Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Марья-искусница» (бисероплетение)

4
0
Материал опубликован 20 May 2020

t1589976810aa.jpg


Пояснительная записка


Образовательная программа «Марья-искусница» соответствует действующим нормативным документам образовательного учреждения, государственным программным документам. Нормативно-правовую базу образовательной программы составляют:

Федеральный уровень.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) (далееКонцепция развития дополнительного образования детей);

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далееФедеральный приоритетный проект)).

Региональный уровень:

- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области».

- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».

- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».

Основания для проектирования и реализации дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далееФЗ № 273).

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН).

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).

- Образовательная программа МАУ ДО ЦВР «Факел» на 2019-2020г., утверждена приказом № 106 от 26.06.2019г.

- Устав учреждения МАУ ДО ЦВР «Факел», утвержден приказом № 370 от 23.12.2015г

Основные идеи.

Образовательная программа «Марья-искусница» имеет художественную направленность, по уровню освоения базовая.

Актуальность образовательной программы обусловлена востребованностью программы среди детей. Она способствует удовлетворению познавательной активности детей и основывается на практической деятельности. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года от 4.09.14 г). В ней отмечается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у учащихся мотивацию к познанию, творчеству, труду.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы заключается в том, что программа даёт возможность изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, мозаика, вышивка), и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне. В процессе работы у воспитанников происходит развитие творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5-15 лет, она адресована учащимся, разного возраста, не имеющим начальной художественной подготовки. К обучению допускаются все желающие. Количество учащихся в группе: от 13 до 15 человек.

Индивидуальные особенности учащихся. В дошкольном и младшем школьном возрасте процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития основывается на предметно-практической деятельности. Продуктивная предметная деятельность на дополнительных занятиях является основой формирования познавательных способностей, все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и так далее) предстают в наглядном виде, а значит, становятся более понятными для учащихся.

Ведущим видом деятельности подростков является общение, они нуждаются в социальном признании, которое выражается в форме «я умею, «я смогу», «я достигну». В этом возрасте они готовы демонстрировать свои возможности и умения. Через творчество подростки преодолевают свои проблемы, реализуют свой жизненный опыт, утверждают позитивное в своей жизни, учатся создавать прекрасные и полезные вещи, с использованием всех изученных техник бисероплетения при выполнении индивидуальных изделий.

Уровень и длительность обучения, для каждого учащегося определяется индивидуально (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, практических возможностей).

Сроки реализации программы. Программа разработана на три года обучения, предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и рассчитана на поэтапное освоение материала.

Продолжительность учебного курса 504 часа, из них:

1 модуль (стартовый): 144 часа в год,

2 модуль (базовый): 144 часа в год,

3 модуль (продвинутый): 216 часов в год.

Распределение учебного времени:

1 модуль - 2 группа (13-15 человек), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,0 часа,

2 модуль - 2 группы (13-15 человек), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2.0 часа,

3 модуль - 1 группа (13-15 человек), занятия проводятся 3 раза в неделю по 2,0 ч.

Общеобразовательная, общеразвивающая программа «Марья-искусница» разработана на основе программ по бисероплетению «Бисероплетение» Никитенко Е.А., «Волшебная нить», Сидоркина Н.В., и в соответствии с образовательной программой «Технология» 5–8 классы под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, и определяет содержание и организацию образовательного процесса по бисероплетению.

Выделяются три уровня усвоения материала:

1 уровень (стартовый): 144 часа в год. Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. На этом этапе формируются начальные знания, умения и навыки. Происходит ознакомление учащихся с материалами и инструментами; обучение чтению схем плетения; формирование основных навыков работы. Изучение простых техник бисероплетения. Показателем практических умений и навыков является правильное и аккуратное выполнение работ. Первичный опыт участия в представлении своего изделия.

2 уровень (базовый): 144 часа в год. Для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом, осуществляется отработка полученных практических навыков. Учащиеся изготавливают изделия по готовым схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в работе. Для успешного решения воспитательных задач, укрепления интереса к учебной деятельности осуществляется дифференциация заданий по уровню их трудности и индивидуальному темпу усвоения материала. По окончании обучения на этом уровне учащиеся представляют работы на итоговую выставку.

3 уровень (продвинутый): 216 часов в год. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство учащиеся вкладывают в работу. Они способны самостоятельно ставить задачи и выбирать оригинальные способы их решения. Участвуют в выставках различного уровня. На третьем году обучения учащимся предлагается творческая проектная деятельность, предполагающая вовлечение обучающегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы. Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.


Образовательные и учебные форматы

Форма обучения: очная, групповая.

Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий, практикумы.

Виды деятельности: коммуникативная (беседа); продуктивная (изготовление творческого продукта); трудовая (коллективная работа, дежурство).

Педагогические технологии: проектная, проблемная, разноуровневая, развивающая.


Формы и режим занятий: Программа предлагает индивидуальную и групповую форму работы, участие в выставках различного уровня. Основной формой организации учебного процесса являются практические занятия – творческая мастерская. Неотъемлемой частью образовательного процесса является постоянно действующая выставка. Состав групп, разновозрастной, темп восприятия учебного материала, динамика и качество выполнения заданий зависит от возрастных и психофизических особенностей ребёнка. Для создания комфортных условий для обучения, каждому ребёнку даются индивидуальные, посильные для него, задания. Индивидуальный подход создаёт благоприятные условия для развития познавательных сил, активности и способностей каждого участника объединения.

Занятия по бисероплетению способствуют: развитию математических представлений (ориентировка на плоскости, счёт); умственному развитию (абстрактное и логическое мышление); сенсорному развитию (цветовое восприятие); физическому развитию (координации движений рук, глазомера, усидчивости, терпения); трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию. Развитая мелкая моторика пальцев рук, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Бисероплетение требует ловких действий, так же в процессе работы ученику необходимо запомнить последовательность изготовления, приёмы и способы выполнения изделий – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Формы подведения итогов реализации программы. Одним из показателей эффективной реализации программы являются участие учащихся в выставках различного уровня (городской, областной, всероссийский). Участие в конкурсах «Стильные штучки» с защитой творческих проектов.


Цель и задачи программы

В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 г.» в главе 5.18 о гражданском обществе среди задач развития стоит задача обеспечения работы «социальных лифтов», в том числе содействие в обеспечении продвижения человека на основе его способностей, таланта и потенциала для достижения социального благополучия.

Цель программы: способствовать развитию творческих способностей ребёнка путём реализации его возрастных интересов, способностей при помощи освоения искусства бисероплетения.

Задачи:

Обучающие:

овладение знаниями, умениями и навыками в бисероплетении.

Развивающие:

развитие творческих способностей, художественного вкуса и воображения;

развитие таких качеств как аккуратность, усидчивость, художественно-образное мышление;

Воспитательные:

ценностно-ориентированное воспитание в отношении результатов труда своего и своих товарищей;

формирование умения работать в коллективе.




Содержание образовательной программы:


Учебный (тематический) план, 1-й модуль

Цель: обучить основным навыкам работы с бисером, способам плетения, соблюдая последовательность выполнения всех операций.

Задачи:

Образовательные

ознакомление с материалами, инструментами, специальной терминологией;

обучение чтению схем плетения;

обучение практическим приёмам работы с бисером.

Развивающие:

развитие внимания, усидчивости, глазомера, мелкой моторики рук;

развитие умения работать в соответствии с инструкцией взрослого;

развитие умения организовывать рабочее место.

Воспитывающие:

воспитание аккуратности, терпения и настойчивости;

воспитание заботливого отношения к близким людям.


п\п

Название разделы, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)



Всего

Теория

Практика



Вводное занятие

2

2

-

Беседа

Наблюдение

Бисерная азбука. Основные приёмы бисероплетения

2


2


-


Беседа

Практическая работа

Раздел I Петельное плетение

12

2

10

Практическое занятие

Выставка


Раздел II Параллельное плетение - плоское

Плоские фигурки животных


36


6


30


Практическое занятие

Выставка

Мастерская Деда Мороза.

16

4

12

Практическое занятие

Выставка

Кукольная мебель

16


4

12

Практическое занятие

Выставка

Цветы, насекомые

16


5


11


Практическое занятие

Выставка

Раздел III Плетение на леске

20

5


15


Практическое занятие

Выставка

Раздел IV Параллельное плетение – объёмное

20


5


15


Практическое занятие

Выставка

Заключительное занятие


2

2


-


анкетирование

Анализ деятельности

Итоговый праздник.

2

2

-

Концерт



Итого

144

39

105




Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие

Знакомство. Демонстрация изделий. История возникновения Бисероплетения. Инструменты и материалы, их назначение. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Тема 2. Бисерная азбука. Основные приёмы бисероплетения

Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение). Основные правила при работе с бисером, цветоведение и композиция.

Практическая работа: Техники низания: параллельное плетение, игольчатое.

Тема 3. Петельное плетение: Растения, Насекомые

Основные приёмы бисероплетения петельное плетение. Техника выполнения лепестков, туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.

Практическая работа: Изготовления букета цветов и насекомых.

Тема 4. Параллельное плетение. Плоские фигурки животных

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Анализ моделей.

Практическая работа: Панно «Аквариум». Панно «Домашние животные».

Подготовка основы для панно, составление композиции. Сборка и оформление изделий.

Тема 5. Мастерская Деда Мороза

Практическая работа: Изготовление новогодних сувениров, подарков.

Тема 6. Кукольная мебель

Используя основные приёмы бисероплетения (параллельное, петельное и игольчатое плетение) изготовить предметы для кукольного быта.

Практическая работа: Изготовление мебели (стол, стул, торшер).

Тема 7. Параллельное плетение. Растения, насекомые

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления растений (цветов, листьев, травы): параллельное, петельное плетение. Строение цветка: лепестки, тычинки, листья. Строение насекомых: крылья, усики, лапки, туловище. Анализ моделей.

Практическая работа: Выполнение отдельных элементов. Сборка и оформление изделий.

Тема 8. Плетение на леске. Бижутерия

Плетение в одну нить. Рассказ о разных способах низания бисера в одну нить. Рассмотреть варианты. Подготовить бисер к работе.

Практическая работа: кольца, цепочка с «пупырышками», с «бугорками», с «петельками».

Тема 9. Простые объёмные игрушки

Плетение простых, объёмных игрушек в параллельном плетении. Работа по схемам.

Практическая работа: Насекомые. Животные. Птицы.

Тема 10. Заключительное занятие

Обсуждение результатов выставки, подведение итогов работы за год, награждение.

Тема 11. Итоговый праздник.


Планируемые результаты 1 модуля:

По окончании 1 модуля учащиеся знают:

название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 модуля учащиеся умеют:

организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасной работы инструментами;

под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.



Учебный (тематический) план, 2-й модуль

Цель: Развитие прикладных умений и навыков у учащихся при изготовлении предметов из бисера.

Задачи:

Образовательные

закрепить и обобщить знания и навыки, полученные на первом году обучения;

изучение основных методов и техник работы с бисером;

дифференциация заданий по уровню трудности и индивидуальному темпу усвоения материала;

Развивающие:

развитие внимания, усидчивости, глазомера, мелкой моторики рук;

активизация творческого мышления;

развитие художественного вкуса, цветовосприятия;

Воспитывающие:

развитие эстетического вкуса;

воспитание аккуратности, самостоятельности, творческого отношения к делу;

воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми.


п\п

Название разделы, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)



Всего

Теория

Практика



Вводное занятие

2


2


-


беседа

Опрос

Основные приёмы бисероплетения

2


2


-


беседа

Практическая работа


Раздел I Параллельное плетение

Объёмные изделия


20

4

16

Практическое занятие

Выставка

Мастерская Деда Мороза.

14

2

12

Практическое занятие

Выставка

Растения: цветы, ветка с листьями,

14

2

12

Практическое занятие

Выставка

Раздел II Петельное плетение

14


2


12


Практическое занятие

Выставка

Раздел III Ткачество

14

2

12

Практическое занятие

Выставка

Раздел IV Монастырское плетение

20


4

16

Практическое занятие

Выставка

Раздел V Плетение на леске

20

4

16

Практическое занятие

Выставка

Свободная тема

16

2

14

Практическое занятие

Выставка

Заключительное занятие

2

2


-


Анкетирование

Анализ деятельности

Итоговый праздник.

2

2

-

Концерт



Итого

144

34

110




Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие

Приветствие. Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий, демонстрация изделий, история возникновения бисероплетения, инструменты и материалы, необходимые для работы, организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

Тема 2. Основные приёмы бисероплетения

Подготовительная работа. Принципы работы с бисером. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры. Чтение схем.

Тема 3. Объёмные изделия на основе параллельного плетения

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа: Выполнение животные, птицы, подводный мир, композиционное оформление.

Тема 4. Мастерская Деда Мороза

Практическая работа: Изготовление новогодних сувениров, подарков.

Тема 5. Растения, Цветы

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное плетение. Строение цветка, техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев. Анализ моделей.

Практическая работа: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка и оформление изделий: букет, брошь, панно. Ветка «Яблоневый цвет».

Тема 6. Петельное плетение

Основные приёмы бисероплетения на проволоке из пайеток. Петельное плетение цветов.

Практическая работа: цветы из пайеток, букет «Фиалки».

Тема 7. Ткачество. Тканье на станке

Основные понятия в ткачестве на станке: основа, рабочая нить, их назначение. Приёмы плетения, используемые при ткачестве.

Практическая работа: расчёт нитей основы, натягивание основы, набор бисера в соответствии со схемой, закрепление нитей, снятие работы с рамки, оформление. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.

Тема 8. Монастырское плетение

Плетение двумя иглами. Основные приёмы монастырского плетения, оформление изделия. Выбор бисера, цветовое решение.

Практическая работа: различные подвески, брелоки.

Тема 9. Плетение на леске

Техника низания бисера в украшениях. Рассказ о разных способах низания бисера в одну, две нити. В зависимости от числа нитей, в зависимости от расположения бусин в узоре. Основные понятия: рабочая нить, бусина-связка, ряды. Закрепление нити, лески. Наращивание нити, лески. Рассмотреть варианты. Подготовить бисер к работе.

Практическая работа: цепочки, «фенечки».

Тема 10. Свободная тема.

Тема 11. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.

Тема 12. Итоговый праздник.


Планируемые результаты 2 модуля:

По окончании 2 модуля учащиеся знают:

название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

способы совмещения цветовой гаммы в изделиях;

правила планирования и организации труда.

По окончании 2 модуля учащиеся умеют:

читать схему, чертёж;

соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

самостоятельно выполнять работу по составленному вместе с педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертёж.



Учебный (тематический) план, 3-й модуль

Цель: Создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, при обучении основам бисероплетения.

Задачи:

Образовательные

обучение сложным техникам, технологии бисерного шитья;

совершенствовать навыки работы со схемами, эскизами и шаблонами;

обучение умению варьировать материал и комбинировать в одном изделии различные приёмы плетения.

Развивающие:

формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

развитие познавательной мотивации;

развитие мотивации к творческому труду, работе на результат;

осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Воспитывающие:

воспитание целеустремлённости, аккуратности, самостоятельности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы;

п\п

Название разделы, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)



Всего

Теория

Практика



Вводное занятие

2

2

-


беседа

Опрос

Основные приёмы бисероплетения

2

2

-


беседа

Практическая работа

Раздел I Параллельное плетение

34


6

28

Практическое занятие

Выставка

Раздел II Монастырское плетение

36


6

30

Практическое занятие

Выставка

Раздел III Мозаичное плетение

32


6


26


Практическое занятие

Выставка

Раздел IV Плетение на леске

36


6

30

Практическое занятие

Выставка

Раздел V Французское плетение

22


4

18

Практическое занятие

Выставка

Раздел VI Кирпичное плетение

20


3

17

Практическое занятие

Выставка

Свободная тема

28


4

24

Практическое занятие

Выставка

Заключительное занятие


2

2

-


Анкетирование

Анализ деятельности

Итоговый праздник.

2

2

-

Концерт



Итого

216

43

173




Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Вводное занятие

Приветствие. История возникновения Бисероплетение. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

Тема 2. Основные приёмы бисероплетения

Подготовительные работы: Принцип работы с бисером. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры. Чтение схем. Приёмы низания. Основные понятия: рабочая нить, бусина-связка, ряды. Закрепление нити, лески, проволоки. Наращивание нити, лески, проволоки. Техника низания: В зависимости от числа нитей, в зависимости от расположения бусин в узоре.

Тема 3. Параллельное плетение. Объёмные изделия из бусин и бисера

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных игрушек из бисера и бусинок. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Мастерская Деда Мороза.

Практическая работа: Изготовление игрушек, подарков, новогодних сувениров.

Тема 4. Монастырское плетение

Плетение двумя иглами. Основы монастырского плетения. Основные приёмы плетения фуллеренов, чтение и разбор схем.

Практическая работа: Фуллерены, животные на основе шарика, сумочки – брелоки.

Тема 5. Мозаичное плетение

Мозаика - плотный метод низания. Рассмотреть разные способы мозаичного плетения. Расположение бисерин в изделиях. Знакомство с новыми видами мозаичного плетения. Освоение приёмов мозаичного плетения. Наращивание и закрепление нити.

Практическая работа: Брошь «Фиалка», Заколка «Лилия», Браслет «Арбуз».

Тема 6. Плетение на леске. Бижутерия

Рассказ о разных способах низания бисера в украшениях. Рассмотреть варианты. Определиться с моделью, подготовить бисер к работе.

Практическая работа: брошь, браслет.

Тема 7. Французское плетение

Основные приёмы французской техники бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Техника выполнения лепестков, тычинок, листьев. Анализ моделей.

Практическая работа: Цветочная ветка «Тёплый лёд».

Тема 8. Кирпичное плетение

Кирпичный стежок - используется для изделий сложной формы. Изменение числа бисерин в ряду. Способы плетения кирпичного стежка, убавление и прибавление внутри полотна. Переход с одного ряда на другой. Работа с книгами, схемами.

Практическая работа: Заколка: бантик, цветок, бабочка.

Тема 9. Свободная тема. Декоративные подвески, сувениры

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления брелоков. Выбор бисера, цветовое решение, оформление изделия.

Практическая работа: подвески, сувениры.

Тема 10. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год, награждение.

Тема 11. Итоговый праздник.


Планируемые результаты 3 модуля:

По окончании 3 модуля учащиеся знают:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила планирования и организации труда.

По окончании 3 модуля учащиеся умеют:

выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;

соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

эстетично оформлять изделия;

выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль).



Планируемые результаты освоения образовательной программы:


Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в прикладной деятельности;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Личностные результаты освоения образовательной программы:

формирование эстетических потребностей;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

Предметные результаты освоения образовательной программы:

овладение технологическими приёмами по бисероплетению;

усвоение правил техники безопасности;

приобретение навыков самообслуживания;

приобретение практических умений при работе с бисером, проволокой, иглами;

использование полученного личного опыта в основном учебном процессе и повседневной жизни.



Условия реализации программы:


Материально-техническое обеспечение

Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие следующего:

кабинет;

электроосвещение;

стол однотумбовый – 1 шт., стул – 1 шт.;

столы 4 шт. и стулья не менее 15 шт.;

шкафы для хранения учебных материалов и инструментов – 3 шт.;

витрина для демонстрации готовых работ – 1 шт.;

канцелярские принадлежности: ручка, карандаши, ластик.

Соединительный материал: клей момент ПВА, клей-карандаш, скотч, зубочистки, булавки, скрепки.

Инструменты для бисероплетения:

ножницы,

салфетки – 15 шт.,

бокорезы,

круглогубцы,

плоскогубцы.

Для реализации программы каждый учащийся имеет индивидуальный набор для работы. Индивидуальные наборы приобретают родители учащихся.

бисер и бусины разных цветов и размеров,

контейнер для хранения бисера и бусин,

иглы для бисероплетения;

проволока металлическая для бисероплетения 0,3 мм; 0,2 мм; 0,4 мм, 1 мм;

проволока для каркаса

леска и мононить;

крепкая нить;

фурнитура для бижутерии.

Декоративный материал: пайетки, стразы, пуговицы и др.



Информационно-методические материалы, литература

Дидактические материалы:

образцы изделий, выполненные в разных техниках бисероплетения;

книги по бисероплетению - 10 шт., журналы по бисероплетению – 10 шт.;

папки со схемами плетения:

параллельное плетение: животные плоское, объёмное плетение – 4 шт.;

параллельное плетение: подводный мир, – 1 шт.;

параллельное плетение: птицы, – 1 шт.;

параллельное плетение: транспорт - 1 шт.;

параллельное плетение: растения, цветы – 1 шт.;

параллельное плетение: мебель – 1 шт.;

бижутерия: шейное украшение, браслеты, кольца, серьги, броши – 5 шт.;

монастырское плетение – 2 шт.;

мозаичное, кирпичное плетение – 1 шт.;

плетение из пайеток – 1 шт.;



Формы аттестации/контроля и оценочные материалы


Система оценивания предусматривает следующие виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Для оценки достигнутых результатов обучения, разработана мониторинговая система. Оценочная деятельность проводится по шкале от 1 до 3 баллов, чему соответствует низкий, средний и высокий уровень результатов образовательной деятельности. Результаты фиксируются в мониторинговых картах на каждого учащегося, и определяется конечный результат по объединению в процентном отношении.

Низкий уровень - в основном понимает изучаемые темы, но не чётко формулирует свои мысли, отвечает с помощью наводящих вопросов. Работы выполняет неаккуратно, нуждается в помощи педагога.

Средний уровеньпрочное усвоение изучаемого материала, отвечает на вопросы уверенно, делает правильные выводы, говорит ясно и связно. Владеет практическими знаниями и умениями. С помощью педагога изготавливает художественные изделия по готовым схемам. Представляет работы на городскую выставку.

Высокий уровень - глубокие знания изученного материала, отвечает на вопросы чётко, логично формулирует свои мысли. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство учащиеся вкладывает в свою работу. Он способен самостоятельно ставить задачи и выбирать оригинальные способы их решения. Участвует в выставках и конкурсах.


Мониторинговая карта


Компетентности


Самоменджмент

Коммуникативная

Информационная

ФИО

начало года

январь

конец года

начало года

январь

конец года

начало года

январь

конец года

1










2










низкий

средний

высокий










Уровни развития воспитанников: Самоменджемент

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

--целеполагание и планирование деятельности выстраивает только с помощью педагога

-применение технологии изготовления, шаги по решению проблемы выстраивает только с помощью педагога, рефлексия развита слабо


-целеполагание и планирование деятельности выстраивает частично самостоятельно, а также с помощью педагога

-применение технологии изготовления, шаги по решению проблемы выстраивает и воспроизводит как с помощью педагога, так и самостоятельно, частично может сравнивать продукт деятельности, с помощью педагога может провести оценку собственного продвижения

-самостоятельно объясняет, с какой позиции он приступает к решению проблемы, выстраивает хронологическую последовательность, воспроизводит технологии по инструкции или схеме, оценивает продукт своей деятельности, называет мотивы своих действий

Коммуникативная компетентность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Потребность в саморазвитии проявляет слабо, не проявляет инициативу, раскрыть тему может только с помощью наводящих вопросов педагога.


Воспитанник частично отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога, с помощью педагога участвует в процедуре группового обсуждения, предлагая свою идею


Начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, отвечает и задаёт вопросы в соответствии целью и форматом диалога, самостоятельно следует заданной процедуре группового обсуждения, предлагает идею, разъясняет её, аргументирует своё отношение к идеям группы

Информационная компетентность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Для решения поставленной задачи не использует источник информации, не умеет излагать полученную информацию

Частично проводит наблюдение по плану в соответствии с поставленной задачей, воспринимает основное содержание фактической информации в диалоге, иногда задаёт вопросы, указывая на недостаточность информации или своё непонимание информации

Проводит наблюдение по плану в соответствии с поставленной задачей, воспринимает основное содержание фактической информации в диалоге, определяет основную мысль, отношение к событиям, задает вопросы, выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи



Список литературы для педагога


biCer.ru  - коллекция бесплатных схем изделий из бисера [Интернет-ресурс]. Код доступа: http://bicer.ru/.

biser.info - все о бисере и бисерном творчестве [Интернет-ресурс]. Код доступа: http://biser.info

Бедина М.В., Зверева М.В. Скульптура из бисера./М. В. Бедина, М. В. Зверева [Текст] - М.: «Фактор-Друк». – 95 с., ил.

Бисерок – бисер и бисероплетение [Интернет-ресурс]. Код доступа: https://biserok.org

Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Изд. 3-е, исп. и доп. / Л. А. Божко, [Текст]- М.: Мартин, 2006.- 168 с., ил.

Конышева Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Технология»: Художественно-конструкторская деятельность: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование /Н.М. Конышева [Текст]- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 56 с.

Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. /Н.М. Конышева [Текст] - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 48 с.

Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М.Конышева [Текст]- Смоленск: ООО Издательство Ассоциация XXI век, 2009. – 119 с.

Латвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) /Э.Н.Латвинец [Текст]. //Коси коса… 1992, № 2, с. 3-44.

Страна мастеров – творчество для детей и взрослых [Интернет-ресурс]. Код доступа: https://stranamasterov.ru.

Тейнор Т. Украшаем пасхальные яйца: Практическое руководство/Сост. О.М.Климова. /Т.Тейнор [Текст]– М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 32 с.: ил. – (Новые идеи)

Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. Плетем объемные игрушки из бисера./ Т.Б. Ткаченко К.И. Стародуб [Текст]- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 64 с. (Сказочный мир бисера)

Шнайдер З. Л. Волшебные цветы из бисера. / З. Л. Шнайдер [Текст] – 160 с. Ил.

Ярмарка Мастеров и livemaster [Интернет-ресурс]. Код доступа: https://www.livemaster.ru.



Список литературы для учащихся


Артамонова Е.В. «Украшения и сувениры из бисера». – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 240 с.

Артамонова Е.В. «Украшения из бисера». – М.: Эскимо, 2009. – 64 с.: ил.

Белов Н.В. «Фигурки из бисера»/Авт.-сост. Н.В.Белов. – Минск: Харвест 2007. – 144 с.: ил.

Бернхем Стефани. «100 оригинальных украшений из бисера» Колье, браслеты, броши, серьги. ООО «Торговый дом» Издательство «Мир книги» - 2006 г. – 144 с.

Божко Л.А. «Бисер». Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: «Мартин», 2005. – 120 с., ил.

Виноградова Е.Г. «Цветы из бисера» / Е.Г.Виноградова - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 31 с.: ил.

Журнал «Чудесные мгновения»: № 7-8 2007 г.; № 4 2008 г.; № 5 2009 г.

Квитковская И.Г. Магия бисера [Текст]/И.Г.Квитковская. – М.: Мой мир, 2008. – 96 с.: цв.ил.

Лукашова И.А. «Бисер» , 120 с. Ил.

Лындина Ю. «Игрушечки из бисера» Издательство «Культура» и традиции» 2006 г. – 80 с.

Ляукина М.В. Стильные штучки из бисера. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 120 с.: ил. – (Ручная работа)

Морас Ингрид «Объемные фигурки из бисера. Зверушки, птицы, бабочки». 192 с.

Ницше Николь. Удивительные зверюшки: плетем из бисера./ Николь Ницше. Перевод с немецкого М.Седовой. – Москва: «Контэнт», 2015. – 56 с.

Петрунькина А. «Фенечки из бисера». – СПб., Кристалл; 292 стр., ил.

Романова Л.А. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц/ Л.А. Романова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 155с.: ил.

Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. «Плетем деревья из бисера»./ Т.Б. Ткаченко К.И. Стародуб - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с.

Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. «Плетем цветы из бисера». Кн. 2/ Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с.

Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. «Сказочный мир бисера» плетение на проволоке. Книга 2. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с. И цв. ил.



22


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.