Дополнительная программа художественной направленности студии танцевального развития «Юла»
МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
г. Лысьва, Пермский край
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Студия раннего танцевального развития «Юла»
Возраст обучающихся 6 – 8 лет
Продолжительность образовательного процесса 2 года
Составитель программы:
Овчинникова Лариса Владимировна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у детей младшего школьного возраста творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел «Ритмические движения» является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в более широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 6-8 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цель программы:
Прививать интерес детей младшего школьного возраста к хореографическому искусству.
Задачи
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивать воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 45минут. Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Учебный материал включает в себя:
- Музыкально-ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца
- Элементы эстрадного танца.
Занятия в кружке направлены на общее развитие школьников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.
Занятие состоит из трех частей:
Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(10 минут)
Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(25минут)
Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (10минут)
Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.
На первом году обучения особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего второго года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, эстрадными, доступными народными танцами. В течение всего второго года используется материал первого года, он принимается за основу, дополняя его новыми знаниями. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.
Предполагаемый результат.
К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.
На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.
Участники кружка за два года обучения должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов. Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, фестивалях, конкурсах.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, и т.д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
Светлый и просторный зал.
Музыкальная аппаратура.
Тренировочная одежда и обувь.
Сценические костюмы.
Реквизит для танцев.
Тематический план.
Первый год обучения.
№ | Название раздела | Тема занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие | «Давайте познакомимся» | 1 |
2 | Музыкально ритмические движения | «У меня, у тебя» | 7 |
«Виноватая тучка» | 8 | ||
«На птичьем дворе» | 8 | ||
«Зимняя сказка» | 8 | ||
3 | Элементы русского танца | «Во саду ли в огороде» | 12 |
4 | Детский бальный танец, ритмика. | «Солнечный круг» | 12 |
«Автомотовездеход» | 8 | ||
5 | Элементы эстрадного танца | «Давайте построим большой хоровод» | 8 |
| | итого | 72 |
Второй год обучения.
№ | Название раздела | Тема занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие | «Встанем, дети, в круг» | 1 |
2 | Музыкально ритмические движения | «Листопад» | 7 |
«Дружба» | 8 | ||
«Лесные приключения» | 8 | ||
3 | Детские бальные танцы | «Вальс цветов» | 8 |
4 | Элементы народного танца | «Из бабушкиного сундучка» | 12 |
5 | Детский бальный танец, элементы историко-бытового танца. | «Мы собираемся на бал» | 12 |
«Солнечная радуга» | 8 | ||
6 | Элементы эстрадного танца | «Солнышки и тучки» | 8 |
| | итого | 72 |
Содержание программы.
Первый год обучения.
Раздел | Тема занятий | Программное содержание | Задачи | Методы и приемы |
Вводное занятие | «Давайте познакомимся» | Знакомство с детьми. Что такое танец. Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка. Танец «Мы ногами топ-топ-топ» (шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух ногах) Игра «Давайте потанцуем» | - формировать интерес к занятиям. - формировать общую культуру личности ребенка; - формировать правильную осанку и положение головы, положение рук на талии, позиции ног. - обучить детей танцевальному шагу с носка. - формировать интерес к занятиям. - развитие воображения, фантазии. | - беседа - объяснение. - показ. - показ, инструкция. - импровизация. |
Музыкально ритмические движения | «У меня, у тебя» | Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, колонна, линия.) Разминка «Волшебные превращения» (голова – повороты вправо, влево, наклоны к правому, левому плечу; плечи, руки – поочередное поднимание плеч вверх; движения кистями рук вверх вниз, сгибание – разгибание в локтевых суставах, вытягивание вверх– опускание вниз рук; корпус – повороты, наклоны в стороны, вперед, ноги – поочередное поднимание пятки, приседания, приставные шаги в стороны, вперед - назад, поднимание колен вперед, в стороны, прыжки на двух ногах, ноги вместе – врозь) Хлопки в ладоши – простые и ритмические. - Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы. - «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, на один такт, два приседания на один такт. - «шаг, приставить, шаг, каблук». - подъем на полу пальцы. - повороты вправо, влево. Танцевальная композиция «Коротышки» Игра «Сказочный лес» Игра «У медведя» Игра «Путешественники»
Партерная гимнастика («Буратино», «Солнышко», «Бабочка», «Складочка») | - формировать правильное исполнение танцевального шага. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой - разогреть мышцы. - развивать первоначальные навыки координации движений. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям.
- совершенствовать исполнение выученных движений. - познакомить детей с темпами музыки (медленный, умеренный, быстрый) - познакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано). - познакомить детей со штрихами музыки (стаккато, легато) отражение их движениями: хлопками, шагами, бегом, плавными и резкими движениями головы. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | - инструкция. - пояснение, повтор за педагогом. - объяснение, показ, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение. - объяснение, показ. - объяснение. - объяснение. - объяснение. - показ, объяснение. |
| «Виноватая тучка» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги в стороны, вперед, назад. Перестроения - круг, из большого в маленький круг и обратно, в колонны по 2, 4) Разминка «Я рисую солнце» (голова - прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне, с ритмическим рисунком.) Руки - поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти круговые движения с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной Ритмические хлопки в ладоши. Тройные притопы. «Пружинка» с наклонами головы. Движение «Баю - бай». Подскоки, приставные шаги с приседанием. Танцевальная композиция «Виноватая тучка» Игра «Весёлый поезд» Игра «Золотые ворота» Игра «Путник» Партерная гимнастика («Карандаши», «Бабочка», «Солнышко», «Буратино», «Складочка») | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - обучить детей танцевальным движениям. - развить чувство ритма. - обучить детей танцевальным движениям. - учить правильной осанке при исполнении движений. - развивать координацию движений. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить умение детей перестраивать с одного темпа музыки на другой. - учить строить рисунки танца. - продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано). - формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. - формировать умение ориентироваться в пространстве - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - формировать умение вытягивать, сокращать стопу. | - инструкция. - пояснение, повтор за педагогом. - показ, объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение. - показ, объяснение. - объяснение. - объяснение. - объяснение. - объяснение |
| «На птичьем дворе» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием. Перестроения – круг, диагональ, змейка) Разминка «Ку-ка-ре-ку» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад. Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую.) Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. Хлопки, притопы в паре, кружения в паре. Выпад, выпад с соскоком. Танцевальная композиция «Танец утят» Игра «Воробьи и вороны» Танец-игра «Ку-чи-чи» Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед») | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - развить чувство ритма. - обучить детей танцевальным движениям. - учить правильной осанке при исполнении движений. - развивать координацию движений. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать заданный образ движениями. - развить музыкальный слух и чувства ритма. - научить импровизировать. - укрепить мышцы спины, живота. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | - инструкция. - пояснение, повтор за педагогом. - показ, объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение. -показ, объяснение. -объяснение. - объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение. -Пояснение. - показ. |
| «Зимняя сказка» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, полукруг.) Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди и вместе, движение рук вперед, назад, движения имитирующие игру в снежки, «греем руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.) Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы. Танцевальная композиция «Тик так – ходики» Игра «Саночки» Игра «Зайчик и сугроб» Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед») | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - развить чувство ритма. - обучить детей танцевальным движениям. - учить правильной осанке при исполнении движений. - развивать координацию движений. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить чувство ритма. - развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта. - развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной фразы. - укрепить мышцы спины, живота. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | - инструкция. - пояснение, повтор за педагогом. - объяснение, показ. - объяснение, показ. - объяснение. - объяснение. - объяснение, показ. |
Элементы русского танца | «Во саду ли в огороде» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с ударом, галоп, подскоки, перескоки. Перемещения – круг, колонна, два круга, «шторки», круг, звездочка, сужение и расширение круга, круг в круге.) Разминка «Ах, вы, сени» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад, Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.) Положение рук на поясе, открывание рук во 2 позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. Притопы одинарные, двойные, тройные. Полу присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Исполнение движений с одновременной работой рук. Танцевальная композиция «На горе то» Игра «Заплетися мой плетень» Игра «Танец-стирка» Игра «Веселый оркестр» Партерная гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепление мышц спины, улучшения выворотности ног) | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить передавать заданный образ. - познакомить детей с особенностями русского танца. - обучить детей танцевальным движениям. - учить правильной осанке при исполнении движений. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - научить передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз. - научить строить и передвигаться по рисункам танца. - развить фантазию и воображение. - развить координацию. - укрепить мышцы спины, живота. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. | - инструкция. - Пояснение, повтор за педагогом. - объяснение, показ. - объяснение, показ. -объяснение. - объяснение. - объяснение. -объяснение, показ. |
Детский бальный танец, ритмика. | «Солнечный круг» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения – круг, змейка, квадрат, колонна, полукруг, две колонны.) Разминка «Раз, два, три, четыре» (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, прыжки – по VI, VI –II, упражнение «лыжник» в разных ритмических рисунках. ) Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, приставные шаги, легкие прыжки на месте, хлопки в разных ритмических рисунках. Полька «Забава» Игра «Давайте потанцуем» Игра «Музыкальные змейки» Игра «Одинокий путник» Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.) | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - формировать правильную осанку при исполнении движений.
- обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развивать творческие способности детей. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развивать воображение, фантазию. - развивать воображение, фантазию. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей | - инструкция. - инструкция. - объяснение, показ. - объяснение, показ. - импровизация. - импровизация. - объяснение. - объяснение, показ. |
| «Автомото-вездеход» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения - в рассыпную, шеренга, круг, в пары, круг в круге, в рассыпную.) Разминка «Я танцую» (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, переменный шаг в сторону, прыжки – по VI, VI –II, прыжок в повороте.) Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной шаг, балансе, шаг глиссад, покачивание, поворот в паре, кружения. Вальс «Дружбы» Игра «Магниты» Игра «Ромашки» Игра «Бабочки» Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.) | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - обучить детей танцевальным движениям вальса. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - научить «чувствовать» пару. - развивать воображение, фантазию. - развить быстроту реакции. - формировать навык «легкого шага» - развивать воображение, фантазию. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - показ, инструкция. - объяснение, показ. - объяснение, показ. - инструкция. - объяснение. Объяснение, импровизация. - объяснение, показ. |
Элементы эстрадного танца | «Давайте построим большой хоровод» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перескоки. Перестроения – две шеренги, шторки, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.) Разминка «Зарядка» (подъем на полу пальцы, приседания, наклоны, повороты туловища, махи согнутыми ногами, выпады –исполняются совместно с движениями рук, головы.) Танцевальная композиция «Давайте построим большой хоровод». Игра «Домики» Игра «Будь внимателен» Игра « А, ну-ка, покажи» Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.) | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - развить координацию движений. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной фразы. - развить внимание, быстроту реакции. - развивать воображение, фантазию. - развить артистизм. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - показ. - инструкция. - объяснение, показ. - объяснение. - объяснение. - инструкция. - объяснение, показ. |
Второй год обучения.
Раздел | Тема занятий | Программное содержание | Задачи | Методы и приемы |
Вводное занятие | «Встанем, дети, в круг» | Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Танцевально – ритмическая гимнастика «Я танцую» Танец «Приглашение» (шаг с носка, легкий бег, "ковырялка", притопы, хлопки, кружения, приставные шаги с приседанием) Танец-игра «Ку-чи-чи» Игра «Скорый поезд» Игра «Давайте потанцуем» | - формировать общую культуру личности ребенка; - вспомнить, закрепить материал прошлого года. - формировать интерес к занятиям. - закрепить материал прошлого года. - развить музыкальный слух и чувства ритма. - научить импровизировать. - развить умение детей перестраивать с одного темпа музыки на другой. - учить строить рисунки танца. - развить воображение, фантазию. - закрепить материал прошлого года. | -беседа. - импровизация. - инструкция. - инструкция. - инструкция. - импровизация. - объяснение. - импровизация. - импровизация. |
Музыкально ритмические движения | «Листопад» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перескоки. Перестроения – две шеренги, шторки, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.)
Разминка «В осеннем парке» ( голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги, переменный шаг в сторону, прыжки – по VI, VI –II, прыжок в повороте.) Шаг на полупальцах, приставные шаги, переменный шаг в сторону, подскоки, галоп, хлопки в разных ритмических рисунках, притопы. Танец «Капризный зонтик» Игра «Музыкальные змейки» Игра «Заколдованный лес» Игра «Веселые капельки» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - научить ориентироваться в видах танцевальных мелодий (вальс, марш, полька.) - формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. - развить чувство ритма. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - объяснение. - объяснение. - импровизация. - инструкция. - показ. - объяснение. - показ. |
| «Дружба» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг на пятках, приставные шаги, галоп, подскоки. Перестроения – круг, диагонали, квадрат, четыре колонны.) Разминка «Барбарики» (голова – повороты в стороны, наклоны вперед, в стороны, полукруг. Плечи – поднимание вверх и опускание вниз, круговые движения. Руки – круговые движения кистями рук, сгибание и разгибание в локтевом суставе, поднимание и опускание прямых рук. Корпус – наклоны в стороны, вперед, повороты, «штопор». Ноги – топающий шаг на месте, поочередное поднимание пятки, «пружинка», приставные шаги. Прыжки – по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте.) Хлопки, притопы в разных ритмических рисунках, синкопа, прыжки по ритмическим рисункам, галоп в паре, движение «пятка носок» с наклоном корпуса, подскоки в повороте. Танец «Есть друзья» Игра «Строим дом» Игра «Ссоримся и миримся » Игра «На лужайке» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить чувство ритма. - Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. - продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано). - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - инструкция. - показ. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - объяснение. - инструкция. - объяснение. - импровизация. - объяснение. - объяснение. - показ. |
| «Лесные приключения» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, переменный шаг с носка на пятку и обратно, пружинящий шаг, топающий шаг, переменный в сторону. Перестроения – круг, колонна, два круга, «шторки», полукруг, «прочес», круг.) Разминка «Лесные звери» (Голова– повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное поднимание и опускание, «по три с паузой», круговые движения. Руки – открывание во II позицию и закрывание в положение на талию, поочередное поднимание и опускание рук – талия, плечи, вытянуть вверх. Корпус – наклоны, повороты. Ноги – притопы – одинарный, двойной, тройной. Поднимание колен, полу присядка, «пирамидка». Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, с поджатыми ногами.) Переменный шаг вперед, простая дробная дорожка, плавные движения руками, переступания с легким ударом каблука. Хоровод «Лебедушки» Игра «На лесной полянке» Игра «Вдоль пруда» Игра «Жучок-паучок» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям русского танца. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить артистичность и воображение. - научить слушать музыку, ее характер, темп. - научить импровизировать. - развить умение «держать» круг и интервалы. - эмоционально разрядить детей. - научить импровизировать. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - инструкция. - импровизация. - инструкция. - объяснение. - объяснение. - показ. |
Детские бальные танцы | «Вальс цветов» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, переменный шаг с носка на пятку и обратно, пружинящий шаг, топающий шаг, переменный шаг, галоп, подскоки. Перестроения – змейка, круг, две колонны, четыре колонны, полукруг, «прочес», диагонали, полукруг.) Разминка «Поле чудес» (Голова– повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное поднимание и опускание, «по три с паузой по очереди», круговые движения. Руки – открывание во II позицию и закрывание в положение на талию, круговые движения кистями, в локтевом суставе, прямых рук. Корпус – наклоны, повороты. Ноги – отрывистый шаг на месте с носка на пятку, поднимание колен, вытягивание и сокращение стопы, «пирамидка». Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, с поджатыми ногами.) Шаг польки, галоп, поскоки, положения в парах, перестроения в парах, кружения. Танец «Полечка для мамочки» Танец-игра «Джайв» Игра «Вот как мы умеем» Игра «Учитель и ученики» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить координацию движений. - развить артистичность. - закрепить позиции рук, ног, положение рук на талии. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей | - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - показ. - инструкция. - инструкция. - объяснение. - объяснение. - показ. |
Элементы народного танца | «Из бабушкиного сундучка» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, переменный шаг с носка на пятку и обратно, пружинящий шаг, топающий шаг, переменный шаг, галоп, подскоки, шаг польки. Перестроения – круг, две колонны, две змейки, «прочес», полукруг, четыре колонны.) Разминка «Как у нашей бабушки» (Голова– повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное поднимание и опускание, круговые движения. Руки – открывание во II позицию и закрывание в положение на талию, положение рук перед грудью, круговые движения локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе. Корпус – наклоны, повороты. Ноги – поднимание на полупальцы с опусканием в плие, поднимание колен, вытягивание и сокращение стопы вперед и в сторону, «пирамидка». Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, «шаг лыжника».) Поклон поясной, праздничный; простой дробный шаг, беговой шаг, боковой ход припадание, «ковырялочка», «моталочка», скользящие одинарные хлопки, удары по подошве сапога, дробная дорожка, дорожка в «три ножки», «трилистник», «гармошка». Танец «Круговая кадриль» Игра «Кто запомнил лучше всех» Игра «Тик - так» Игра «Шары и пузыри» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям русского танца. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - закрепить пройденный материал. - развить музыкальность, чувство ритма. - научить ориентироваться в пространстве. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей | - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - импровизация. - объяснение. - объяснение. - объяснение, - показ. |
Детский бальный танец, элементы историко – бытового танца. | «Мы собираемся на бал» | Маршировка - шаг полонеза. Перестроения – круг, диагонали, колонна, через одного на полукруг, «шторки», круг. Разминка «Мы собираемся на бал» (Голова– повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное поднимание и опускание, круговые движения. Руки – открывание во II позицию и закрывание в положение на талию, вытягивание рук вперед – на талию, круговые движения локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе. Корпус – наклоны, повороты. Ноги –поднимание на полупальцы с опусканием в плие, поднимание колен, вытягивание и сокращение стопы вперед и в сторону, приставные шаги. Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, по VI – II позиции ног.) Вальсовая дорожка, балансе, правый поворот, переходы в парах. «Вальс цветов» Менуэт Игра «Мы пойдем сначала вправо» Игра «Росточек» Игра «Ласточки, петухи и воробьи» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - развитие воображения, фантазии, артистичности. - развить чувство ритма, музыкальность. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей | - объяснение. - показ. - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - инструкция. - импровизация. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. |
| «Солнечная радуга» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, переменный шаг с носка на пятку и обратно, пружинящий шаг, галоп, подскоки, шаг польки. Перестроения - квадрат, диагональ, круг, колонна, полукруг, круг в круге.) Разминка «Весеннее настроение» (Голова– повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное поднимание и опускание, круговые движения, поднимание «по три раза». Руки – открывание во II позицию и закрывание в положение на талию, круговые движения прямыми руками, круговые движения локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе. Корпус – наклоны, повороты. Ноги –поочередное поднимание пяток, поднимание на полупальцы с опусканием в плие, поднимание колен, вытягивание и сокращение стопы вперед и в сторону, приставные шаги. Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, по VI – II позиции ног.) Пружинящее движение, пружинящее движение на шагах, основной ход танца «самба», «Виск», «самба-ход вперед», «соло-поворот», положение в паре. Танец «Самба» Игра «Доведи меня» Игра «Дождик» Игра «Повторяем движения» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - развить чувство взаимопомощи, бережное отношение друг к другу. - развить чувство ритма, музыкальность. - развить внимание и память. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. - объяснение. - объяснение. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - показ. |
Элементы эстрадного танца | «Цирк зажигает огни!» | Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, переменный шаг с носка на пятку и обратно, пружинящий шаг, галоп, подскоки, шаг польки. Перестроения - круг, квадрат, диагонали, два круга, «прочес», змейка, шахматный порядок.) Разминка «Цирковые лошадки» (Голова– повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное поднимание и опускание, круговые движения, поднимание «по три раза». Руки –поднимание и опускание кисти, круговые движения прямыми руками, круговые движения локтями, сгибание-разгибание в локтевом суставе. Корпус – наклоны, повороты. Ноги –поочередное поднимание пяток, поднимание на полупальцы с опусканием в плие, поднимание колен. Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, бег на месте с высоким подниманием колен.) Танцевальная композиция «Мы лучшие» Игра «Дискотека» Игра «Раз, два» Игра «Арена» Партерная гимнастика – упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины, для правильного формирования стопы. | - формировать правильное исполнение танцевальных шагов. - формировать умение ориентироваться в пространстве. - научить перестраиваться из одного рисунка в другой. - разогреть мышцы. - учить правильной осанке при исполнении движений. - научить правильно исполнять движения. - научить передавать заданный образ. - обучить детей танцевальным движениям. - формировать пластику, культуру движения, их выразительность. - развить творческие способности ребенка. - развить моторику. - формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. - формировать правильную осанку. - повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. - укрепить здоровье детей. | - инструкция. - инструкция. - объяснение. - показ. - объяснение. - импровизация. - инструкция. - показ. - объяснение. - объяснение. - показ. |
Результаты освоения программы.
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:
- Чувство музыкального ритма - способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
- Эмоциональная отзывчивость - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
- Танцевальное творчество - способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Комплексная оценка:
1 - низкий уровень.
2 - средний уровень.
3 - высокий уровень.
Первый год обучения.
Чувство музыкального ритма. | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
Хлопки под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку. 2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – хлопает под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может хлопать под музыку. | Выделить хлопками сильные доли в музыке. 3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. 2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке. |
Смена движений со сменой частей музыки. 3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки. 2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями. 1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога. 0 баллов – не слышит части музыки. | Прохлопать ритмический рисунок под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет хлопки под музыку. 2 балла – выполняет хлопки под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – хлопает под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может хлопать под музыку. |
| При помощи движений выделить смену частей музыки. 3 балла – самостоятельно меняет движение со сменой частей музыки. 2 балла – меняет движение со сменой частей музыки с небольшими неточностями. 1 балл – меняет движение со сменой частей музыки при помощи педагога. 0 баллов – не слышит части музыки. |
Эмоциональная отзывчивость. | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
Упражнение «О чем рассказывает музыка». 3 балла – выразительно передает заданные образы. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданные образы. | Упражнение «Листок». 3 балла – выразительно передает заданный образ. 2 балла – не очень выразительно передает заданный образ. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ. |
Упражнение «Птичий двор». 3 балла – выразительно передает заданный образ. 2 балла – не очень выразительно передает заданный образ. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ. | Упражнение «В гостях у сказки». 3 балла – выразительно передает заданные образы. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы. 1 балл – передает заданный образ при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданные образы. |
Танцевальное творчество. | |
Начало учебного года. | Конец учебного года. |
1.Повторить за педагогом танцевальные движения. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальные движения. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальные движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет танцевальные движения, допуская значительные неточности. 0 баллов – не может выполнить танцевальные движения. | Исполнить танцевальную комбинацию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога. 0 баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию. |
| Выбрать движения согласно музыкальному материалу. 3 балла – правильно выбирает движения. 2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 0 баллов – не может выбрать движения. |
| Придумать танцевальную комбинацию на заданную музыку. 3 балла – легко придумывает комбинацию, не путает стили музыки. 2 балла – придумывает комбинацию, но иногда требуется подсказка педагога. 1 балл – затрудняется в придумывании танцевальной комбинации. 0 баллов – не может придумать комбинацию. |
Второй год обучения.
Чувство музыкального ритма. | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
Прохлопать и протопать ритмический рисунок под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. | Упражнение «Круг друзей» 3 балла – самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. 2 балла – выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога. баллов – не может выделить сильные и слабые доли в музыке. |
Выделить хлопками сильные доли в музыке. 3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. 2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога. баллов – не может выделить сильные доли в музыке. | Прохлопать ритмический рисунок под музыку. 3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
3.Выделить фразы и части музыкального материала. 3 балла – самостоятельно выделяет фразы и части музыки. 2 балла - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога. баллов – не может выделить фразы и части музыки. | Упражнение «Угадай». 3 балла – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4. 2 балла – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4 с небольшими неточностями. 1 балл – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога. 0 баллов – не различает музыкальные размеры. |
Эмоциональная отзывчивость. | |
Начало учебного года. | Конец учебного года. |
Упражнение «Грустно - весело» 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. | Упражнение «Подснежник». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
Упражнение «На витрине магазина». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. | 2.Упражнение «О чем рассказывает музыка». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
Танцевальное творчество. | |
Начало учебного года. | Конец учебного года. |
Повторить за педагогом танцевальную комбинацию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию. | 1.Исполнить танцевальную композицию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога 0 баллов – не может выполнить танцевальную композицию. |
В зависимости от характера и вида музыкального материала выбрать танцевальные движения. 3 балла – правильно выбирает движения. 2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 0 баллов – не может выбрать движения. | 2.Импровизация под музыку. 3 балла – легко и свободно импровизирует под музыку. 2 балла – не уверенно импровизирует под музыку. 1 балл – с трудом импровизирует под музыку. 0 баллов – не может импровизировать. |
Методическое обеспечение программы.
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи. Прежде, чем заставить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением. Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Движения показывает педагог. Надо следить, чтобы дети не повторяли сразу за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались занимательными для воспитанников.
Для обучения танцам детей младшего школьного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку возможность безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма.
Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица. Поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
На протяжении всех занятий, особенно на их начальном этапах, очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на укрепление мышц спины.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в образовательном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:
- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)
- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
- игровой принцип (занятие строится на игре.)
- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)
- принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)
- принцип наглядности (практический показ движений.)
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения;
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• повторение.
Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить координацию, внимание, выразительность, эмоциональность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.
ЛИТЕРАТУРА
Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет, 1991 № 5.
Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1981
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 1980.
Бондаренко Л.А. Ритмика и танец. Киев, 1972.
Боголюбская. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах (учебно- методическое пособие). М., 1982.
Руднева С.Д. и Фиш Э.М. Ритмика и музыкальное движение. М., 1972.
Чеховская Р.Л. Танцевать могут все. Минск, 1973.
В. Константиновский «Учить прекрасному». Москва. 1973.
П.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте». Москва.1991.
Джозеф С.Хавилер «Тело танцора». Медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство «Новое слово».2007.