ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА проведение занятий по развитию художественно-эстетических способно-стей у детей: «Маленькие волшебники»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
проведение занятий по развитию художественно-эстетических способностей у детей: «Маленькие волшебники»
Воспитатель
Даниловская О.А.
г. Нижневартовск
ОГЛАВЛЕНИЕ
Целевой раздел | | |
1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 5 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.2 | Планируемые результаты | 6 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 7 |
1.4 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 7 |
1.5 | Характеристики особенностей развития детей | 7 |
Содержательный раздел | | |
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей | 11 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 13 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 15 |
Организационный раздел | | |
3.1 | Организация развивающей предметно-развивающей среды | 16 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 16 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 16 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 17 |
3.4.1 | Учебный план | 17 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 17 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей | 20 |
4. | Перечень литературных источников | 28 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
(В.А.Сухомлинский)
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Программа включает в себя нетрадиционные техники рисования, лепку и аппликацию. Нетрадиционные техники рисования - важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, презентации, развлечения).
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе.
В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 3-4 лет, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы - творческая деятельность детей
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Программа «Проведение занятий по развитию художественно-эстетических у детей» разработана на основании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ
Цель и задачи Программы
Цель: Развитие художественно – эстетических способностей детей через обучения нетрадиционным техникам в продуктивной деятельности художественно - эстетической направленности.
Задачи программы:
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательные:
прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Развивающие:
развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
развивать память, научить работать по памяти;
развить пространственное мышление;
развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
формировать эстетический и художественный вкус.
Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
Принцип культуросообразности: знакомство с народными промыслами, с рукоделием разных народов;
Принцип единства развития и воспитания;
Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
Принцип общедоступности;
Принцип преемственность;
Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
Принцип свободы выбора;
Принцип успешности;
Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
Принцип системности.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники рисования, аппликации и лепки, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Планируемые результаты
По окончании года обучения учащиеся должны знать:
В изобразительной деятельности:
- самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты,
- владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
- проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В лепке:
создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с различными материалами.
В аппликации:
аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения работы, активность работы ребенка на протяжении обучения.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы
Техника рисования.
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:
пальчиковая живопись;
рисование по мокрой бумаге;
рисование путем разбрызгивание краски;
рисование по трафарету;
оттиски штампов различных видов;
точечный рисунок;
рисование жесткой кистью (тычок);
лепка;
аппликация.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникновению желания добиться планируемого результата;
приобретению навыка самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных в различных техниках.
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Основные методы сбора информации о ребенке
-систематическое наблюдение;
-сохранение продуктов детской деятельности;
-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей
Показатели результативности отслеживаются по следующим параметрам:
- овладение техническими навыками и умениями;
- развитие цветового восприятия;
- развитие композиционных умений;
- развитие эмоционально-художественного восприятия;
- развитие творческого воображения.
За каждый показатель - 1 балл.
«О» - показатель «оптимальный» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
«Д» - показатель «достаточный» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
«Н» - показатель «недостаточный» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | ||
Рисование | |||||
Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета) | Дидактическая игра «Найди такой же цвет». Материал: 2 набора карточек 8 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой) | Перед ребенком выкладывается набор карточек. У педагога такой же набор карточек, как и у ребенка (в начале года). Задание: покажи карточку такого же цвета, как у меня. - Какого цвета эта карточка? Примечание. Если ребенок не справляется с заданием, то педагог предлагает ребенку выбрать карточку определенного цвета - покажи мне карточку красного цвета | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием | ||
Умения работать карандашом, кистью; изображать явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные линии | Рисование на заданную тему. Материал: гуашь желтого и зеленого цветов, кисть, карандаш, бумага | Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги цыпленка, гуляющего на поляне, используя при изображении головы и туловища цыпленка округлые линии, земли - прямую длинную линию, травы - наклонные линии | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием | ||
Умение создавать узор, состоящий из декоративных элементов | Рисование узора из кругов и полосок разного цвета. Материал: гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, шаблон платочка из бумаги | Ребенку предлагается украсить платочек узором из кругов, полосок красного, синего, зеленого, желтого цветов | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Н - ребенок не справляется с заданием | ||
Лепка | |||||
Умение работать с пластилином (отрывать комочек от целого куска, скатывать шар круговыми, столбик прямим и движениями; соединять концы столбика в виде кольца; сплющивать комок между ладонями; соединять 2-3 знакомые формы | Лепка угощения для куклы. Материал: пластилин, доска для лепки | Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку: конфету -круговыми движениями, баранку - раскатав столбик и соединив его концы, тарелку - сплющив комок между ладонями, пирожное - сплющенную форму украсить шариками или столбиками | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием | ||
Аппликация | |||||
Умения пользоваться клеем, создавать изображение путем наклеивания готовых форм | Аппликация «Дом на поляне». Материал: шаблоны дома, дерева, солнышка, облака, травки; клей, лист голубого картона | Ребенку предлагается выполнить аппликацию «Дом на поляне», наклеивая готовые формы на лист картона | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием | ||
|
№ | Ф.И. ребенка | Рисование | Лепка | Аппликация | ||||||||||||||
Изобразительные навыки | Технические навыки | Цветовосприятие | Декоративное рисование | Умение применять ранее усвоенные приемы лепки | Знание приемов использования стеки | Умение создавать образы разных предметов и игрушек | Умение объединять образы в коллективную композицию | Умение правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, срезать и закруглять углы. | Умение аккуратно наклеивать изображение, состоящее из нескольких частей. | Умение подбирать цвета | Умение составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур | |||||||
Умение передавать несложный сюжет | Умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов | Умение правильно держать карандаш и проводить линии или штрихи только в одном направлении | Умение использовать различные приемы работы кистью | Знание основных цветов и оттенков. | Умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи | Умение различать жанры и виды искусства | ||||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | |
Характеристика особенностей развития детей
Одна из самых важных задач в воспитании ребенка дошкольного возраста, это развить его ум, мышление, способности легко осваивать новую информацию. Эти задачи реализуются в процессе различных видов детской деятельности: игровой, учебной, трудовой, двигательной и конечно художественной.
Одним из видов деятельности является раздел «художественно-эстетическое воспитание», включает в себя знакомство ребенка с искусством, эстетикой развивающей среды, изобразительной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, культурно-досуговой деятельностью, конструированием и ручным трудом, а также музыкой.
Ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, далее с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. Затем детей учат сравнивать работы одного или нескольких жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия что же такое «искусство».
Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать еже со второй младшей группы, это дети 3-4 лет. Так как дети в этом возрасте могут лепить отдельные предметы, рисовать, создавать аппликации, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).
Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и обязательно вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их рассматривать игрушка, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, варежки, платочек, чашки. Для росписи используются линии, точки, пятнышки, клетки.
Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно быстро переключить внимание детей на учебное задание. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т. д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и словесные воздействия на детей. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко переключаются. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно.
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности. С возрастом ребенок в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а потом и на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. С возникновением «системы Я» в психике ребенка начинают возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его психическое состояние и внутреннюю гармонию. Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются не всегда в удачном постановлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, это позволяет детям создать конкретный образ, что то строить, выполнять определенную роль в игре. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенной норме, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Ему трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Ребенок начинает часто отвлекаться и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (ленка, рисование, конструирование) это больше всего придает усидчивости и внимательности ребенку. Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки, для любимой куклы. В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию
художественно-эстетических способностей у детей
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах;
возникновению желания добиться планируемого результата;
приобретению навыка самостоятельной работы;
• дети знакомятся с различными приемами работы с бумагой (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
• совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
• развиваются навыки концентрации внимания, так как процесс изготовления заставляет сосредоточиться;
• развиваются навыки следовать устным рекомендациям руководителя;
• стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• происходит знакомство с такими понятиями, как форма, цвет, величина, количество;
• создание игровых ситуаций расширяет коммуникативные способности ребенка;
• развиваются навыки детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации, ручном труде (оригами, конструирование из бумажных полосок и т.д.
• приобретаются навыки аккуратности;
• развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
Занятия проводятся в групповой комнате два раза в неделю по 20 мин: во второй половине дня.
Программа в объеме 64 занятия, из них - 2 занятий отводится на теоретический курс, 62 занятия - на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть.
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть.
Цель основной части занятия - развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству
Завершающая часть.
Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
2.2. Содержание деятельности и формы работы
Направление деятельности | Содержание деятельности (формы работы) | Сроки |
Информационно-методическое обеспечение | 1.Изучение литературы 2.Составление плана работы дополнительной образовательной деятельности. | В течение года |
Работа с детьми | Рассматривание поделок и рисунков, выделение элементов, цветосочетаний. Рассматривание различных видов росписи. Беседа о технике безопасности в работе с пластилином и ножницами Показ приемов изобразительной деятельности. Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада. Оформление выставок детских работ. | Согласно плану работы кружка |
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия группы с семьей — создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудничество с родителями | Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем. | В течение года |
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Методические: информационный материал, конспекты, фотоальбомы с изделиями воспитанников, методические разработки, демонстрационный материал, раздаточный материал.
Необходимые материалы и инструменты:
- картон, цветная бумага;
- ножницы большие и маленькие;
- акварельные краски, гуашь, кисти;
- пластилин, стек, подкладной лист;
- салфетки;
- фломастеры, карандаши;
- декоративный отделочный материал.
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний направлены на общее развитие ребёнка. У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения.
Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
ФИО: Даниловская Оксана Анатольевна
Образование - высшее
Квалификационная категория: высшая
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв. м. на чел. В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).
Хранить изделия из бисера согласно правилам.
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | Длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию художественно-этетических способностей у детей по программе | групповая | 8 | 15 | 1 | 4 | 36 |
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию художественно-этетических способностей у детей | Вторник Четверг | 1,3 неделя 16.30-16.50
| Воспитатель высшей квалификационной категории |
Тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию художественно-эстетических способностей у детей
№ п/п | Тема | Техника | Количество часов | ||||
| Сентябрь | | |||||
1 | «Осенние дары» | Рисование по мокрой бумаге | 1 | ||||
2 | «Полевые цветы» | Бумажная аппликация | 1 | ||||
3 | «Осенний натюрморт» | Пластилинография | 1 | ||||
4 | «Лес словно терем расписной…» | Аппликация с обрывными элементами | 1 | ||||
Октябрь | |||||||
5 | «Фрукты в корзине» | Объемная аппликация | 1 | ||||
6 | «В лесу» | Аппликация коллективная | 1 | ||||
7 | «Осенний букет» | Печатание листьями | 1 | ||||
8 | «Черепашка» | Аппликация из крупы | 1 | ||||
Ноябрь | |||||||
9 | «Тигренок» | Техника бумагопластики | 1 | ||||
10 | «Зайчик» | Аппликация из резаных ниток | 1 | ||||
11 | «Веселые птички» | Объемная аппликация | 1 | ||||
12 | «По небу тучи бежали…..» | Рисование смятой бумагой. | 1 | ||||
Декабрь | |||||||
13 | «Зимушка-зима» | Объемная аппликация (коллективная работа) | 1 | ||||
14 | «Снежная семья» | Рисование способом тычка | 1 | ||||
15 | «Украшение шарфика» | Рисование оттисками | 1 | ||||
16 | «Новогодняя елочка» | Пластилинография | 1 | ||||
Январь | |||||||
17 | «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | 1 | ||||
18 | «На морском дне» | Обрывная аппликация | 1 | ||||
19 | «Дед Мороз» | Аппликация из ваты | 1 | ||||
20 | «Веселые зверята» | Тестопластика | | ||||
Февраль | |||||||
21 | «Рябинка зимой» | Рисование пальчиками | 1 | ||||
22 | «Подарок для папы» | Аппликация | 1 | ||||
23 | «Зоопарк» | Аппликация из ниток | 1 | ||||
24 | «Птички у кормушки» | Обрывная аппликация | 1 | ||||
Март | |||||||
25 | «Кукла Крупенечка» | Изготовление тряпичной куклы | 1 | ||||
26 | «Солнышко» | Печатание ладошками | 1 | ||||
27 | «Чудо макароны» | Аппликация из макарон | 1 | ||||
28 | «Розочка» | Аппликация из крупы | 1 | ||||
Апрель | |||||||
29 | «Космос» | Аппликация из геометрических фигур | 1 | ||||
30 | «Неизведанные планеты» | Аппликация | 1 | ||||
31 | «Верба» | Аппликация из семян тыквы. | 1 | ||||
32 | «Светлые праздник Пасха» | Лепка из соленого теста | 1 | ||||
Май | |||||||
33 | «Насекомые» | Печатание | 1 | ||||
34 | «Кошка Муська» | Аппликация из ваты | 1 | ||||
35 | «Поляна одуванчиков» | Рисование одуванчиками с элементами аппликации | 1 | ||||
36 | «Клоун» | Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера). | 1 | ||||
Итого: | 36 |
3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию художественно-эстетических способностей у детей
Тема | Техника | Задачи | Материалы | Количество часов |
Сентябрь | | |||
«Осенние дары» | Рисование по мокрой бумаге | Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и раскрасить осенние листья. Объяснить последовательность работы. Украсить раздевалку готовыми работами. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие. | Подготовленные шаблоны кленовых листьев, емкость с водой, гуашевые краски желтого, оранжевого и красного цветов, кисти. | 1 |
«Полевые цветы» | Бумажная аппликация | Познакомить с новым способом вырезания фигур из бумаги, сложенной вдвое. | Цветная бумага, ножницы, карандаши, салфетки, клей, розетки для клея. | 1 |
«Осенний натюрморт» | Пластилинография | Беседа о рябине. Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Развивать художественное восприятие. | ½ листа картона, пластилин, ягоды рябины. | 1 |
«Лес словно терем расписной…» | Аппликация с обрывными элементами Объемная аппликация | Совершенствовать технические умения работы с бумагой. Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. | Цветная бумага, ножницы, клей, кисти, розетки для клея, салфетки. 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА | 1 |
Октябрь | ||||
«Фрукты в корзине» | Аппликация коллективная | Познакомить детей с панорамной коллективной композицией на единой основе. | Цветная бумага, ножницы, карандаши простые, салфетки, клеевые кисти, клей | 1 |
«В лесу» | Печатание листьями. | Беседа об осенних листьях. Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. | Осенние листья, краска, кисти, бумага. | 1 |
«Осенний букет» | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. | 1 |
«Черепашка» | Аппликация из крупы | Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность. | Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка. | 1 |
Ноябрь | | |||
«Тигренок» | Техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток . Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки | 1 |
«Зайчик» | Аппликация из резаных ниток | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА | 1 |
«Веселые птички» | Объемная аппликация | Беседа о зимующих птицах. Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы | Контурные силуэты птиц из черного двустороннего картона. Салфетки желтого и красного цветов, клей ПВА. | 1 |
«По небу тучи бежали…..» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. | 1 |
Декабрь | | |||
«Зимушка-зима» | Объемная аппликация | Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты, пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы бумаги; клей, кисти, вата | 1 |
«Снежная семья» | Рисование способом тычка.
| Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | 1 |
«Украшение шарфика» | Рисование оттисками. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - оттиски различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность. | Шаблоны рукавичек из картона, различного вида оттиски, штампы, ватные палочки. Гуашевые краски. | 1 |
«Новогодняя елочка» | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | 1 |
Январь | | |||
«Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка и т.д). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. | 1 |
«На морском дне» | Обрывная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, имитируя чешую рыбки. | Шаблон из картона - рыбка, бумага желтого цвета, клей ПВА | 1 |
«Дед Мороз» | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. | 1 |
«Веселые зверята» | Тестопластика | Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки. | Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон | 1 |
Февраль | | |||
«Рябинка зимой» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать заданную поверхность, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать | Гуашь, салфетки, бумага с изображением контура рябины. | 1 |
«Подарок для папы» | Аппликация | Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров; Воспитывать уважение к папе. | Готовые галстуки из разноцветного картона, вырезанные звезды и фигуры разного размера, клей, салфетки. | 1 |
«Зоопарк» | Аппликация из ниток | Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). | Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы | 1 |
«Птички у кормушки» | Обрывная аппликация | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки | 1 |
Март | | |||
«Кукла Крупенечка» | Изготовление тряпичной куклы | Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы, складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков. | Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки | 1 |
«Солнышко» | Печатание ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки - лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти. | 1 |
«Чудо макароны» | Аппликация из макарон | Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность. | Макароны разных видов. картонная основа, гуашь, клей. | 1 |
«Розочка» | Аппликация из крупы | Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность. | Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка. | 1 |
Апрель | | |||
«Космос» | Аппликация из геометрических фигур | Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона. | Вырезанные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круги, образец ракеты. | 1 |
«Неизведанные планеты» | Аппликация | Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и мышления. | Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др. | 1 |
«Верба» | Аппликация из семян тыквы. | Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. | Картон, семена тыквы, клей, кисть | 1 |
«Светлые праздник Пасха» | Лепка из соленого теста | Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка. | Соленое тесто, пуговицы, бусинки | 1 |
Май | | |||
«Насекомые» | Тестопластика | Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Лепка из теста пчелы и осы, отмечая их отличительные признаки. | Соленое тесто, пуговицы, бусинки | 1 |
«Кошка Муська» | Квиллинг | Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг. Формировать умение закручивать полоски цветной бумаги или гофрированного двухцветного картона в свободный ролл, овал - скрепляя конец полоски клеем, создавать из готовых частей рыбок и водоросли. Развивать моторику рук, усидчивость, чувство композиции. | Картон с наклеенным аквариумом, полоски двухсторонней цветной бумаги, можно гофрированный картон ширина полоски 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | 1 |
«Поляна одуванчиков» | Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера). | Формировать умение у детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание. Поддерживать у детей эмоциональный фон во время лепки. | Капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин разных цветов, доски для лепки. Образец. | 1 |
«Клоун» | Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера). | Формировать умение у детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание. Поддерживать у детей эмоциональный фон во время лепки. | Капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин разных цветов, доски для лепки. Образец. | 1 |
Итого: | 36 |
4. Перечень литературных источников
«Оригами для самых маленьких». Автор: Ольга Сухаревская. Москва «Айрис Пресс» 2010 г .
«Фантазии из природных материалов». Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство «Айрис Пресс» 2011 г .
«Чудеса из соленого теста». Автор: Чернова Г.Н Скрипторий 2005 г.
«Соленое тесто». Автор: Давыдова Г.Н. М АРТ 2005 г.
«Радуга аппликации». Автор: Гурская И.В. СПб Питербург 2007 г.
«Зёрнышко к зёрнышку» Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство «Айрис Пресс» 2010 г
«Маленький мастер» Автор: Геронимус Т. М.издательство «Аст - Пресс школа» 2001.