Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живая энциклопедия»

4
0
Материал опубликован 23 January 2020

t1579755894aa.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живая энциклопедия» предназначена для развития обучающихся при помощи знакомства с окружающим миром через экспериментирование.

В процессе проведения опытов и экспериментов, обучающиеся учатся видеть проблему, ставить цель, решать проблему, анализирует, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Педагог должен вести себя так, чтобы обучающимся казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности обучающихся является детское экспериментирование.

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей, путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Отличительные особенности программы

Программа адаптирована к условиям в данном учреждении. Отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает получение энциклопедических знаний познавательного характера для дошкольников, включает в себя темы и разделы, которые не входят или входят частично в курс окружающего мира. Позволяет на практике добыть самостоятельно причинно-следственные связи предметов и явлений, осознанно понять почему, зачем, как, что будет, если? Разделы и темы программы разработаны исходя из интересов детей. Разнообразие занимательных опытов повысит познавательную активность дошкольников, уровень умственных способностей, коммуникативных компетенций.


Цель программы: формирование и расширение представлений обучающихся, об объектах живой и неживой природы, через практическое и самостоятельное познание.

Задачи программы


Образовательные задачи:

- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления обучающихся;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие задачи:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным инструментарием;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

- развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- стимулировать желание детей экспериментировать;

- воспитывать умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи, создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;

- воспитывать усидчивость и аккуратность.


Адресат программы

Программа адресована детям 5 – 7 лет.

Число обучающихся в объединении 10-12 человек.


Режим, периодичность и продолжительность занятий

Программа разработана на 16 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Обучение по программе-очное, проводится в форме занятий, сочетающих теоретическую и практическую части. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на занятие, проводятся физкультурные минутки.


Нормативные документы

При разработке программы «Живая энциклопедия» учитывались следующие нормативные документы:

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ;

Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №1173 от 05.11.2015);

Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016, приказом № 98/4 от 01.09.2016).


Характеристика возрастных возможностей детей (6 год жизни)

При правильной организации работы у детей 6 года жизни формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.


Характеристика возрастных возможностей детей (7 год жизни)

Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Эксперименты доставляют детям огромную радость.

Работа с родителями (законными представителями), предусмотренная в рамках программы при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в итоговом занятии, оказывают помощь в подготовке творческих делах, получают индивидуальные консультации.


Планируемые результаты

На конец учебного курса обучающиеся будут уметь:

- проводить простейшие опыты;

- работать с экспериментальным инструментарием;

- уметь вести наблюдения в природе, рассказывать о проведенных наблюдениях;

- сравнивать и обобщать собственные наблюдения;

- выполнять творческие правила работы и участвовать в планируемых акциях;

- делать выводы.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Таблица 1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

«Живая природа»

2

Древние животные

1

0.5

0.5

3

Мы в ответе за тех, кого приручили

1

0.5

0.5

4

Почему птицы умеют летать?

1

0.5

0.5

5

Долгое путешествие семечки

1

0.5

0.5

6

Как растения дышат и питаются?

1

0.5

0.5

«Неживая природа»

7

Загадки космоса, вселенная

1

0.5

0.5

8

Песок и глина

1

0.5

0.5

9

Волшебница – вода

1

0.5

0.5

10

Воздух есть везде

1

0.5

0.5

11

Фокусы с магнитами

1

0.5

0.5

12

Где живет электричество

1

0.5

0.5

«Материалы и их свойства»

13

Волшебная бумага

1

0.5

0.5

14

Дерево. Свойство дерева

1

0.5

0.5

15

Стекло. Свойства стекла

1

0.5

0.5

16

Итоговое занятие «Живая энциклопедия»

1

0.5

0.5


Итого:

16

8

8



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Вводное занятие

Теория: Знакомство. Ознакомление с кабинетом. Правила личной гигиены. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Ознакомление с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: игра «Давай знакомиться»

Форма контроля: беседа, опрос.

Раздел «Живая природа»

Древние животные

Теория: знакомство с доисторическими животными, обитавшими на разных континентах тысячи и миллионы лет назад. Разнообразие динозавров.

Практика: игра-пазлы «Собери динозавра». Эксперимент «Археологи. На поиски динозавров».

Форма контроля: игра – путешествие «Древнейшие животные».

Мы в ответе за тех, кого приручили

Теория: уход за домашними питомцами. Значение домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к домашним животным.

Практика: поделка оригами «Собачка».

Форма контроля: игровые ситуации.


Почему птицы умеют летать?

Теория: птицы, разнообразие видов. Полые крылья, перья, форма крыла. Птицы нашего края (ворона, лебедь, синица, воробей и т.д.). Значение в природе, в жизни человека.

Практика: эксперимент «Крылья птиц» (2 листка бумаги, один смять, подкинуть)

Форма контроля: выводы, викторина «Что? Где? Когда?», ребус.


Долгое путешествие семечки

Теория: путь семени от посадки до взрослого растения. Уход за растениями. Рост растений в природе.

Практика: экологическая сказка; посев овса.

Форма контроля: беседа, опрос.


Как растения дышат и питаются?

Теория: части растения, значение листа, стебля и корня в питании и росте. Почва, свет, влага – условия для роста растений.

Практика: эксперимент «Как растение «пьет» воду?».

Форма контроля: игра – путешествие «Живые растения».



Раздел «Неживая природа»

Загадки космоса, вселенная

Теория: понятие космос. Знакомство с известными космонавтами.

Практика: игра «Помоги ракете долететь до луны»

Форма контроля: викторина «Вопрос – ответ»

Песок и глина

Теория: знакомство с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, их свойствами. Показать, чем они похожи и чем отличаются.

Практика: игры с песком и формочками для песка.

Форма контроля: проблемная ситуация «Как получить влажный песок?».


Волшебница – вода

Теория: знакомство со свойствами воды. Значение воды для всего живого. Формирование представлений о трех состояниях воды.

Практика: видеофильм «Живая вода», эксперимент «Сухой из воды».

Форма контроля: природоохранная акция «Чистая вода». Самоанализ выполненной работы.


Воздух есть везде

Теория: беседа. Воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т.д.).

Практика: опытно – экспериментальная работа с наблюдениями и фиксацией результатов. Выводы и заключения.

Форма контроля: опрос.


Фокусы с магнитами

Теория: представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы. Предметы, взаимодействующие с магнитом.

Практика: эксперимент «Почему скрепка движется?». Самостоятельные опыты с магнитом.

Форма контроля: самоанализ выполненной работы.


Где живет электричество?

Теория: знакомство с понятиями «электричество», «электрический ток». Основы безопасного обращения с электричеством.

Практика: опыт «Как увидеть молнию?».

Форма контроля: проблемная ситуация.

Раздел «Материалы и их свойства»

Волшебная бумага

Теория: основные свойства бумаги (рвется, мнется, размокает). Из чего изготавливается. Бережное отношение.

Практика: исследовать прочность бумаги на разрыв (лист, скрученная).

Форма контроля: оригами «Цветок».


Дерево. Свойство дерева

Теория: основные свойства дерева, со структурой его поверхности. Бережное отношение.

Практика: исследование различных предметов из дерева. Опыт «Тонет - не тонет». Поделка из природного материала «Гриб».

Форма контроля: рассказы детей из собственного опыта, выводы. Мини-выставка поделок.


Стекло. Свойства стекла

Теория: свойства стекла (хрупкое, прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д.). Техника безопасности. Способ изготовление предметов из стекла. Профессия стеклодув.

Практика: игра-эксперимент «В каком стакане спрятался мышонок?».

Форма контроля: выводы. Зарисовать свои наблюдения.


Итоговое занятие «Живая энциклопедия»

Теория: закрепление пройденного материала. Презентация фото – слайдов о работе по программе.

Практика: проблемные ситуации. Награждение лучших обучающихся и их родителей за сотрудничество. Игра.

Форма контроля: беседа, выводы. Игра «Что? Зачем? Почему?».



Календарный учебный график

Таблица 2

Название раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Приме-

чание

планир

фактич

Подготовительный

Вводное занятие.

1

Декабрь 2019



Живая природа

Древние животные

1

Декабрь 2019



Живая природа

Мы в ответе за тех, кого приручили

1

Январь 2020



Живая природа

Почему птицы умеют летать?

1

Январь 2020



Живая природа

Долгое путешествие семечки

1

Январь 2020



Живая природа

Как растения дышат и питаются?

1

Январь 2020



Неживая природа

Загадки космоса, вселенная

1

Январь 2020



Неживая природа

Песок и глина

1

Январь 2020



Неживая природа

Волшебница – вода

1

Февраль 2020



Неживая природа

Воздух есть везде

1

Февраль 2020



Неживая природа

Фокусы с магнитами

1

Февраль 2020



Неживая природа

Где живет электричество

1

Февраль 2020



Материалы и их свойства

Волшебная бумага

1

Февраль 2020



Материалы и их свойства

Дерево. Свойство дерева

1

Февраль 2020



Материалы и их свойства

Стекло. Свойства стекла

1

Февраль 2020



Материалы и их свойства

Итоговое занятие «Живая энциклопедия»

1

Февраль 2020




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Таблица 3


п/п

Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Живая природа

Познавательные презентации:

- «Древние животные»

- «Мы в ответе, за тех кого приручили»

-«Почему птицы умеют летать»

-«Долгое путешествие семечки»

- Иллюстрации объектов живой природы.

- Подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток

- Картотека опытов и экспериментов

- Игра пазл «Собери динозавра»

- Д/и «Улетают-не улетают»

- Видеоматериалы по окружающему миру (о природе)

- Д/и «Что внутри яйца»

-Компьютер

-Материал для опытов и экспериментов: полые трубочки, пластилин, песок, щеточки,

семена, лейка, ёмкость под грунт,

стаканы, коктейльные трубочки, бинт.

-Канцелярские принадлежности.

-Фотоаппарат.

-Книги.

-Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.




-Игра– путешествие «Древнейшие животные».

-Игровые ситуации.

-Викторина «Что? Где? Когда?», ребус.

-Беседа, опрос

-Игра – путешествие

«Живые растения»

2.

Неживая природа

Познавательные презентации:

-«Космическое путешествие»

-«Неутомимая путешественница»

-«Где живет электричество»

-Д/и «Угадай планету»

-Д/и «Найди тень-космос»

-Наглядный материал про космос

-Коллаж «Электричество вокруг нас».

-Методическая литература «Опыты с песком, глиной, водой, воздухом»

-Д/игры с магнитом «Рыбалка», «Бабочка»


-Приборы – помощники: весы, линейки, мерные стаканчики, песочные

часы, магниты, лупы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы.

-Природный материал с образцами почв, камней, глины, песка, ракушек, шишек, спичек, семян, минералов. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки.

Технические материалы:

гайки, скрепки,

болты, винтики,

детали конструктора.

-Викторина «Вопрос – ответ»

-Игра- путешествие «Планеты солнечной системы»

- Конкурс поделок.

-Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

-Наблюдение Экологическая лаборатория

Зарисовать результаты наблюдения.

-Самоанализ,

-Опрос

3.

Материалы и их свойства

-Методическая литература «Элементарные опыты с бумагой, деревом»

-Д/и «Из чего сделан предмет»

-Коллекция видов бумаги»

-Д/и «Свойства предметов»

-Наглядное пособие «Свойства дерева»

-Наглядное пособие «Свойства стекла»

-Картотека опытов и экспериментов «Материалы и их свойства»

-Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная

-Красители: гуашь, акварельные краски

-Медицинские материалы: пипетки (плассмасовые), деревянные палочки, резиновые груши.

-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

сито, свечи

-Оригами «Кораблик»

-Рассказы детей из собственного опыта, выводы

-Мини-выставка поделок

-Выводы

-Зарисовать свои наблюдения

-Проблемная ситуация «Как его увидеть?»


Программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Материально – техническое обеспечение

Кабинет

Столы – 12 шт., стулья – 12 шт. – регулируемые в соответствии с ростом детей.

Стеллажи – для хранения методических пособий и литературы.

Письменный стол.

Ноутбук, проектор.

Стенды, плакаты, картинки.

Иллюстрации объектов живой и неживой природы.

Приборы – помощники: весы, линейки, мерные стаканчики, песочные

часы, магниты, микроскопы, лупы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разного объема и формы.

Природный материал с образцами почв, камней, глины, песка, ракушек,

птичьих перьев, шишек, спичек, семян, минералов.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,

шурупы, детали конструктора.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

Красители: гуашь, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки (пластмассовые), деревянные палочки, резиновые груши.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

сито, свечи.

Глобус, карты, макеты.

Наглядный и дидактический материал.

Наборы карточек в соответствии с темами программы.

Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.

Канцелярские принадлежности.

Фотоаппарат.

22.Книги.

23. Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.

Информационное обеспечение

Подборка музыкального сопровождения для проведения физкультминуток;

Познавательные презентации по экспериментальной деятельности;

Видеоматериалы по окружающему миру (о природе).


МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Контроль усвоения программного материала по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живая энциклопедия» осуществляется путём проведения начальной и итоговой диагностики.

Начальная диагностика проводится на первом занятии с целью выявления образовательного, творческого потенциалов обучающихся и их способностей;

Итоговая диагностика проводится в конце учебного курса с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей, определение результатов обучения. Для оценивания результатов и эффективности образовательной деятельности обучающихся, проводится мониторинг по следующим критериям:

Умение постановки проблемы воспитанниками;

Грамотное формулирование вопросов;

Выбор способов исследования;

Умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;

Наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

Степень самостоятельности в проведении эксперимента;

Способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;

Умение фиксировать результаты экспериментирования.

Уровни усвоения программы


Высокий уровеньпознавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень–в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень- ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.











Текущий контроль

ФИО ПДО

Ламм Марианна Викторовна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Живая энциклопедия»

Д/О «_____________________________________»

Год обучения ____________________

Группа № _______________________

Вид диагностики

Начальная диагностика

Итого

Итоговая диагностика

Итого

Оцениваемый параметр











Ф.И

обучающегося

Умение постановки проблемы воспитанниками

Грамотное формулирование вопросов

Умение описывать наблюдения во время опытной деятельности

Наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация)

Выбор способов исследования

Степень самостоятельности в проведении эксперимента

Способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов

Умение фиксировать результаты экспериментирования

Умение постановки проблемы воспитанниками

Грамотное формулирование вопросов

Умение описывать наблюдения во время опытной деятельности

Наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация)

Выбор способов исследования

Степень самостоятельности в проведении эксперимента

Способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов

Умение фиксировать результаты экспериментирования












































































































































































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Аджи, А.В. Открытые мероприятия для детей старшей группы / А.В.Аджи // -Воронеж: ООО «Метода», 2014. - 127 с.

Иванова, А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова// - Человек: Сфера, 2010. – 56 с.

Майлс, Д. Большая энциклопедия для дошкольников / Д. Майлс// - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 1457 с.

Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие / С.Н. Николаева// - М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.

Николаева, С.Н., Комарова, И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева, И.А. Комарова//- М.: ГНОМ, 2003.-126 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации