Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская игрушки»

0
0
Материал опубликован 9 April 2023

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65»

муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики




Принято

Решением методического

Объединения МАОУ «СОШ№65»

Протокол № От . . 2022г.


Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №65»

____________________ Н.А. Маслова

приказ № ____ от _________________






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мастерская игрушки»


Направленность: художественная

Уровень программы: стартовый

Возраст учащихся: 9 -11 лет

Срок реализации: 2 года







Авторы -составители программы:

Пайгусова Ольга Геннадьевна

педагог дополнительного образования








г. Чебоксары, 2022

Оглавление


Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

3

1.3

Учебный план

4

1.4

Содержание программы

5

1.5

Планируемые результаты

7

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1

Условия реализации программы


2.2

Формы аттестации

8

2.3

Методические материалы

8

2.4

Список литературы

9







Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

    1. Пояснительная записка

Актуальность программы

В условиях компетентностного подхода в образовании все большое значение приобретает овладение учащимися практическими навыками, необходимыми в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Для девочек умение шить является базовым умением, т.к. в будущем они будут хозяйками и мамами. Оно является необходимым как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности (если профессия будет связана с шитьем).

Создание мягкой игрушки связано с изучение многих важных швейных операций и приемов. Помимо этого формируются эстетические ценностные установки, взгляды и отношения. Работа над мягкой игрушкой формирует такие важные личностные качества как усидчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение к животным. Отсюда возникает потребность в данной программе.

Нормативно-правовая база программы

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

СанПиН 2.4.4.3172-14

Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)


Возраст учащихся и сроки реализации программы – от 9 до 11 лет

Предусматривается поэтапное усвоение программы.

Уровень - базовый


    1. Цель и задачи программы

Цель программы – формирование системы знаний и умений в области шитья на основе изготовления мягкой игрушки.

Задачи

Образовательные:

- формирование навыков работы с различными швейными материалами и инструментами;

Развивающие:

- развитие инициативы и самостоятельности;

- развитие коммуникативных и творческих способностей.

Воспитывющие:

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру, обучение ценить национальное и духовное наследие и художественные традиции;

- воспитание бережного отношения друг к другу, взаимоуважения, взаимовыручки.


Назначение программы

Программа признана заложить фундамент для развития творческих способностей детей и приобщить их к духовной культуре.

Направленность программы: художественная

. Организация образовательного процесса

Условием приема детей в учебное объединение является их желание и заявление родителей. Дополнительные условия не требуются.

Количество учащихся в группе – 15 человек. Занятия проходят во второй половине дня после занятий в общеобразовательной школе. Продолжительность занятия –45 мин. После каждого часа занятий перерыв 15 мин.

Каждый этап реализации программы равен одному учебному году.

Теоретические занятия проходит в форме бесед, практические – работы с материалом

Формы организация образовательного процесса

Теоретические занятия проходит в форме бесед, практические – работы с материалом.

Методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский, метод проектов, проблемное изложение


1.3.Учебный план


Тематическое планирование (68 часов)


Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации / контроля

теоретических

практических

всего


Раздел 1. Полуобъемная мягкая игрушка

1

Игольница «Деревце»

1

3

4

Анализ работ

2

Игольница «Шляпка»

1

3

4

Анализ работ

3

«Мышонок»

0,5

1,5

2

Анализ работ

4

«Цыпленок»

0,5

1,5

2

Анализ работ

5

«Птенчик»

0,5

1,5

2

Анализ работ

6

«Жираф»

0,5

1,5

2

Анализ работ

7

«Зайчик»

1

3

4

Анализ работ

8

Чехол для мобильного телефона

0,5

1,5

2

Анализ работ

9

«Лунатики»

1

3

4

Анализ работ

10

«Огуречик-человечик»

0,5

1,5

2

Анализ работ

11

«Морковка-человечик»

0,5

1,5

2

Анализ работ

12

«Петушок» (чехол для яиц)

1

3

4

Анализ работ

13

«Зайчик-ушастик»

1

3

4

Анализ работ

15

«Игривые котята»

1

3

4

Анализ работ

16

«Кролик»

0,5

1,5

2

Анализ работ

17

«Ежик»

0,5

1,5

2

Анализ работ

18

«Совеок»

1

3

4

Анализ работ

19

«Верблюжонок»

0,5

1,5

2

Анализ работ

20

«Утенок»

1

3

4

Анализ работ

21

«Смайлики»

0,5

1,5

2

Анализ работ

22

«Собачки»

1

3

4

Анализ работ

23

Мастерская «Деда Мороза»

1

5

6

Выставка


Итого

16,5

51,5

68




Тематическое планирование для групп второго года обучения (68 часов)


Тема

Количество часов

Форма аттестации / контроля

теоретических

практических

всего


Раздел 1. Объемная мягкая игрушка

1

«Бобик»

1

3

4

Анализ работ

2

«Котенок»

1

3

4

Анализ работ

3

Собачка «Пудель»

1

3

4

Анализ работ

4

Собачка «Тузик»

1

5

6

Анализ работ

5

«Лисенок»

1

3

4

Анализ работ

6

Игрушка «Зайчик Пушок»

1

3

4

Анализ работ

7

Игрушка «Медвежонок»

1

5

6

Анализ работ

8

«Курочка с цыплятами»

1

5

6

Анализ работ

9

Игрушка «Ослик»

1

3

4

Анализ работ

10

Чехол для мобильного телефона

1

3

4

Анализ работ

11

Мастерская Деда Мороза

1

7

8

Выставка


Раздел II. Изготовление декоративных изделий и индивидуальное проектирование

12

Сумочка-кошелек «Такса»

1

3

4

Анализ работ

13

Работа над индивидуальным творческим проектом по изготовлению мягкой игрушки

2

8

10

Выставка


Итого

14

54

68




1.4.Содержание программы для групп первого года обучения


Раздел I. Полуобъемная мягкая игрушка

Введение

Понятие о полуобъемной мягкой игрушке. Основные и дополнительные материалы, используемые при изготовлении мягкой игрушки (мех, ситец, штапель, байка, фланель, бархат, плюш, сукно, шерстяная ткань (основные); пуговицы, бусинки, кожа, проволока и т.д. (дополнительные). Знакомство с инструментами, используемыми при работе с мягкой игрушкой (иголки, ножницы, клей, наперстки, проволочные щетки для расчесывания искусственного меха, нитки, пинцет и т.д.). Техника безопасности при работе с инструментами.

Тема 1. Выполнение подготовительных графических работ.

Изготовление и хранение выкроек-лекал

Работа над замыслом полуобъемной мягкой игрушки. Наброски поискового характера. Изготовление и хранение выкроек-лекал. Материалы для изготовления выкроек-лекал. Различные способы перевода эскиза на выкройку: посредством калек, , стекла. Увеличение и уменьшение выкроек.

Практические задания:

1) создание поисковых набросков с передачей характера;

2) создание эскизов полуобъемных игрушек;

3) выполнение выкроек-лекал;

4) задания на увеличение и уменьшение выкроек.

5) изготовление игрушек: игольница «Шляпка», «Мышонок», «Цыпленок», «Птенчик», «Жираф», «Зайчик», чехол для мобильного, «Лунатики»,» «Огуречик-человечик», «Морковка-человесик», «Петушок», «Зайчик-ушастик», «Игривые котята», «Кролик», «Ежик», «Совенок», «Верблюжонок», «Утенок» и т.п.

Тема 2. Правила раскроя, соединения и оформления деталей полуобъемной мягкой игрушки

Раскрой материала. Правила раскроя. Материалы для раскроя: мех, трикотаж, ситец, мыло, карандаш. Особенности раскроя различных материалов.

Практические задания:

Раскроить материал с учетом его специфики.

Тема 3. Соединение деталей

Различные способы соединения и сшивания деталей игрушки. Виды швов: шов "вперед иголку", шов "назад иголку", шов "через край", "петельный шов".

Практические задания:

1) выполнение упражнений по усвоению швов;

2) сшивание деталей игрушки;

3) придание формы отдельным деталям (набивка);

4) сборка изделия;

5) оформление изделия.


Содержание программы для групп второго года обучения


Раздел I. Мягкая игрушка

Введение

Объемная мягкая игрушка. Материалы, используемые при изготовлении объемной мягкой игрушки. Техника безопасности при работе с инструментами.

Тема 1. Технология работы над мягкой игрушкой

Веревочное крепление конечностей, его технология. Создание проволочного каркаса. Технология создания каркаса. Оформление глаз, носов и ушей. Изготовление усов. Оформление головы мягкой игрушки.

Практические задания:

1) изготовление проволочного каркаса;

2) веревочное крепление конечностей мягкой игрушки;

3) изготовление глаз, носов, усов, ушей;

4) задания на общее оформление головы мягкой игрушки.

5) изготовление игрушек с применением проволочного каркаса и веревочного крепления («Щенок», «Лошадка», «Котик», «Зайчик», «Лягушонок»

Тема 2. Изготовление мягкой игрушки "Бобик"

Создание выкройки. Материалы, используемые в процессе изготовления игрушки "Бобик". Заготовка и крепление деталей. Особенности оформления глаз, ушей и рта. Создание образа.

Тема 3. Игрушка "Котенок"

Материал: флис или мех серого, белого, желтого или черного цвета. Особенности технологии раскроя. Последовательность работы над игрушкой "Котенок". Сшивание деталей петельным швом. Технология набивки игрушки. Технология изготовления лицевой части и глаз.

Тема 4. Игрушка "Собачка" (пудель)

Совершенствование работы с сыпучими материалами. Формирование навыков кроя сыпучих материалов. Технология работы над игрушкой "собачка" (пудель). Совершенствование работы с проволочным каркасом. Создание образа пуделя.

Тема 5. Игрушка "Собачка Тузик"

Создание выкройки. Подбор материала (несыпучая ткань: фетр, сукно, драп). Подбор цвета ткани. Последовательность работы над игрушкой. Сшивание деталей петельным швом. Использование проволочного каркаса для передних и задних лап. Особенности изготовления глаз (черная клеенка или кожа со светлыми подглазниками). Оформление лицевой части. Декорирование игрушки.

Тема 6. Игрушка "Лисенок"

Особенности работы с сыпучими материалами (плюш, бархат, байка, фланель). Технология кроя сыпучих материалов. Особенности работы над мягкой игрушкой "Лисенок". Использование шва "назад иголку". Технология изготовления головы "Лисички". Оформление лица: нос (нитки мулине или бусинка), глаза (клеенка или маленькие пуговицы). Особенности изготовления хвоста.

Тема 7. Игрушка "Зайчик Пушок"

Особенности работы с искусственным мехом. Технология раскроя искусственного меха. Последовательность работы над мягкой игрушкой "Зайчик Пушок". Специфические особенности технологии создания игрушки. Нос (пуговка), глаза (кожа или пуговки). Декорирование игрушки "Зайчик Пушок".

Тема 8. Игрушка «Медвежонок»

Особенности изготовления игрушки. Последовательность работы. Особенности оформления. Создание образа.

Тема 9. «Курочка с цыплятами»

Изготовление игрушек путем комбинирования различных видов ткани. Совершенствование навыков работы с тканью и мехом. Особенности технологии. Приемы декорирования. Передача образа посредством различных материалов.

Тема 10. Игрушка «Ослик»

Специфика изготовления игрушки «Ослик». Совершенствование навыков создания проволочной игрушки с веревочным креплением. Средства выразительности для создания образа.


Раздел II. Изготовление декоративных изделий и индивидуальное проектирование


Тема 1. Чехол для мобильного телефона

Особенности изготовления чехла для мобильного телефона. Разработка дизайн-проекта. Крой. Последовательность соединения частей.

Тема 2. Сумочка для украшений Специфика изготовления сумочки для украшений. Подготовительные наброски. Разработка дизайн-проекта. Создание выкройки и крой. Соединение деталей. Презентация проекта.

Тема 3. Мастерская Деда мороза»

Изготовление новогодних украшений из бумаги, новогодних поздравительных открыток. Изготовление символа Нового года в технике мягкая игрушка. Особенности изготовления различных новогодних изделий.

Тема 4. Работа над индивидуальным творческим проектом по изготовлению мягкой игрушки

Особенности проектной деятельности. Последовательность этапов работы над проектом. Индивидуальные творческие проекты. Проектная деятельность в процессе усвоения основ декоративно-прикладного искусства. Работа над проектом. Презентация результатов проектной деятельности.


1.5. Планируемые результаты

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся первого года обучения

иметь понятие о мягкой игрушке;

знать и иметь навыки работы с различными материалами и инструментами, используемыми при изготовлении полуобъемной мягкой игрушки;

знать и уметь выполнять правила техники безопасности при работе с различными инструментами;

уметь изготовлять выкройки-лекала по эскизам. Владеть различными способами перевода эскиза в выкройку-лекало. Знать способы увеличения и уменьшения выкроек. Знать и уметь выполнять правила хранения выкроек-лекал;

знать правила раскроя и уметь грамотно его осуществлять. Знать и уметь раскраивать различные материалы;

знать и уметь соединять детали различными швами.


Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся второго года обучения

овладеть навыками работы с несыпучими материалами (сукно, фетр, флис, трикотаж и т.д.).

знать и уметь работать с сыпучими материалами (плюш, бархат, байка и т.д.);

знать особенности работы с искусственным мехом;

владеть приемами работы с различными инструментами, используемыми при изготовлении мягкой игрушки;

уметь выполнять веревочные крепления деталей игрушки;

иметь навыки создания выкроек-лекал;

владеть навыками раскроя;

уметь пользоваться проволочным каркасом при изготовлении мягкой игрушки;

знать и уметь различать способы оформления головы мягкой игрушки.



Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»



.Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение программы

Наличие кабинета, материалы для работы, раздаточный материал, технологические карты, инструменты (ножницы, иголки, лекала, трафареты, линейки и т.п.).

Методические: наглядные пособия, технологические карты, раздаточный материал, образцы изделий, электронные презентации, специальная литература

Информационное обеспечение

- электронные презентации:

- образцы изделий;

- методические разработки;

- учебные пособия.

Кадровое обеспечение

Занятия проводят педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, с большим опытом работы с детским коллективом. Педагог обучалась на курсах повышения квалификации в ЧРИО, постоянно посещает мастер – классы, выставки, участвует в профессиональных конкурсах.


2.2.Формы аттестации

Педагог осуществляет контроль качества полученных учащимися знаний, умений и навыков, путем проведения промежуточной выставки в конце каждой четверти и отчетной выставки в конце учебного года. Оценочные материалы и оценки не предусмотрены.


2.3. Методическое материалы

Программа имеет личностно-ориентированный характер, так как предполагает ориентацию учебного процесса на интересы конкретной личности, на ее склонности и возможности. Поэтому в процессе обучения педагог должен вместе с обучающимися выстраивать индивидуальную траекторию обучения и развития.

Особенностью данной редакции программы является то, что она ориентирована на развитие творческих способностей учащихся. Каждая тема помимо репродуктивной деятельности предусматривает задания творческого характера. Программа предполагает усложнение характера творческих заданий на различных этапах обучения. Программа предусматривает пластичное моделирование учебного процесса исходя из конкретных условий проведения занятий. При необходимости педагог может внести изменения в содержание занятия. Темы программы конкретизируются в календарно-тематическом планировании, осуществляемом педагогом с учетом особенностей групп. В процессе практической реализации разделов «Полуобъемная мягкая игрушка» (1 год обучения) и темы «Технология работы над мягкой игрушкой» (2 год обучения) содержание тем реализуется в процессе изготовления мягких игрушек, отраженных в календарно-тематическом планировании. Так, темы, направленные на формирование навыков изготовления выкроек-лекал, раскроя, соединения и оформления деталей, получают свое практическое воплощение при изготовлении различных игрушек. Таким образом, происходит интеграция содержания тем на одном занятии, что способствует целостному пониманию роли и места различных процедур в процессе изготовления игрушки.

Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных возможностей дифференцированно для каждого обучающегося. На основе взаимного согласования педагогом и обучающимся разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, определяющий содержание, методы и темп прохождения учебного материала. Такой подход к организации учебного процесса соответствует современным требованиям, создает условия для оптимального усвоения учебного материала, а также самореализации личности в учебной работе.

Обучение должно иметь индивидуальный и интерактивный характер. Эвристический, проблемный и творческий методы обучения реализуются в проектной деятельности учащихся. Проект рассматривается как индивидуальная творческая работа, отражающая актуальный уровень обученности и развития обучающегося. Следовательно, проект представляет собой итоговую аттестационную работу.



2.4.Список используемой литературы


Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1998.

Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993.

Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 1978.

Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987.

Калинич М. Рукоделие для детей. – Минск: Полымя, 1998.

Лабзина А.Я., Васильченко Е.В. Обслуживающий труд. – М.: Просвещение, 1993.

Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1988.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.

Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999.

Ханус С. Как шить? – Ташкент: Правда Востока, 1998.



2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации