Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живая энциклопедия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живая энциклопедия» предназначена для развития обучающихся при помощи знакомства с окружающим миром через экспериментирование.
В процессе проведения опытов и экспериментов, обучающиеся учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Педагог должен вести себя так, чтобы обучающимся казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности обучающихся является детское экспериментирование.
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей, путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Отличительные особенности программы
Программа адаптирована к условиям в данном учреждении. Отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает получение энциклопедических знаний познавательного характера для дошкольников, включает в себя темы и разделы, которые не входят или входят частично в курс окружающего мира. Позволяет на практике добыть самостоятельно причинно-следственные связи предметов и явлений, осознанно понять почему, зачем, как, что будет, если? Разделы и темы программы разработаны исходя из интересов детей. Разнообразие занимательных опытов повысит познавательную активность дошкольников, уровень умственных способностей, коммуникативных компетенций.
Цель программы: формирование и расширение представлений обучающихся, об объектах живой и неживой природы, через практическое и самостоятельное познание.
Задачи программы
Образовательные задачи:
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления обучающихся;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие задачи:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- воспитывать умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи, создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Адресат программы
Программа адресована детям 5 – 7 лет.
Число обучающихся в объединении 10-12 человек.
Режим, периодичность и продолжительность занятий
Программа разработана на 16 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Обучение по программе-очное, проводится в форме занятий, сочетающих теоретическую и практическую части. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводятся физкультурные минутки.
Нормативные документы
При разработке программы «Живая энциклопедия» учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ;
Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №1173 от 05.11.2015);
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016, приказом № 98/4 от 01.09.2016).
Характеристика возрастных возможностей детей (6 год жизни)
При правильной организации работы у детей 6 года жизни формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
Характеристика возрастных возможностей детей (7 год жизни)
Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Эксперименты доставляют детям огромную радость.
Работа с родителями (законными представителями), предусмотренная в рамках программы при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в итоговом занятии, оказывают помощь в подготовке творческих делах, получают индивидуальные консультации.
Планируемые результаты
На конец учебного курса обучающиеся будут уметь:
- проводить простейшие опыты;
- работать с экспериментальным инструментарием;
- уметь вести наблюдения в природе, рассказывать о проведенных наблюдениях;
- сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
- выполнять творческие правила работы и участвовать в планируемых акциях;
- делать выводы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Таблица 1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
«Живая природа» | ||||
2 | Древние животные | 1 | 0.5 | 0.5 |
3 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Почему птицы умеют летать? | 1 | 0.5 | 0.5 |
5 | Долгое путешествие семечки | 1 | 0.5 | 0.5 |
6 | Как растения дышат и питаются? | 1 | 0.5 | 0.5 |
«Неживая природа» | ||||
7 | Загадки космоса, вселенная | 1 | 0.5 | 0.5 |
8 | Песок и глина | 1 | 0.5 | 0.5 |
9 | Волшебница – вода | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Воздух есть везде | 1 | 0.5 | 0.5 |
11 | Фокусы с магнитами | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Где живет электричество | 1 | 0.5 | 0.5 |
«Материалы и их свойства» | ||||
13 | Волшебная бумага | 1 | 0.5 | 0.5 |
14 | Дерево. Свойство дерева | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Стекло. Свойства стекла | 1 | 0.5 | 0.5 |
16 | Итоговое занятие «Живая энциклопедия» | 1 | 0.5 | 0.5 |
| Итого: | 16 | 8 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие
Теория: Знакомство. Ознакомление с кабинетом. Правила личной гигиены. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Ознакомление с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: игра «Давай знакомиться»
Форма контроля: беседа, опрос.
Раздел «Живая природа»
Древние животные
Теория: знакомство с доисторическими животными, обитавшими на разных континентах тысячи и миллионы лет назад. Разнообразие динозавров.
Практика: игра-пазлы «Собери динозавра». Эксперимент «Археологи. На поиски динозавров».
Форма контроля: игра – путешествие «Древнейшие животные».
Мы в ответе за тех, кого приручили
Теория: уход за домашними питомцами. Значение домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к домашним животным.
Практика: поделка оригами «Собачка».
Форма контроля: игровые ситуации.
Почему птицы умеют летать?
Теория: птицы, разнообразие видов. Полые крылья, перья, форма крыла. Птицы нашего края (ворона, лебедь, синица, воробей и т.д.). Значение в природе, в жизни человека.
Практика: эксперимент «Крылья птиц» (2 листка бумаги, один смять, подкинуть)
Форма контроля: выводы, викторина «Что? Где? Когда?», ребус.
Долгое путешествие семечки
Теория: путь семени от посадки до взрослого растения. Уход за растениями. Рост растений в природе.
Практика: экологическая сказка; посев овса.
Форма контроля: беседа, опрос.
Как растения дышат и питаются?
Теория: части растения, значение листа, стебля и корня в питании и росте. Почва, свет, влага – условия для роста растений.
Практика: эксперимент «Как растение «пьет» воду?».
Форма контроля: игра – путешествие «Живые растения».
Раздел «Неживая природа»
Загадки космоса, вселенная
Теория: понятие космос. Знакомство с известными космонавтами.
Практика: игра «Помоги ракете долететь до луны»
Форма контроля: викторина «Вопрос – ответ»
Песок и глина
Теория: знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, их свойствами. Показать, чем они похожи и чем отличаются.
Практика: игры с песком и формочками для песка.
Форма контроля: проблемная ситуация «Как получить влажный песок?».
Волшебница – вода
Теория: знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Формирование представлений о трех состояниях воды.
Практика: видеофильм «Живая вода», эксперимент «Сухой из воды».
Форма контроля: природоохранная акция «Чистая вода». Самоанализ выполненной работы.
Воздух есть везде
Теория: беседа. Воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.).
Практика: опытно – экспериментальная работа с наблюдениями и фиксацией результатов. Выводы и заключения.
Форма контроля: опрос.
Фокусы с магнитами
Теория: представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. Предметы, взаимодействующие с магнитом.
Практика: эксперимент «Почему скрепка движется?». Самостоятельные опыты с магнитом.
Форма контроля: самоанализ выполненной работы.
Где живет электричество?
Теория: знакомство с понятиями «электричество», «электрический ток». Основы безопасного обращения с электричеством.
Практика: опыт «Как увидеть молнию?».
Форма контроля: проблемная ситуация.
Раздел «Материалы и их свойства»
Волшебная бумага
Теория: основные свойства бумаги (рвется, мнется, размокает). Из чего изготавливается. Бережное отношение.
Практика: исследовать прочность бумаги на разрыв (лист, скрученная).
Форма контроля: оригами «Цветок».
Дерево. Свойство дерева
Теория: основные свойства дерева, со структурой его поверхности. Бережное отношение.
Практика: исследование различных предметов из дерева. Опыт «Тонет - не тонет». Поделка из природного материала «Гриб».
Форма контроля: рассказы детей из собственного опыта, выводы. Мини-выставка поделок.
Стекло. Свойства стекла
Теория: свойства стекла (хрупкое, прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д.). Техника безопасности. Способ изготовление предметов из стекла. Профессия стеклодув.
Практика: игра-эксперимент «В каком стакане спрятался мышонок?».
Форма контроля: выводы. Зарисовать свои наблюдения.
Итоговое занятие «Живая энциклопедия»
Теория: закрепление пройденного материала. Презентация фото – слайдов о работе по программе.
Практика: проблемные ситуации. Награждение лучших обучающихся и их родителей за сотрудничество. Игра.
Форма контроля: беседа, выводы. Игра «Что? Зачем? Почему?».
Календарный учебный график
Таблица 2
№ | Название раздела | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Приме- чание | |
планир | фактич | |||||
| Подготовительный | Вводное занятие. | 1 | Декабрь 2019 | | |
| Живая природа | Древние животные | 1 | Декабрь 2019 | | |
| Живая природа | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | Январь 2020 | | |
| Живая природа | Почему птицы умеют летать? | 1 | Январь 2020 | | |
| Живая природа | Долгое путешествие семечки | 1 | Январь 2020 | | |
| Живая природа | Как растения дышат и питаются? | 1 | Январь 2020 | | |
| Неживая природа | Загадки космоса, вселенная | 1 | Январь 2020 | | |
| Неживая природа | Песок и глина | 1 | Январь 2020 | | |
| Неживая природа | Волшебница – вода | 1 | Февраль 2020 | | |
| Неживая природа | Воздух есть везде | 1 | Февраль 2020 | | |
| Неживая природа | Фокусы с магнитами | 1 | Февраль 2020 | | |
| Неживая природа | Где живет электричество | 1 | Февраль 2020 | | |
| Материалы и их свойства | Волшебная бумага | 1 | Февраль 2020 | | |
| Материалы и их свойства | Дерево. Свойство дерева | 1 | Февраль 2020 | | |
| Материалы и их свойства | Стекло. Свойства стекла | 1 | Февраль 2020 | | |
| Материалы и их свойства | Итоговое занятие «Живая энциклопедия» | 1 | Февраль 2020 | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Таблица 3
№ п/п | Название раздела | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1. | Живая природа | Познавательные презентации: - «Древние животные» - «Мы в ответе, за тех кого приручили» -«Почему птицы умеют летать» -«Долгое путешествие семечки» - Иллюстрации объектов живой природы. - Подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток - Картотека опытов и экспериментов - Игра пазл «Собери динозавра» - Д/и «Улетают-не улетают» - Видеоматериалы по окружающему миру (о природе) - Д/и «Что внутри яйца» | -Компьютер -Материал для опытов и экспериментов: полые трубочки, пластилин, песок, щеточки, семена, лейка, ёмкость под грунт, стаканы, коктейльные трубочки, бинт. -Канцелярские принадлежности. -Фотоаппарат. -Книги. -Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий. | -Игра– путешествие «Древнейшие животные». -Игровые ситуации. -Викторина «Что? Где? Когда?», ребус. -Беседа, опрос -Игра – путешествие «Живые растения» |
2. | Неживая природа | Познавательные презентации: -«Космическое путешествие» -«Неутомимая путешественница» -«Где живет электричество» -Д/и «Угадай планету» -Д/и «Найди тень-космос» -Наглядный материал про космос -Коллаж «Электричество вокруг нас». -Методическая литература «Опыты с песком, глиной, водой, воздухом» -Д/игры с магнитом «Рыбалка», «Бабочка» | -Приборы – помощники: весы, линейки, мерные стаканчики, песочные часы, магниты, лупы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы. -Природный материал с образцами почв, камней, глины, песка, ракушек, шишек, спичек, семян, минералов. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора. | -Викторина «Вопрос – ответ» -Игра- путешествие «Планеты солнечной системы» - Конкурс поделок. -Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?» -Наблюдение Экологическая лаборатория Зарисовать результаты наблюдения. -Самоанализ, -Опрос |
3. | Материалы и их свойства | -Методическая литература «Элементарные опыты с бумагой, деревом» -Д/и «Из чего сделан предмет» -Коллекция видов бумаги» -Д/и «Свойства предметов» -Наглядное пособие «Свойства дерева» -Наглядное пособие «Свойства стекла» -Картотека опытов и экспериментов «Материалы и их свойства» | -Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная -Красители: гуашь, акварельные краски -Медицинские материалы: пипетки (плассмасовые), деревянные палочки, резиновые груши. -Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, свечи | -Оригами «Кораблик» -Рассказы детей из собственного опыта, выводы -Мини-выставка поделок -Выводы -Зарисовать свои наблюдения -Проблемная ситуация «Как его увидеть?» |
Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Материально – техническое обеспечение
Кабинет
Столы – 12 шт., стулья – 12 шт. – регулируемые в соответствии с ростом детей.
Стеллажи – для хранения методических пособий и литературы.
Письменный стол.
Ноутбук, проектор.
Стенды, плакаты, картинки.
Иллюстрации объектов живой и неживой природы.
Приборы – помощники: весы, линейки, мерные стаканчики, песочные
часы, магниты, микроскопы, лупы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы.
Природный материал с образцами почв, камней, глины, песка, ракушек,
птичьих перьев, шишек, спичек, семян, минералов.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,
шурупы, детали конструктора.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
Красители: гуашь, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки (пластмассовые), деревянные палочки, резиновые груши.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
сито, свечи.
Глобус, карты, макеты.
Наглядный и дидактический материал.
Наборы карточек в соответствии с темами программы.
Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
Канцелярские принадлежности.
Фотоаппарат.
22.Книги.
23. Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.
Информационное обеспечение
Подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток;
Познавательные презентации по экспериментальной деятельности;
Видеоматериалы по окружающему миру (о природе).
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль усвоения программного материала по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живая энциклопедия» осуществляется путём проведения начальной и итоговой диагностики.
Начальная диагностика проводится на первом занятии с целью выявления образовательного, творческого потенциалов обучающихся и их способностей;
Итоговая диагностика проводится в конце учебного курса с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения. Для оценивания результатов и эффективности образовательной деятельности обучающихся, проводится мониторинг по следующим критериям:
Умение постановки проблемы воспитанниками;
Грамотное формулирование вопросов;
Выбор способов исследования;
Умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;
Наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
Степень самостоятельности в проведении эксперимента;
Способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;
Умение фиксировать результаты экспериментирования.
Уровни усвоения программы
Высокий уровень–познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень–в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень- ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Текущий контроль
ФИО ПДО
Ламм Марианна Викторовна
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Живая энциклопедия»
Д/О «_____________________________________»
Год обучения ____________________
Группа № _______________________
Вид диагностики | Начальная диагностика | Итого | Итоговая диагностика | Итого | ||||||||||||||
Оцениваемый параметр Ф.И обучающегося | Умение постановки проблемы воспитанниками | Грамотное формулирование вопросов | Умение описывать наблюдения во время опытной деятельности | Наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация) | Выбор способов исследования | Степень самостоятельности в проведении эксперимента | Способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов | Умение фиксировать результаты экспериментирования | Умение постановки проблемы воспитанниками | Грамотное формулирование вопросов | Умение описывать наблюдения во время опытной деятельности | Наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация) | Выбор способов исследования | Степень самостоятельности в проведении эксперимента | Способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов | Умение фиксировать результаты экспериментирования | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аджи, А.В. Открытые мероприятия для детей старшей группы / А.В.Аджи // -Воронеж: ООО «Метода», 2014. - 127 с.
Иванова, А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова// - Человек: Сфера, 2010. – 56 с.
Майлс, Д. Большая энциклопедия для дошкольников / Д. Майлс// - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 1457 с.
Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие / С.Н. Николаева// - М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.
Николаева, С.Н., Комарова, И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева, И.А. Комарова//- М.: ГНОМ, 2003.-126 с.