12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Школьный музей»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Созвездие»





Утверждаю

Директор МУ Центр детского творчества «Созвездие»

______________Микитюк Т.В.









«Истоки»

Дополнительная образовательная программа

для детей 5- 7лет

(срок реализации 3 года)



Молькова Наталия Владимировна

учитель-логопед, руководитель школьного музея















Бурмакино 2018 г.





Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………стр. 3

Учебно-тематический план…………………………………………..стр.7

Содержание программы……………………………………………………………стр.10

Методическое обеспечение программы……………………………………………………………стр.16

Список используемой литературы………………………………….стр.17



































Пояснительная записка

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем…

В. Высоцкий

Люди испокон веков интересовались своим прошлым. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа – это общемировая закономерность. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Изучение культуры своего народа на начальном этапе воспитания личности ребенка – это актуальная задача современного образования. Народная культура, народное воспитание – это хранилище вековых традиций, мудрости, опыта, самосознания нации. Великий русский педагог под народным воспитанием, народностью понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…Всякая живая историческая народность - есть самое прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» (из статьи «О народности в общественном воспитании» 1857 год). Соприкосновение с народным искусством, фольклором и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Данная программа направлена на ознакомление детей 5-7 лет с народными календарными праздниками, народными передвижными праздниками, предметами быта, орудиями труда, рукоделием, костюмами, обычаями, традициями, фольклором (загадки, сказки, пословицы, поговорки, песни, частушки, народные приметы, былины и др.), а также, знакомство детей с народным декоративно-прикладным творчеством, в том числе связанным с обрядами и традициями русского народа (изготовление обрядовых кукол, лепка и соленого теста, плетение венков, роспись пасхальных яиц и др.).

Цель:

Воспитание у детей любви, уважения, гордости к истории и культуре своей страны, к родному краю, дому, семье, родной природе и чувство ответственности за их сохранение.

Задачи:

1. Формирование представлений о богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа.

2. Создание условий, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта, костюма.

3. При проведении праздников дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обычаев, игр и обрядов, пробуждать интерес к ним.

4. Формирование простейших навыков в области прикладного искусства, рисования при изготовлении поделок, игрушек связанными с обрядами и традициями русского народа.

5. Использование фольклора (заклички, сказки, считалки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.) в совместной деятельности. Дать возможность почувствовать красоту русского языка, народной обрядовой поэзии.

6. Формирование умения соотносить увиденное в природе с народными приметами, беречь родную природу.



Формы организации работы

Проведение народных праздников, развлечений, игр.

Деятельность по знакомству с предметами быта, орудиями труда, костюмами, обычаями, традициями и убранством избы.

Экскурсии в дом культуры, библиотеку, природные объекты :поле, лес, река, родник, березовая роща и другие.

Встречи с народными умельцами.

Беседы, чтение русских народных сказок, былин и др..

Практические занятия и мастер-классы по изготовлению изделий связанных с обрядами и традициями русского народа: изготовление обрядовых кукол из соломы, ткани, дерева; лепка из теста; рисование орнаментов и другое.

Индивидуальная работа с детьми.

Данная программа рассчитана на 3 года и предназначена для детей подготовительной группы и младших школьников (6-9 лет)



Режим занятий

Первый год обучения – 3занятия в неделю

Второй год обучения – 3 занятия в неделю

Третий год обучения – 3занятия в неделю

Продолжительностью 30 минут



Ожидаемые результаты

Во время образовательной деятельности дети:

узнают о русских народных календарных праздниках и народных передвижных праздниках, традициях, обрядах, обычаях участвуя в них;

получают знания об истории нашего народа, изучая предметы быта, орудия труда, убранство избы, костюмы;

знакомятся с видами русских народных орнаментов и овладевают элементарными навыками техники росписи;

знакомятся с обрядовыми куклами, атрибутами праздников и овладевают элементарными навыками их изготовления;

знакомятся с фольклором (пословицы, приметы, поговорки, сказки, былины, загадки, колядки, попевки, игры, заклички и др.);

овладевают техникой изготовления, лепки изделий из теста и соленого теста

Итогом образовательного процесса являются выставки, участие в праздниках (этому предшествует подготовка: дети учат частушки, пословицы, поговорки и др. готовят костюмы, изготавливают атрибуты праздников), а также участие в конкурсах различного уровня (районный, областной, всероссийский).

Выставки и участие детей в праздниках помогает педагогу наметить способы устранения недостатков в дальнейшей работе и планировать, дополнять работу на следующий год.









Учебно-тематический план 1- 3 года обучения



Тема:

Количество занятий:

Знакомство с музеем. Знакомство с экспозицией: «Предметы быта».

История предметов быта, их использование (сундук, часы, лампы, подсвечники, утюги и др.).

История посуды, крестьянской утвари, их использование (крынки, самовар, сито, чугуны, кадушки, ступа и пест и др.).

Традиции, фольклор и обряды, связанные с бытом, русской кухней. История русской игрушки, куклы.

Знакомство с народными календарными праздниками по временам года.

Обрядовые куклы. Знакомство с материалом (ткань, нитки, дерево, солома и др.). Техника безопасности при работе.

Изготовление кукол из различных материалов.

Русский узор, орнамент их виды.

Другая продуктивная деятельность в течении всего года (рисование, аппликация, лепка

6



6



6





12



12





6





6

10

26






Итого:

90

Тема:

Количество занятий:

Знакомство с экспозицией: «Подворье крестьянина»

История орудий труда их использование и предназначение.

Домашние животные.

Дома, постройки.

Зерновые культуры, выращиваемые крестьянами.

Традиции, фольклор, обряды русского народа связанные с сельскохозяйственными работами, строительством, содержанием домашних животных.

Знакомство с передвижными народными праздниками.

Знакомство с тестом, с соленым тестом. Технология изготовления. Работа с тестом. Техника безопасности при работе.

Русский узор. Виды росписи.

Другая продуктивная деятельность в течении всего года (рисование, ручной труд, аппликация).

5



4



7

10

5



13







13



10





10

13


Итого:

90







Тема:

Количество занятий:

Знакомство с экспозицией «Рукоделие».

Виды рукоделия (вышивка, вязание спицами, крючком, лоскутное шитье, прядение).

Инструменты для рукоделия (прялки, самопрялки, пяльца, иглы, спицы, крючки).

Лен. История возделывания льна.

Русский народный костюм (женский, мужской, детский, головные уборы).

Скатерти, ручники, полотенца и т.д.

Традиции, фольклор и обряды, связанные с рукоделием, одеждой.

Знакомство с народными праздниками (передвижными, календарными)

Русский узор, орнамент их виды. Другая продуктивная деятельность в течении всего года

6



8



5



4



8

8

10



13



18

Итого:

80













Содержание программы

Месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Сентябрь





































Октябрь





































Ноябрь























Декабрь







































Январь























Февраль































Март



























Апрель

























Май

Экскурсия в дом культуры. Посещение комнаты старины. Экскурсия в березовую рощу. Разучивание примет, пословиц, поговорок об осени, предметах быта. Работа в музее (экспозиция «Предметы быта»). Совместная деятельность по темам:

- «О плошках, ложках и прочей утвари»;

- «Самовар, самовар, самоварище»;

- «Роспись на посуде»

Продуктивная деятельность: рисование «Виды узоров»; «Укрась узором тарелку».





Работа в музее. Совместная деятельность на тему:

- «Красный угол в избе»;

- «Бабий кут». Подготовка к празднику «Покров праздничек приходит».

(подбор сценария, разучивание пословиц, стихов. загадок, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность: рисование «Нет листвы осенней краше»; ручной труд

«Плетение венков из осенних листьев для праздника».



Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Государыня – печка»;

-« Щи да каша, пища наша»;

- «Синичкин день. Зиновий- синичник».

Продуктивная деятельность: Знакомство и работа с соломкой.



Экскурсия в березовую рощу наблюдение за изменениями в погоде. Приметы, пословицы, поговорки, загадки о зиме. Совместная деятельность по темам:

- «История зимнего праздника. Новый год»;

- «Новогодняя елка»;

- «История новогодней игрушки».

Продуктивная деятельность: рисование «Здравствуй, гостья- зима просим милости к нам»; ручной труд «Елочные игрушки» (бросовый материал, природный материал и др.)



Подготовка к празднику «Святочные гуляния»

(подбор сценария, разучивание пословиц, стихов. загадок, колядок, подбор костюмов и т. д.).Продуктивная деятельность изготовление праздничных атрибутов к святкам.







Работа в музее.

Совместная деятельность по

темам:

- «Обрядовые куклы»;

- «Народные игрушки (городецкие, дымковские и каргопольские игрушки)»

Продуктивная деятельность: рисование «Дымковская барышня» ; ручной труд «Игрушки, обрядовые куклы» (солома).





Экскурсия в березовую рощу. Наблюдение за изменениями в погоде. Приметы, пословицы, поговорки, загадки о весне. Совместная деятельность по темам:

- «Весна -красна;

- «Василий-капельник»; Продуктивная деятельность; рисование « Весна-красавица»; ручной труд «Солнышко ясное» (пластилин)



Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Благовещенье – птиц на волю отпущенье»;

- «Мед-медок. Зосима-пчельник». Продуктивная деятельность: ручной труд «Птицы» (солома); рисование «Пчела-труженица».





Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Земля, поспела»;

- «Георгий победоносец».



Подготовка к празднику «Май время дорогое всей семье нет покоя»

(подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, загадок, песен, игр, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность:

изготовление праздничных атрибутов к празднику, посадка гороха, зерновых культур.

Экскурсия в поле. Наблюдение за изменениями в погоде. Разучивание примет, пословиц, поговорок о природе, урожае, труде. Сбор колосков. Знакомство с зерновыми культурами.

Совместная деятельность по теме:

- «Хлеб всему голова».

Подготовка к празднику « Осенины. Праздник урожая» (подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, загадок, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность: изготовление снопа- именинника для праздника.





Работа в музее (экспозиция « Подворье крестьянина»). Совместная деятельность по темам:

- «Рябина-целительница. Петр, Павел- рябинники»;

- «Фекла- дергай свеклу»

Продуктивная деятельность: рисование «Осень в гости к нам пришла». Экскурсия на кухню. Мастер-класс. Знакомство с тестом. Технология приготовления. Лепка пирогов. Совместное чаепитие.









Экскурсия по поселку, наблюдение за домами. Работа в музее.

Совместная деятельность по темам:

- «Дом, который построил Иван»;

- «Домашние животные». Продуктивная деятельность: ручной труд «Изба» (бросовый материал и др.) «Конь» (солома); рисование «Мой дом».



Наблюдение за изменениями в природе. Пословицы, загадки, сказки, приметы, поговорки о зиме, морозе, зимних приметах. Совместная деятельность по темам:

- «Зимние забавы» ( на прогулке);

- «Наум -грамотник»

- «Екатерина -санница». Продуктивная деятельность: ручной труд: «Зимние гуляния» (соленое тесто. Коллективная работа); рисование «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам!»













Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Рождество»;

- «Раз в крещенский вечерок, девушки гадали…». Продуктивная деятельность: ручной труд «Ангел мой хранитель» (соленое тесто, ткань); рисование «Зимние узоры».





Работа в музее. Совместная деятельность по теме:

- «Агафья-коровница»;

Подготовка к празднику на прогулке «Масленица»

(подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, загадок, колядок, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность изготовление праздничных атрибутов к празднику (кукла-масленица и др.)







Экскурсия в березовую рощу. Наблюдение за изменениями в погоде. Приметы, пословицы, поговорки, загадки о весне. Совместная деятельность по темам:

- «Весна пришла. Тимофей - весновей»;

- « Грачи прилетели. Герасим - грачевник»

- «Сороки -встреча весны».Продуктивная деятельность:

рисование «Журчат, ручьи»; ручной труд «Жаворонки» (соленое тесто)



Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Праздник Пасха»;

- «Вербное воскресенье». Продуктивная деятельность: рисование: «Верба», «Роспись пасхальных яиц»; ручной труд «Птица» (соленое тесто, природный материал)







Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Красная горка-время свадеб»;

- «Кукушечка, кукушечка- птичка серая рябушечка. Вознесение». Подготовка к празднику «Троица»

(подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, загадок, песен, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность: изготовление праздничных атрибутов к празднику: венки, бумажные цветы для украшения березы.






Экскурсия на луг. Наблюдение за полевыми цветами. Разучивание примет, пословиц, поговорок об осени, урожае, рукоделии, одежде. Работа в музее (экспозиция «Рукоделие»). Совместная деятельность по темам:

- « Картофель хлебу подспорье. Куприян - картофельник»;

- «Я вышиваю заветный платочек». Встреча с вышивальщицей. Мастер-класс. Показ приемов вышивания Продуктивная деятельность: рисование « Укрась ручник вышивкой».



Работа в музее. Совместная деятельность на тему:

- «Яков -древопилец»;

-«На печи сидим сказки слушаем». Подготовка к развлечению«Без капусты- щи не густы. Капустница».

( подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, загадок, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность: рисование «Сказочный герой».

Мастер-класс. Технология засолки капусты.







Подготовка к развлечению «Льняные смотрины».

( подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, загадок, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность: рисование «Укрась сарафан»; ручной труд «Обрядовая кукла- Параскева»







Экскурсия в березовую рощу наблюдение за изменениями в погоде. Приметы, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Что расскажет нам старинная прялка?»;

- «Волшебная нить»;

- «Лоскутное шитье»

Продуктивная деятельность: рисование «Кружевные узоры»; ручной труд «На что похож твой лоскуток?», аппликация «Лоскутное покрывало» (коллективная работа)





Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Мастерами славится земля русская»;

- «Ивовые кружева»

Встреча с мастером умельцем (плетение из ивового прута). Мастер-класс. Показ приемов плетения.







Работа в музее. Совместная деятельность по теме:

- «Русская зимняя одежда».

Подготовка к развлечению

«Сретенье зима с весною встретились»

( подбор сценария, разучивание пословиц, стихов, игр, загадок, подбор костюмов и т. д.). Продуктивная деятельность изготовление праздничных атрибутов.







Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Мамочка родная»

- «Сундук, сундук- открой свою тайну»;

- « Колыбельной песни яркий свет».

Продуктивная деятельность: рисование «Солнышко лучистое»; «Портрет любимой мамочки»





Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Русский народный костюм»;

- «Матрешка»

- «Подари мне платок голубой лоскуток… (павло - посадские платки)» Продуктивная деятельность: рисование: «Укрась платок узором»; «Матрешка»



Работа в музее. Совместная деятельность по темам:

- «Головные уборы, пояса, украшения»;

- «Голубая сказка Гжели»;

- «Золотая Хохлома» Продуктивная деятельность: Рисование «Гжельская посуда», «Хохломские узоры», « Расписной кокошник», « Русская рубаха»






















Методическое и материальное обеспечение.

Образовательная программа.

Методическая литература.

Демонстративный материал и раздаточный материал.

Мука, соль.

Рамки для картин.

Цветной картон, бумага, кисти, акварель, гуашь.

Клей ПВА, лак.

Образцы изделий народного творчества, образцы педагога.

Природный материал ( соломка, береста и др.).

Ленты разноцветные, ткань, лоскутки.

Пластилин, доски для лепки.

Другой необходимый материал

























Список использованной литературы.

Волков В.М. Русская деревня. Издательство «Белый город», 2005 г.- 49с

Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. - М.: Скрипторий, 2008г.

Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2 томах – М.: худож. лит., 1984. – 383 с.

Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с.

Соколова Г.Т. Частушки. Шутки. Прибаутки. ООО Академия развития, 2001г.- 80 с.

Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники, академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.

Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь - Волгоград: Правда. 1991.

Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ, Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.









17


Опубликовано в группе «Школьный музей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.