Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» (1–6 класс)
Управление образования Аргаяшского муниципального района
Челябинской области.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» с. Аргаяш
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУДО «ЦДТ»
__________Р.Н. Гафарова
Приказ МУДО «ЦДТ»
№ _____от__________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебная мастерская»
Возраст учащихся:7 – 12лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мухитдинова Е.У.,
педагог дополнительного образования,
1 квалификационная категория
Аргаяш, 2021 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» и учебно-методические материалы к ней разработаны на основе следующих нормативно-правовых документов.
Документы международного уровня:
Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года
Документы федерального уровня:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ(ред. от 29.01.2014 года)
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении САНПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.1 12014 г. № 2403-р);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Организационно-правовые документы локального уровня:
- Устав МУДО «ЦДТ» с. Аргаяш,
Положение об организации образовательного процесса в МУДО «ЦДТ» с. Аргаяш
- Инструкции по технике безопасности:
Инструкция № 4 по ОТ и ТБ при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями;
Инструкция № 5 по ТБ для обучающихся при проведении массовых мероприятий;
Инструкция № 7 по пожарной безопасности для обучающихся;
Инструкция № 9 по оказанию первой помощи при несчастных случаях;
Инструкция № 10 по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте.
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская» имеет художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать своё свободное время. Программа ориентирована на запросы учащихся и их родителей. В процессе обучения по данной программе учащимся дается возможность формирования умений и навыков декоративно-прикладного творчества, реально, самостоятельно, превратить их в предметы быта, применять полученные знания и умения для изготовления подарков и сувениров своими руками, что востребовано в современном обществе. Приобретенные компетенции помогут учащимся быть более самостоятельными, креативно мыслящими.
3. Возрастными психологическими особенностями школьников. Для успешного освоения необходимо интенсивное развитие умственных, духовных процессов и зрительно-моторной координации. Занятия помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, создание творческих работ (поделок, изделий) позволяет снять эмоциональное напряжение, стрессовое состояние от психологических нагрузок.
Отличительные особенности программы состоят в том, что учащиеся детально обучаются основным приемам практических навыков, в сочетании с такими видами рукоделия как: шитье, декор, моделирование, самостоятельное составление эскизов, изготовление творческих работ, поделок, изделий по самостоятельно разработанным проектам. Включение в работу различных материалов, дает возможность ребенку, как можно более полно представить место, роль, значение и практическое применение используемого материала в окружающей жизни. В комплексе это способствует освоению учащимися достаточно высокого уровня в овладении различных направлений декоративного ручного творчества.
Также применяется различный методологический и индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет максимально выявить способности каждого ребёнка и получать оптимально-желаемый результат. В программу включены различные формы обучения, которые позволяют знакомить детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства: лепка, оригами, создание сувениров из материалов разной направленности, что помогает произвести подготовку к различным праздникам, мероприятиям и значимым датам.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность,
доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание
благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих
потребностей развивающейся личности.
Адресат программы
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий.
Программа составлена для детей 7-12 лет.
Цель программы: формирование у учащихся художественно – эстетического вкуса и трудовых навыков через обучение основам и техникам различной направленности декоративно-прикладного творчества.
Основные задачи программы:
Личностные:
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
воспитание трудовых навыков, аккуратности при выполнении творческих работ.
Метапредметные:
-развитие умений планировать свою деятельность, анализировать ее результаты;
-развитие памяти, внимания, глазомера;
-развитие образного мышления, фантазии;
-умение доводить начатое дело до конца.
Предметные:
-формирование знаний, умений, навыков работы с различными материалами (ткань, природные материалы, соленое тесто и т.п.);
-освоение правил композиционного построения;
-формирование умения комбинировать разные материалы, техники в процессе создания творческого продукта.
Объем программы - 72 часа, 36 учебных недель
Форма обучения - очная
Виды занятий - практические занятия
Срок освоения программы -1 год
Режим занятий - занятия два раза в неделю по 1 академическому часу
Оптимальная наполняемость группы – до 15 человек
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
теория | практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | |
2 | Работа с природным материалом | ||||
2.1. | Правила работы с природными материалами | 1 | | 1 | |
2.2. | Аппликация из листьев и цветов | | 1 | 1 | Готовое изделие |
2.3. | Аппликация из семян | | 1 | 1 | Готовое изделие |
2.4. | Объемная поделка из природного материала | | 1 | 1 | Готовое изделие |
3 | Работа с бумагой и картоном | ||||
3.1. | Виды аппликаций | 2 | | 2 | |
3.2. | Аппликация из мятой бумаги «Ветка рябины» | | 1 | 1 | Готовое изделие |
3.3. | Ладошковая аппликация. «Дерево», «Солнышко», «Птичка» | | 1 | 1 | Готовое изделие |
3.4. | Обрывная аппликация | | 1 | 1 | Готовое изделие |
3.5. | Оригами. Объёмная фигура из квадрата «Гном» | | 1 | 1 | Готовое изделие |
3.6. | Объёмная поделка из повторяющихся элементов «Яблоко»/ «Тыква»/ «Груша», «Зайчик»/ «Птичка» | | 2 | 2 | Готовое изделие |
4 | Работа с пластилином | ||||
4.1. | Правила работы с пластилином при изготовлении аппликации | 2 | | 2 | |
4.2. | Пластилиновая аппликация на картоне «Подводный мир» | | 2 | 2 | Готовое изделие |
4.3. | Пластилиновая аппликация на прозрачной основе | | 3 | 3 | Готовое изделие |
5 | Лепка из соленого теста | ||||
5.1. | Азбука соленого теста | 1 | | 1 | |
5.2. | Лепка фигур животных, натюрморта, игрушечной «еды», растений, покраска | | 2 | 2 | Готовые изделия |
5.3. | «Снеговик» из соленого теста | | 2 | 2 | Готовое изделие |
6 | Изонить | ||||
6.1. | Знакомство с техникой «изонить» | 2 | | 2 | |
6.2. | Снежинки в технике «изонить» | | 6 | 6 | Готовое изделие |
7. | Изделия из текстиля | ||||
7.1. | Правила создания изделия | 2 | | 2 | |
7.2 | Изготовление игольницы | | 6 | 6 | Готовое изделие |
8 | Вышивка | ||||
8.1. | Понятие о новых ручных швах для вышивания | 2 | | 2 | |
8.2. | Изготовление салфетки | | 10 | 10 | Готовое изделие |
9 | Мягкая игрушка | ||||
9.1. | История игрушек | 2 | | 2 | Готовое изделие |
9.2. | Изготовление мягкой игрушки | | 10 | 10 | |
| Оформление работы | | 4 | 4 | |
10 | Итоговое занятие | | 2 | 2 | Выставка |
| Итого: | 16ч. | 56ч. | 72ч. | |
Содержание
1. Вводное занятие
Теория. Вводная беседа о содержании занятий коллектива. Знакомство с образцами сувениров. Подготовка инструментов и необходимых материалов. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами внутреннего распорядка и поведением во время занятий.
2. Работа с природным материалом
2.1. Правила работы с природными материалами
Теория. Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
2.2. Изделие «Аппликация из листьев и цветов» на картоне
Практика. Выбор и составление композиции из засушенного природного материала
Наклеивание деталей на картон, высушивание и оформление работы.
2.3. Изделие «Аппликация из семян»
Практика. Выбор и составление композиции из засушенных семечек (арбуза, тыквы, яблока и т.д.).
Наклеивание деталей на картон, высушивание и оформление работы.
2.4. Объемная поделка из природного материала
Практика. Изготовление поделки при использовании лесных шишек, желудей, семян, листьев и т.д. Оформление работы.
3. Работа с бумагой и картоном
3.1. Виды аппликаций Теория. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, ладошковая апликация, объемная поделка. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
3.2. Аппликация из мятой бумаги «Ветка рябины».
Практика. Изготовление бумажных комочков для аппликации.
Выполнение аппликации.
3.3.Ладошковая аппликация. «Дерево», «Солнышко», «Птичка»
Практика. Изготовление аппликации по заданным условиям. Наклеивание аппликации на картон. Композиционное оформление работы.
3.4. Обрывная аппликация.
Практика. Выбор рисунка для аппликации, цветовое решение, перенесение рисунка на картон, заготовка кусочков бумаги различной формы, выполнение аппликации.
3.5.Оригами объёмная фигура из квадрата «Гном»
Практика. Изготовление из квадрата объемной поделки.
3.6. Объёмная поделка из повторяющихся элементов «Яблоко»/ «Тыква»/ «Груша», «Зайчик»/ «Птичка».
Практика. Создание объемной поделки на основе круга, овала, формы «груша». Поэтапное склеивание деталей между собой, создавая объёмную поделку. Оформление работы.
4. Работа с пластилином
4.2.Пластилиновая аппликация на картоне «Подводный мир»
Практика. Особенности построения композиции подводного мира. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилиновой аппликации. Совершенствовать технические и изобразительные навыки.
4.3.Пластилиновая аппликация на прозрачной основе
Практика. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при выполнении аппликации. Выполнение последовательных практических действий для реализации замысла при выполнении аппликации на прозрачной основе.
5.Лепка из соленого теста
5.1. Азбука соленого теста Теория. Рецепт подготовки солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом.
5.2. Изготовление фигур из соленого теста.
Практика. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений. Раскрашивание готовых изделий.
5.3. «Снеговик» из соленого теста
6.Изонить
6.1.Техника «Изонить» Теория. Знакомство с образцами в технике «изонить»
6.2.Снежинки в технике «изонить»
Практика. Просмотр готовых образцов в технике изонить. Выбор готовых схем. Подбор ниток по цвету. Выполнение подготовительных работ. Изготовление выкроек из картона. Овладение навыками творческой работы. Выполнение узора в технике изонить с использованием цветных ниток.
7.Изделия из текстиля
7.1. Правила создания изделия Теория. Правила подбора ткани, ниток и фурнитуры для изделия. Правила набивки изделия синтепоном. Технические особенности декорирования изделия.
7.2. Изготовление игольницы
Практика. Раскрой ткани по трафарету. Изготовление игольницы. Собрать детали выкройки по периметру, оставив отверстие с одной стороны. Подушечку набиваем синтепоном и зашиваем край потайным швом. В уголочек можно вставить шнур. Декорируем подушечку.
8.Вышивка
8.1. Знакомство с новыми швами для вышивания
Теория. Повторение правил организации рабочего места при шитье. Просмотр готовых образцов. Техника безопасности. Понятие о новых ручных швах: тамбурный шов, стебельчатый шов, петельный шов.
Просмотр литературы и узоров для вышивки.
8.2. Изготовление салфетки.
Практика. Выбор темы работы. Составление схемы узора. Раскрой ткани.
Составление композиции и разметка узора. Подбор ниток по цвету.
9.Мягкая игрушка
9.1. История возникновения игрушек.
Теория. Технология изготовления мягкой игрушки.
9.2. Изготовление мягкой игрушки.
Практика. Выбор игрушки. Обводка деталей на ткани. Вырезание деталей по контуру. Соединение деталей петельным швом.
Продолжение сшивания деталей игрушки. Набивание игрушки; зашивание отверстия для набивки.
9.3.Оформление работы.
Практика. Пришивание деталей для оформления работы.
Тема 10: Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов; Выставка выполненных изделий за учебный год.
4. Планируемы результаты:
Личностные:
- проявление навыков культуры общения и поведения в социуме;
сформированность трудовых навыков, аккуратности при выполнении творческих работ.
Метапредметные:
- умение планировать свою деятельность, анализировать ее результаты;
- развитие памяти, внимания, глазомера;
- развитие образного мышления, фантазии;
- умение доводить начатое дело до конца.
Предметные:
- сформированность знаний, умений, навыков работы с различными материалами (ткань, природные материалы, соленое тесто и т.п.);
- знание правил композиционного построения;
- умение комбинировать разные материалы, техники в процессе создания творческого продукта.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Всего учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 09.09.2021 | 26.05.2022 | 36 | 72 | 72 | 2 раз в нед. по 1 часу |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения занятия | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | 9.09.21 14.09.21 | Вводное занятие | лекция | 2 | Учебный кабинет | |
2 | 16.09.21 | Правила работы с природными материалами | лекция | 1 | Учебный кабинет | |
3 | 21.09.21 | Аппликация из листьев и цветов | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
4 | 23.09.21 | Аппликация из семян | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
5 | 28.09.21 | Объемная поделка из природного материала | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
6 | 30.09.21 5.10.21 | Виды аппликаций | Лекция | 2 | Учебный кабинет | |
7 | 7.10.21 | Аппликация из мятой бумаги «Ветка рябины» | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
8 | 12.10.21 | Ладошковая аппликация. «Дерево», «Солнышко», «Птичка» | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
9 | 14.10.21 | Обрывная аппликация | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
10 | 19.10.21 | Оригами. Объёмная фигура из квадрата «Гном» | Практическое занятие | 1 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
11 | 21.10.21 26.10.21 | Объёмная поделка из повторяющихся элементов | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
12 | 28.10.21 2.11.21 | Правила работы с пластилином при изготовлении аппликации | Лекция Мастер-класс | 2 | Учебный кабинет | |
13 | 4.11.21 9.11.21 | Пластилиновая аппликация на картоне «Подводный мир» | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
14 | 11.11.21 | Пластилиновая аппликация на прозрачной основе | Мастер-класс | 1 | Учебный кабинет | |
15 | 16.11.21 18.11.21 | Пластилиновая аппликация на прозрачной основе | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
16 | 23.11.21 | Азбука соленого теста | Лекция | 1 | Учебный кабинет | |
17 | 25.11.21 30.11.21 | Лепка фигур животных, натюрморта, игрушечной «еды», растений. Покраска изделий | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
18 | 2.12.21 7.12.21 | «Снеговик» из соленого теста | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
19 | 9.12. 21 14.12.21 | Знакомство с техникой «изонить» | лекция | 2 | Учебный кабинет | |
20 | 16.12.21 21.12.21 | Снежинки в технике «Изонить» | Мастер-класс | 2 | Учебный кабинет | |
21 | 23.12.21 28.12.21 | Снежинки в технике «Изонить» | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
22 | 30.12.21 11.01.22 | Снежинки в технике «Изонить» | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
23 | 13.01.22 18.01.22 | Правила создания изделия | Лекция | 2 | Учебный кабинет | |
24 | 20.01.22 25.01.22 | Изготовление игольницы | Мастер-класс | 2 | Учебный кабинет | |
25 | 27.01.22 1.02.22 | Изготовление игольницы | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
26 | 3.02.22 8.02.22 | Изготовление игольницы | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
27 | 10.02.22 15.02.22 | Понятие о новых ручных швах для вышивания | Лекция | 2 | Учебный кабинет | |
28 | 17.02.22 22.02.22 | Изготовление салфетки | Мастер-класс | 2 | Учебный кабинет | |
29 | 24.02.22 1.03.22 | Изготовление салфетки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
30 | 3.03.22 10.03.22 | Изготовление салфетки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
31 | 15.03.22 17.03.22 | Изготовление салфетки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
32 | 22.03.22 24.03.22 | Изготовление салфетки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
33 | 29.03.22 31.03.22 | История игрушек | Лекция | 2 | | |
34 | 5.04.22 7.04.22 | Изготовление мягкой игрушки | Мастер-класс | 2 | Учебный кабинет | |
35 | 12.04.22 14.04.22 | Изготовление мягкой игрушки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
36 | 19.04.22 21.04.22 | Изготовление мягкой игрушки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
37 | 26.04.22 28.04.22 | Изготовление мягкой игрушки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
38 | 3.05.22 5.05.22 | Изготовление мягкой игрушки | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | |
40 | 10.05.22 12.05.22 | Оформление работы | Мастер-класс | 2 | Учебный кабинет | |
41 | 17.05.22 19.05.22 | Оформление работы | Практическое занятие | 2 | Учебный кабинет | Готовое изделие |
42 | 24.05.22 26.05.22 | Итоговое занятие | | 2 | Учебный кабинет | Выставка изделий |
| | | | 72ч. | | |
Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается.
№п.п. | Наименование основного оборудования | Кол-во единиц | |
Технические средства обучения | |||
1 | Персональный ноутбук - рабочее место педагога | 1 | |
2 | Проектор | 1 | |
| | | |
Мебель | |||
3 | Стол учительский | 1 | |
4 | Стулья | 15 | |
5 | Парты | 8 | |
6 | Шкаф для хранения оборудования | 1 | |
7 | Доска | 1 | |
Дидактические материалы | |||
8 | наглядно-иллюстрационный материал, раздаточный материал | 15 | |
Материалы для творчества | | ||
9 | Ножницы | | |
10 | Ластики | | |
11 | Карандаши простые | | |
12 | Ручка | | |
13 | Бумага А4 | | |
14 | Калька | | |
15 | Копирка | | |
16 | Картон | | |
17 | Цветная бумага | | |
18 | Клей ПВА | | |
19 | Клеенка | | |
20 | Пластилин | | |
21 | Пяльцы | | |
22 | Мулине разных цветов | | |
23 | Бусины | | |
24 | Бисер | | |
25 | Ткань | | |
26 | Набор игл разных размеров | | |
27 | Наперстки | | |
28 | Пуговицы | | |
29 | Гуашь | | |
30 | Кисти | | |
31 | Непроливайка | | |
32 | Бязь, ситец | | |
33 | Ткань (фетр/драп) | | |
34 | Синтепон | | |
35 | Пластиковые бутылки | |
2. Формы текущего контроля:
- Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике кружка.
- Индивидуальный контроль.
- Проведение внутрикружковых выставок
- Отбор работ для участия в конкурсах
3. Форма итоговой аттестации
Индивидуальная и коллективная выставка
Фонд оценочных средств текущего контроля
Форма контроля | Уровень освоения материала | Зачетные требования |
Готовое изделие | Достаточный | умение правильно организовать свое рабочее место; выполнение изделия с помощью педагога |
Средний | умение правильно организовать свое рабочее место; самостоятельное выполнение изделия | |
Высокий | умение правильно организовать свое рабочее место; самостоятельное изготовление изделия, внесение дополнений в оформление |
Фонд оценочных средств итогового
Форма контроля | Уровень освоение материала | Зачетные требования |
Выставочное изделие | Достаточный | умение правильно организовать свое рабочее место; выполнение изделия по образцу с помощью педагога |
Средний | умение правильно организовать свое рабочее место; выбор схемы оформления и выполнение изделия самостоятельно | |
Высокий | умение правильно организовать свое рабочее место; выполнение оформления по схеме самостоятельно, внесение собственного цветового решения |
Методические материалы
Формы обучения — очная;
Методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный.
Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, лекция, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, выставка.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: подготовка рабочего места, приветствие, сообщение темы занятия, изучение нового материала, выполнение практического задания, завершение занятия (опрос по пройденному материалу, оценка выполненной работы совместно с учащимися), окончание занятия (благодарность за сотрудничество, информация о теме и содержании следующего занятия.
Список литературы:
Литература для педагогов:
Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов] Н.Н. Голубева — М.: Мир книги, 2011 —112с.
Максимова М. В. Вышивка] М.В. Максимова, М.А. Кузьмина - М.: ЭКСМО - пресс, 1997 - 96с.
Выщивка. Больщая иллюстрированная энциклопедия. - М.:
ООО Издательство «Астрель», 2008. - 320 с.
https://search.rsl.ru/ru/record/01004259990
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры] М.И. Нагибина— Ярославль: Академия развития, 1997. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов! ИВ. Новикова - Ярославль: Академия развития, 2000 — 160c.
Фигурки из соленого теста./ред. Деревянко Т. — М.: АСТ — Пресс Книга, 2010 — 80с.
Ханова И.Н. Соленое тесто] И.Н. Ханова — М.: АСТ — Пресс Книга, 2012— 104с.
Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ - Пресс Школа, 2009
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития, 2006
Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис-пресс, 2012
Самохвал В. Оригами. – М.: АСТ - Пресс Школа, 2009
Чурзина Н. Мягкая игрушка. – СПб.: Сова, 2007
Фокина Лидия Петровна