Дополнительная образовательная программа «Хочу в школу»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОКОЛ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Директор ГБОУ ДО РК
протоколом № _________________ ДОЦ «Сокол»
от _______________ В.А. Матвеева
_____________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хочу в школу» (краткосрочная)
Возраст обучающихся: 6 -7,5 лет
Программу разработала:
Борецкая Кристина Александровна
педагог дополнительного образования
с. Соколиное,
2020г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Предлагаемый курс дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.
Обучение с развлечением – главная особенность групп развития. Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в рабочих тетрадях «Прописи» и «Я начинаю читать», способствует формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков». В рабочих тетрадях «За три месяца до школы» учтены все задачи и требования ФГОС к уровню подготовки будущего первоклассника. Задания, подобранные в этих тетрадях, определяют умение быстро отвечать, оценивают уровень общих знаний, кругозор. Родители и педагоги могут своевременно помочь ребёнку овладеть недостающими знаниями и умениями.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника.
Актуальность. Заботиться о современном развитии речи ребѐнка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших учѐных таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребѐнка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть ещѐ одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть ребѐнка. Концепция программы базируется на следующих принципах:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм приведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции. Она может быть использована для детей не посещающих детский сад. Образовательный процесс включает в себя такие виды деятельности, как игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательная деятельность, элементарная математика, развитие речи. В каждый вид деятельности включены наиболее приемлемые для данного возраста игры, наблюдения, темы для общения, подвижные игры. При составлении содержания образовательного процесса учитывались: доступность его детям, развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность.
Целью программы является - подготовка детей к школе в интеллектуальном плане, развитие мотивации к обучению, способствование сокращению адаптационного периода в 1 классе.
Задачи:
-Развитие познавательных способностей;
-Развитие общеучебных умений и навыков.
-Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
-Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
-Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- Способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Формирование социально адекватных способов поведения.
-Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
-Воспитание целеустремленности и настойчивости;
-Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
-Формирование умения решать творческие задачи.
Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
1. соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика; 2. свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
3. знать «соседей» числа;
4. решать простые задачи (в одно действие);
5. на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твѐрдый - мягкий, звонкий - глухой);
6. составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
7. пересказывать небольшие тексты;
8. правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
9. выполнять на слух инструкции для обучающегося;
10. ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого.
11. решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
12. самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
После завершения обучения подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Сроки и этапы реализации программы- программа рассчитана на 3 месяца,
обучения для детей дошкольного возраста, 6 -7,5 лет.
Календарно – тематическое планирование
курса
№/№ | Название занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | - Звук А,О,У, буква А, О, У Звуковые прятки. «Назови одним словом», «Рассказ по картинке» Пальчиковые игры. -Дорисовывание. Больше, меньше, столько же. Первый, второй. Какой по счёту? -Сказка «Теремок» (разыгрывание сюжета), обсуждение смысла сказки (кукольный театр) | 0,5 0,20 0,10 | 0,15 | 0,15 0,20 0,10 |
2. | Путешествие в страну знаний. «Веселый карандаш»- рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. Пальчиковые игры -Знаки больше, меньше, равно .Круг. Окружность. Сборка целого из частей. -Число 3. Решение примеров. Состав числа. - «Каждой вещи – своё место»-игра-напоминалка. -«Найди отличия» (работа в тетради) | 0,20 0,30 0,10 | 0,10 0,15 | 0,10 0,15 0,10 |
3. | Звуки и буквы, гласные и согласные. Сказка о Гласе и Согласе. -Звук М, буква М. Что мы про них знаем. -Звук С, буква С. Звуковые прятки. «Каждой вещи – своё место»-игра-напоминалка. «Найди отличия, Игра «Доскажи словечко» ДЕ… - Больше, меньше, одинакового размера. -Квадрат. Сборка целого из частей. | 0,5 0,20 0,10 | 0,10 0,10 | 0,20 0,10 0,10 |
4. | - Звук Х, буква Х. Звуковые прятки. Звук Р, буква Р. Семья гласных. Семья согласных
-Число 4. Решение примеров. Состав числа. Времена года. 4.Подборка и запись чисел. -«Назови одним словом», «Рассказ по картинке» -Математические физминутки | 0,15 0,30 0,15 | 0,10 0,15 | 0,05 0,15 0,15 |
5. | Звук и буква Ш,Ы,Л Слог и ударение: - деление слов на слоги; -определение количества слогов в слове. - Выше, ниже, одинаковой высоты. -«Найди одинаковые», «Кто где живет» (работа в тетради), составление рассказа по картинке. | 0,25 0,20 0,15 | 0,15 | 0,10 0,20 0,15 |
6. | Число 5. Состав числа 5. -Старше, младше. Подбор чисел. Рисуем узоры. Подборка и запись чисел. -«Найди одинаковые», «Кто где живет» (работа в тетради) | 0,30 0,30 | 0,15 | 0,15 0,30 |
7. | -Звук К, буква К. Звуковые прятки. Звук Л, буква Л -Звуковые прятки -Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов. Штриховка. - Графический диктант. | 0,25 0,25 0,10 | 0,10 0,10 | 0,15 0,15 0,10 |
8. | Звонкие и глухие, гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки (промежуточный контроль знаний) Игра «Найди домик для буквы». -«Игра наоборот», «Найди нужную фигуру», «Дорисуй» (работа в тетради) | 0,25 0,20 0,15 | 0,10 | 0,15 0,20 0,15 |
9. | - Звук и буквы –Н,К,Т-рисование бордюров, штриховка. - деление слов на слоги; -определение количества слогов в слове. -«Что сначала, что – потом?» составление режима дня. Подвижные игры. | 0,20 0,20 0,20 | 0,10 0,10 | 0,10 0,10 0,20 |
10. | Звук и буквы-И,П. Семья гласных. Семья согласных. Твёрдые и мягкие звуки. Кто ты? Пальчиковые игры. Прямоугольник. -Ориентация в пространстве и на плоскости. -Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров .Штриховка. | 0,15 0,15 0,30 | 0,10 0,10 | 0,10 0,05 0,30 |
11. | Звук и буквы З,Й. Чтение слогов, слов. - Число 6.Состав числа. Меньше, больше, столько же (закрепление). Состав числа 6. - Письмо прямых наклонных линий. Игры на внимание. | 0,15 0,25 0,20 | 0,10 0,15 | 0,05 0,10 0,20 |
12. | - Звук и буквы Г, В«Найди домик для буквы» , чтение слов, текста,пальчиковые игры. - Письмо наклонной линии Графический диктант. Толще, тоньше, одинаковой | 0,15 0,20 0,25 | 0,10 | 0,05 0,20 0,25 |
13. | Звук и буква Д,Б, чтение слов, текста.Пальчиковые игры. - Части и целое (закрепление).Овал. -Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий | 0,25 0,15 0,20 | 0,10 0,10 | 0,15 0,05 0,20 |
14. | Звук и буква Ж,Е, чтение слов, текста. - Число 7. Меньше на 2, столько же, на один больше. Состав числа 7.Подвижные игры. -Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху. | 0,20 0,25 0,15 | 0,10 0,15 | 0,10 0,10 0,15 |
15. | -Ь знак, чтение текста.
-Форма. Дни недели. Рисуем по образцу. -Письмо элементов изученных букв. | 0,20 0,20 0,20 | 0,10 0,10 | 0,10 0,10 0,10 |
16. | -Звук и буква Я,Ю упражнения к теме. - Число 8. Состав числа 8. -«Назови одним словом», «Найди лишнее», «Дорисуй», «Подбери пару» | 0,20 0,20 0,20 | 0,10 0,10 | 0,10 0,10 0,20 |
17. | -Звук и буква Ё, чтение текста Ё-Е. - Ориентировка по плану. Графический диктант. Больше, меньше (закрепление понятий) - «Отвечайка», «Подбери комплект». Природные явления. Опиши картинку. | 0,20 0,20 0,20 | 0,10 | 0,10 0,20 0,20 |
18. | -Что узнали? Чему научились? (промежуточный контроль знаний) Звук и буква Ч, Э, чтение текста. -«Назови детёнышей», «Следи глазами», «Подбери пару». | 0,15 0,35 0,10 | 0,15 | 0,15 0,10 0,10 |
19. | - Число 9.Состав числа 9. Подборка и запись чисел. Дорисовывание. - Число 0. Решение числовой цепочки. Рисуем по образцу. Закономерности. | 0,35 0,25 | 0,15 0,15 | 0,20 0,10 |
20. | -Звук и буква Ц –чтение текста. «Подбери букву». Деформированное слово – сложи правильно. Пальчиковые игры. - Число 10.Состав числа 10. Дорисовывание. Подборка и запись чисел. | 0,20 0,20 0,20 | 0,10 | 0,20 0,10 0,20 |
21. | Звук и буква Ф,Щ - Сборка целого из частей. Срисовывание. - Решение задач. Решение примеров. Закрепление | 0,20 0,20 0,20 | 0,10 0,10 | 0,10 0,10 0,20 |
22. | -Ъ знак, предложение. «Я пишу слова!» Рисунок по образцу. Составление рассказа по картинке. - Решение задач. Решение примеров. Закрепление -«Где видели?» «НА, НАД,ПОД», «Найди пару», «раскрась по образцу» | 0,25 0,20 0,15 | 0,10 0,05 | 0,15 0,20 0,10 |
23. | -Повторение пройденного материала, счет. «Узнай предмет по описанию», «Рассмотри и ответь», «Найди ошибку» | 0,30 0,30 | 0,15 | 0,15 0,30 |
24. | - Итоговая диагностика знаний, умений навыков. - ПРОВЕРЬ СЕБЯ – игра-викторина. | 0,30 0,30 | 0,10 | 0,20 0,30 |
| ИТОГО: | 24ч | 7ч | 17ч |
Содержание программы.
1.Звук А, буква А. Звуковые прятки. Звук Б, буква Б. Бабочка (читаем, рисуем)
Знакомство с понятиями «гласные», «согласные». Пальчиковые игры.
-Дорисовывание. Больше, меньше, столько же. Первый, второй. Какой по счёту?
-Сказка «Теремок» (разыгрывание сюжета), обсуждение смысла сказки
(кукольный театр). Физминутки, подвижные игры.
2. Изучение нового материала, использование наглядности, упражнения на развития артикулиции, пальчиковые игры, подвижные игры.
3. Изучение нового материала, проверка изученного, самостоятельная работа в тетрадях, пальчиковые игры, подвижные игры.
4. Изучение нового материала, артикуляционные упражнения, математическая физминутка, пальчиковые игры. Игры на внимание. Упражнения на развитие речи.
5. Изучение нового материала, Игра «Найди домик для буквы» Пальчиковые игры. буква Звуковые прятки. Решение задач. Выше, ниже, одинаковой высоты.
«Найди одинаковые», «Кто где живет» (работа в тетради), составление рассказа по картинке.
6. Семья гласных. Семья согласных. Пальчиковые игры
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. Порядковый счёт, физминутки. Проверочная работа.
7. Изучение нового материала. Звуковые прятки.
Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов. Штриховка.
Графический диктант.
8. Звонкие и глухие, гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки (промежуточный контроль знаний) Игра «Найди домик для буквы». Старше, младше. Подбор чисел. Рисуем узоры. Физминутки, подвижные игры, работа в тетради
9. Изучение нового материала, что мы знаем о согласных? –игры-викторина. Звуковые прятки. Слог и ударение:- деление слов на слоги;-определение количества слогов в слове. «Что сначала, что – потом?» составление режима дня. Подвижные игры.
10. Семья гласных. Семья согласных. Игра. Пальчиковые игры. Короче, длиннее, одинаковой длины. Изучение фигуры -прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости. Физминутки, подвижные игры.
11. Изучение нового материала, звуковые прятки.
Семья гласных. Семья согласных. Твёрдые и мягкие звуки. Кто ты? Пальчиковые игры
Меньше, больше, столько же (закрепление). Письмо прямых наклонных линий. Игры на внимание.
12. Звуковые прятки. Игра «Найди домик для буквы» Пальчиковые игры
Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху.
Графический диктант. Толще, тоньше, одинаковой толщины.
13. Звуковые прятки.Семья гласных. Семья согласных. Пальчиковые игры
Части и целое (закрепление). Овал. Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. Физминутки.
14. Изучение нового материала. Звуковые прятки.
«Гласные – согласные, найди семью». Игра «Найди домик для буквы».
Подвижные игры. Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху.
15. Шипящие- это легко, упражнения на развитие артикуляции. Звуковые прятки.
Семья согласных. Форма. Дни недели. Игры на развитие познавательных процессов -мышление, рисуем по образцу. Письмо элементов изученных букв.
16. Семья гласных. Семья согласных. Твёрдые и мягкие звуки. Физминутки, подвижные игры на развитие познавательных процессов-
«Назови одним словом», «Найди лишнее», «Дорисуй», «Подбери пару».
17. Звуковые прятки. Повтор изученного материала. Семья гласных.
Ориентировка по плану. Графический диктант. Больше, меньше (закрепление понятий)
«Отвечайка», «Подбери комплект». Природные явления. Опиши картинку. Физминутки.
18. Что узнали? Чему научились? (промежуточный контроль знаний) Алфавит.
Игра-викторина. Дорисовывание. «Назови детёнышей», «Следи глазами», «Подбери пару».
19. Знаки Ъ, Ь. Зачем они нужны? Игра в слова. «Звуковые ловушки.
Рисуем по образцу. Закономерности. «Назови птенцов», «Что сначала – что потом»,
«Мама-детёныш», «Найди нужный путь». Физминутки, подвижные игры.
20. Звуки и буквы (закрепление) «Подбери букву». Деформированное слово – сложи правильно. Пальчиковые игры. Дорисовывание. «Кто где живёт?», «Найди ошибку художника», «Помоги кролику». Физминутки.
21. Слова и слоги. «Сложи словечко». Сколько в слове гласных – столько и слогов.
Сборка целого из частей. Срисовывание. Подвижные игры на развитие познавательных процессов-внимание, память
22. Предложение. «Я пишу слова!» Рисунок по образцу. Составление рассказа по картинке. «Где видели?» «НА, НАД,ПОД», «Найди пару», «раскрась по образцу». Подвижные игры на развитие познавательных процессов-память.
23.Слоги, чтение по слогам. Физминутки, звуковые прятки. Повторение пройденного материала, счет. «Узнай предмет по описанию», «Рассмотри и ответь».
24. В мире книг. Игра «Да и нет». Пиши – читай. Пальчиковые игры.
Итоговая диагностика знаний, умений навыков.
Методическое и материально- техническое обеспечение программы
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
Формы и методы работы:
групповая работа;
элементы индивидуальной работы;
групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
психогимнастика;
психодиагностика;
наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
ролевые игры;
элементы индивидуальной и групповой релаксации;
подвижные игры
картотека игр и упражнений к темам.
Занятия могут проходить в специально оборудованном классе –кабинете. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование: принадлежности для рисования: фломастеры, маркеры, бумага формата А4, ножницы, заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение.
Список использованной литературы
1. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
2. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002.
3.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988.
4. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
5.Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
6. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия, 1995.
7. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
8. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002.
9. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003.
10.Клюева Н.В. Учим детей общению. Я., 1996.
11.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Я., 1996.
12. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М.: «Школа эйдетики».1997.
13. Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.
14.Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.
15. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: «Сфера», 1999.
17. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.
18. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
19.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: «Гринго», 1995.
20.Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
21.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: «академия развития», 1997.
22.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1996.
23.Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997.
24.Хухалева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в младшем школьном возрасте. М.: «Совершенство», 1998.
25. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.