Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики» для детей 4–6 лет
Всероссийский конкурс для воспитателей на лучшую методическую разработку календарно-тематического планирования дополнительного образования детей дошкольного возраста
Рабочая программа кружка
«Говорящие пальчики»
(речевое развитие дошкольников
с помощью мелкой моторики рук)
(обучение детей 4-6 лет)
Составила:
воспитатель по обучению
русскому языку
I квалификационной категории
Шарапова Эльмира Мансуровна
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Организация и содержание работы
3. Перспективно-календарный план работы кружка
4. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Направленность
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Актуальность
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761)
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)
Организация и содержание работы
Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать в детях усидчивость.
- воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы обучения.
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Контингент детей
Программа разработана для детей 4 - 6 лет.
Срок реализации программы – 1 года
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая форма. Наполняемость групп – 14 человек. Занятия проводятся -1 раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 5 минуты.
Основная часть –10-15 минут.
Заключительная часть – 5 минуты.
Виды занятий: занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок). У малыша развивается воображение и фантазия.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Методы и приемы:
Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
самомассаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание)
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги, скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из солёного теста
- рисование пальчиками
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Предполагаемый результат обучения
ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
В течение всего периода обучения проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах.
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Критерий состояния развития мелкой моторики рук: высокий, средний, низкий.
Низкий уровень - ребенок не справился с заданием.
Средний уровень - ребенок справился с помощью взрослого.
Высокий уровень – ребенок справился с заданием.
Перспективно-календарный план работы кружка
Тема |
Месяц |
Описание |
Цели |
Овощи и фрукты |
Сентябрь |
1. Пальчиковая игра «Будем считать» Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Самомассаж ладоней и пальцев рук. |
- обучать раскрашиванию картинки пальчиковыми красками, не выходя за контур; - стимулировать тактильные ощущения; - развивать мелкую моторику рук и пальцев; - развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
2. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Упражнение «Морковка». Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. |
|||
3.Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Игра «Что растет в огороде». Детям демонстрируются различные овощи, проговаривается название, цвет форма, дается время наощупь запомнить овощ, затем овощи прячутся в мешочек, после чего каждый ребенок должен опустить руки и угадать овощ не доставая его из мешочка. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. |
|||
4. Пальчиковая игра «Засолка капусты» "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков. Самомассаж ладоней и пальцев рук жолудями. |
|||
Моя семья, мой дом. |
Октябрь |
1.Пальчиковая игра «Осенние листья» Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. |
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений; - развивать внимание; - тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками; - развивать координацию движений; - учить детей посыпать тремя пальчиками крупу,;
|
2. Пальчиковая игра «Домик» Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) - по показу воспитателя дети сами строят дом для своей семьи. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. |
|||
3. Пальчиковая игра «Дружба» Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. |
|||
4.Пальчиковая игра «О левой и правой руке» Игра «Посыпаем дорожку» - по нарисованным линиям сыпать крупу. Самомассаж ладоней и пальцев рук ёжиком. |
|||
Транспорт |
Ноябрь |
1.Пальчиковая игра «Замок» Игра «Шоферы» Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка - 2 шт. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений; -упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии; - совершенствование движений рук; |
2.Пальчиковая гимнастика « Вышли пальчики гулять», « Пальчики в футбол играют» Упражнение «Грузим шишки в корзинки» - шишки рассыпаны по ковру. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
3. Пальчиковая гимнастика «В гости» Рисование «Дорисуй железную дорогу» - По контуру выкладываем пластилиновые жгутики. Самомассаж ладоней и пальцев рук Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
4. Пальчиковая гимнастика « Вышли пальчики гулять», « Пальчики в футбол играют»- двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
Волшебное тесто |
Декабрь |
1 Пальчиковая гимнастика «В гости» «Вот такое тесто» - показать детям приемы лепки из теста. Дать им помять его пальчиками, ладошками. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
- Познакомить детей с тестом и его свойствами; - научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; - научить отщипывать кусочки теста от большого куска; - научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха) |
2. Пальчиковая игра «Дружба» «Спрячь и достань игрушку» - в тесто спрятать мелкие игрушки и дать детям возможность найти их в тесте. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
3 Пальчиковая игра «Кормушка» «Покормим птиц» - отщипывать меленькие кусочки теста от большого. Ищем в сухом песке фигурки птиц на ощупь. |
|||
4 Пальчиковая игра «О левой и правой руке» «Картинки на тесте» - выкладывать нафигурах из теста узор. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
Зимние чудеса |
Январь |
1.Пальчиковая игра «Ёлочка» «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
- закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. - закреплять умение проводить округлые линии; - учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе; - учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.
|
2. Пальчиковая игра «Снежок» «Веселый снеговик» - рисуем на манке круги разного размера. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
3. Пальчиковая игра «Снежок» «Снегопад» - показываются картинки со снегопадом, затем предлагается нарисовать пластилином его на картоне. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
4. Пальчиковая игра «Снежок» Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками по образцу. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
Животные |
Февраль |
1.Пальчиковая игра «У оленя» Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой. Находим в сухом песке фигурки животных. |
- учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой; - учить детей рисовать волнистые линии пальчиками; - развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.- - развивать мелкую моторику рук и пальцев
|
2.Пальчиковая игра «Лошадки» Рисование пальчиковыми красками «Нарисуй хвост коню» - детям предлагается нарисовать хвост коню пальчиками. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
3.Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Ежики и ежата»-втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
4.Пальчиковая игра «Кто как говорит?» Игра «Чтоб Мишке было теплее» -мелко нарвать бумагу и засыпать ей мишку в берлоге Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
Мамин праздник |
Март |
1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники» Упражнение «Бусы для мамы» - детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
- учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту; - развивать чувство формы и цвета; - учить создавать узор из кругов, штрихов.
|
2. Пальчиковая игра «Цветочек» Картинки из яичной скорлупы – измельчаем яичную скорлупу и заполняем трафарет цветов по методу цветной мозаики. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
3. Пальчиковая гимнастика: «Пальчик – мальчик, где ты был?» «Собираемся гулять» Аппликация крупой «Посыпаем дорожку» Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях) |
|||
4.Пальчиковая гимнастика: «Помощники» «Укрась платье для мамы» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. Массаж рук до локтя нашитыми на ткани пуговицами |
|||
Профессии |
Апрель |
1.Пальчиковая гимнастика «Рукавицы» Упражнение «Каталог тканей». Детям предлагается рассмотреть и потрогать ткань на ощупь и вспомнить из какой ткани у них есть одежда. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях) |
- стимулировать тактильные ощущения; - учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал; - развивать чувство формы; - развивать умение сматывать клубочки. |
2. Пальчиковая игра «Домик» Конструирование «Мы строители» - детям предлагается построить из строительного материала гараж. Игра «Шоферы» |
|||
3. Упр– е для пальчиков «Строим дом» «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. Игра «Шоферы» |
|||
4. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы» Упражнение «Вязальщицы» - смотать из шерстяных ниток клубочки Массаж рык используя воздушные шары наполненные солью |
|||
Растения |
Май |
1. Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Весенние цветы - одуванчики» -Картинки из яичной скорлупы - измельчаем яичную скорлупу и заполняем трафарет Самомассаж ладоней и пальцев рук |
- развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; - развивать чувство формы и цвета; - развивать усидчивость, целенаправленность. |
2. Пальчиковая игра «Солнце и дождик» Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
3. Пальчиковая игра «Цветочек» Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|||
4. Пальчиковая игра «Капель» Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
План-график
Тема |
Период |
Кол-во занятий |
Часовая нагрузка |
«Овощи и фрукты» |
Сентябрь |
4 |
1ч20мин |
«Моя семья, мой дом» |
Октябрь |
4 |
1ч 20 мин |
«Транспорт» |
Ноябрь |
4 |
1ч 20мин |
«Волшебное тесто» |
Декабрь |
4 |
1ч 20мин |
«Зимние чудеса» |
Январь |
3 |
1час |
«Животные» |
Февраль |
4 |
1ч 20мин |
«Мамин праздник» |
Март |
4 |
1ч 20мин |
«Профессии» |
Апрель |
4 |
1ч 20мин |
«Растения» |
Май |
4 |
1 час 20 мин |
Итого: |
35 |
11 часов 40 мин |
Содержание курса.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Лепка
Знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с пластилином.
Аппликация
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, изготовление деталей по шаблону.
Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, шишками, счетными палочками; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Необходимые материалы и оборудование:
- резиновые игрушки, мячики(ежи);
- пластилин, соленое тесто;
- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;
- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры;
- бумага, цветные карандаши, клей, пальчиковые краски;
- фигурки животных, муляжи овощей;
- картотека пальчиковых игр;
Тема |
Методическое и материально-техническое обеспечение на занятиях. |
«Овощи и фрукты» |
Картотека пальчиковых игр, фасоль белая и красная, пальчиковые краски, листы бумаги с контуром моркови, мешочек, муляжи овощей, пластилин, массажные мячики, камушки. |
«Моя семья, мой дом» |
Картотека пальчиковых игр, листы бумаги с изображением контура электроприборов, прищепки, предметы одежды бумажные, крупа, граненые карандаши, шишки. |
«Транспорт» |
Картотека пальчиковых игр, счетные палочки, шишки, машина-грузовик, листы бумаги, пластилин, цветные карандаши, грецкие орехи, камушки. |
«Волшебное тесто» |
Картотека пальчиковых игр, соленое тесто, мелкие игрушки, бусинки, бисер, крупа, шишки, грецкие орехи. |
«Зимние чудеса» |
Картотека пальчиковых игр, трафареты елок, бумага, цветные карандаши, одноразовые тарелки, манная крупа, пластилин, цветной картон, счетные палочки, камушки, шишки. |
«Животные» |
Картотека пальчиковых игр, фигурки животных, стаканы с водой, ложки одноразовые, листы бумаги с рисунком коня, пальчиковые краски, пластилин, спички, бумага, камушки, граненые карандаши. |
«Мамин праздник» |
Картотека пальчиковых игр, макароны, ленты, крупа, цветные карандаши, бумажные платья, массажные мячики, грецкие орехи. |
«Профессии» |
Картотека пальчиковых игр, кусочки тканей разной фактуры, конструктор, счетные палочки, шерстяные нитки, граненые карандаши, массажные мячики. |
«Растения» |
Картотека пальчиковых игр, пальчиковые краски, листы бумаги с нарисованными контурами листьев, цветная бумага, клей, кисточки, сухой бассейн, фасоль, шишки, камушки. |
Схема занятий по развитию мелкой моторики
Вводная часть: включает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий.
Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Заключительная часть: самомассаж гранеными карандашами, массажными мячами, камушками, грецкими орехами, шишками и т.д.
Список используемой литературы
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.
4. Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.
5.Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.