Дополнительная образовательная программа по художественному развитию «Волшебные пальчики» для детей 4–5 лет
С
Содержание
1. Целевой раздел | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цель и задачи Программы | 4 |
1.1.2. Принципы формирования Программы | 4 |
1.2. Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
2. Содержательный раздел | 6 |
2.1. Содержание Программы | 6-10 |
2.2. Вариативные формы, методы, способы и средства реализации Программы | 10 |
2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников | 11 |
3. Организационный раздел | 11 |
3.1. Учебный план | 11 |
3.2. Расписание занятий | 11 |
3.3. Описание материально-технического и методического обеспечения Программы | 11 |
3.4. Перечень литературных источников | 12 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современное общество требует людей творческих. Дети имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее человека и общества в целом.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость веру в то,что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
1.1.1. Цель и задачи программы
Цель:
развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики из бумаги.
Задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- сформировать у детей интерес к видам труда;
- закрепить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание)
- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;
- способствовать развитию конструкторской деятельности;
- развитие твердость руки, технические навыки, глазомер;
- развитие творческой способностей, фантазии, воображения;
- развитие эстетического и цветового восприятия.
Срок реализации программы 1 год. Для детей 4-5 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой форме по 8-10 детей.
1.1.2. Принципы формирования Программы
Программа строится на следующих общеобразовательных принципах:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы;
-сочетание принципов научной обоснованности и практической применяемости;
-принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольников качества;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно — тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть
- основными приемами в технике «бумажная пластика»:
- разрывать и сминать бумагу,
- согласовывать свои усилия и действия,
- передавать образ предмета, явления окружающего мира.
- Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику,
- движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностика проводится по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики».
2. Сжимание и разжимание кулачков.
3. Потирание кулачков.
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
II. Содержательный раздел
II Содержательный раздел
2.1. Содержание Программы
СЕНТЯБРЬ
2 неделя. «Аппликашки» (бумажные салфетки)
Тема «Осенние листочки»
Цель: учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
3 неделя. «Рисовашки» (рисование ватной палочкой).
Тема «Веточка рябины»
Цель: учить рисовать ватной палочкой. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.
4 неделя. «Пластилинки» (рисование пластилином).
Тема «Грибок».
пой. |
Цель: познакомить детей техникой рисования пластилином, развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук
ОКТЯБРЬ
1 неделя. «Аппликашки» (семена+пластилин)
Тема: «Бабочка»
Цель: научить детей симметрично украшать крылья бабочки, используя для создания узора пластилин и семена. Воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, фантазию.
2 неделя. «Рисовашки» (техника рисования на мокрой бумаге).
Тема: «Город в тумане»
Цель: познакомить детей с техникой рисования на мокрой бумаге. Продолжать знакомить детей с природными явлениями осенью. Активизировать словесный запас. Развивать творческие способности и воображение.
3 неделя. «Рисовашки» (техника рисования мыльными пузырями).
Тема: «Волшебные пузырьки»
Цель: закрепить знания о воде и ее свойствах, выполняя работу. Вызвать у детей радость, используя в работе технику рисования мыльными пузырями.
4 неделя «Пластилинки» (рисование пластилином).
Тема: «Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»
Цель: познакомить детей с пластилинографией, техникой заглаживания. Формировать интерес к осенним явлениям. Стимулировать активную работу пальцев рук.
НОЯБРЬ
1 неделя "Аппликашки" (семена+пластилин)
Тема: «Деревья осенью»
Цель: научить детей лепить разные виды деревьев – березу, рябину, дуб, передавая их особенности. Развивать интерес к природе, наблюдательность. Закреплять знания детей о видах деревьев и их отличительных черт.
2 неделя "Рисовашки" (техника тычка).
Тема: «Кленовый парад»
Цель: познакомить детей в техникой рисования – тычка жесткой кистью. Научить рисовать кленовый лист данным способом, передавая исходный внешний вид. Развивать творческие способности детей, учить рисовать четкие границы рисунка.
3 неделя «Аппликашки» ( техника обрывания бумаги).
Работа: «Осенний пейзаж»
Цель: развивать творческие способности, навыки конструирования, используя технику обрывной аппликации. Закрепить знания о бумаге, ее свойствах и качествах.
4 неделя "Пластилинки" (рисование пластилином)
Тема: « Снеговик»
Цель: осваивать навыки работы с пластилином: техника скатывания длинных колбасок и деление их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.
ДЕКАБРЬ
1 неделя "Аппликашки"(из ватных дисков).
Тема: «Снеговик»
Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.
2 неделя "Рисовашки" (техника тычок).
Тема: «Дикие животные в лесу. Белка»
Цель: познакомить детей с техникой рисования тычок, используя колпачок от шариковой ручки. Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
3 неделя. Конструирование из полосок бумаги
Тема: «Снежинка»
Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять их между собой Закреплять умение пользоваться ножницами.
4 неделя "Пластилинки" (рисование пластилином)
Тема: «Дед Мороз»
Цель: познакомить детей с техникой барельеф, учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам.
ЯНВАРЬ
2 неделя "Аппликашки" (семена+пластилин)
Тема: «Заяц». Цель: научить детей лепить на картоне зайца, аккуратно распределяя пластилин по трафарету. Воспитывать интерес к природе, развивать фантазию.
3 неделя "Рисовашки" (нетрадиц. техники)
Техника оттиск
Тема: «Новогодняя снежинка»
Цель: познакомить детей с техникой оттиска поролоном.
4неделя "Пластилинки" (рис. пластилином)
Тема: «Деревья зимой»
Цель: познакомить с техникой пластилинографии – сплющивание. С ее помощью сделать композицию, придавая ей объемность.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя «Аппликашки»( в технике обрывания бумаги).
Тема «Цыпленок».
Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы.
2 неделя "Рисовашки" (нетрадиц. техники)
Пальчиковая техника
Тема: «Мишка на севере»
Цель: познакомить детей с техникой рисования – пальчиками. Учить рисовать медведя: мордочку, туловище, лапы, ушки, учить создавать сюжет.
3 неделя "Аппликашки» (техника с использованием ткани).
Работа: «Петушок»
Цель: закрепить знания детей о ткани ее видах и назначениях. Познакомить с аппликацией из ткани.
4 неделя "Пластилинки" (рис. пластилином)
Тема: «Галстук для папы»
Цель: познакомить детей с техникой оттягивания в пластилинографии. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение.
МАРТ
1 неделя «Аппликашки» (техника обрывания бумаги).
Тема. «В море плавают корабли»
Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями.
2 неделя "Рисовашки" (нетрадиц. техники)
Техника рисования печатками..
Тема: «Подарок маме»
Цель: познакомить детей с техникой рисования печатками. Научить рисовать по образцу. Вызывать желание дарить подарки.
3 неделя "Рисовашки" (нетрад техника).
Работа: «Забавные Веснушки»
Цель: закрепить знания о дереве, его свойствах и качествах. Научить рисовать лицо человека (глаза, губы, щеки, брови, рот и нос, используя деревянную основу).
4 неделя "Пластилинки" (рис. пластилином)
Тема: «Весенняя полянка»
Цель: познакомить детей с техникой прищипывания. Воспитывать у детей доброжелательность, аккуратность в процессе рисования пластилином.
АПРЕЛЬ
1 неделя "Аппликашки" (семена+пластилин)
Тема: «Медвежонок»
Цель: научить детей лепить из пластилина медведя: мордочку, туловище, лапы, ушки. Воспитывать интерес к животному миру.
2 неделя «Рисовашки» (нетрад. техники)
Техника монотипия пейзажная
Тема: «Весна пришла»
Цель: познакомить детей с техникой рисования монотипия. С помощью данной техники научить детей передавать весеннее настроение. Создавать композицию.
3 неделя "Рисовашки" (техника рисования ватными палочками)
Тема: «Одуванчик»
Цель: Упражнять в технике рисования ватными палочками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.
4 неделя «Пластилинки»
Тема: «Весенний букет»
Цель: познакомить детей с техникой вливания одного цвета в другой, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, придавая композиции красочный вид.
МАЙ
1 неделя "Аппликашки" (семена+пластилин)
Тема: «Украшение вазы»
Цель: научить детей создавать узор из пластилина и семян. Воспитывать эстетические чувства.
2 неделя "Рисовашки" ( пальчиковая техника).
Тема «Весенний пейзаж»
Цель: продолжать учить рисовать пальчиками, смешивать краски.
3 неделя "Пластилинки" (рисование пластилином)
Тема: «Одуванчиковое поле»
Цель: познакомить детей с техникой скатывания. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.
4 неделя. Обобщающее занятие.
Тема «По замыслу»
Цель: закрепить умения и навыки художественной деятельности; развивать фантазию творчество.
2.2. Вариативные формы, методы, способы и средства реализации Программы
Методы и приемы, применяемые в работе с детьми:
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь, демонстрация наглядного материала)
- Словесные (объяснение, беседы, описание, поощрение, убеждение, использование художественной литературы (скороговорки, пословицы, поговорки, загадки)
- Игровые (дидактические игры, подвижные, музыкальные.)
- Практические (самостоятельная и совместная творческая деятельность)
- Наблюдение, тестирование, анкетирование, диагностирование.
Способы работы
1. Рисование пальчиками.
2. Печатание оттисками из картофеля.
3.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
4. Обрывание кусочков от листа бумаги.
5.Пластилинография.
6. Аппликация с использованием природного материала.
7. Рисование на деревянном предмете.
8. Рисование в технике томпонирования.
9. Рисование ватными палочками.
10. Рисование по мокрой бумаге.
2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников
Формы работы с родителями:
- Консультирование;
- Индивидуальные беседы;
- Наглядный материал (памятки, папки-передвижки);
- Показ открытых занятий.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Количество занятий за учебный год – 34 занятий.
3.2. Расписание занятий
Занятие проводится во вторник во вторую половину дня и осуществляется в рамках дополнительного образования при максимальном сочетании принципа подгруппового обучения с индивидуальным подходом.
Продолжительность занятий 20 минут.
3.3. Описание материально-технического обеспечения Программы
Материально-техническое и методическое обеспечение программы:
- демонстрационный материал (схемы, рисунки, карточки);
- раздаточный материал.
- клей;
- кисточки;
- бумажные салфетки;
- пластиковые трубочки;
- мыльные пузыри;
- методическая библиотека;
- помещение для проведения занятий;
- освещение;
- столы, стулья;
- интерактивный комплекс (персональный ноутбук).
3.4. Перечень литературных источников
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.
2.С.А.Новицкая «Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольников», Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2012
3.Е.А.Каминский «Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки» Москва, 2011
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.:цв.вкл
5. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян. Издательство: АСТ, Сталкер, 2008г.
6. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии. Издательство: Просвещение 2010
Работы детей.