-
«Радуга-дуга»
Знакомство с цветами с помощью озвученной компьютерной презентации. Игра «Раскрась». Игра «Угадай цвет». Игра «Светофор». Стихотворения о красках. Введение вопроса «What color is it?». Ответ на вопрос: «Что, какого цвета?». Тренировка лексики с помощью разноцветных кубиков. Знакомство с множественным числом существительных. Закрепление темы в игровой форме («Угадай цвет», «Разноцветное дерево» и т.д.).
-
«В мире животных»
Введение новой лексики по теме с использованием презентации. Разучивание песни «Let`s play …». Дидактические игры «Поздоровайся с животными», «Как здороваются звери?». Счет «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10». Игра «Найди зверя». Игра «Найди своё место». Работа над проектом «Животные дикие и домашние»
-
«Путешествие в Диснейленд»
Знакомство с новой лексикой с помощью компьютерной презентации. Введение слов «big – little», «long – short». Введение структуры «My favorite toy is…? ». Игра «Магазин игрушек». Изготовление рисунков «Подарок для друга». Игра «У кого игрушка?». Игра «Большие следы». Игра «Зеркало». Рассказ о своей любимой игрушке с помощью педагога на английском языке.
-
«Мой любимый день»
Знакомство с названиями дней недели. Работа с лексическим материалом по картинкам. Прослушивание и заучивание песни «Days Of The Week». Введение лексики по теме «Мой распорядок дня». Игра «Что я делаю?».
-
Повторение пройденного материала.
Систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала.
-
Итоговое занятие.
Игра-квест «Путешествие с Винни-Пухом»
Учебно-календарный план
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
«Здравствуйте! Это я!» |
|||
2. |
Здравствуйте, это я |
1 |
|
3. |
Тук-тук, кто там? |
1 |
|
4. |
Встреча с гостями сказок |
1 |
|
5. |
В гостях у Буратино |
1 |
|
6. |
В гостях у Красной Шапочки |
1 |
|
7. |
Незнайка знакомится с ребятами |
1 |
|
«Моя семья» |
|||
8. |
Кто есть кто |
1 |
|
9. |
1, 2, 3 – кто это назови |
1 |
|
10. |
Мой фотоальбом |
1 |
|
11. |
Посмотри на наши лица |
1 |
|
12. |
У меня есть… |
1 |
|
13. |
Мама, папа, я – дружная семья |
1 |
|
14. |
Я люблю свою семью |
1 |
|
15. |
В гостях у бабушки |
1 |
|
16. |
Мое семейное дерево |
1 |
|
«Приятного аппетита» |
|||
17. |
Еда, еда, еда… |
1 |
|
18. |
Что растет на огороде |
1 |
|
19. |
Что готовит мама |
1 |
|
20. |
Я люблю… Я не люблю… |
1 |
|
21. |
Напитки |
1 |
|
22. |
Долина сладостей |
1 |
|
23. |
Дайте мне, пожалуйста… |
1 |
|
24. |
В магазине с мамой |
1 |
|
25. |
Мой день рождения |
1 |
|
«В гостях у времен года» |
|||
26. |
Времена года |
1 |
|
27. |
Сегодня за окошком |
1 |
|
28. |
Осень золотая |
1 |
|
29. |
Зимушка-Зима |
1 |
|
30. |
В гостях у Санта Клауса |
1 |
|
31. |
Празднуем наш Новый год |
1 |
|
32. |
1, 2, 3, 4, 5 – выходите все гулять |
1 |
|
33. |
Весна-красавица |
1 |
|
34. |
Письмо в лето |
1 |
|
35. |
Чем можно заниматься в различное время года? |
1 |
|
36. |
Каждому времени года свой праздник |
1 |
|
37. |
Любимое время года |
1 |
|
«Радуга-дуга» |
|||
38. |
Разноцветные краски |
1 |
|
39. |
В гостях у краски |
1 |
|
40. |
Краски вокруг нас |
1 |
|
41. |
Что могут мои цветные карандаши |
1 |
|
42. |
Что какого цвета |
1 |
|
43. |
Цветик-семицветик |
1 |
|
44. |
Я рисую этот мир |
1 |
|
45. |
В гостях у кубика-рубика |
1 |
|
«В мире животных» |
|||
46. |
Мой пушистый друг |
1 |
|
47. |
Звери в лесу |
1 |
|
48. |
Ура! Мы в зоопарке |
1 |
|
49. |
Волшебный счет |
1 |
|
50. |
В гостях у мудрой Совы |
1 |
|
51. |
Занимательное лото |
1 |
|
52. |
Шаг за шагом |
1 |
|
53. |
Веселая карусель |
1 |
|
54. |
В лесу и на ферме |
1 |
|
«Путешествие в Диснейленд» |
|||
55. |
Я умею все на свете |
1 |
|
56. |
Прыгай, бегай и играй! |
1 |
|
57. |
Игры в садике и дома |
1 |
|
58. |
Где спрятались игрушки? |
1 |
|
59. |
Магазин игрушек |
1 |
|
60. |
Моя любимая игрушка |
1 |
|
61. |
Подарок для друга |
1 |
|
«Мой любимый день» |
|||
62. |
Дни недели |
1 |
|
63. |
Распорядок дня |
1 |
|
64. |
Мое хобби |
1 |
|
65. |
А сегодня у нас выходной |
1 |
|
66. |
Время для игр |
1 |
|
67. |
Когда у мамы выходной |
1 |
|
68. |
Прогулка в парке |
1 |
|
69. |
История одного дня |
1 |
|
70. |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
71. |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
72. |
Путешествие с Винни-Пухом |
1 |
|
Всего |
72 |
Список использованной литературы
Конышева А. В. Английский для малышей, Минск, 2004.
Вронская И. В. Английский язык в детском саду. Спб., 2001
Биболетова М.З. и др. “Enjoy English-1”, Обнинск: Титул, 2005
Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М., Просвещение, 1984
Журнал «Иностранные языки в школе»
Английский для самых маленьких./Под ред. Н.А. Бонк. – М., Росмен, 2006
Бурова И.И., Буров А.В. Английский язык. Словарик. Песенки. Игры. – М., ОЛМА Медиа Групп, 2007
Иванова М.В. Английский для самых маленьких. – М., АСТ-Астрель, 2006
Каркусова Д.М. Учим английскому языку, играя. Пособие для учителей. – Ростов н/Д., Феникс, 2007
Клементьева Т.Б., Боума Э. Path to the World. Английский язык для дошкольников: в 2 ч. - М., Вентана-Граф, 2012
Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошкольников английскому языку. – М., Сфера, 2007