Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Марья-искусница» (бисероплетение)
Пояснительная записка
Образовательная программа «Марья-искусница» соответствует действующим нормативным документам образовательного учреждения, государственным программным документам. Нормативно-правовую базу образовательной программы составляют:
Федеральный уровень.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного образования детей);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее – Федеральный приоритетный проект)).
Региональный уровень:
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области».
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
Основания для проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН).
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
- Образовательная программа МАУ ДО ЦВР «Факел» на 2019-2020г., утверждена приказом № 106 от 26.06.2019г.
- Устав учреждения МАУ ДО ЦВР «Факел», утвержден приказом № 370 от 23.12.2015г
Основные идеи.
Образовательная программа «Марья-искусница» имеет художественную направленность, по уровню освоения базовая.
Актуальность образовательной программы обусловлена востребованностью программы среди детей. Она способствует удовлетворению познавательной активности детей и основывается на практической деятельности. Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года от 4.09.14 г). В ней отмечается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у учащихся мотивацию к познанию, творчеству, труду.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы заключается в том, что программа даёт возможность изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, мозаика, вышивка), и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне. В процессе работы у воспитанников происходит развитие творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5-15 лет, она адресована учащимся, разного возраста, не имеющим начальной художественной подготовки. К обучению допускаются все желающие. Количество учащихся в группе: от 13 до 15 человек.
Индивидуальные особенности учащихся. В дошкольном и младшем школьном возрасте процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития основывается на предметно-практической деятельности. Продуктивная предметная деятельность на дополнительных занятиях является основой формирования познавательных способностей, все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и так далее) предстают в наглядном виде, а значит, становятся более понятными для учащихся.
Ведущим видом деятельности подростков является общение, они нуждаются в социальном признании, которое выражается в форме «я умею, «я смогу», «я достигну». В этом возрасте они готовы демонстрировать свои возможности и умения. Через творчество подростки преодолевают свои проблемы, реализуют свой жизненный опыт, утверждают позитивное в своей жизни, учатся создавать прекрасные и полезные вещи, с использованием всех изученных техник бисероплетения при выполнении индивидуальных изделий.
Уровень и длительность обучения, для каждого учащегося определяется индивидуально (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, практических возможностей).
Сроки реализации программы. Программа разработана на три года обучения, предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования и рассчитана на поэтапное освоение материала.
Продолжительность учебного курса 504 часа, из них:
1 модуль (стартовый): 144 часа в год,
2 модуль (базовый): 144 часа в год,
3 модуль (продвинутый): 216 часов в год.
Распределение учебного времени:
1 модуль - 2 группа (13-15 человек), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,0 часа,
2 модуль - 2 группы (13-15 человек), занятия проводятся 2 раза в неделю по 2.0 часа,
3 модуль - 1 группа (13-15 человек), занятия проводятся 3 раза в неделю по 2,0 ч.
Общеобразовательная, общеразвивающая программа «Марья-искусница» разработана на основе программ по бисероплетению «Бисероплетение» Никитенко Е.А., «Волшебная нить», Сидоркина Н.В., и в соответствии с образовательной программой «Технология» 5–8 классы под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, и определяет содержание и организацию образовательного процесса по бисероплетению.
Выделяются три уровня усвоения материала:
1 уровень (стартовый): 144 часа в год. Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. На этом этапе формируются начальные знания, умения и навыки. Происходит ознакомление учащихся с материалами и инструментами; обучение чтению схем плетения; формирование основных навыков работы. Изучение простых техник бисероплетения. Показателем практических умений и навыков является правильное и аккуратное выполнение работ. Первичный опыт участия в представлении своего изделия.
2 уровень (базовый): 144 часа в год. Для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом, осуществляется отработка полученных практических навыков. Учащиеся изготавливают изделия по готовым схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в работе. Для успешного решения воспитательных задач, укрепления интереса к учебной деятельности осуществляется дифференциация заданий по уровню их трудности и индивидуальному темпу усвоения материала. По окончании обучения на этом уровне учащиеся представляют работы на итоговую выставку.
3 уровень (продвинутый): 216 часов в год. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство учащиеся вкладывают в работу. Они способны самостоятельно ставить задачи и выбирать оригинальные способы их решения. Участвуют в выставках различного уровня. На третьем году обучения учащимся предлагается творческая проектная деятельность, предполагающая вовлечение обучающегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы. Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.
Образовательные и учебные форматы
Форма обучения: очная, групповая.
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий, практикумы.
Виды деятельности: коммуникативная (беседа); продуктивная (изготовление творческого продукта); трудовая (коллективная работа, дежурство).
Педагогические технологии: проектная, проблемная, разноуровневая, развивающая.
Формы и режим занятий: Программа предлагает индивидуальную и групповую форму работы, участие в выставках различного уровня. Основной формой организации учебного процесса являются практические занятия – творческая мастерская. Неотъемлемой частью образовательного процесса является постоянно действующая выставка. Состав групп, разновозрастной, темп восприятия учебного материала, динамика и качество выполнения заданий зависит от возрастных и психофизических особенностей ребёнка. Для создания комфортных условий для обучения, каждому ребёнку даются индивидуальные, посильные для него, задания. Индивидуальный подход создаёт благоприятные условия для развития познавательных сил, активности и способностей каждого участника объединения.
Занятия по бисероплетению способствуют: развитию математических представлений (ориентировка на плоскости, счёт); умственному развитию (абстрактное и логическое мышление); сенсорному развитию (цветовое восприятие); физическому развитию (координации движений рук, глазомера, усидчивости, терпения); трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию. Развитая мелкая моторика пальцев рук, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Бисероплетение требует ловких действий, так же в процессе работы ученику необходимо запомнить последовательность изготовления, приёмы и способы выполнения изделий – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации программы. Одним из показателей эффективной реализации программы являются участие учащихся в выставках различного уровня (городской, областной, всероссийский). Участие в конкурсах «Стильные штучки» с защитой творческих проектов.
Цель и задачи программы
В «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 г.» в главе 5.18 о гражданском обществе среди задач развития стоит задача обеспечения работы «социальных лифтов», в том числе содействие в обеспечении продвижения человека на основе его способностей, таланта и потенциала для достижения социального благополучия.
Цель программы: способствовать развитию творческих способностей ребёнка путём реализации его возрастных интересов, способностей при помощи освоения искусства бисероплетения.
Задачи:
Обучающие:
овладение знаниями, умениями и навыками в бисероплетении.
Развивающие:
развитие творческих способностей, художественного вкуса и воображения;
развитие таких качеств как аккуратность, усидчивость, художественно-образное мышление;
Воспитательные:
ценностно-ориентированное воспитание в отношении результатов труда своего и своих товарищей;
формирование умения работать в коллективе.
Содержание образовательной программы:
Учебный (тематический) план, 1-й модуль
Цель: обучить основным навыкам работы с бисером, способам плетения, соблюдая последовательность выполнения всех операций.
Задачи:
Образовательные
ознакомление с материалами, инструментами, специальной терминологией;
обучение чтению схем плетения;
обучение практическим приёмам работы с бисером.
Развивающие:
развитие внимания, усидчивости, глазомера, мелкой моторики рук;
развитие умения работать в соответствии с инструкцией взрослого;
развитие умения организовывать рабочее место.
Воспитывающие:
воспитание аккуратности, терпения и настойчивости;
воспитание заботливого отношения к близким людям.
№ п\п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
| | Всего | Теория | Практика | | |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | Беседа | Наблюдение | |
Бисерная азбука. Основные приёмы бисероплетения | 2 | 2 | - | Беседа | Практическая работа | |
Раздел I Петельное плетение | 12 | 2 | 10 | Практическое занятие | Выставка | |
| Раздел II Параллельное плетение - плоское | |||||
Плоские фигурки животных | 36 | 6 | 30 | Практическое занятие | Выставка | |
Мастерская Деда Мороза. | 16 | 4 | 12 | Практическое занятие | Выставка | |
Кукольная мебель | 16 | 4 | 12 | Практическое занятие | Выставка | |
Цветы, насекомые | 16 | 5 | 11 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел III Плетение на леске | 20 | 5 | 15 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел IV Параллельное плетение – объёмное | 20 | 5 | 15 | Практическое занятие | Выставка | |
Заключительное занятие | 2 | 2 | - | анкетирование | Анализ деятельности | |
Итоговый праздник. | 2 | 2 | - | Концерт | | |
| Итого | 144 | 39 | 105 | | |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство. Демонстрация изделий. История возникновения Бисероплетения. Инструменты и материалы, их назначение. Организация рабочего места. Техника безопасности.
Тема 2. Бисерная азбука. Основные приёмы бисероплетения
Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение). Основные правила при работе с бисером, цветоведение и композиция.
Практическая работа: Техники низания: параллельное плетение, игольчатое.
Тема 3. Петельное плетение: Растения, Насекомые
Основные приёмы бисероплетения петельное плетение. Техника выполнения лепестков, туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Практическая работа: Изготовления букета цветов и насекомых.
Тема 4. Параллельное плетение. Плоские фигурки животных
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Анализ моделей.
Практическая работа: Панно «Аквариум». Панно «Домашние животные».
Подготовка основы для панно, составление композиции. Сборка и оформление изделий.
Тема 5. Мастерская Деда Мороза
Практическая работа: Изготовление новогодних сувениров, подарков.
Тема 6. Кукольная мебель
Используя основные приёмы бисероплетения (параллельное, петельное и игольчатое плетение) изготовить предметы для кукольного быта.
Практическая работа: Изготовление мебели (стол, стул, торшер).
Тема 7. Параллельное плетение. Растения, насекомые
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления растений (цветов, листьев, травы): параллельное, петельное плетение. Строение цветка: лепестки, тычинки, листья. Строение насекомых: крылья, усики, лапки, туловище. Анализ моделей.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов. Сборка и оформление изделий.
Тема 8. Плетение на леске. Бижутерия
Плетение в одну нить. Рассказ о разных способах низания бисера в одну нить. Рассмотреть варианты. Подготовить бисер к работе.
Практическая работа: кольца, цепочка с «пупырышками», с «бугорками», с «петельками».
Тема 9. Простые объёмные игрушки
Плетение простых, объёмных игрушек в параллельном плетении. Работа по схемам.
Практическая работа: Насекомые. Животные. Птицы.
Тема 10. Заключительное занятие
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов работы за год, награждение.
Тема 11. Итоговый праздник.
Планируемые результаты 1 модуля:
По окончании 1 модуля учащиеся знают:
название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
По окончании 1 модуля учащиеся умеют:
организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасной работы инструментами;
под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.
Учебный (тематический) план, 2-й модуль
Цель: Развитие прикладных умений и навыков у учащихся при изготовлении предметов из бисера.
Задачи:
Образовательные
закрепить и обобщить знания и навыки, полученные на первом году обучения;
изучение основных методов и техник работы с бисером;
дифференциация заданий по уровню трудности и индивидуальному темпу усвоения материала;
Развивающие:
развитие внимания, усидчивости, глазомера, мелкой моторики рук;
активизация творческого мышления;
развитие художественного вкуса, цветовосприятия;
Воспитывающие:
развитие эстетического вкуса;
воспитание аккуратности, самостоятельности, творческого отношения к делу;
воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми.
№ п\п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
| | Всего | Теория | Практика | | |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа | Опрос | |
Основные приёмы бисероплетения | 2 | 2 | - | беседа | Практическая работа | |
| Раздел I Параллельное плетение | |||||
Объёмные изделия | 20 | 4 | 16 | Практическое занятие | Выставка | |
Мастерская Деда Мороза. | 14 | 2 | 12 | Практическое занятие | Выставка | |
Растения: цветы, ветка с листьями, | 14 | 2 | 12 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел II Петельное плетение | 14 | 2 | 12 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел III Ткачество | 14 | 2 | 12 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел IV Монастырское плетение | 20 | 4 | 16 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел V Плетение на леске | 20 | 4 | 16 | Практическое занятие | Выставка | |
Свободная тема | 16 | 2 | 14 | Практическое занятие | Выставка | |
Заключительное занятие | 2 | 2 | - | Анкетирование | Анализ деятельности | |
Итоговый праздник. | 2 | 2 | - | Концерт | | |
| Итого | 144 | 34 | 110 | | |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Приветствие. Цель и задачи объединения, режим работы, план занятий, демонстрация изделий, история возникновения бисероплетения, инструменты и материалы, необходимые для работы, организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Тема 2. Основные приёмы бисероплетения
Подготовительная работа. Принципы работы с бисером. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры. Чтение схем.
Тема 3. Объёмные изделия на основе параллельного плетения
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа: Выполнение животные, птицы, подводный мир, композиционное оформление.
Тема 4. Мастерская Деда Мороза
Практическая работа: Изготовление новогодних сувениров, подарков.
Тема 5. Растения, Цветы
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное плетение. Строение цветка, техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка и оформление изделий: букет, брошь, панно. Ветка «Яблоневый цвет».
Тема 6. Петельное плетение
Основные приёмы бисероплетения на проволоке из пайеток. Петельное плетение цветов.
Практическая работа: цветы из пайеток, букет «Фиалки».
Тема 7. Ткачество. Тканье на станке
Основные понятия в ткачестве на станке: основа, рабочая нить, их назначение. Приёмы плетения, используемые при ткачестве.
Практическая работа: расчёт нитей основы, натягивание основы, набор бисера в соответствии со схемой, закрепление нитей, снятие работы с рамки, оформление. Пошаговый разбор схемы изделия, выделение повторяющихся элементов, проговаривание этапов изготовления изделия.
Тема 8. Монастырское плетение
Плетение двумя иглами. Основные приёмы монастырского плетения, оформление изделия. Выбор бисера, цветовое решение.
Практическая работа: различные подвески, брелоки.
Тема 9. Плетение на леске
Техника низания бисера в украшениях. Рассказ о разных способах низания бисера в одну, две нити. В зависимости от числа нитей, в зависимости от расположения бусин в узоре. Основные понятия: рабочая нить, бусина-связка, ряды. Закрепление нити, лески. Наращивание нити, лески. Рассмотреть варианты. Подготовить бисер к работе.
Практическая работа: цепочки, «фенечки».
Тема 10. Свободная тема.
Тема 11. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год.
Тема 12. Итоговый праздник.
Планируемые результаты 2 модуля:
По окончании 2 модуля учащиеся знают:
название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
способы совмещения цветовой гаммы в изделиях;
правила планирования и организации труда.
По окончании 2 модуля учащиеся умеют:
читать схему, чертёж;
соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
самостоятельно выполнять работу по составленному вместе с педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертёж.
Учебный (тематический) план, 3-й модуль
Цель: Создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, при обучении основам бисероплетения.
Задачи:
Образовательные
обучение сложным техникам, технологии бисерного шитья;
совершенствовать навыки работы со схемами, эскизами и шаблонами;
обучение умению варьировать материал и комбинировать в одном изделии различные приёмы плетения.
Развивающие:
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
развитие познавательной мотивации;
развитие мотивации к творческому труду, работе на результат;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Воспитывающие:
воспитание целеустремлённости, аккуратности, самостоятельности,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы;
№ п\п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
| | Всего | Теория | Практика | | |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа | Опрос | |
Основные приёмы бисероплетения | 2 | 2 | - | беседа | Практическая работа | |
Раздел I Параллельное плетение | 34 | 6 | 28 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел II Монастырское плетение | 36 | 6 | 30 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел III Мозаичное плетение | 32 | 6 | 26 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел IV Плетение на леске | 36 | 6 | 30 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел V Французское плетение | 22 | 4 | 18 | Практическое занятие | Выставка | |
Раздел VI Кирпичное плетение | 20 | 3 | 17 | Практическое занятие | Выставка | |
Свободная тема | 28 | 4 | 24 | Практическое занятие | Выставка | |
Заключительное занятие | 2 | 2 | - | Анкетирование | Анализ деятельности | |
Итоговый праздник. | 2 | 2 | - | Концерт | | |
| Итого | 216 | 43 | 173 | | |
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие
Приветствие. История возникновения Бисероплетение. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Тема 2. Основные приёмы бисероплетения
Подготовительные работы: Принцип работы с бисером. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры. Чтение схем. Приёмы низания. Основные понятия: рабочая нить, бусина-связка, ряды. Закрепление нити, лески, проволоки. Наращивание нити, лески, проволоки. Техника низания: В зависимости от числа нитей, в зависимости от расположения бусин в узоре.
Тема 3. Параллельное плетение. Объёмные изделия из бусин и бисера
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных игрушек из бисера и бусинок. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Мастерская Деда Мороза.
Практическая работа: Изготовление игрушек, подарков, новогодних сувениров.
Тема 4. Монастырское плетение
Плетение двумя иглами. Основы монастырского плетения. Основные приёмы плетения фуллеренов, чтение и разбор схем.
Практическая работа: Фуллерены, животные на основе шарика, сумочки – брелоки.
Тема 5. Мозаичное плетение
Мозаика - плотный метод низания. Рассмотреть разные способы мозаичного плетения. Расположение бисерин в изделиях. Знакомство с новыми видами мозаичного плетения. Освоение приёмов мозаичного плетения. Наращивание и закрепление нити.
Практическая работа: Брошь «Фиалка», Заколка «Лилия», Браслет «Арбуз».
Тема 6. Плетение на леске. Бижутерия
Рассказ о разных способах низания бисера в украшениях. Рассмотреть варианты. Определиться с моделью, подготовить бисер к работе.
Практическая работа: брошь, браслет.
Тема 7. Французское плетение
Основные приёмы французской техники бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Техника выполнения лепестков, тычинок, листьев. Анализ моделей.
Практическая работа: Цветочная ветка «Тёплый лёд».
Тема 8. Кирпичное плетение
Кирпичный стежок - используется для изделий сложной формы. Изменение числа бисерин в ряду. Способы плетения кирпичного стежка, убавление и прибавление внутри полотна. Переход с одного ряда на другой. Работа с книгами, схемами.
Практическая работа: Заколка: бантик, цветок, бабочка.
Тема 9. Свободная тема. Декоративные подвески, сувениры
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления брелоков. Выбор бисера, цветовое решение, оформление изделия.
Практическая работа: подвески, сувениры.
Тема 10. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год, награждение.
Тема 11. Итоговый праздник.
Планируемые результаты 3 модуля:
По окончании 3 модуля учащиеся знают:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила планирования и организации труда.
По окончании 3 модуля учащиеся умеют:
выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
эстетично оформлять изделия;
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль).
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Метапредметные результаты освоения образовательной программы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в прикладной деятельности;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Личностные результаты освоения образовательной программы:
формирование эстетических потребностей;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Предметные результаты освоения образовательной программы:
овладение технологическими приёмами по бисероплетению;
усвоение правил техники безопасности;
приобретение навыков самообслуживания;
приобретение практических умений при работе с бисером, проволокой, иглами;
использование полученного личного опыта в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие следующего:
кабинет;
электроосвещение;
стол однотумбовый – 1 шт., стул – 1 шт.;
столы 4 шт. и стулья не менее 15 шт.;
шкафы для хранения учебных материалов и инструментов – 3 шт.;
витрина для демонстрации готовых работ – 1 шт.;
канцелярские принадлежности: ручка, карандаши, ластик.
Соединительный материал: клей момент ПВА, клей-карандаш, скотч, зубочистки, булавки, скрепки.
Инструменты для бисероплетения:
ножницы,
салфетки – 15 шт.,
бокорезы,
круглогубцы,
плоскогубцы.
Для реализации программы каждый учащийся имеет индивидуальный набор для работы. Индивидуальные наборы приобретают родители учащихся.
бисер и бусины разных цветов и размеров,
контейнер для хранения бисера и бусин,
иглы для бисероплетения;
проволока металлическая для бисероплетения 0,3 мм; 0,2 мм; 0,4 мм, 1 мм;
проволока для каркаса
леска и мононить;
крепкая нить;
фурнитура для бижутерии.
Декоративный материал: пайетки, стразы, пуговицы и др.
Информационно-методические материалы, литература
Дидактические материалы:
образцы изделий, выполненные в разных техниках бисероплетения;
книги по бисероплетению - 10 шт., журналы по бисероплетению – 10 шт.;
папки со схемами плетения:
параллельное плетение: животные плоское, объёмное плетение – 4 шт.;
параллельное плетение: подводный мир, – 1 шт.;
параллельное плетение: птицы, – 1 шт.;
параллельное плетение: транспорт - 1 шт.;
параллельное плетение: растения, цветы – 1 шт.;
параллельное плетение: мебель – 1 шт.;
бижутерия: шейное украшение, браслеты, кольца, серьги, броши – 5 шт.;
монастырское плетение – 2 шт.;
мозаичное, кирпичное плетение – 1 шт.;
плетение из пайеток – 1 шт.;
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система оценивания предусматривает следующие виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Для оценки достигнутых результатов обучения, разработана мониторинговая система. Оценочная деятельность проводится по шкале от 1 до 3 баллов, чему соответствует низкий, средний и высокий уровень результатов образовательной деятельности. Результаты фиксируются в мониторинговых картах на каждого учащегося, и определяется конечный результат по объединению в процентном отношении.
Низкий уровень - в основном понимает изучаемые темы, но не чётко формулирует свои мысли, отвечает с помощью наводящих вопросов. Работы выполняет неаккуратно, нуждается в помощи педагога.
Средний уровень – прочное усвоение изучаемого материала, отвечает на вопросы уверенно, делает правильные выводы, говорит ясно и связно. Владеет практическими знаниями и умениями. С помощью педагога изготавливает художественные изделия по готовым схемам. Представляет работы на городскую выставку.
Высокий уровень - глубокие знания изученного материала, отвечает на вопросы чётко, логично формулирует свои мысли. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство учащиеся вкладывает в свою работу. Он способен самостоятельно ставить задачи и выбирать оригинальные способы их решения. Участвует в выставках и конкурсах.
Мониторинговая карта
| Компетентности | ||||||||||
| Самоменджмент | Коммуникативная | Информационная | ||||||||
ФИО | начало года | январь | конец года | начало года | январь | конец года | начало года | январь | конец года | ||
1 | | | | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | | | ||
низкий средний высокий | | | | | | | | | |
Уровни развития воспитанников: Самоменджемент
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
--целеполагание и планирование деятельности выстраивает только с помощью педагога -применение технологии изготовления, шаги по решению проблемы выстраивает только с помощью педагога, рефлексия развита слабо | -целеполагание и планирование деятельности выстраивает частично самостоятельно, а также с помощью педагога -применение технологии изготовления, шаги по решению проблемы выстраивает и воспроизводит как с помощью педагога, так и самостоятельно, частично может сравнивать продукт деятельности, с помощью педагога может провести оценку собственного продвижения | -самостоятельно объясняет, с какой позиции он приступает к решению проблемы, выстраивает хронологическую последовательность, воспроизводит технологии по инструкции или схеме, оценивает продукт своей деятельности, называет мотивы своих действий |
Коммуникативная компетентность
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Потребность в саморазвитии проявляет слабо, не проявляет инициативу, раскрыть тему может только с помощью наводящих вопросов педагога. | Воспитанник частично отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога, с помощью педагога участвует в процедуре группового обсуждения, предлагая свою идею | Начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, отвечает и задаёт вопросы в соответствии целью и форматом диалога, самостоятельно следует заданной процедуре группового обсуждения, предлагает идею, разъясняет её, аргументирует своё отношение к идеям группы |
Информационная компетентность
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Для решения поставленной задачи не использует источник информации, не умеет излагать полученную информацию | Частично проводит наблюдение по плану в соответствии с поставленной задачей, воспринимает основное содержание фактической информации в диалоге, иногда задаёт вопросы, указывая на недостаточность информации или своё непонимание информации | Проводит наблюдение по плану в соответствии с поставленной задачей, воспринимает основное содержание фактической информации в диалоге, определяет основную мысль, отношение к событиям, задает вопросы, выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи |
Список литературы для педагога
biCer.ru - коллекция бесплатных схем изделий из бисера [Интернет-ресурс]. Код доступа: http://bicer.ru/.
biser.info - все о бисере и бисерном творчестве [Интернет-ресурс]. Код доступа: http://biser.info
Бедина М.В., Зверева М.В. Скульптура из бисера./М. В. Бедина, М. В. Зверева [Текст] - М.: «Фактор-Друк». – 95 с., ил.
Бисерок – бисер и бисероплетение [Интернет-ресурс]. Код доступа: https://biserok.org
Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Изд. 3-е, исп. и доп. / Л. А. Божко, [Текст]- М.: Мартин, 2006.- 168 с., ил.
Конышева Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Технология»: Художественно-конструкторская деятельность: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование /Н.М. Конышева [Текст]- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 56 с.
Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. /Н.М. Конышева [Текст] - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 48 с.
Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М.Конышева [Текст]- Смоленск: ООО Издательство Ассоциация XXI век, 2009. – 119 с.
Латвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) /Э.Н.Латвинец [Текст]. //Коси коса… 1992, № 2, с. 3-44.
Страна мастеров – творчество для детей и взрослых [Интернет-ресурс]. Код доступа: https://stranamasterov.ru.
Тейнор Т. Украшаем пасхальные яйца: Практическое руководство/Сост. О.М.Климова. /Т.Тейнор [Текст]– М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 32 с.: ил. – (Новые идеи)
Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. Плетем объемные игрушки из бисера./ Т.Б. Ткаченко К.И. Стародуб [Текст]- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 64 с. (Сказочный мир бисера)
Шнайдер З. Л. Волшебные цветы из бисера. / З. Л. Шнайдер [Текст] – 160 с. Ил.
Ярмарка Мастеров и livemaster [Интернет-ресурс]. Код доступа: https://www.livemaster.ru.
Список литературы для учащихся
Артамонова Е.В. «Украшения и сувениры из бисера». – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 240 с.
Артамонова Е.В. «Украшения из бисера». – М.: Эскимо, 2009. – 64 с.: ил.
Белов Н.В. «Фигурки из бисера»/Авт.-сост. Н.В.Белов. – Минск: Харвест 2007. – 144 с.: ил.
Бернхем Стефани. «100 оригинальных украшений из бисера» Колье, браслеты, броши, серьги. ООО «Торговый дом» Издательство «Мир книги» - 2006 г. – 144 с.
Божко Л.А. «Бисер». Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: «Мартин», 2005. – 120 с., ил.
Виноградова Е.Г. «Цветы из бисера» / Е.Г.Виноградова - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 31 с.: ил.
Журнал «Чудесные мгновения»: № 7-8 2007 г.; № 4 2008 г.; № 5 2009 г.
Квитковская И.Г. Магия бисера [Текст]/И.Г.Квитковская. – М.: Мой мир, 2008. – 96 с.: цв.ил.
Лукашова И.А. «Бисер» , 120 с. Ил.
Лындина Ю. «Игрушечки из бисера» Издательство «Культура» и традиции» 2006 г. – 80 с.
Ляукина М.В. Стильные штучки из бисера. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 120 с.: ил. – (Ручная работа)
Морас Ингрид «Объемные фигурки из бисера. Зверушки, птицы, бабочки». 192 с.
Ницше Николь. Удивительные зверюшки: плетем из бисера./ Николь Ницше. Перевод с немецкого М.Седовой. – Москва: «Контэнт», 2015. – 56 с.
Петрунькина А. «Фенечки из бисера». – СПб., Кристалл; 292 стр., ил.
Романова Л.А. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц/ Л.А. Романова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 155с.: ил.
Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. «Плетем деревья из бисера»./ Т.Б. Ткаченко К.И. Стародуб - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с.
Ткаченко Т.Б. Стародуб К.И. «Плетем цветы из бисера». Кн. 2/ Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 64 с.
Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. «Сказочный мир бисера» плетение на проволоке. Книга 2. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с. И цв. ил.
22